Авиценна

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Авиценна (Ибн Сина) (980-1037) - один из 
крупнейших средневековых ученых-энциклопедистов. По 
происхождению таджик, он жил в различных городах на 
территории Средней АЗИИ и Ирана, занимая должности врача 
и визиря при различных правителях Востока. Написал 
множество трудов, главные из которых - "Книга исцеления", 
"Книга спасения", "Книга знания", "Книга указаний и 
наставлений" и др.
Вслед за Аристотелем Авиценна подразделяет знания 
на теоретические и практические, которые называются так 
потому, что их предмет определяется исключительно 
человеческими действиями. К практическим наукам 
относятся этика, экономика, политика.
Проблему сущности и существования 
Авиценна решает в духе неоплатонизма: 
божественное бытие, называемое Авиценной 
Необходимо сущим, порождает посредством 
эманации все многообразие конкретного мира. 
В отличие от Платона он рассматривает 
материю за пределами эманации. "Материя 
всегда предшествует существованию самой 
вещи" [Ибн Сина. Данишнамэ. М., 1957. С. 
171].Авиценна отрицал создание мира Богом и 
полагал, что мир существует вечно вместе с 
Богом, возникновение мира обусловлено 
эманацией из Бога множества конкретных 
форм, проявления мира от единого 
постоянного существующего Бога. Здесь он 
выступал против монотеистического 
креационизма в различных формах. 
Авиценна стоит на позициях 
соотношения материи и формы, которые 
защищал Аристотель. Материя и форма не 
могут существовать самостоятельно, они тесно 
связаны между собой.
В решении проблемы универсалий - 
одной из основных в средневековой схоластике 
- Авиценна, руководствуясь аристотелевским 
соотношением формы и материи, полагает, что 
универсалии существуют и в вещах, и в 
человеческом уме, который извлекает их из 
вещей,
и даже до вещей, и после них.
Авиценна не сомневался в возможности 
познать мир, придавая большое значение 
логике и рассматривая ее как введение к любой 
науке.
Божественная деятельность 
осуществляется по законам логики,
имея тем самым интеллектуальный 
характер. Однако Бог не руководствовался при 
этом какой-либо целью, что означает, что 
развитие мира не носит фаталистического 
характера.
В вопросах психологии Авиценна идет 
вслед за Аристотелем и различает 
растительную, животную и разумную душу. 
Особо он рассматривает человеческую душу и 
не отрицает ее бессмертия. Однако он понимает 
это не в прямом смысле, а в философском, 
отрицая возможность переселения душ - 
метемпсихоз.


<<назад Содержание