Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ IV. ЭКОНОМИКА ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Глава 9. КОММЕРЧЕСКОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ТВ НА СОВРЕМЕННОМ МЕДИАРЫНКЕ

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

Телевизионная индустрия сегодня – наиболее прибыльный сектор медиаэкономики, что является прямым результатом эффекта масштаба производства в телеиндустрии. Только эфирное ТВ способно обеспечить рекламодателей действительно массовой аудиторией. Складывавшиеся в процессе развития телевидения его организационные модели – коммерческое, общественное, государственное – учитывали именно эту экономическую особенность телеиндустрии. В телеиндустрии реклама представляет собой важнейший источник финансирования в условиях прежде всего коммерческой модели, однако современное ТВ опирается и на специфические формы финансирования (абонентская плата, подписка, спонсорство), появление которых опирается на определенные технологии распределения телесигнала (кабель, спутник) и типы программной политики (универсальная, специализированная, нишевая).

Важнейший фактор, оказывающий воздействие на экономику современного телевидения, – это технология распространения телесигнала (эфирная, кабельная, спутниковая). Преобразование технологической инфраструктуры ведет к изменению стоимости распределения телесигнала, а также к трансформации взаимодействия традиционных экономических категорий спроса и предложения. По мере увеличения числа телевизионных каналов, расширения предложения на рынке телевизионного содержания прежние экономические принципы, предполагавшие создание массовой аудитории, теряют значение. Экономическая природа телевидения, превращающегося из наиболее массового СМИ (концепция широковещания) в нишевое и специализированное, изменяется, при этом доля платных телеуслуг существенно увеличивается.

Современное состояние телевизионного рынка в информационно богатых странах демонстрирует наличие общей экономической природы телеиндустрии, несмотря на сохранение их очевидной национальной специфики.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какие социальные и технологические условия привели к появлению телевидения?

2. Назовите два ключевых типа предприятий, действующих в телеиндустрии.

3. Назовите основные модели телевизионной индустрии и приведите их конкретные примеры.

4. За счет каких средств финансируется коммерческое телевидение?

5. В чем заключаются основы финансирования общественного вещания?

6. Каковы финансовые составляющие смешанной модели финансирования телевидения?

7. Назовите наиболее распространенные способы распределения телевизионного сигнала.

8. Каковы экономические особенности телевизионной индустрии?

9. Объясните концепцию «порочной спирали» в телеиндустрии.

10. Как вы понимаете стремление ТВ к максимизации аудитории?

11. Какие затраты в телевизионной индустрии существенно снижаются с течением времени?

12. Почему телевизионные программы должны стремиться к инновационности?

13. Какие затраты в телевизионной индустрии растут в связи с ростом конкуренции за зрителя?

14. На каких рынках производство телепрограмм объективно убыточно?

15. Перечислите способы снижения затрат на программирование в телеиндустрии.

16. Каковы источники доходов в телевизионной индустрии?

17. Какой тип программной политики характерен для универсальных телеканалов?

18. Почему тематические и специализированные каналы можно объединить в одну группу?

19. Что такое стратегия и тактика программной политики телестанций?

20. Как вы понимаете сетевой принцип организации телевидения?

21. Каким образом достигается эффект масштаба производства в телевизионной индустрии?

22. Назовите типы станций, формирующих сети общенационального ТВ в США.

23. В чем разница организации телесетей в странах Западной Европы и в США?

24. Какие типы предприятий формируют современную телеиндустрию?

25. Перечислите основные законодательные документы, оказывающие воздействие на экономику современной телеиндустрии в странах Европейского союза и США.

26. Какие направления принимает сегодня государственная политика в сфере ТВ в странах Западной Европы?

27. Назовите основные черты рынка коммерческого ТВ в Европе.

28. В чем заключаются особенности смешанной модели телерынка Великобритании?

29. Как вы объясните понятие «дуальное вещание» Германии?

30. Охарактеризуйте коммерческое телевидение Италии.

31. Каковы истоки философии общественного вещания в странах Западной Европы?

32. Перечислите источники финансирования общественного вещания.

33. Чем отличаются модели общественного вещания в информационно богатых странах?

34. Назовите источники финансирования ВВС, France Television, ARD и ZDF, NOS, Yleisradio.

ПРИМЕЧАНИЯ К IV РАЗДЕЛУ

[1] Цит по: Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. С. 42.

[2] Браун Д., Куол У. Эффективный менеджмент на радио и телевидении. М.: Мир, 2001. Т. 2. С. 5.

[3] Браун Д., Куол У. Эффективный менеджмент на радио и телевидении M.: Мир, 2001.Т 2. С. 23.

[4] Перевод термина affiliate station как «филиала» в строгом значении неверен, поскольку традиционное понимание «филиала» как отделения или самостоятельной части предприятия предполагает факт владения им, однако телестанции, заключающие соглашения с телесетями, сохраняют финансовую и организационную независимость.

[5] Цит. по: Шарончикова Л.В. Концентрация СМИ и проблемы сохранения национальной самобытности. Стратегия французской транснациональной группы «Вивенди» // Вестн. МГУ. Сер. Журналистика. 2002. № 6. С. 93–94.

[6] После банкротства корпорации Л. Кирха она была выставлена на распродажу по частям, причем интерес к каналам проявляли другие коммерческие вещатели Западной Европы, например С. Берлускони. Интересно, что изменение собственника в целом не вызвало изменений в программной политике основных каналов бывшей корпорации Л. Кирха.