Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ V. ЭКОНОМИКА РАДИО- И КАБЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ

Глава 11. ЭКОНОМИКА КАБЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ

ОРГАНИЗАЦИЯ КАБЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ

Возникновение кабельной индустрии датируется 1948 годом, когда для расширения зоны устойчивого приема телесигнала в горных районах Восточной Пенсильвании, США, была установлена специальная антенна коллективного приема. Она позволила передавать телевизионный сигнал в те домовладения, куда прием был затруднен или недоступен вообще. Эта первая антенна и положила начало местным кабельным системам, которые быстро распространились по территории США, а затем и стран Западной Европы.

К сегодняшнему дню кабельная индустрия перестала быть просто технологией для улучшения распределения эфирного телесигнала – она превратилась в серьезного конкурента традиционному ТВ, причем конкуренция идет и за программы, и за зрителей, и за рекламные доходы. Благодаря кабельным системам значительная часть домохозяйств в информационно богатых странах Западной Европы, Северной Америки и Азии способна принимать до 100 телеканалов. И предела совершенствованию технологий кабельного распространения пока не видно. Распространение телепрограмм по кабелю существенно улучшило также качество доставляемой зрителям «картинки». Используя самые современные технологии – волоконно-оптические линии связи и оцифрованное изображение, кабельные системы будущего смогут доставлять зрителям более 500 каналов ТВ, обеспечивать телефонную связь и доступ в Интернет, что, очевидно, превратит их в ключевых игроков медиаиндустрии в целом.

Организация кабельной индустрии. Внутри системы кабельного телевидения развитых стран выделяется несколько секторов, каждый из которых представляет собой отдельную часть единой производственной цепочки кабельной индустрии. Как в телевидении и радиовещании, в кабельной индустрии речь идет о разделении функций между тремя действующими секторами – техническими службами, организующими прием и распространение телесигнала абонентам кабельных систем, операторами этих систем – предприятиями, ведущими их совместную эксплуатацию (MSO - Multiple System Operator), и производителями (поставщиками) программ. Многие местные кабельные системы действуют как чисто технические службы, доставляющие закупленные из внешних источников программы. Как отмечают медиаэкономисты, «кабель – это сфера деятельности технических специалистов, инженеров и бухгалтеров Он представляет собой простой транспортер новостей, фактов, развлечений и интерактивных услуг»[4]. В период своего бурного роста в 1960–1970-х годах кабельная индустрия привлекла внимание предприятий, прежде не связанных с деятельностью СМИ. Например, в США кабельная компания TCI превратилась в крупнейшую медиакорпорацию, направляющую сигналы более чем 15 млн. абонентов, благодаря строительству, разработке или приобретению местных систем КТВ. Во Франции значительную роль в развитии кабельной индустрии сыграли местные органы власти – муниципалитеты и префектуры, которые инвестировали создание множества кабельных систем.

Операторами кабельных систем часто выступают те же компании, которые их создавали и заключали необходимые для этого рода деятельности соглашения с местными властями (франчайзинговые соглашения, от англ, franchise – привилегия, франшиза). Не всегда создатели кабельных систем остаются их операторами (см. ниже), однако в большинстве случаев одна компания занимается обеспечением всех технических сторон деятельности.

Основное же различие между секторами внутри кабельной индустрии касается технологического обеспечения распространения сигнала и программной политики. Похожая ситуация существует в телевизионной и радиовещательной индустриях, однако местные кабельные операторы в значительно меньшей степени заняты производством собственных программ. Программное обеспечение кабельных каналов лежит на производителях телепрограмм (см. выше о стратегии «многооконности»), на кабельных сетях – объединениях кабельных систем в широком масштабе, на специализированных кабельных программных службах. Стремясь достигнуть эффекта масштаба производства, многие кабельные системы объединяются. В соответствии с сетевым принципом деятельности кабельная индустрия объективно стремится к охвату максимально большой аудитории. В 1975 г. американская корпорация Time Inc., входящая сегодня в конгломерат AOL – Time Warner, начала распределять продукцию компании НВО (Ноте Box Office) местным кабельным системам через спутники.

Таким образом, пример кабельной индустрии подтверждает наличие весьма устойчивой тенденции к возрастающему разделению технических и программных функций в деятельности современной медиаиндустрии.

Экономические особенности кабельной индустрии. Как уже отмечалось, кабельные сети появились как дополнительная технология распространения телесигнала в условиях общинного (community) антенного телевидения в районах неустойчивого приема телесигнала. Принимая слабый сигнал, усиливая его и распространяя затем по коаксиальному кабелю, первые кабельные системы решали проблемы, которые возникали в условиях, неудобных для распределения эфирного телесигнала.

В течение двух десятилетий кабельные системы действовали только как «транспортеры» закупленного содержания. Но в 1960-х годах кабельная индустрия в США начинает претерпевать значительные изменения. В этот период большинство операторов улучшило оборудование своих систем, что позволило увеличить число передаваемых каналов и расширить спектр предлагаемых программ, повысить уровень их специализации. Так появились каналы художественных фильмов, спортивные, детские, музыкальные, местные каналы, специализированные текстовые информационные услуги.

В 1970-х годах в США начинает развиваться передача телесигнала по спутникам, что позволяет расширить географию сетей. Возникают комбинированные кабельно-спутниковые системы, формирующие крупные региональные и даже национальные кабельные сети (табл. 29).

Таблица 29

Ведущие общенациональные кабельные сети в США (1999 г.)

Сеть

Число подписчиков (млн.)

Число охваченных местных кабельных систем

Год основания

Специализация

TBS Superstation

78,0

1 1 668

1975

Кино, спорт, шоу

The Discovery Channel

77,4

1 0 882

1985

Документальные программы о природе и науке

USA Network

77,2

1 2 500

1980

Спорт, программы для семейного просмотра

ESPN

77,1

2 7 600

1979

Спорт

C - SPAN

77,0

7047

1979

Прямые трансляции из конгресса США, публичная политика

Cable News Network (CNN)

77,0

1 1 528

1980

Круглосуточные новости, специальные репортажи

Turner Network Television

(TNT)

76,8

1 0 637

1988

Кино, спорт, собственные программы

Nickelodeon

76,0

1 1 788

1979

Программы для детей

Fox Family Channel

75,7

1 3 818

1998

Собственные и синдицированные программы для семейного просмотра

Lifetime Television

75,0

1 1 000

1984

Программы для женщин

Источник : The New York Times Almanac of Record. Ed. by John W. Wright. Penguin. 2000. P. 392.

В таких сетях предаваемый по спутнику телесигнал принимается на антенну местных кабельных операторов, которые затем распространяют его по кабелю. Ноте Box Office, платная служба телеканалов концерна AOL – Time Warner и Turner Broadcasting Company намечают контуры новых возможностей КТВ. Все это создает дополнительные программы, которые помогают кабельным операторам заполнять свободные каналы.

Благодаря увеличению числа распространяемых каналов и усилению их специализации кабельное ТВ стало альтернативой национальным эфирным телесетям и независимым эфирным станциям. Для многих зрителей кабельные системы превратились в основных поставщиков телевизионных услуг. Например, в США к настоящему времени на долю кабельного ТВ приходится 41% суммарного времени телепросмотров в прайм-тайм, в то время как на долю эфирных телесетей – 46%. Показательно, что рост аудитории систем и сетей КТВ прослеживается на протяжении всей истории их существования. Если в конце 1980-х годов аудитория сетей КТВ не превышала 20%, то к началу 2000-х она достигла практически половины населения в США и не менее трети населения в крупнейших странах Западной Европы. История становления кабельной индустрии – прекрасная иллюстрация того, как развитие технологии и нового рынка заставляет национальных законодателей в соответствии с запросами времени разрабатывать новые законы. Так, Верховный суд США в 1968 г. передал кабельное регулирование в ведение FCC. В 1972 г. были приняты первые законодательные акты, которые способствовали дальнейшему прогрессу кабельной индустрии. В соответствии с ними кабельные операторы должны были получить от правительства специальные разрешения – франшизы (franchise), оговаривающие техническую сторону деятельности, а также условия распространения сигнала.

В 1984 г. в США был принят закон о кабельном телевидении, он вывел операторов КТВ за рамки местного регулирования, что должно было способствовать развитию конкуренции между кабельными компаниями. На практике же, будучи естественными монополиями, кабельные компании практически не имеют конкурентов на своих рынках. В большинстве городов (т.е. в отдельных географических пунктах) монополия кабельного оператора объективна. Эта монополия представляет собой конкурентную среду только с точки зрения предложения содержания, поскольку современные широкополосные кабели в состоянии доставлять зрителю от 30 до 65 каналов, включая и услуги по предоставлению доступа к Интернету. При использовании цифровых технологий число каналов может радикально увеличиться – до 500 каналов.

В Великобритании, как и в США, кабельные операторы тоже должны получить франшизу для начала деятельности, однако сама система регулирования весьма прозрачна и минимальна. Франшиза ITC (Independent Television Commission) должна быть получена системами, насчитывающими более 1000 подписчиков, для менее крупных операторов достаточно разрешения телекоммуникационного оператора OFTEL, получить которое значительно проще. Поэтому в Великобритании к началу 2000-х годов кабельные системы охватывали почти четверть домовладений страны – 22,4%, предоставляя услуги 2,5 млн. подписчиков, хотя и их деятельность сохраняла децентрализованный характер.