История Государства и права России. Учебник для вузов. Под ред. С.А. Чибиряева

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 9. Российская империя и право в начале XX в. Утверждение дуалистической монархии (1900-1917гг.)

§1. Особенности социально-экономического и политического развития России на рубеже ХIХ-ХХ вв. и предпосылки революции 1905-1907 гг.

Социально-экономическое и политическое развитие России в конце XIX в. и впервые годы XX в. отличалось большим своеобразием. Учтя уроки поражений в Крымской войне 1853-1855 гг. и трудности русско-турецкой войны 1877-1878 гг., царское правительство с 80-х гг. XIX в. активно проводило политику индустриализации страны. Особенно высокими темпы промышленного развития стали в 90-е гг. Этому в немалой степени способствовало массовое железнодорожное строительство, которое велось главным образом на государственные средства. Если к 1892 г. протяженность железнодорожной сети страны составляла 31 тыс. км., то за 1893-1902 гг. было построено 27 тыс. км, в том числе Транссибирская магистраль, железная дорога, связавшая Среднюю Азию (Ташкент) с Европейской Россией и т.д. Это способствовало развитию металлургической промышленности, машиностроения, увеличению добычи угля, нефти (по последнему показателю Россия к началу XX в. вышла на первое место в мире). С 1893 по 1900 г. объем промышленного производства в стране удвоился, а производство средств производства увеличилось втрое. При этом ведущая роль принадлежала промышленности Юга России (Донбасс, Криворожье и т.д.), а также Нечерноземного центра. Темпы развития крупной индустрии обусловили высокую концентрацию производства, возникновение монополистических объединений (“Продвагон”, “Продамет” и др.) и сращивание их с крупнейшими банками, что вело к формированию мощных финансово-промышленных групп.

Министр финансов С.Ю. Витте, фактически руководивший с 1892 г. проведением индустриализации, так формулировал ее цели: в течение примерно 10 лет догнать более развитые страны Европы и занять прочные позиции на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Политику индустриализации Витте проводил за счет: 1) привлечения иностранных капиталов в виде инвестиций и правительственных займов; 2) протекционистской таможенной политики, защищавшей отечественных производителей на внутреннем рынке от западных конкурентов и стимулировавшей российский экспорт; 3) накопления внутренних ресурсов за счет введения винной монополии и резкого усиления косвенного налогообложения.

Конечно, указанные выше источники обеспечивали ускоренное промышленное развитие России. Однако их использование имело и негативную сторону. Широкое привлечение иностранного капитала вело к усилению экономической, а в дальнейшем и политической зависимости России от стран Запада. Усилившийся налоговый пресс всей своей тяжестью прежде всего ложился на крестьянство. Увеличение экспорта хлеба (одного из основных источников поступления иностранной валюты) достигло к началу XX в. почти 8 млн. тонн или 1/5 валового сбора зерна и явилось одной из причин голода, повторявшегося через каждые 3-5 лет. Особенно тяжел был голод 1891 г., когда умерло свыше 500 тыс. человек. Оправдывая свою политику, Витте утверждал, что “великие задачи требуют и великих жертв”.

Политика Витте крайне обостряла и без того тяжелую ситуацию в деревне. Крестьянская реформа 1861 г. (о ней говорилось в предыдущей главе) не была доведена до конца, в деревне сохранялся ряд серьезных пережитков феодально-крепостнического строя. Достаточно сказать, что на рубеже XX в. 30 тыс. крупных помещиков владели 70 млн. десятин пахотной земли (в среднем 2333 десятины на одно помещичье хозяйство), а 10,5 млн. крестьянских хозяйств имели в общей сложности 75 млн. десятин (около 7 десятин на одно хозяйство). Все это порождало крестьянское малоземелье и аграрное перенаселение в центральных губерниях страны, особенно в черноземной полосе. К тому же в ходе реформы крестьяне нередко лишались зыгонов, пастбищ для скота, леса и других угодий.

Нараставшее крестьянское малоземелье, сохранение полуфеодальных методов эксплуатации крестьянства превратили вопрос о земле в главную проблему общественной жизни, требовавшую решения. Нерешенность атрарной проблемы стала по существу основной предпосылкой грядущей революции.

Не меньшую остроту приобретала и проблема взаимоотношений труда и капитала или, как тогда говорили, рабочий вопрос. Промышленный бум 90-х гг. обусловил значительный рост численности рабочих и усиление их эксплуатации. На рубеже XX в. правительство, идя на поводу у владельцев фабрик и заводов, отступало от фабричного законодательства 80-х гг. В частности, было отменено запрещение ночного труда женщин, вновь разрешен детский труд, начиная с 10-12-летнего возраста. Фабричная инспекция реорганизуется и ей вменяются в обязанность полицейские функции (выявление “брожения” среди рабочих, борьба со стачками). Нерешенность рабочего вопроса стала также одной из серьезных предпосылок надвигавшейся революции.

Требовала своего решения и проблема ликвидации таких пережитков феодализма, как правовое неравенство по сословному, религиозному, национальному, половому признакам.

Наконец, самым архаичным пережитком феодальных времен являлось царское самодержавие. За пореформенные годы усилились и вышли на политическую арену новые социальные силы: промышленная и финансовая буржуазия, занявшая ведущие позиции в экономике страны; либеральная часть дворянства, также включившаяся в рыночную экономику. Да и рабочий класс качественно менялся, осознавая свои интересы и требовал их защиты. Однако эти новые силы не имели рычагов воздействия на власть, которая, по-прежнему опиралась на земельную аристократию, высшую бюрократию, дворянство. Дворянство к началу XX в. уже теряло свои позиции в экономике страны. Достаточно сказать, что 88% валового сбора и до 50% товарного зерна давали крестьянские хозяйства (зажиточные крестьяне, составлявшие 1/6 всех крестьянских дворов, соответственно 38 и 34 %). Требования о создании представительных органов, где новые силы могли бы громко заявлять о своих интересах, император Николай II не принимал, назвав их “бессмысленными мечтаниями”.

Таким образом, к началу XX в. в обществе достаточно четко выявились четыре основных проблемы, требовавшие первоочередного решения: аграрная, взаимоотношения труда и капитала, правовое неравенство и, наконец, конституционная — судьба самодержавия. Неспособность царизма решить эти проблемы цивилизованным путем (согласование интересов разных социальных групп) и попытка задушить всякую оппозицию силовыми методами и вызвали, в конечном счете, революцию.