[скачать книгу ( формат .chm - 341 Kb)]
Ваш комментарий о книге

Содержание книги

11. АВГУСТИН

из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ

ВВЕДЕНИЕ Имя Августина принадлежит не только истории богословия, но и истории культуры в целом. Влияние его творчества распростра- няется не только на теологические сферы, но и на философию, государственное право, церковную политику, литературу. В латинской церкви Августин прежде других обобщает антич- ную ученость и соединяет наследие античности с христианской теологией. Он осуществляет синтез античного философского на- следия и христианства, но в то же время вносит в христианскую культуру нечто новое и своеобразное как отпечаток его личности. Как в философской, так и в богословской сфере он выступает как новатор, в то же время его идеи глубоко укоренены в античности и в христианской традиции. Он является представителем умирающей римской культуры, но одновременно его идеи создают отправную точку для будущего. На протяжении грядущих столетий богословы будут пытаться ответить на поставленные Августином вопросы, переработать его идеи или использовать его произведения как источники своего богословия. Схоластика и мистика, папская церковная политика и реформаторские движения Средневековья находят для себя предпосьшки в мире идей Августина. В связи с этим важно понять основы представлений Августина о христианстве, а также их значение в развитии истории догмы. Августин устанавливает связь с теологией древней церкви, и его творчество, по крайней мере для Запада, означает также ее завершение. Он собирает и передает христианскую традицию. Но в то же время в его взглядах появляется нечто новое. В отношении философии отправной точкой для Августина ста- новится неоплатонизм. Он оказал на него решающее влияние и Августин размышляет о христианстве в категориях, заимствованных из этой философии. Он связывает христианство с идеями того времени, а эти идеи в значительной степени испытыва- ют влияние неоплатонизма. В отношении формы теология Августина является синтезом неоплатонизма и христианства, и основная идея, характерная для его богословия, отмечена влиянием этого синтеза. Августин принадлежит Западу, и вопросы, занимающие наи- более значительное место в его богословии, в основном стоят 88 в центре западной теологии как таковой. Вопросы о церкви и про- блемы антропологии в его трактовке становятся основанием для богословских размышлений в последующих эпохах, даже в случаях, когда теологи не следовали непосредственно идеям Августина. В центре богословия Августина находятся четыре элемента, а именно учение о Троице (которое уже рассматривалось в другом контексте), его основное представление о христианстве (неопла- тонизм и христианство), его учение о церкви (разработано в ходе борьбы с донатизмом), а также учение о грехе и благодати (разра- ботано в борьбе против Пелагия).

<<назад Содержание