Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ IV. ЭКОНОМИКА ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Глава 8. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ИНДУСТРИИ

ПРОИЗВОДСТВО ТЕЛЕПРОГРАММ КАК СЕКТОР ТЕЛЕИНДУСТРИИ

Выше уже отмечалось, что современная телевизионная индустрия включает два значительно различающихся, но взаимодополняющих сектора. Это:

O вещатели – компании, распространяющие «упакованные» для доставки зрителю как собственные, так и закупленные телепрограммы;

O производители телепрограмм – разного рода компании, занятые в сфере производства телевизионного контента: киностудии, продюсерские фирмы, синдикаты, даже вещатели, реализующие свои программы на внешнем рынке.

Формирование этих секторов внутри телевизионной индустрии напрямую связано с экономическими особенностями ТВ, а именно с тем, что современное телевидение – это высокозатратная, трудоемкая, технологически зависимая индустрия, действующая в условиях жесткой конкуренции на рынке свободного времени. Постоянное стремление к новизне телевизионного содержания вынуждает производителей телепрограмм постоянно искать талантливых сценаристов, режиссеров, актеров, журналистов. В связи с этим экономисты обращают внимание на более высокий рост затрат на оплату труда, чем на все остальное. В современных условиях производство аудиовизуального контента постоянно дорожает, поскольку кроме вложений в технические средства ТВ растут вложения в «человеческий ресурс». Дополнительным обстоятельством, увеличивающим затраты на телепрограммы, выступает стоимость авторских прав, которая для многих телепрограмм не снижается с течением времени.

Ни в одной стране мира телекомпании не могут ограничить заполнение эфира только собственными программами, это слишком дорого. Во многих случаях вещатели просто закупают программы у внешних производителей (см. выше о стратегии «многооконности»). Этот способ наряду с очевидной легкостью реализации имеет, правда, и серьезный недостаток: стоимость телепрограмм часто чрезвычайно высока. Поэтому в современных условиях крупные телекомпании вынуждены вступать в кооперацию с ведущими продюсерскими компаниями, для того чтобы частично сократить стоимость инвестиций и распределить возможные финансовые риски. Медиаэкономисты выделяют две доминирующие организационные модели производства телепрограмм, различающиеся по конечной форме собственности на авторские права телеконтента.

Первая реализуется телеиндустрией США, где продюсерские компании вступают в финансовые альянсы с вещателями. В результате такого сотрудничества права на произведенную телепродукцию делятся между ними пропорционально сделанным инвестициям. В конечном итоге вещатели получают в собственность вторичные и/или третичные права на программы и могут ими свободно распоряжаться. Экономическое преимущество этой модели заключается в том, что в случае неуспеха финансовые потери распределяются между всеми участниками.

Вторая модель существует в телеиндустрии Великобритании. Здесь вещатели предпочитают финансировать производство телепрограмм, производимых независимыми продюсерами, при условии полного получения авторских прав по окончании производства. После завершения производства программ вещатели выплачивают продюсерским компаниям 10% их стоимости, но в обмен получают в собственность авторские права на телепрограммы, которые они используют в дальнейшем или реализуют на рынке телепрограмм.

Наряду с вещателями, которые вовлечены в производство телепрограмм или самостоятельно, или в сотрудничестве с независимыми продюсерами, в сфере телепроизводства действуют и другие типы предприятий. Так, в США телесети – даже не главный производитель программ для американских телестанций. Наряду с программами, произведенными телесетями, местные станции передают в эфир сериалы, произведенные независимыми продюсерскими компаниями или киностудиями, телепрограммы других жанров (викторины, игры, ток-шоу), реализуемые продюсерскими компаниями. Практически все местные телестанции производят определенное количество собственных программ.

Значение программ, произведенных внешними производителями, особенно велико для программных стратегий аффилиированных станций, поскольку у них остаются значительные блоки времени, не заполненные программами телесетей. Разнообразие жанров и типов синдицированных программ определяется тем, что их объем формируется из трех различных источников, к которым относятся:

O сериалы, ранее закупленные сетями и прошедшие по ним определенное договорами количество показов, своеобразный телевизионный «секонд хэнд» качественных программ;

O произведенные и «упакованные» независимо от сетей программы типа игровых телешоу или видовых фильмов о природе;

O кинофильмы, произведенные для проката в кинотеатрах.


Обратно в раздел журналистика