Мапельман В.М., Пенькова Е.М. История философии

Учебное пособие для вузов

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава VI. Классический (немецкий) период в философии Нового времени

Иррационализм

В 20-е годы XIX столетия громко заявили о себе учения, которые не искали опоры ни только в естественных процессах, но и в разуме, считая внимание философии к рациональности явно преувеличенным. И прежде всего надо вспомнить в этом случае Артура Шопенгауэра (1788 - 1860).
Показательна одна из записей Шопенгауэра после его очередной беседы-дискуссии с Гете: «Этот Гете в такой степени
1 Другое название этого направления - «махизм».
2 Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч., т. 18, с. 177.
3 Подробнее см. гл. VII, позитивизм XX в. и его разновидности.
246
был реалистом, что ему никогда и в мысль не могло прийти, что предметы как таковые существовали лишь постольку, поскольку их представляет познающий субъект». Сам же он был в этом уверен.
В своей концепции Шопенгауэр исходит из кантовской «вещи в себе», но дает ей собственную трактовку. Она представляет собой бессознательную «волю к жизни», внеразумную силу. Эта сила объективируется в многочисленных формах, определяя стремление к ничем не ограниченному господству. Человек не может постичь направленность влечений собственной воли и существует в мире иллюзий и миражей.
Жизнь, по мнению Шопенгауэра, полна страданий и воплощается у человека в «войне всех против всех», наполняя его существование глубоким унынием: «наше положение так горестно, что решительно надо было бы ему предпочесть совершенное небытие... но какой-то голос говорит нам, что это не так, что в этом не конец, что смерть не абсолютное уничтожение». «Оптимизм... представляется мне не только нелепым, но и поистине бессовестным воззрением, горькой насмешкой над невыразимыми страданиями человечества». Одним словом, «воля отворачивается от жизни; теперь она содрогается перед ее радостями, в которых видит ее утверждение. Человек доходит до состояния добровольного отречения... истинной безмятежности и совершенного отсутствия желаний».1
Таким образом, преодолевается индивидуальное, усмиряется воля к жизни, исчезают порождающие страдания явления и происходит полное успокоение духа.
Уход от классического рационализма в иррационализм нашел свое выражение в целом ряде направлений. Одним из них явилась «философия жизни» (представители - Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель и др.). Богатство понятия «жизнь» позволило разнообразить его трактовку. Так, акцент на биологических аспектах привел к обоснованию культа силы, сведению источника развития к волевым усилиям по обеспечению абсолютного освобождения индивида, к формированию идей «сверхчеловека». Внимание к историческим аспектам позволило трактовать жизнь как целостный духовный процесс в условиях реконструкции особенностей эпохи. Этот акт осуществляется интуитивно.
1 Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Антология мировой философии, т. 3. М., 1971, сс. 698 - 701.
247
Стремление освободить философские представления от натуралистических составляющих породило феноменологию (основатель - Э. Гуссерль), где феномен представляет собой первоявление, прообраз, существующий в виде комплекса ассоциаций.
Иррационализм в нач. XX в. выделил из себя еще целый ряд течений и школ.1

Заключение

Немецкая классическая философия явилась в истории мировой культуры феноменом, как закономерным, так и уникальным.
Закономерным потому, что человечество (как демонстрирует история) нуждается в подытоживании, в резюмирующих цивилизацию акцентах, без которых оно не может перейти к очередному своему уровню существования. А уникальным потому, что каждый такой период неповторим, исключителен по культурным и духовным характеристикам, сочетанию событий, ценностным ориентациям.
К общим особенностям и достоинствам философии этого периода можно отнести следующие достижения.
- Она показала людям роль, место и значение философии в осознании своей эпохи, ее достижения и просчеты. Продемонстрировала важность философии для осмысления будущего и опасности, подстерегающие общество при игнорировании целостного восприятия своей цивилизации.
- Будучи по сути социоцентричной, она повернула теоретическую мысль к проблемам свободы -и ценностей, их роли в жизни человека.
- Ею были развиты соответствующие современной науке методы развития и познания - диалектический и исторический, которые благодаря своей уникальности позволили резко продвинуться вперед в познании мира.
- Она способствовала формированию новой концепции модели мира; появлению оригинальных подходов к его познанию.
1 Подробнее об этих направлениях см. гл. IX Современная западная философия человека, гл. X Философия экзистенциализма.
248
Приложение 1 к главе VI

 

Научные открытия XVIII - XIX вв

1718

Обоснование собственного движения звезд (Э. Галлей)

1735

Бинарная биологическая номенклатура (К. фон Линней)

1748

Систематическая разработка математического анализа (Л. Эйлер)

1749

Попытка представить развитие Земли, животного мира и человека как единый эволюционный ряд. (Ж.Л.Л. Бюффон)

1755

Гипотеза о возникновении Солнечной системы в результате сгущения газообразного облака (И. Кант)

1766

Открытие водорода (Г. Кавендиш)

1771

Впервые обнаружены и наблюдались явления фотосинтеза (Дж. Пристли)

1774

Открытие кислорода (Дж. Пристли, К.В. Шееле)

1775

Закон сохранения массы вещества (АЛ. де Лавуазье)

1776

Трудовая теория стоимости (А. Смит)

1780

Вариационное исчисление (Л. де Лагранж)

1783

Опровержение теории флогистона (А.Л. де Лавуазье)

1785

Основной закон электростатики (Ш.О. де Кулон)

1787

Химическая номенклатура (А.Л. де Лавуазье, К.Л. Бертолле)

1796

Прививка оспы (Э. Дженнер)

1799

Основная теория алгебры (К.Ф. Гаусс)

1801

Теория начального обучения (И.Г. Песталоцци)

1803-04

Таблица атомных масс (Дж. Дальтон)

1805

Закон вертикальной зональности растительного мира (А. фон Гумбольдт)

1805-08

Закон объемных отношений газов (Ж. Л. Гей-Люссак)

1809

Первое целостное учение об эволюции (Ж.Б. де Ламарк)

1814

Система символов химических элементов (Й.Я. Берцелиус)

1817

Исходные основы теории прибавочной стоимости (Д. Рикардо)

1818 и 1833

Сравнительно-исторический метод в языкознании (Р. Раскин, Ф. Бопп)

1820

Гипотеза обусловленности магнетизма молекулярными токами (А.М. Ампер)

1822

Открытие явлений изомерии в химии (Ф. Велер)

1824-26

Математически обоснованная теория электромагнетизма (А.М. Ампер)

1824 и 1832

Разрешение проблемы уравнений пятой и высших степеней (Н.Х. Абель, Э. Галуа)

1824 и 1850 -51

Второе начало термодинамики (Н. Карно, Р. Клаузиус, У. Томсон)

1825-28

В историческую науку входит понятие классовой борьбы (Ф. Гизо, А Тьери)

249

1826

Основной закон электрического тока (Г.С. Ом)

1826

Неевклидова геометрия (Н.И. Лобачевский, Я. Больяй)

1827

Внутренняя геометрия поверхностей (К.Ф. Гаус)

1828

Основы эмбриологии (К.Э. фон Бэр)

1828

Первый синтез органического вещества (Ф. Велер)

1830

Основы общего языкознания (В. фон Гумбольдт)

1831

Открытие электромагнитной индукции (М. Фарадей)

1836

Выделение трех периодов в археологии (К.Ю. Томсен)

1839

Теория клетки (Т. Шванн)

1840

Основы агрохимии (Ю. фон Либих)

1842

Закон сохранения энергии (Ю.Р. фон Майер)

1846

Открытие планеты Нептун (И.Г. Галле по вычислениям У.Ж. Леверье и Дж. К. Адамса)

1848

Открытие оптической изомерии (Л. Пастер)

1848

Теория научного коммунизма (К. Маркс)

1854

Теория n -мерных кривых пространства (Б. Риман)

1859

Научно обоснованное учение об эволюции и теории естественного отбора (Ч. Дарвин)

1859

Спектральный анализ (Р.В. Бунсен, Г.Р. Кирхгоф)

1861

Теория строения органических веществ (А.М. Бутлеров)

1864

Открытие микробиологической сущности инфекционных болезней (Л. Пастер)

1865

Закон наследственности (Г.И. Мендель)

1865

Основные уравнения электромагнитного поля (Дж. К. Максвелл)

1869

Периодический закон химических элементов (Д.И. Менделеев)

1874

Основы стереохимии (Я.Х. Ван-Гофф)

1877

Выделение трех крупных периодов в истории развития человечества (Л. Г. Морган)

1879

Экспериментальная психология (В. Вундт)

1882

Открытие возбудителя туберкулеза (Р. Кох)

1883

Открытие фагоцитоза (И. И. Мечников)

1888

Доказательство существования электромагнитных волн (Г. Герц)

1895

Открытие рентгеновского излучения (В.К. Рентген)

1895

Введение научной организации и управления труда (Ф.У. Тейлор)

1896

Открытие радиоактивности (А.А. Беккерель)

1897

Учение о высшей нервной деятельности (И.П. Павлов)

1898

Открытие радия (П. и М. Кюри)

250

Приложение 2 к главе VI
Хронология жизни немецких философов (классический период)

251

Приложение 3 к главе VI
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК (по Гегелю)

252

Приложение 4 к главе VI
РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ ВО II-й пол. XIX ВЕКА

253

Литература

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.
Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.
История диалектики. Немецкая классическая философия. М., 1978.
Кузнецов В.И. Немецкая классическая философия. М., 1989.
Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М., 1990.
Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма. М., 1986.
Антология мировой философии. Т. 3. М., 1971.
Кант И. Критика практического разума. Пролегомены. Соч., в 6-ти тт., т. 4, ч.1.
Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974 -1977.
Фейербах Л. Сущность христианства. М., 1965.
Маркс К. К критике гегелевской философии права (любое издание).
254