Флавий И. Иудейская война

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВТОРАЯ КНИГА

ГЛАВА СЕДЬМАЯ
История Лжеалександра.-Архелай идёт в ссылку,и
Глафира умирает.-Обоим предстоящая им участь
предсказывается сновидениями.

1. К тому же времени прибыл в Рим иудейский юноша‚ воспитанный в Сидоне у римского вольноотпущенника‚ который‚ обладая внешним сходством с Александром‚ убитым Иродом‚ выдавал себя за последнего в надежде‚ что никем не будет изобличен. Соотечественник его‚ посвященный во все новейшие события Иудеи‚ помогал ему в исполнении роли; по его наставлению он рассказывал‚ «что палачи‚ посланные для умерщвления его и Аристобула‚ скрыли их из жалости в безопасное место и подложили похожие трупы». Этим объяснением он ловко обманул критских иудеев и‚ блестяще снабженный ими всем необходимым‚ отплыл на Мелос. Здесь он также приобрел полное доверие‚ собрал еще больше средств и уговорил своих гостеприимных хозяев ехать вместе с ним в Рим. Прибыв в Дикеархию‚ он получил от тамошних иудеев массу подарков‚ а друзья его мнимого отца провожали его‚ как царя. Сходство его наружности было до того обманчиво‚ что даже те‚ которые видели Александра и хорошо знали его‚ клялись‚что это именно он. Все римское иудейство устремилось емунавстречу‚ и бесчисленное множество людей наполняло улицы‚ по которым должны были его нести. Мелиане пришли в такой экстаз‚ что носили его на носилках и на свой собственный счет приобрели ему царское одеяние.

2. Император‚ который хорошо знал черты лица Александра - перед ним же он обвинялся Иродом‚ - распознал весь этот основанный на наружном сходстве обман еще прежде‚ чем увидел перед собою этуличность; но для устранения всякого сомнения он приказал привести юношу к более близкому знакомомуАлександра‚ Келаду.При первом же взгляде последний заметил даже разницу в лице‚ но‚ помимо этого‚ грубое телосложение заставляло признать в нем раба. Келад убедился в обмане; но его выводили из себя дерзкие уверения обманщика. Когда‚ например‚ спрашивали у него об Аристобуле‚ он отвечал: «И этот находится в живых; но из предосторожности он остался на Кипре‚ чтобы избежать преследования‚ потому что‚ если они будут разъединены‚ их труднее будет поймать». Келад отвел его в сторону и именем императора обещал ему помилование‚ если он назовет то лицо‚ которое натолкнуло его на обман. Он выразил согласие‚ отправился вместе с ним к императору и выдал того иудея‚который воспользовался его сходством для надувательства. «Они‚ - сознался он‚ - в каждом отдельном городе получили больше подарков‚ чем Александр за всю его жизнь. Император рассмеялся‚ определил Лжеалександра вследствие его здорового телосложения в гребцы‚ а обольстителя его приказал казнить. Что же касается мелиан‚то они своими большими затратами казались ему достаточно наказанными за их глупость.

3. Вступив в свою этнархию‚ Архелай‚ помня прежнюю неприязнь к нему‚ так жестоко обращался с иудеями и даже с самаритянами‚ что на девятом году своего царствования‚ вследствие жалобы соединенного посольства обеих наций‚ был сослан императором в Виенну - город в Галлии. Его имущество перешло в императорскую казну. Прежде чем он был вызван императором на суд‚ ему‚ как говорят‚ приснился следующий сон. Он видел девять больших колосьев‚ которые пожирались волами;он послал за гадателями и некоторыми халдеями и спрашивал у них о значении этого сна. Одни толковали его так‚ другае иначе. Но один ессей‚ Симон‚дал следующее разъяснение: колосья‚ кажется‚ означают годы‚ а волы - коловратность судьбы‚ так как они выворачивают плугом почву. Он поэтому столько лет останется царем‚ сколько колосьев видел во сне‚ а затем‚ после разных превратностей судьбы‚ умрет. Через шпъ дней Архелай был потребован к суду.

4. Достопамятен также сон его жены Глафиры дочери каппадокийского царя Архелая‚ которая прежде была замужем за Александром (братом Архелая‚ о котором мы говорим‚ и сыном Ирода‚ который‚ как выше было рассказано‚ лишил его жизни). После смерти ее мужа она вышла замуж за Юбу‚ ливийского царя‚ а после смерти последнего возвратилась к себе на родину и жила у отца вдовой. Здесь увидел ее этнарх Архелай‚ который так полюбил ее‚ что сразуудалил свою жену Мариамму и женился на ней. Незадолго до того как она вторично прибыла в Иудею‚ ей привиделось‚ будто Александр стоит перед ней и говорит:
«Ты бы могла удовлетвориться замужеством в Ливии. Но‚ не довольствуясь этим‚ ты возвратилась в мой родительский дом‚ взяла третьего мужа‚и кого о дерзкая моего брата! Этого позора я тебе не прощу. Хочешь не хочешь‚ а я унесу тебя!»Едва прошли два дня после того‚ как она рассказала этот сон‚ она была уже мертвая.