Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава V. Жилище

3. Производство стеклянных, золотых и серебряных изделий в Галлии

В некоторых местностях близ Сены и Мозеля найдены были вещи, представляющие собой, быть может, самые замечательные образчики стеклянного производства древних. Они употребляли всевозможные средства для украшения стекла. Они умели гравировать на нем и покрывали его рельефами, и все это иногда с неподражаемой тонкостью. При производстве некоторых предметов больших размеров они клали один на другой два разноцветных слоя стекла и таким образом достигали удивительных цветовых эффектов. Некоторые галльские вазы считаются образцами тонкой скульптуры. Мотивы украшений и выбор фигур указывают на заимствование традиций греко-римских школ. Все это — сцены из мифологии или же изображение игр в цирке, реже жанровые картинки, иногда животные,


164

иногда простой орнамент. Тонкость работы при этом изумительная. Не знаешь, чему больше удивляться: исполнению художника или ловкости рабочего, несколько манерной грации рисунка и фигур, или же блеску и разнообразию красок. Галльские мастера, без

165

сомнения, достигли в этом производстве совершенства великих мастеров Александрии.

Граверы по металлу соперничали с художниками Греции и Италии. Близ Лиона был найден ларец с драгоценностями одной римской дамы: в нем находилось семь ожерелий, два кольца, шесть пар серег, брошки, запястья; каждый камень в них имеет свой особый характер, и золото очень искусно соединено с жемчугом и драгоценными камнями; художнику, быть может, не достает оригинальности, но во всяком случае работа превосходная, хотя она и рассчита-

166

на больше на блеск и роскошь, чем на изящество. Шедевр римского граверного дела — это реннская жертвенная чаша массивного золота. Здесь на круге меньше чем в 25 сантиметров в диаметре расположено около пятидесяти фигур, выбитых на металле, а потом отчеканенных. Она относится, без сомнения, приблизительно к 200 г. Р. X., но отличается еще большой тонкостью работы и чистотой стиля, здесь нет еще преувеличенного рельефа, грубости в рисунке и в экспрессии. Самая замечательная находка в этом роде, которая когда-либо была сделана — это бернейское собрание сокровищ, которое хранится в настоящее время в Национальной библиотеке в Париже. Оно состоит из 69 ваз и другой утвари чистого серебра; все эти предметы были пожертвованы различными лицами в храм Меркурия. Они представляют собой, очевидно, копии с греческих образцов, но тем не менее отличаются необыкновенным изяществом.

(Jullian, Callia, 162 et suiv., chez Hachette).