[скачать книгу ( формат .chm - 341 Kb)]
Ваш комментарий о книге

Содержание книги

17. РАННЯЯ СХОЛАСТИКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ

В истории теологии термин «схоластика», имеющий буквальное значение «школьная наука», обозначает богословие, которое формировалось в западных университетах с середины XI века, до- стигло расцвета в XIII веке, а затем в конце средневековья пере- жило упадок и прекратило существование под влиянием гуманизма и Реформации. Для схоластики характерно использование философского мето- да. Она опирается на унаследованную от античности диалектику, которая стала составной частью обучения в университетах и шко- лах, созданных в Средние Века под эгидой монастырей и церкви. Схоластика начинается там, где традиция подвергается самостоя- тельной диалектической обработке. Кроме Писания и предания важную роль начинают играть толкования различных учителей. Их произведения становятся предметом комментариев и изложения, при этом образуются различные школы, и одна система сменяет другую. Впоследствии диалектический метод приводит к беско- нечному подразделению проблем; философские размышления рас- пространяются далее, даже в область малозначительных проблем. Выражения «схоластика», «схоластический» в дальнейшем час- то использовались для обозначения формального, бесплодного бо- гословия, в котором изложение отягощалось и запутывалось из-за ненужного различия между понятиями и пустых рассуждений. Од- нако такая общая оценка средневековой схоластики была бы оши- бочной. Конечно, схоластика часто вырождалась, но в своих луч- ших формах она представляла собой серьезную научную работу, разработку проблем со знанием дела и энергией. Нельзя отрицать изобилие точек зрения и наблюдений и мастерское использование логики в этой традиции. Понимание схоластического богословия затрудняется в первую очередь из-за того, что философская традиция, лежащая в основе тогдашнего университетского образования, в эпоху нового времени была заменена иными предпосылками мышления. При этом 131 практически исчезло знание о древнем мышлении, основанном на античности. Общая оценка схоластики часто испытывала влияние критики со стороны гуманизма и Реформации. При этом схоластика часто рассматривалась как единое по существу направление. Однако она включает в себя не только множество различных школ и мнений, но и традиции, представленные в их развитии, в том числе и по- строения, основанные на философии позднего Средневековья, сви- детельствующие об вырождении схоластицизма как такового. Появлению и развитию схоластики в первую очередь способствовали два фактора: обновление церкви, которое среди прочего выражалось в реформе монашества (движение Клюни), а также усилившаяся к тому времени взаимосвязь между философским образованием и богословием. В школах при монастырях и капитулах, а позднее и в университетах, выросших их этих школ, развилось обучение, основанное на наследии античной учености. Тем самым появился повод для переработки богословского материала в соответствии с методами и формами мысли, предлагаемыми философией. Вначале логика рассматривалась как основополагающая наука. Благодаря Боэцию получили известность логические труды Аристотеля. Лишь впоследствии метафизика Аристотеля была положена в основу преподавания теологии, что составило одну из важнейших пред- посылок построения систем периода высокой схоластики.

<<назад Содержание