Липатов В. Краски времени

ОГЛАВЛЕНИЕ

ХУДОЖНИКИ О ХУДОЖНИКАХ

Я. А. ТЕПИН о В. И. СУРИКОВЕ

...В Москве он почувствовал, что старая Русь - настоящий его путь. С
1878 года Суриков твердо сел на Москве. С этого времени, если он не шатался
где-нибудь по Руси в поисках натуры, то проживал или здесь, или в
Красноярске.
В 1878 году задумана "Стрелецкая казнь". Еще работая в храме Спасителя,
Суриков часто заходил на Красную площадь, названную так по крови, на ней
пролитой...
Высшая красочная нота в "Стрельцах" дана белыми рубахами осужденных на
смерть и горящими свечами в их руках, а низшая представлена черной позорной
доской. Все остальное выдержано в гармонии серых и цвета запекшейся крови
тонах, прекрасно передающих гул народной толпы и мрачный силуэт Василия
Блаженного. Узкая цепь, соединяющая враждебные группы, как бы дрожит. В
беспокойной разорванности композиции - как бы рыдание. Мглистое осеннее утро
покрывает картину холодными тонами. В этой первой же своей картине Суриков
обнаружил свою стихию... Эти картины, написанные в течение 80-х годов, -
трилогия страдания: казнь стрельцов, ссылка Меншикова, пытка Морозовой.
Суриков писал Петра, "рассердившись". Ему снились казненные стрельцы и
распаляли воображение. "Во сне пахло кровью". Репин советовал ему заполнить
виселицы: "Повесь, повесь!" Но Суриков не послушался - "красота победила".
"Кто видел казнь - тот ее не нарисует".
В 1883 году задумана "Боярыня Морозова" в таком виде, как она выражена
в эскизе у Цветкова: боярыню везут по Никольской улице по направлению к
Красной площади, с виднеющимися вдали кремлевскими бойницами...
"Боярыня Морозова" - по тону, по цвету и свету и по цельности
композиции, безусловно, выше "Стрельцов" и всех следовавших за ними
произведений Сурикова. Все ее качества достигнуты гениальными по простоте
средствами. Ее основная тема - русские сани и ворона на снегу. Исходя из
отношений сизовато-черного крыла к розоватому снегу - вечной антитезы
черного с белым, - Суриков развил их в вибрирующей массе густого воздуха...
Суриков не судья истории - он ее поэт...
"Боярыня Морозова", которая каждым вершком своей живописи вызывает
удивление и соблазняет зрителя на тысячи комментариев, была встречена
обществом с восторгом, не остывающим до сего дня. В ней Суриков
действительно достиг вершины, за которой уже открывается широкая равнина
уверенного, мощного мастерства...
...Суриков написал "Взятие снежного городка" - предтечу "Покорения
Сибири". Ему припомнилась эта старинная масленичная игра, которую он видел в
раннем детстве в глухой деревне, возвращаясь с матерью из Минусинска. Почти
современное явление Суриков трактовал с таким проникновением в источник
игры, что от картины повеяло древней былью, когда богатыри перескакивали
леса и горы.
"Ермак" окончательно восстановил энергию Сурикова... Колорит,
выдержанный в желтоватых и сероватых тонах с красной фигурой впереди, и
воздух, густой и тяжелый, по контрасту со светлыми пятнами выстрелов,
отвечает поэтическому образу кунгур-ского летописца: "Было темно от летящих
стрел".
В 1895 году... задуман "Суворов"... В 1897 году он ездил в Швейцарию,
прошел весь знаменитый суворовский путь в суворовских гетрах и даже
скатывался в снежные ущелья, повторяя подвиги суворовских солдат...
Девяностые годы можно назвать героическим периодом Сурикова: Взятие
городка, Покорение Сибири, Переход через Альпы. В них остроумно разрешены
задачи движения, напора, падения - необходимых элементов героических
действий. В XX век Суриков вступил усмиренным и даже как бы разочарованным.
Хотя по-прежнему его занимают... Разин, Пугачев, Павел I, красноярский бунт,
но все это рисуется в каком-то унижении. Пугачев в клетке, красноярская
смута подавлена, смерть Павла - зловеще-темная, а Стенька в
бездеятельности...
Мощная фигура Сурикова издавна служила источником многочисленных
легенд. Своеобразный и нетерпеливый, но простой и прямой по характеру, он не
выносил лжи и ханжества в искусстве. Он не любил досужих советчиков и
держался всегда особняком в своей закрытой мастерской, резко проводя свою
твердую линию. Во время буйного расцвета Сурикова Репин и Куинджи считали
его своим товарищем по свержению академических традиций. Новая школа
искателей национальной красоты от него же ведет свою родословную...

1916 г.