Засосов Д.А., Пызин В.И. Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов

ОГЛАВЛЕНИЕ

ШКОЛА, ГИМНАЗИЯ, УНИВЕРСИТЕТ (ПРИМЕЧАНИЯ)

Попечение о народном образовании было обязанностью городского общественного управления. Около 80% расхода Петербурга на народное образование шло на начальные школы. В 1903 г., по случаю 200-летия Петербурга, плата за обучение в них была отменена. К 1 января 1907 г. в Петербурге насчитывалось 332 городских школы, в которых обучалось свыше 35 тыс. учащихся (поровну мальчиков и девочек). В начальной школе преподавали закон божий, церковное пение, чтение, письмо, начала арифметики, историю церкви и отечества. К 1 января 1911 г. всех начальных школ - и городских, и частных - было в Петербурге 1068. Кроме начальных школ город содержал на свои средства дополнительные классы и школы для отсталых, выплачивая всякого рода стипендии и пособия частным учебным заведениям, отпускал средства на 27 воскресных школ и 14 читален. Энергичная деятельность петербургского городского общественного правления способствовали повышению грамотности: в 1900 г, из 1000 детей от 8 до 12 лет грамотных было 829.
Средние учебные заведения были разнообразны: "...тут имеются и гимназии, мужские и женские, и реальные училища, и духовные семинарии, и кадетские корпуса, и ремесленные училища, и фельдшерские школы, и женские институты, и учебные заведения при церквах иностранных вероисповеданий и т. д.". К 1901 г. всех учащихся в средних учебных заведениях Петербурга было свыше 43 тыс. "На помощь казенным учебным заведениям являются всевозможные частные учебные заведения - гимназии, реальные училища, коммерческие училища и т. п., особенно сильно размножившиеся в последние годы" [31, с. 155, 156, 162].
Классическая гимназия была 7-классным учебным заведением с 8-летним сроком обучения (7-й класс - двухгодичный), в котором классическим языкам - латыни и греческому - отводился 41% учебного времени, русскому и новым языкам, литературе, истории и географии - тоже 41%, а на физику, математику и естествознание приходились остальные 18%. Окончившие гимназию с медалью принимались в университет вне конкурса. Остальные выпускники гимназий поступали в университеты без экзаменов по конкурсу аттестатов. В 1898 г. 56% гимназистов были детьми дворян и чиновников. В реальных же училищах, которых было в несколько раз меньше, чем гимназий, состав учащихся был демократичнее. Это были средние учебные заведения с 7-лет-{248}ним сроком обучения: шестью основными классами (5-й и 6-й делились на основное и коммерческое отделения) и седьмым дополнительным (класс подготовки в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения). В реальных училищах гораздо больше внимания, нежели в гимназиях, уделялось математике и физике, древние языки не преподавались, но были обязательны два новых. Лишь в начале XX в. выпускники реальных училищ получили право поступления в университеты - но только на физико-математические и медицинские факультеты с дополнением экзамена по латинскому языку. К 1911 г. мужских и женских гимназий, институтов, реальных и коммерческих училищ в Петербурге насчитывалось 152 [19, с. 302]. К концу описываемого периода обучение ребенка в казенном реальном училище или в гимназии стоило 50-100 руб. в год, а в частном - 100- 250 руб. (с пансионом - как минимум 350 руб.), тогда как средний годовой заработок петербургского фабричного рабочего составлял в 1914 г. 355 руб. Большинству родителей такие суммы были не по средствам. Однако молодые люди, начиная жить собственным трудом, имели возможность пополнить свое образование благодаря деятельности многочисленных обществ, ставивших своей целью развитие внешкольного образования. Эти общества разделялись на две группы: одни состояли главным образом из рабочих, другие основывались и поддерживались интеллигенцией и классами имущими. К первой группе в 1913 г. относились 2-е Нарвское, Коломенское, Петербургское, Сампсониевское, Московское и Охтинское общества образования, а также общества "Знание и свет", "Источник света и знания", "Знание", "Наука", им. Стасюлевича и др. Ко второй группе - Общество народных университетов, Народный дом графини Паниной (существовавший на ее собственные средства), Общество грамотности, Общество попечения о молодых девицах, Женское общество самообразования, общество "Маяк", несколько обществ распространения коммерческого образования, Постоянная комиссия по устройству народных чтений, Общество содействия внешкольному просвещению, Общество религиозно-нравственного просвещения, Общество поощрения женского профессионального образования, Еврейское общество образования, Эстонское общество образования, Латышское общественное собрание, Польское общество женского равноправия. Типичная схема культурно-просветительной деятельности этих образовательных обществ: курсы, лекции, классы, библиотека, читальня, театр, выставки, кинематограф, экскурсии, занятия с малышами, обучение ремеслу, столовая, чайная, газеты. К 1911 г. на попечении этих обществ, частных лиц и городского общественного управления в Петербурге было 220 технических, профессиональных школ и курсов [19, с. 225, 226, 239, 240, 302].
Что касается высших учебных заведений, то нигде в России не было такого их обилия, как в Петербурге: университет, Технологический, Горный, Политехнический, Электротехнический, Лесной, Археологический и Филологический институты, институты гражданских инженеров и инженеров путей сообщения; были и высшие военные учебные заведения (академии артиллерийская, Николаевская и др.), Военно-медицинская академия, Духовная академия, привилегированные высшие учебные заведения, наконец, женские высшие учебные заведения (Медицинский институт, Высшие (Бестужевские) курсы, Педагогические курсы) и др. Число их быстро росло: если в 1909 г. их было около 30, то к 1 января 1911г. - уже 38, не считая 21 частного [19, с, 302]. {249}
"После конкурсных экзаменов... перед счастливцами... возникает прежде всего вопрос о плате за учение, довольно высокой (например, в 1902 г. в Горном институте 60 руб. в год, в Училище правоведения - 600 руб. в год, на Бестужевских курсах - 100 руб:, а для живущих в интернате - 400 руб. в год; с другой стороны, в институте инженеров путей сообщения всего 10 руб. в год, а в Электротехническом учились и вовсе бесплатно.- А. С.). Кто получит урок или какое-нибудь занятие, принужден тратить на них много времени, а времени и без того мало: хочется возможно лучше использовать пребывание в столице, получить возможно больший запас впечатлений. Лекции, концерты, драматические и оперные театры, заседания ученых обществ, товарищеские вечеринки, газеты, журналы, книги, выставки, политические и общественные вопросы - все это... заставляет постоянно волноваться, думать, чувствовать и тратить немало сил и здоровья" [31, с. 162-164].
1 Школа В. З. Черниковой (Вознесенский пр., 57) значилась среди смешанных (для мальчиков и девочек) низших учебных заведений 3-го разряда.
2 Директором 10-й гимназии был действительный статский советник Александр Николаевич Толмачев.
3 Михаил Александрович Четвертаков.
4 Православное законоучение преподавал в 10-й гимназии протоиерей Виссарион Яковлевич Некрасов.
5 Митрофорный протоиерей - священник высшего чина, имеющий право на ношение митры - богослужебного головного убора православных епископов.
6 В старших классах Николай Петрович Обнорский преподавал латынь и философскую пропедевтику.
7 Перефразировка лат. "Ave, Caesar, morituri te salutant" - "Здравствуй, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя" - обращение гладиаторов к императору перед боем. "Caesar" (император) заменен на "Magister" (учитель).
8 В 1915 г. Эдуард Эдуардович Форш преподавал в 10-й гимназии математику и физику (химия среди предметов не значилась). Он, кроме того, был хранителем педагогического музея военно-учебных заведений. Писательница Ольга Форш была женой Б. Э. Форша.
9 Фр. "Morceaux choisis" ("Избранные отрывки") - хрестоматия для чтения французских текстов.
10 Сокольская гимнастика развилась сначала в Чехии, позднее и в других славянских странах. В ней преобладали групповые и строевые движения (пирамиды, хороводы и пр.). Широкое ее распространение объяснялось не столько ее достоинствами с гигиенической и педагогической точек зрения, сколько воспитательно-патриотическим характером сокольских гимнастических организаций и красотой упражнений (См.: Курс сокольской гимнастики. СПб., 1912).
11 Нат Пинкертон - популярнейший герой-сыщик анонимных бульварно-лубочных детективных рассказов.
Шерлок Холмс - герой детективных рассказов английского писателя Артура Конан Дойля (1859-1930), первая серия которых вышла в 1891 г.
Ник Картер - герой 10-центовых авантюрных новелл, начавших появляться в США с 1884 г. Их первый автор - Дж. Корнел. Рассказы о Нате Пинкертоне и Нике Картере строились по схеме: преступление - погоня и борьба с преступником в преодо-{250}лении тайн, ужасов, ловушек - торжество правосудия. Один из более поздних авторов Ника Картера - Фр. Дэй написал 1076 выпусков. В 1907-1908 гг. одно лишь петербургское издательство "Развлечение" издало рассказы о Нате Пинкертоне и Нике Картере общим тиражом около 6 млн. экземпляров.
12 Роман о "благородном разбойнике" в духе "пинкертоновщины".
13 Училище св. Петра при евангелическо-лютеранской церкви св. Петра (Невский пр., 22).
14 Стрельская Варвара Васильевна (1838-1915) - с 1857 г. до конца жизни актриса Александринского театра.
Мичурина-Самойлова Вера Аркадьевна (1866-1948). С 1886 г. на сцене Александринского театра.
Юрьев Юрий Михайлович (1872-1948). С 1893 г. до конца жизни актер Александринского театра.
Лерский Иван Владиславович (Герцак, 1873-1927). С 1907 г. в труппе Александринского театра.
Касторский Владимир Иванович (1871-1948) - артист оперы (бас). С 1898 г. солист Мариинского театра.
Петренко Елизавета Федоровна (1880-1951) - выдающаяся оперная певица (меццо-сопрано). В 1905-1915 гг. пела на сцене Мариинското театра.
15 Ремесленное училище цесаревича Николая (1-я Рота, 1) со слесарными, оптико-механическими, часовыми мастерскими.
16 Тайный советник Лев Аристидович Кассо (1865-1914) - по образованию юрист, в 1908-1910 гг. директор Лицея, с 1911 г. министр народного просвещения, член Совета министров.
17 "Зоологический сад может вполне справедливо обижаться на Крестовского, что тот не включил его в свои "Петербургские трущобы". Войдя туда, вы сразу попадаете в кашу мелких студентов и дешевых кокоток. Небольшой процент обыкновенной публики смотрит на все дико и держится осторожно. Завсегдатаи - разные громкие немцы, веселые приказчики и тихие аптекарские мальчики, держащие себя крайне фармацевтически. Пышный букет мелкого хулиганского юмора" [26, с. 55]. По посещаемости Зоологический сад уступал только Таврическому и Народному садам: в августе 1902 г. в нем бывало ежедневно до 6000 чел. (в Таврическом и Народном - до 10 000 чел.). Содержание Зоологического сада обходилось ежедневно в 2000 руб. [15, с. 100].
18 Петербургский университет имел четыре факультета: на физико-математическом обучалось 32% студентов, на юридическом - 58%, на историко-филологическом и факультете восточных языков по 5%. Число студентов за первое десятилетие XX в. возросло с 4 до 11 тыс. человек [31, с. 168].
19 Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) - профессор кафедры энциклопедии и истории философского права на юридическом факультете университета. Преподавал также на Высших женских курсах. Депутат 1-й Государственной думы, кадет.
20 Максим Максимович Ковалевский (1851-1916) - выдающийся ученый, юрист и общественный деятель. С 1887 г., будучи уволен из Московского университета, жил за границей, читал лекции в Стокгольме, Оксфорде, Парижской русской школе. По возвращении в Россию, в 1906 г., избран профессором Петербургского политехнического института, Петербургского университета (по кафедре государственного права), профессором Высших женских курсов, Психоневрологического института и педагогической {251} академии. Член I Государственной думы и Государственного совета по избранию от Академии наук и российских университетов. Председатель Петербургского юридического и Вольного экономического общества, с 1914 г. академик. Член (в течение некоторого времени председатель) Международного института социологии, член-корр. Британской ассоциации наук. Основатель (1906) конституционно-монархической партии демократических реформ.
Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919) - профессор политической экономии на юридическом факультете Высших женских курсов, с 1913 г. профессор Политехнического института. Кадет. Критик марксизма. Видный деятель кооперативного движения.
Игнатий Александрович Ивановский - с 1896 г. профессор государственного права юридического факультета Петербургского университета.
21 Первым в России высшим учебным заведением для женщин были курсы (10-я линия, 33), учрежденные в 1878 г. кружком прогрессивной интеллигенции во главе с ректором Петербургского университета проф. А. Н. Бекетовым. Курсы возглавлял профессор русской истории К. Н. Бестужев-Рюмин (1829-1897), почему они и названы были Бестужевскими. Имелись факультеты историко-филологический, физико-математический и юридический. Срок обучения 4-годичный. Выпускницы Бестужевских курсов получали право преподавать в женских средних учебных заведениях.
Другие высшие женские учебные заведения в Петербурге: Высшие женские естественнонаучные курсы М. А. Лохвицкой-Скалон, основанные в 1903 г.; Высшие женские курсы Н. П. Раева в Петербурге, основанные в 1906 г., с историко-литературным и юридическим отделениями; Высшие курсы П. Ф. Лесгафта, основанные в 1910 г.; Женский медицинский и Женский педагогический институты. С 1905 г. женщины допускались в университет и некоторые другие высшие учебные заведения в качестве вольнослушательниц.