Аверроэс

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Аверроэс (Ибн Рушд) (1126-1198) - арабский философ, 
завершающий развитие арабоязычного аристотелизма. Он 
представляет философию, которая получила развитие на 
крайнем Западе арабского государства - на территории 
современной Испании и Северной Африки.
Аверроэс родился в Кордове и оставил после себя 
большое литературное наследство, прежде всего 
философское. Это был энциклопедически образованный 
человек. Прославился в основном комментариями к 
сочинениям Аристотеля, которого превозносил очень высоко. 
За это получил прозвище "комментатор". О нем говорили: 
"Аристотель объяснил природу, а Аверроэс - Аристотеля". 
Наряду с комментированием Аверроэс дал и свое толкование 
рассматриваемых вопросов.
Аверроэс написал много произведений, из которых 
наиболее известное - "Опровержение опровержения". Этот 
труд - ответ на "Опровержение философов" аль-Газали. В 
нем Аверроэс рассматривает вопрос о соотношении 
философии и религии. Он показывает, что философия и 
религия очень сходны в направленности своих обсуждений. 
"Философия - это спутница и молочная сестра религии... Они 
спутники по природе, друзья по сущности и врожденному 
предрасположению" Щит. по: Сагадеев А:В. Ибн Рушд. М., 
1973. С. 198]. И философия, и религия имеют предметом 
своих изысканий Бога, но рассуждают о нем совершенно 
различными методами. Если религия рассуждает о Боге 
риторически, используя образность, которая проявляется в 
Коране, то философия пользуется доказательным способом, 
т.е. наиболее адекватным.
Однако это не означает, что между религией и 
философией существуют противоречия. Просто религия 
познает буквальный смысл, зафиксированный в Коране, а 
философия - внутренний, содержащийся в Коране. 
Философия постигает истину путем аллегорического 
толкования священных текстов. Хотя для Аверроэса 
характерен рационализм, он стремился к философскому 
обоснованию не всех религиозных догматов, как это 
свойственно Абеляру, а только общих положений, имеющих 
дело с отношением мира и человека.
Аверроэс также рассматривал центральный для всего 
средневекового периода вопрос об истолковании бытия: 
существует ли мир вечно, или он сотворен Богом. Согласно 
Аверроэсу, материальный мир вечен, как и Бог, который и 
сотворил мир. Отвергая креационистскую концепцию 
возникновения мира, Аверроэс не отказывается от 
аристотелевского понятия Бога как перводвигателя. Он также 
признает платоновскую эманацию, которая объясняет 
возникновение низших по отношению к Богу сущностей, 
двигающих небесные сферы. Конечная причина бытия - Бог, 
находящийся на вершине иерархии и представляющий собой 
мыслящее само по себе мышление. Материя существует как 
постоянная возможность форм, которые возникают из 
материи; материя и форма, для Аверроэса, нераздельны и 
образуют единство.
Индивидуальные души не являются бессмертными, 
так как умирают вместе с телом. Этика Аверроэса 
заключается в учении, что человек сам создает добро в 
соответствии со своими установками, а не в зависимости от 
того, что его ожидает на том свете - Ад или Рай.


<<назад Содержание