Бехтерев В. Избранные работы по социальной психологии

ОГЛАВЛЕНИЕ

XIV. ЗАКОН ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ

Закон воспроизведения не составляет закона, относящегося к органическому
миру. Уже в законе ритма или периодичности мы встретились с тем, что
однажды бывшие процессы с течением времени воспроизводятся, хотя и в
несколько измененном виде. Нельзя не вспомнить при этом прекрасных
слов Экклезиаста. С другой стороны, везде и всюду в неорганическом мире
мы имеем возникновение одного, тела из другого со свойственными пос-
леднему отличительными признаками. Пример: планетный мир, имеющий
своего прародителя в солнце. Другой пример - образование кристаллов.

В мире органическом закон воспроизведения проявляется в осуществ-
лении потомства или в биологической наследственности, известной всем и
каждому. С другой стороны, основным свойством раздражительности кле-
точной ткани является тот факт, что после раз происшедшей реакции при
вторичном раздражении подобного же рода реакция осуществляется с гораздо
большей легкостью. Она часто воспроизводится уже при незначительном
внешнем толчке или поводе.

Что касается соотносительной деятельности в форме высших или соче-
тательных рефлексов, то репродуктивные процессы относятся к самым основ-
ным их проявлениям, характеризуясь воспроизведением соответствующих
реакций как двигательных, так и сердечно-сосудистых и секреторных, на
чем здесь нет надобности останавливаться подробно.

Перейдем теперь к оценке закона воспроизведения в надорганическом
мире и будем кратки ввиду ясности самой темы.

Целый ряд данных говорит безусловно в пользу того, что в жизни
обществ огромную роль играет фактор наследственности, но не биологической
или индивидуальной, а так называемой духовной. Под этим названием мы
понимаем то, что унаследывается обществом путем воспитания и преемст-
венности от предков, что переходит к той или иной общественной организации
из прошлого и переходит в виде как бы готовых сложившихся форм обще-
ственной жизни. Сюда относятся прежде всего все богатства сложившейся
в прошлом <духовной> стороны коллектива "*, передающейся потомству от
прошлых поколений, как язык, обычаи, предания, общие понятия и пр., а
также все, что известно под названием установившихся традиций и вообще
уклада общественной жизни.

Когда и при каких условиях сложился обычай, часто никто сказать не
может, даже смысл его нередко утрачивается, и тем не менее обычай покоряет
людей и сохраняет свою силу несмотря даже на полное изменение условий,
под влиянием которых он возник. Примером может служить сожжение
костров в Иванов день, перешедшее к ним от времен язычества, гадания на
святках, рождественские ёлки и т. п.

Не менее стойки традиции в интеллигентном обществе, которые противо-
стоят всяким влияниям моды. Таково ношение столь своеобразной одежды,
как фрак и цилиндр в официальных случаях, и все так называемые светские
обычаи, которые непререкаемо господствуют в интеллигентном обществе
несмотря на всеми сознаваемую их нелепость.

Необходимо далее иметь в виду, что на <духовном> складе общественных
организаций отражаются и все продукты творческой деятельности отдельных
лиц, которые становятся общественным достоянием. Сюда относятся такие
результаты человеческого творчества, как наука, литература и искусства.

287

Вне сомнения, все эти продукты творческой деятельности отдельных лиц,
как мы уже говорили, до известной степени являются отражением общест-
венных настроений и взглядов и в этом отношении они являются как бы
показателем творческой деятельности народов. Но в то же время наука,
литература и искусства являются таким фактором, существование которого
и передача в потомство не могут не отражаться на общественной жизни
народов, как в каждой общественной группе не остаются без влияния на ее
деятельность результаты прошлой умственной работы той же общественной
группы.

Необходимо далее иметь в виду, что на деятельности общества отражается
все духовное имущество, состоящее в приобретениях, которые делает чело-
вечество с каждым шагом своего поступательного движения в области
индустрии, и которые имеют прямое отношение в общественной жизни, как
например, усовершенствование способов сношения людей через пространство,
усовершенствование способов передвижения и пр.

Из вышеизложенного очевидно, какое значение имеет общественная на-
следственность^* для коллективной жизни народов и общественных
организаций.

Без сомнения, эта общественная наследственность является возможной
благодаря передаче путем печатного и устного слова продуктов человеческого
творчества от одного поколения к другому. При этом особую роль в указанном
отношении играет воспитание юношества, но имеет не меньше значения и
простая преемственная передача от одних лиц к другим, которая происходит
везде и всюду в каждой общественной организации, служа основой для
укрепления общественных традиций между ее членами.

Поэтому ничто в общественной жизни не совершается без предшеству-
ющих влияний и ничто не исчезает бесследно . Даже то, что обязано
исключительно личной инициативе, при ближайшем анализе окажется, что
в действительности личная инициатива возникает на общественной потреб-
ности и стоит в несомненной связи с целым рядом других фактов обще-
ственной жизни. Словом, нет ничего такого в общественной жизни, которое
явилось бы совершенно новым и не имеющим своих корней в прошлой
общественной жизни. Самый гений, этот могучий инициатор в человеческом
обществе, является порождением предшествующих биосоциальных условий,
осуществляя свою творческую деятельность при посредстве накопления ма-
териала, годного для его синтетической обработки. Вообще же всякое обще-
ственное развитие сопровождается накоплением коллективного опыта в
результате соответствующей затраты коллективной энергии.

Наоборот, обратное развитие или общественное разложение является
результатом недостаточности или невозможности коллективного опыта
вследствие торможения общественной энергии. Это соответствует биологиче-
скому закону Спенсера, по которому всякое развитие сопровождается накоп-
лением вещества, а разложение сопровождается обратным явлением.

Таким образом всякий шаг в развитии общественности есть результат
предшествующего коллективного опыта "*. Ясно, что закон общественной
наследственности в своей основе включает в себя установление зависимых
отношений между общественными событиями настоящего времени и про-
шедшими. Последний факт состоит в том, что, если произошло то или иное
событие, то за ним обязательно должно обнаружиться при отсутствии каких-
либо задерживающих моментов определенное следствие, представляющее
новые формы общественности.

Особенно убедительным примером общественной наследственности явля-
ется обычай. <Нет правительства более мелочного и деспотичного, нет за-

" Бехтерев В. М. Бессмертие человеческой личности как научная проблема.
288

конодатеяя, строже соблюдаемого и более сурового, чем обычай. Под этим
словом я разумею бесчисленное множество воспринятых старых или новых
привычек, которыми регламентируется частная жизнь не сверху и отвлеченно,
как регламентирует ее закон, а непосредственно и во всех частностях, и
которые обнимают собой все искусственные потребности, все симпатии и
антипатии, особенности нравов и обращения, свойственные в данное время
той или другой стороне> .

Обычай, подобно правительству и законодательству, находится в связи
с религией: он является отпрыском обрядности.

В свое время признавали те или другие предрасположения в больших
общественных группах, часто обозначаемые гением народа. Такие предрас-
положения признавались за народами в отношении грамматических форм,
определенных форм правления, религиозных верований и т. п. Допускалось,
что характеру той или другой нации свойственны одни общественные явления
и вовсе не свойственны другие явления. Так, например, Китай и Япония
признавались странами, которым не свойственны европейские учреждения,
как греческому гению будто бы свойствен политеизм.

Надо однако заметить, что, хотя и неоспоримо, что та или другая нация
имеет свой темперамент и обладает той или иной степенью деловитости,
что зависит от климатических, экономических и иных условий, но неос-
поримо также и то, что все остальное, что характеризует нацию, зависит от
ее общественной жизни и ее уклада, сложившегося веками. Поэтому введение
новых образцов в общественной жизни путем просвещения народных масс
может коренным образом изменить это предрасположение нации или ее
характер, как это мы видим на примере Японии.

Так или иначе, но каждый социальный индивид имеет свою физиономию
и свои личные особенности, которые передаются из поколения в поколение
в качестве доминантных признаков. Это - гений народа, гений его языка,
гений религии. Это - дух партийности, это - характер определенной среды,
ее обычаев и привычек. Словом везде, где имеется определенный коллектив,
мы имеем и определенное коллективное выражение его индивидуальных
качеств. Но все это, если исключить область темперамента и умственного
развития, не прирожденные биологические особенности, а особенности,
приобретаемые путем сложившихся жизненных условий данного сообщества,
которые однако настолько укоренились в нем, что являются признаками,

исследуемыми с особенным постоянством^*.