Авенариус

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Рихард Авенариус (1843-1896) - швейцарский 
философ, один из главных представителей 
эмпириокритицизма. Основные произведения:
"Критика чистого опыта" (1888-1890), "Человеческое 
понятие о мире" (1909), "Философия как мышление о мире 
согласно принципу наименьшей меры силы" (1913). 
Термин "эмпириокритицизм" означает "критика 
опыта". Это является основным содержанием 
эмпириокритицизма, который свою задачу видит в том. 
чтобы очистить опыт. выявить содержание "чистого опыта , 
свободного от посторонних привнесений. Такую операцию 
по очищению опыта совершает философия, в то время как 
конкретные науки постоянно накапливают знания и тем 
самым примешивают к опыту посторонние элементы. По 
мнению Авенариуса, опыт обычно смешан с некоторыми 
посторонними представлениями - апперцепция-ми: 
ценностными (темематологическими) и 
антропоморфическими. Первые представления связаны с 
тем. что мы характеризуем предмет как хороший, красивый и 
т.п., что является лишь нашей оценкой предмета, а не 
отражает его свойств. Ко вторым, антропоморфическим, 
апперцепциям относятся мифологические представления , 
(представления о некоем "Я", живущем в нашем теле), 
антропатические представления (воздействие "страстей душ" 
на телесные движения человека), интеллектуально-
формальные представления Авенариус полагает, что опыт 
состоит из нейтральных элементов, которые им понимаются 
как ощущения. На пути очищения опыта ; Авенариус видит 
препятствие в виде интроекции. под которой понимает 
процесс, когда человек приписывает другим людям 
восприятия окружающих вещей, т.е. опыта и познания, и 
вкладывание этих чувств и мышления в других людей. "И 
эта интроекция есть то, что вообще из находящегося передо 
мной делает находящимся во мне, из составной части 
(реальной) среды составную часть (идеального) мышления, 
из дерева с его механической энергией - явление из той 
материи, из которой сотканы сны [О предмете психологии. 
С. 22]. Таким образом придуманный внутренний мир 
противополагают эмпирическому, миру опыта. Интроекция 
происходит тогда, когда мы помещаем местонахождение 
различных восприятии внутрь других людей, а тем самым - и 
в нас самих. Получается, согласно Авенариусу, удвоение 
мира, при котором возникает иллюзия, что, кроме мира 
вещей, которые непосредственно даны нам в опыте, 
существует еще и мир представлений. которые находятся в 
душе другого человека. Авенариус выступает против этого 
положения, считая, что борется против идеализма. Он 
полагал, что нельзя "удваивать мир". Он писал: "Мозг есть 
ни обиталище, ни местопребывание, ни орудие или орган, ни 
носитель или субстрат мышления. Мышление не есть ни 
обитель, ни повелитель, ни Другая половина или сторона и 
т.п., а также ни продукт, ни физиологическая функция, ни 
даже вообще состояние мозга" [Человеческое понятие о 
мире. С. 52].
Отвергая теорию интроекции, Авенариус выдвигает 
концепцию "принципиальной координации", суть которой 
состоит в том, что признается нерасторжимая связь 
познающего субъекта и среды, т.е. без "субъекта нет 
объекта".
Осуществляя процесс очищения опыта, Авенариус 
выдвинул принцип "наименьшей меры силы". Он писал: "В 
случае присоединения новых впечатлений душа сообщает 
своим представлениям возможно меньшее изменение, или, 
другими словами, после новой апперцепции содержание 
наших представлений оказывается возможно более сходным 
с их содержанием до этой апперцепции. На новую 
апперцепцию душа затрачивает лишь столько сил, сколько 
необходимо, а. в случае множества апперцепции она отдает 
предпочтение той, которая совершает ту же работу с 
меньшей затратой силы" [Философия как мышление о мире 
согласно принципу наименьшей меры сипы.. С. 3].


<<назад Содержание