Ваш комментарий о книге

Содержание книги

АМЕРИКАНСКИЙ РЕАЛИЗМ. ПРОЗА 1914-1945 ГГ.

из книги Кэтрин ван Спэнкерен "Краткая история американской литературы"

Хотя в период между двумя войнами американские прозаики экспериментировали с точкой зрения в повествовании и формой, в целом они писали более реалистично, чем европейцы. Романист Эрнест Хемингуэй писал о войне, охоте и других мужских увлечениях, используя простой стиль, лишенный какого-либо пафоса; мощные южные романы Уильяма Фолкнера, охватывающие несколько поколений и культур, неотделимы от жары и пыли шт. Миссисипи; между тем Синклер Льюис с ироничной прозрачностью обрисовывал жизнь буржуа.

Лейтмотивом 20-х и 30-х годов была необходимость смотреть правде в лицо. Писатели, такие как Скотт Фицджеральд, и драматург Юджин О Нил неоднократно рисовали трагедию, ожидающую тех, кто живет хрупкими мечтами.


Ф. Скотт Фицджеральд (1896-1940 гг.)

Жизнь Фрэнсиса Скотта Ки Фицджеральда похожа на волшебную сказку. В годы первой мировой войны Фицджеральд поступает в американскую армию и влюбляется в богатую красивую девушку Зельду Сэйр, жившую недалеко от Монтгомери, шт. Алабама, где была расквартирована его часть. Ввиду его относительной бедности Зельда разрывает их помолвку. После демобили-зации_ в конце войны Фицджеральд отправляется в Нью-Йорк, чтобы попытать счастье на литературном поприще и жениться на Зельде.
Его первый роман "По эту сторону рая" (1924 г.) становится бестселлером, и в этом же году они женятся. Ни он, ни она не были в состоянии справиться со стрессами, сопряженными с успехом и славой, и очень скоро они промотали все свои деньги. В целях экономии они переезжают в 1924 г. во Францию и возвращаются в США через семь лет. У Зельды обнаруживается душевное заболевание, ее помещают в клинику, а сам Фицджеральд превра-щается в алкоголика, зарабатывает на жизнь писанием киносценариев и умирает, не дожив до старости.

Своим прочным положением в американской литературе он обязан прежде всего роману "Великий Гэтсби" (1925 г.) - блестяще написанному и экономно выстроенному рассказу об американской мечте, претворенной в жизнь выбившимся из низов человеком. Главный герой, загадочный Джей Гэтсби, обнаруживает страшную цену успеха в том, что касается самореализации и любви. Среди других прекрасных произведений Фицджеральда - "Ночь нежна" (1934 г.) о молодом психиатре, чья жизнь загублена женитьбой на неуравновешенной женщине, и несколько рассказов из сборников "Эмансипированные и глубокомысленные" (1920 г.), "Сказки века джаза" (1922 г.) и "Все эти печальные молодые люди" (1926). Лучше, чем какому-либо другому писателю, Фицджеральду удалось передать блистательную и отчаянную жизнь двадцатых годов. В своем втором ро-ма-не "Красивые и обреченные" (1922 г.) он продолжил исследование саморазрушительной экстравагантности его времени.

К особенностям творчества Фицджеральда относятся его блестящий стиль, идеально соответствующий теме соблазнительной роскоши. В знаменитых строчках из "Великого Гэтсби" долгий ход времени мастерски передается в двух предложениях: "Летними вечерами на вилле у моего соседа звучала музыка. Мужские и женские силуэты вились, точно мотыльки, в синеве его сада, среди приглушенных голосов, шампанского и звезд".


Эрнест Хемингуэй (1899-1961 гг.)

Мало кто из писателей прожил столь красочную жизнь, как Хемингуэй, чья судьба могла бы войти в любой из его приключенческих романов. Как и Фицджеральд, Драйзер и многие другие прекрасные романисты XX века, Хемингуэй был родом с американского Среднего Запада. Он родился в Иллинойсе, а каникулы в детстве проводил в Мичигане, занимаясь охотой и рыбной ловлей. Во время первой мировой войны он отправился добровольцем-санитаром во Францию, где был ранен и пробыл в больнице шесть месяцев. После войны, находясь в Париже в качестве военного корреспондента, Хемингуэй познакомился с постоянно живущими там американскими писателями Шервудом Андерсоном, Эз-рой Паундом, Скоттом Фицджеральдом и Гертрудой Стайн. Последняя оказала особенное влияние на его строгий стиль.

После того как его роман "И восходит солнце" (1926 г.) принес ему славу, Хемингуэй делал репортажи о гражданской войне в Испании, второй мировой войне и сражениях в Китае в 40-х годах. Во время сафари в Африке он получил серьезную травму, когда его маленький самолет потерпел крушение, но несмотря на все это он продолжал с удовольствием заниматься охотой
и рыбной ловлей, вдохновившими его на ряд лучших произведений. "Старик и море" (1952 г.), поэтическая повесть о бедном старом рыбаке, героически выловившем огромную рыбу, которую съедают акулы, принесла писателю Пулитцеровскую премию в 1953 г.; в следующем году ему была присуждена Нобелевская премия. Доведенный до отчаяния семейным неблагополучием, болезнью и мыслью о том, что он теряет свой писательский дар, Хемингуэй застрелился в 1961 г.
Хемингуэй, бесспорно, самый популярный американский романист XX века. Его симпатии, по существу аполитичные и гуманистические, делают его общечеловеческим писателем. Благодаря простому стилю романы писателя легки для восприятия, а их действие часто развивается на фоне экзотической природы. Хемингуэй верил в "культ опыта" и часто помещал своих героев в опасные обстоятельства для того, чтобы обнажить их внутреннюю природу; в его поздних произведениях опасность используется как повод для мужского самоутверждения.

Как и Фицджеральд, Хемингуэй стал выразителем взглядов своего поколения. Но вместо того, чтобы рисовать губительную роскошь, как это делал Фицджеральд, который не воевал в первой мировой войне, Хемингуэй писал о войне, смерти и "потерянном поколении" выживших циников. Его герои отнюдь не мечтатели, а закаленные тореадоры, солдаты и спортсмены. Если они интеллектуалы, то глубоко разочарованные и опаленные пережитым.
Отличительной чертой писателя стал его прозрачный стиль, лишенный ненужных слов. Излюбленный прием Хемингуэя - преуменьшение. Так, в романе "Прощай, оружие!" (1929 г.) героиня умирает при родах со словами: "Я ни капельки не боюсь. Это только скверная шутка". Как-то Хемингуэй сравнил свое литературное творчество с айсбергом: "Видна только восьмая часть того, что находится под водой".

Автор демонстрирует тонкое чувство диалога и точное описание в превосходных коротких рассказах, таких как "Снега Килиманджаро" и "Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера". На самом деле критики вообще считают, что его короткие рассказы не уступают, а быть может, даже и превосходят его романы. Лучшее из написанного Хемингуэем - это романы "И восходит солнце" о деморализованных американцах, живущих за границей после первой мировой войны, "Прощай, оружие!" о трагичной любви американского солдата и медсестры-англичанки во время войны, "По ком звонит колокол" (1940 г.), в котором действие происходит во время гражданской войны в Испании, и "Старик и море".


Уильям Фолкнер (1897-1962 гг.)

Уильям Гаррисон Фолкнер происходил из старой семьи южан и вырос в городке Оксфорд, шт. Миссисипи, где он прожил большую часть своей жизни. Он создал целый вымышленный округ Йокнапатофа, который упоминается в ряде романов, и населил его несколькими семействами, связанными между собой многими поколениями. Округ Йокнапатофа и его столица Джеффер-сон очень напоминают Оксфорд в Миссисипи и близлежащую окрестность. Писатель воссоздает историю земли и населяющих ее разных рас - индейцев, афро-американцев, американцев европейского происхождения и потомков разного рода смешанных браков. Будучи новатором, Фолкнер блестяще экспериментирует с хронологией повествования, различными точками зрения и от чьего лица идет повествование (включая отверженных, детей и неграмотных), а также с роскошным и требовательным барочным стилем, построенным на чрезвычайно длинных предложениях, усложненных множеством придаточных.

Лучшими романами Фолкнера являются "Шум и ярость" (1929 г.) и "На смертном одре" (1930 г.) - два модернистских произведения, в которых автор экспериментирует с точками зрения и рассказчиками, чтобы исследовать, как семейства южан справляются с утратой члена семьи; "Свет в августе" (1932 г.) о сложных и неистовых отношениях между белой женщиной и негром и, возможно, его шедевр "Авесалом! Авесалом!" (1936 г.) о возвышении из бедности плантатора и его трагическом падении из-за расовых предрассудков и неумения любить.

В большинстве этих романов история рассказывается по частям разными действующими лицами, чтобы показать, что смысл заключен как в манере изложения, так и в излагаемой теме. Используя разные точки зрения, Фолкнер в большей мере соотносит изложение с самим собой и рефлексирует, чем Хемингуэй или Фицджеральд; в каждом романе Фолкнера содержится размышление на тему излагаемой истории, которая представляет универсальный интерес. В центре внимания автора традиции южан, семья, сообщество, родная земля, история и прошлое, расовые отношения и страсти честолюбия и любви. Он также написал трилогию "Деревушка" (1940 г.), "Город" (1957 г.) и "Особняк" (1959 г.), посвященную возвышению вырождающегося клана Сноупсов.




<<назад Содержание