Ермолин Е. Русская культура. Персоналистская парадигма образовательного процесса

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 2. Структурно-семантические принципы формирования культурологической образовательной парадигмы

2.2. Конкретно-аналитические основания изучения истории русской культуры

2.2.4. Изучение личности как явления культуры

В контексте персоналистского подхода изучение конкретной личности в истории культуры имеет особый смысл. Оно прямо соотносится с той сутью культурно-исторического процесса, которую мы считаем основным предметом постижения в образовательном процессе. Личность - это перекресток идей, настроений, мнений. Однако она обладает внутренней свободой и возможностью осуществлять выбор, она вступает в сложный, напряженный диалог с эпохой, средой и судьбой, с Богом и ближним. Эта самореализация по своей содержательной, нравственной сути не может устареть; в ней часто заключен предельно актуальный смысл, имеющий явное воспитательное значение. Еще и поэтому изучение личности в культуре - важнейшая задача в педагогической, образовательной деятельности.

В качестве примера рассмотрим аспекты изучения личности человека эпохи Просвещения, екатерининского вельможи А.П.Мельгунова.

Мельгунов, во-первых, осмысливается как характерный представитель своей эпохи, ее духовных исканий и культурного синтеза. Это аристократ, приобщившийся к духу Просвещения и посвященный в масонские тайны. Он участвует в дворцовых интригах, терпит поражение, губернаторствует в Малороссии, становится министром - но всюду интересуется культурой, вопросами духа: заводит типографии, театр, вступает в общение с умнейшими людьми эпохи, переводит из французской Энциклопедии.

Во-вторых, деятельность Мельгунова соотносится с краеведческой культурологической проблематикой. Годы правления наместника в Ярославле (1777-1788) отмечены огромными переменами в культурной жизни города. Мельгунов попытался перенести в Ярославль формы столичной культурной жизни. Он воспринял свою задачу не чисто административно и вовсе не пытался ограничиться только установлением введенной в то время Екатериной в России системы государственного управления. Театр, типография, журнал, гимназия и училище, приют для старых и бездомных и система помощи голодающим,- все это как раз выходило за рамки обычного и свидетельствовало об экстраординарном запросе и замысле наместника, строившего заново культуру своей столицы. Время Мельгунова - уникальный исторический момент в ярославской истории. Эта эпоха высочайшего культурного расцвета была обеспечена инициативой властей. И еще точнее: власть и культура в ее высших выражениях в это время совпали.

Вера, закон, милосердие - краеугольные камни мельгуновской политики, на которых он старался поставить мир, забывший о том, что власть бывает справедливой и милосердной. Власть, по Мельгунову, реализовала себя не путем деспотического принуждения, а на основе концепции просвещенного монархизма. Она опирается на идею общественного договора, согласия сословий - и на идеал масонского «рая» - общества мира, справедливости и любви.

Изучение деятельности Мельгунова раскрывает и реальную роль в культуре русского масонства. Дом призрения стал местом, где собиралась масонская ложа, учрежденная наместником. Д.Кореневым были написаны портреты главных благотворителей - наместника, его сподвижников, ярославских дворян. Масонская символика очевидна на портрете Мельгунова. Заветный Грааль масонов - храм Соломона, храм высшей Мудрости - помещен здесь в своего рода медальон, картину в картине - и соотнесен с изображенным на чертеже, который лежит на столе, Домом призрения. Едва ли не каждый из кореневских портретов представляет собой светскую «масонскую икону». Это - изображение масона-подвижника, человека безупречно верного, благородного, бескорыстного, благожелательного, знающего истину и умудренного ею.

Принципиальный момент в жизни человека, который следует фиксировать при изучении личности, - дни и часы ответственных жизненных решений. Они обнажают душу, раскрывают человеческую суть, дают пищу уму и сердцу учащихся. В жизни Мельгунова случились две ситуации радикального выбора. Одна - во время дворцового переворота, который привел к власти Екатерину. Мельгунов сохранил верность Петру III и заплатил за это опалой. Вторая - когда он был назначен организатором ссылки из России в Данию семейства Брауншвейгских принцев, пребывавшего в заточении в Холмогорах. Наместник не пытался извлечь из происходящего политическую выгоду. Он обнаружил гуманный нрав и постарался, сколько мог, облегчить судьбу принцев, которым выпала такая нелегкая участь.

Выводы. Осмысление конкретно-аналитических оснований изучения истории русской культуры приводит к необходимости четкого определения предмета (памятник культуры) и метода (герменевтика) анализа; обоснован план анализа и выделили основные уровни конкретного анализа в образовательном процессе (личность, культурный тип, символ, ритуал, миф) в персоналистской перспективе. Учебная работа с любым из этих уровней неизбежно актуализирует и многие другие уровни. Так достигается полное, многостороннее исследование русской культуры в учебном процессе.