Бехтерев В. Избранные работы по социальной психологии

ОГЛАВЛЕНИЕ

XXIII. ЗАКОН ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

В числе важнейших основных условий общества в жизни необходимо пос-
тавить еще закон индивидуальности, который является в сущности общим
мировым законом, ибо каждый атом, каждая молекула есть своего рода
индивид в виде замкнутой системы особого типа, а химическое соединение -
колония индивидов. Таким образом весь неорганический мир представляет
собою развитие по индивидуальному типу.

Что касается органического мира, то здесь, как в растительном, так и в
животном царстве, индивид является основой эволюционного процесса и
всякого вообще развития. Таким образом, как неорганический, так и
органический мир эволюционируют согласно закону индивидуальности в
том смысле, что каждое новое превращение, давая новый продукт, не уничто-
жает бывшей индивидуальности как более или менее замкнутой системы,
оно только ее видоизменяет, ничуть не более.

Словом, в постоянной изменчивости форм есть нечто такое, что не
уничтожается, а наоборот, сохраняется в форме основных свойств, харак-

^ Там же. С. 310-311.
"^'" Там же. С. 311.

345

теризующих определенную индивидуальность. Как бы, например, человек не
изменялся со своим возрастом, он останется определенным лицом с его
характерологическими чертами. Точно то же мы имеем и в надорганическом
мире. Всякая профессия, всякая партия и вообще всякое общество имеют
свои характерные особенности, сохраняющиеся при всевозможных изме-
нениях; с другой стороны, как бы тот или другой народ не изменялся, он
останется определенным коллективным индивидом. Может измениться его
уклад жизни, его государственная форма управления, а все же русский народ
останется русским с его особенностями и впредь, французский, итальянский
и другие народы останутся французами, итальянцами и другими народами.
Отсюда ясно таким образом, что надорганический и социальный мир
подчиняется определенной законности, развиваясь по принципу индивиду-
альности.

Это положение важно и с другой стороны, ибо ко всякой вообще индивиду-
альности применимы все особые условия течения и развития явлений, какие
имеются в замкнутых системах, где, благодаря взаимоотношению различных
процессов, господствует принцип уравновешивающего начала. Когда процесс
горения развивается в физически замкнутой системе, он сам собой прек-
ращается благодаря скоплению углекислоты и недостатку кислорода. Когда
в организме развивается лихорадочный процесс, он сам собою устраняется
благодаря выработке антитоксинов крови при условии, конечно, если сердце
выдерживает повышенную температуру. То же и в надорганических индивидах
или коллективах. Когда в социальной среде развивается по какой-либо
причине брожение, оно со временем и само уляжется благодаря противо-
действию антагонистических элементов. Подробнее развивать это важное
положение здесь нет надобности. Оно ясно само собою.

Первоосновой всякого общества является семья, ряд семей составляет
класс, несколько классов составляют общину, несколько общин образуют
племя с той или иной общественной организацией, затем мы имеем союзы
племен и т. д. В отношении политических взглядов образуются социальные
группы в форме кружков, несколько партий могут образовать союзы; пос-
ледние по отношению к каким-либо вопросам могут объединяться в блок
и т. д. Все это своего рода общественные индивидуальности с им одним
принадлежащими характерологическими особенностями ^*.

В экономической области мы имеем артели, кооперативы, синдикаты,
тресты и т. п. В сфере управления мы также имеем особые организации,
постепенно расширяющие свою сферу действия. То же самое мы наблюдаем
и в сфере специально военной, где войсковые части делятся на свои организа-
ционные единицы. Всякое общество в свою очередь делится на касты, классы,
цехи, профессиональные союзы, кружки и т. п. Словом, всякая социальная
среда, организуясь, выделяет из себя в связи с возникающими то здесь, то
там потребностями, отдельные части, которые живут своей до известной
степени обособленной жизнью, преследуя свои корпоративные интересы,
причем каждая часть в определенной области держится своих особых правил
поведения, создавая таким образом свои взгляды, свои привычки, свою
манеру держаться в среде других, пользуясь иногда своим покроем платья,
особыми значками и т. п. Все это приводит к тому, что каждая такая часть
общества приобретает свои индивидуальные черты, а в связи с ее
организацией, создающей для нее особые условия существования, может и
должна быть признана общественным или собирательным индивидом.

То же следует сказать и о более крупных коллективах, как например,
раса.

<Наиболее яркое впечатление, вынесенное мною из продолжительных
путешествий по различным странам, это то, что каждый народ обладает
душевным строем столь же устойчивым, как и его анатомические особенности,

346

и от него же происходят его чувства, его мысли, его учреждения, его
верование и его искусство> ^.

<Общность чувства, идей, верований и интересов, созданная медленными
наследственными накоплениями, придает психическому складу народа боль-
шое сходство и большую прочность, обеспечивая ему в то же время гро-
мадную силу> ^.

<Качество характера - это те неизменные основные элементы, которые
позволяют различать психический склад высших народов ^*. Открытия,
обязанные уму, составляют общее достояние человечества; преимущества
или недостатки характера составляют исключительное достояние народа> ^°.

<Моральные и интеллектуальные особенности, совокупность которых вы-
ражает душу народа, представляют синтез всего его прошлого, наследство
всех его предков и побудительные причины его поведения. Этот агрегат
общих психологических особенностей составляет то, что основательно на-
зывают национальным характером> "\

В конце концов каждый англичанин, француз, немец, будучи различными
между собой, имеют общие черты, характерные для своего народа.

Не без значения может быть вопрос, в какой мере учреждения имеют
воспитательное значение для народа. Отрицать такое воспитательное значение
учреждений, конечно, нельзя, но то, что они чаще являются следствием
народной культуры, в этом не может быть сомнения.

Влияние расы сказывается и в следующем: театральная пьеса, вызыва-
ющая восторги толпы в одной стране, часто не имеет никакого успеха в
другой или только условный успех.

Всякие заимствованные учреждения, религия, язык и искусства, привива-
ясь к народу, приобретают свои особенности в связи с характером данного
народа. Об этом много интересного можно найти в двух главах книги
Г. Лебона. Мы приведем здесь только заключительные строчки в последней
из этих глав: <Как бы велико ни было религиозное влияние, в особенности
на востоке, однако, влияние расы^* еще гораздо значительнее. Эта расовая
душа, руководящая судьбой народов, руководит также их верованиями, уч-
реждениями и искусством; какой бы элемент мы ни изучали, мы всегда
найдем ее в нем. Она Действенная сила, которой никакая другая не может
перемочь. Она представляет тяжесть тысяч поколений, синтез их мыслей> ^.

Если мы дополним сказанное сведениями о развитии и характере про-
мышленности у различных народов, о различных общественных традициях,
об обычаях, о неодинаковом семейном укладе и особенностях бытового
характера, то мы получим, в общем, все те особенности, которыми харак-
теризуется индивидуальность каждого народа, в частности ^*.

Народная индивидуальность существенным образом облегчает нам и
понимание народной истории.

<История в главных своих чертах может быть рассматриваема как простое
изложение результатов, произведенных психологическим складом рас. Она
проистекает из этого склада как дыхательные органы рыб из жизни их в
воде. Без предварительного знания душевного склада народа история его
кажется каким-то хаосом событий, управляемых одной случайностью. На-
против, когда душа народа нам известна, то жизнь его представляется
правильным и фатальным следствием из его психологических черт. Во всех
проявлениях жизни наций мы находим всегда, что неизменная душа расы

^^ Лебон Г. Психология народов и масс. С. 5.
^ Там же. С. 115.
"° Там же. С. 29.
^ Там же. С. 10.
""^ Там же. С. 77-107.

347

сама ткет свою собственную судьбу. В особенности в политических учреж-
дениях наиболее очевидно проявляется верховная власть расовой души> ^.

Не без основания признается, что каждый народ имеет ту форму прав-
ления, которая ему свойственна.

Имея в виду, что жизнь народов проявляется в создании наук, верований,
искусства, материальной культуры и в коллективных действиях, нельзя не
признать, что ни одна из этих сторон, в отдельности взятая, не дает полной
их характеристики, а лишь все они вместе взятые могут дать оценку личности
данного народа, ибо один народ может преуспевать больше в одном, другой
в другом направлении, один развивался так, другой иначе, один выработал
одни нравы, другой другие и т.д., а это-то и лежит в основе отличия одного
народа от другого.

Как мы уже говорили, всякая общественная среда делится на целый ряд
партий, корпораций, союзов, кружков и других организаций, которые, соз-
даваясь под влиянием особых потребностей и интересов входящих в них
членов, расслаивают общественную среду на свои части, составляющие
отдельные общественные ячейки или общественные индивиды.

Всякий нарождающийся самостоятельный коллектив начинает свою жизнь
с самоопределения, иначе говоря, он устанавливает и выясняет свои собст-
венные задачи и цели, отмежевывая их от задач и целей других коллективов.
Только после этого устанавливаются определенные отношения такого кол-
лектива к другим. В коллективах неорганизованных как уличная толпа этого
самоопределения явно не происходит, но и здесь оно все же осуществляется
как бы само собой, так сказать, вполне естественным путем.

Как уже говорилось ранее, каждая из общественных ячеек живет своею
собственною жизнью, существуя до тех пор, пока она удовлетворяет интересы
своих сочленов в той или иной степени, и во всяком случае, пока она
отвечает своему основному назначению. Известно, что еще Аристотель в
своей <Политике> установил принцип автархии или самодостаточности, по
которому государство, как и всякая общественная организация, будет ли то
партия, союз, кружок или какое-либо другое сообщество, продолжает суще-
ствовать лишь до тех пор, пока они оказываются самодостаточными, т. е.
удовлетворяют в соответствующей степени интересы большинства входящих
в них сочленов.

Дело идет в этом случае в сущности об индивидуальной самодостаточ-
ности, которая лежит в самой основе существования любого общества, любой
собирательной личности, ибо только при ее индивидуальной самодостаточ-
ности она имеет свой raison d'etre на свое обособленное существование.

Если, например, партия утрачивает свой raison d'etre по условиям времени,
она в прежнем виде уже перестает быть самодостаточной и потому либо
распадается, причем члены ее вливаются в другие партии, либо терпит
соответствующие превращения, дополняя и видоизменяя свою программу
и становясь в таком новом виде снова самодостаточной.

Если мы имеем такую либо экономическую организацию, опять-таки
она существует лишь до тех пор, пока представляется самодостаточной в
смысле обслуживания интересов своих клиентов. Но с тех пор, как она
утрачивает свою самодостаточность, она лишается клиентуры и перестает
существовать. Если мы имеем трудовую организацию, она опять-таки су-
ществует лишь до тех пор, пока отвечает интересам членов своей организации,
и прекращает свое существование или умирает, как только интересы
большинства остаются неудовлетворенными. Всякая финансовая организация
подлежит тому же принципу. Пока она в состоянии выдерживать конкуренцию
других таких же организаций и обеспечивает интересы заинтересованных

^ Там же. С. 48.
348

лиц, т. е. в вышеуказанном смысле является самодостаточной, она продолжает
существовать и тотчас же прекращает свое бытие как только она не вы-
держивает конкуренции или недостаточно обслуживает интересы своих со-
членов.

Если мы имеем государственную организацию, основанную на принципе
оберегания жизни и имущества своих сограждан и возможно лучшего обес-
печения их нужд, то с того времени, как государственная мощь становится
недостаточной для выполнения вышеозначенных функций, государственный
организм перестает быть самодостаточным в сонме других держав и с целью
удержаться на своем месте он вынужден прибегать к союзам, в противном
случае он подчиняется более сильным государственным организациям и в
тот или другой срок поглощается ими окончательно.

В этом, как и в других отношениях, мы имеем полную аналогию
с жизнью всякого вообще индивида животного или растительного царства,
который существует и живет, пока является существом самодостаточным,
т. е. способным удовлетворять свои потребности и выдерживать конкуренцию
в борьбе за существование. Когда эта самодостаточность почему-либо исклю-
чается, индивид перестает существовать и погибает. Также и неорганический
индивид в форме химического соединения, не будучи при определенных
условиях самодостаточным, начинает распадаться и перестает существовать.
Известный всем радий при данных условиях земной коры представляется
несамодостаточным элементом по существу и потому беспрерывно распа-
дается.

Ясно, что закон индивидуальности, как мы уже говорили в начале этой
главы, есть закон общий для всего мира и имеет одинаковое применение
к явлениям как органического так и неорганического порядка, так и к

явлениям надорганическим, или социальным.