Жуков В., Еськов Г., Павлов В. История России. Учебное пособие

ОГЛАВЛЕНИЕ

Экономика и социальная сфера Российской Федерации в 90 – е годы

После развала СССР пришедшие к власти радикалы выдвинули программу так называемых либеральных экономических реформ и начали осуществлять их по модели «шокотерапии». Их аргумент – стратегия эволюционной перестройки государственной экономки – не состоялся. Поэтому начался тотальный демонтаж советского строя и утверждение рыночно–капиталистических механизмов.

Апробация новой программы состоялась в 1992–1993гг. Практика, показала, что уже к концу 1992г. замысел радикального движения потерпел поражение. Результатом стал процесс деиндустриализации. Однако выводы сделаны не были.
Принятая в декабре 1993г. менее чем 1/4голосов населения новая Конституция РФ законодательно закрепила демонтаж советской системы.

Положение усугублялось тем, что с начала 90–х годов в России обострился системный кризис, унаследованный от политики «перестройки». Однако это обстоятельство не остановило реформаторов. В результате реформ – без ухудшения положения народных масс – и быстрого создания гражданского общества и демократических институтов не состоялось. Ожидания не оправдались. Под прикрытием «реформ» развернулась ожесточенная борьба за власть. Ее результаты имели в октябре 1993г. трагический исход.

К середине 90–х годов страна сошла с траектории системного кризиса и вступила в фазу экономического, политического и социального регресса.

В сфере экономики обвальный спад производства и технологическое отставание вошли в стадию разрушения промышленного и аграрного потенциала, исторически сложившихся связей и инфраструктур. Свнутреннего рынка исчезают отечественные товаропроизводители; научно–технический прогресс заблокирован; сырьевой и торгово–посреднический бизнес вытесняют из экономики и финансовой системы страны индустриальное предпринимательство.

Результаты нынешнего социально–экономического курса наглядно просматриваются на примере деятельности правительства В.Черномырдина. Вдекабре 1992г. седьмой Съезд народных депутатов Российской Федерации утвердил его главой правительства. Заистекшие 4года страна имеет рекордное падение национального производства за всю нашу историю, включая годы войны. Валовой внутренний продукт в совокупности снизился на 28%. Для сравнения: за 1914–1917 гг. он снизился на 25%; за 1918–1922 гг. – на 23%; за 1941–1945 гг. – на 21%.

По валовому внутреннему продукту , характеризующему стоимость товаров и услуг, производимых в отраслях народного хозяйства и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта, в 1987г. СССР превосходил ФРГ вдовое, соперничая с Японией за 2место в мире. Сейчас Россия в экономическом отношении уступает Франции в 2,5раза, Японии – в 7, США – в 12раз. По величине ВВП Россия значительно отстает от Германии, Японии, Франции, Австрии, Италии, Великобритании и других стран, ненамного опережает Бразилию и Индонезию, и за последние 10лет скатилась на 55–57место в мире.

Произведенный в 1993г. национальный доход составил 57% от уровня 1990г., продукция промышленности – 63%, капитальные вложения – 43%. По данным Госкомстата РФ, отставание экономики России от США за 4года «реформ» выросло на 64%.

Особенно заметно отставание России в военно–технической сфере. По сравнению с США, Россия продает танков в 17раз меньше, БМП – в 3,5раза, ракетных комплексов – в 20раз меньше. Доля США и ФРГ в мировой торговле оружием возросла более чем в 3раза, доля России снизилась втрое. Одна из главных причин – развал экономики страны, поспешное свертывание разработок по производству новейшего вооружения.

Если сравнить современное состояние нашей экономики с экономикой периода Великой Отечественной войны, то оно выглядит следующим образом. Годовые потери в уровне производства даже в тяжелейшем 1942г. не превысили 23%. В 90–е годы спад производства превысил 50% (в машиностроении – 70%, в легкой и текстильной – 80%, в военно–промышленном комплексе – 90%). Известно, что при спаде производства свыше 30% начинается цепная реакция разрушения всей промышленности. В сложившейся ситуации идет целенаправленное уничтожение всей базовой промышленности страны, без которой невозможен прогресс и нормальная жизнь общества (см. таблицу):

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ

1. Топливно–энергетические отрасли

 

1995 г .

в % к 1994 г .

1990 г .

электроэнергия, млрд. кВт. ч.

862

98

1082

нефть, включая газовый конденсат, млн. тонн

307

97

516

уголь, млн. тонн

262

97

395

в т.ч. для коксования

60,4

107

91,1

газ естественный, млрд. куб. м.

595

98

641

2. Черная металлургия

 

1995 г .

в % к 1994 г .

1990 г .

железная руда, млн. тонн

78,3

107

107

чугун, млн. тонн

39,2

109

59,4

сталь, млн. тонн

51,3

105

89,6

готовый прокат черных металлов, млн. тонн

39,1

109,

73,2

стальные трубы, млн. тонн

3,7

104

11,9

3. Машиностроение

 

1995 г .

в % к 1994 г .

1990 г .

1

2

3

4

краны мостовые электрические (включая специальные), штук

355

84

2943

электромашины крупные, штук

4573

94

21200

электродвигатели переменного тока с высотой оси вращения
63–355 мм., тыс. штук

447

110

913

металлорежущие станки, тыс. штук

16,1

88

74,2


кузнечно–прессовые машины, штук

2083

67

27300

станки ЧПУ

0

0

16700

автоматические линии и полуавтоматы, комплектов

0

0

556

часы бытовые, млн. штук

17,6

69

60,1

легковые автомобили, тыс. штук

835

105

1103

автобусы, тыс. штук

40,8

82

51,9

тракторы, тыс. штук

21,2

74

214

комбайны зерноуборочные, тыс. штук

6,3

52

66,7

экскаваторы, штук

5244

81

23100

прядильные машины, штук

133

67

1509

Химическая и нефтехимическая промышленность

 

1995 г .

в % к 1994 г .

1990 г .

серная кислота, млн. тонн

6,9

110

12,8

кальцинированная сода, млн. тонн

1,8

115

3,2

каустическая сода, млн. тонн

1,2

102

2,3

минеральные удобрения, млн. тонн

8,8

117

16,0

химические волокна и нити, тыс. тонн

216

109

637,5

синтетические смолы и пластические массы, млн. тонн

1,8

106

3,3

Прослеживается тенденция наращивания объемов производства в отраслях, продукция которых в основном ориентирована на внешний рынок.

Промышленность строительных материалов

 

1995 г .

в % к 1994 г .

1990 г .

цемент, млн. тонн

36,4

98

83

конструкции и изделия сборные железобетонные, млн. куб. м.

21,1

89

79,4

кирпич строительный, млрд. штук усл. Кирпича

12,6

95

24

плитки керамические облицовочные, млн. кв. м.

18,8

95

29


Продолжение

линолеум, млн. кв. м.

52,8

83

88

материалы строительные не рудные, млн. куб. м.

119

92

713

оконное стекло, млн. кв. м.

58,8

100,4

130

Сокращение объемов капитальных вложений на строительство объектов производственно–технического назначения повлекло за собой снижение производства сборных железобетонных конструкций на 11%, конструкций и алюминиевых сплавов – на 16%, легких металлических конструкций – на 47%.

Легкая промышленность

 

1995 г .

в % к 1994 г .

1990 г .

1

2

3

4

ткани всех видов, млн. кв. м.

1757

81

8449

в т.ч.:

 

 

 

хлопчатобумажные

1235

81

5624

льняные и пенькоджутовые

131

81

603

шерстяные

72,0

79

466

шелковые

197

80

1051

чулочно–носочные изделия, млн. пар

285

81

1051

трикотажные изделия, млн. штук

105

55

770

хромовые кожтовары, млн. кв. Дм.

835

72

4573

обувь, млн. пар

52,5

69

385

В швейной промышленности в 1995 году по сравнению с 1994 годом производство постельного белья уменьшилось почти на две трети; сорочек – наполовину; плащей, юбок, брюк – на треть.

Бытовые товары

 

1995 г .

в % к 1994 г .

1990 г .

холодильники и морозильники, тыс. штук

1744

66

3774

машины стиральные, тыс. штук

1293

61

5419

магнитофоны, тыс. штук

343

48

3408

видеомагнитофоны, тыс. штук

20,2

24

473

устройства радиоприемные, тыс. штук

951

88

5748

телевизоры, тыс. штук

982

45

4717

в т.ч. цветного изображения

348

31

2657

машины швейные бытовые, тыс. штук

69,6

17

1754

мотоциклы

61,2

34

765

велосипеды (без детских), тыс. штук

564

65

3671

За годы реформ неуклонно рос государственный долг.
Внешний долг к началу 1997года составил 150млрд.долл. против 95млрд.долл. в 1992году. Вконце 1992года не было внутреннего долга, оформленного государственными ценными бумагами. К исходу 1996года этот долг составил около 250трлн. руб., или 45млрд. долл. по текущему валютному курсу.
Итого:за 4года долг правительства вырос на 77млрд. долларов. Только в 1996году он вырос на 42млрд. долларов за год, т.е.возрастал на 3,5млрд.долларов ежемесячно.

Что касается «реформ» в целом, то за прошедшие годы не решена ни одна из средне– или долгосрочных проблем, стоящих перед страной, ни одна реформа (аграрная, военная, жилищно–коммунального хозяйства, социальной сферы, судебной системы, правоохранительных органов) не проведена в жизнь. Впоследние годы прибавился «букет» новых кризисов – бюджетного, неплатежей, расчетного, инвестиционного, долгового, банковского.

Важным показателем состояния экономики страны является
занятость населения . Допустимым уровнем безработицы считается 6%, критическим – 8%. В России сейчас она – свыше 13%; Это официально, на самом же деле – больше 20млн. безработных при среднегодовой численности занятых в экономике в 1994году 70,2млн.человек.

Весьма серьезным социальным показателем здоровья народа является потребление алкоголя . По оценкам ВОЗ употребление его свыше 8л. на человека в год ведет к началу генного вырождения нации. ВРоссии сегодня уровень потребления – от 15 до 20л. на человека.

В итоге приватизации негосударственный сектор стал ведущим , в частные руки перешло 110тыс. предприятий. Но это не принесло ни роста эффективности производства, ни улучшения обслуживания населения.

В результате чековой приватизации произошло ограбление народа. Она дала в бюджет страны всего 1трлн.рублей.
Например, ЗИЛ со стоимостью основных фондов не менее 1млрд.долларов – был продан за 4млн.долларов.

Уникальный Норильский горно–металлургический комбинат (НГМК) был включен правительством в перечень стратегически важных объектов, не подлежащих приватизации. Однако это не помешало банкирам «ОНЕКСИМ–банка» выкупить контрольный пакет акций РАО«Норильский никель» всего за 170млн.долларов. Это составляло месячную выручку одного только НТМК, удовлетворяющего 47% мировой потребности в платиноидах, в общероссийском масштабе производящего 74% никеля, 62% меди, 78% кобальта.

Фактическую экономическую власть в стране после приватизации государственной промышленности получило примерно около 5% населения России.

По данным комиссии Государственной Думы Федерального Собрания убытки, понесенные государственной казной от приватизации, превысили 9квадриллионов рублей (в ценах 1995года). Это привело к обострению проблемы социальной защиты уязвимых слоев населения России, показало полную несостоятельность и крах гайдаровско–чубайсовской модели реформ. Цены возросли во много тысяч раз при медленном росте заработной платы. Попризнанию одного из экс–лидеров «первой волны» демократов, бывшего мэра Москвы Гавриила Попова «прежде всего надо решительно порвать с гайдаровской моделью «нулевого цикла», когда сначала все разоряется, а потом что–то формируется. Великая держава может не выдержать такого самораздевания: ее могут просто съесть на этапе слабости. Постиндустриальная эпоха, к которой мы стремимся, предполагает 20–30% госсобственности, 60–70% бесплатного образования и лечения. Мы пока же разрушаем то, что есть» .

Идеология и практика либерального радикализма оказалась социальной утопией, которая не должна быть основой формирования экономической и социальной политики, отражающей национальные интересы настоящего и будущего России.

В ходе реформирования произошло резкое социальное расслоение общества, в котором выделилось пять основных групп, различающихся, прежде всего, по величине доходов.

Первая группа – низкооплачиваемые работники – рабочие и служащие бюджетной сферы, государственных учреждений и организаций, преподаватели (включая профессуру), военнослужащие и др. – примерно 70% населения.

Вторая группа – среднеоплачиваемые работники – рабочие и служащие негосударственных учреждений, государственные служащие – высокие должности, элитный слой рабочих топливно–сырьевого комплекса – примерно 20% населения.

Третья группа – высокооплачиваемые работники – генералитет; обслуживающий персонал элитной части общества, служащие банков и других финансовых структур – примерно 4% населения, а также мелкие предприниматели – 3% населения.

Четвертая группа – богатые люди – обслуживающие, в основном, внутренний рынок – примерно 3% населения.

Пятая группа – сверхбогатые люди – предприниматели, связанные с внешним рынком – 0,2%населения. Импринадлежит больше половины всех доходов.

Проблема поляризации доходов – одна из острейших проблем современной России. Помере расширения «ножниц» она становится очень опасной. НаЗападе общество считается нестабильным, если доходы 10% богатых превышают доходы 10% бедных в 8раз. В России эта планка значительно выше. Поофициальной статистике, превышение равно 12,3раза, по расчетам Института социально–экономических проблем народонаселения РАН, грань превышена более чем в 20раз. Всеэто породило нестабильность в обществе – постоянный стресс, депрессию, рост самоубийств, алкоголизма. Пооценке ВОЗ, в России идет «вялотекущая деградация».

Более того, богатые и бедные находятся в состоянии социального антагонизма. Первые, как и во времена царизма, считают, что неимущие–это лодыри, которые ничего не делают, чтобы выбраться из ямы, и потому презирают их. Бедные, оставаясь месяцами без зарплаты и пенсии, в свою очередь, называют «новых русских» их грабителями, которые криминальным путем захватили государственные ценности, созданные многолетним трудом всего народа.

В современной России активно формируется «социальное дно»: бомжи, нищие, уличные проститутки, беспризорники. Поданным Института социально–экономических проблем народонаселения РАН «на дне» уже 10% населения – примерно 14млн.человек. Авокруг них, в так называемом «придонье», концентрируются группы риска с большой вероятностью люмпенизации. Социальный парадокс в том, что в категорию «новых бедных» вошли учителя, врачи, научно–техническая интеллигенция. «Новая» пирамида неравенства растет. Все это привело к возникновению как бы двух Россий , не похожих по своему материальному положению, поведению, предпочтениям, ориентациям. А средний класс–основа любого общества – так и не сформировался.

Уровень жизни населения

 

1995 г .

1994 г .

Реальные среднедушевые денежные доходы

87

113

Реальная среднемесячная начисленная зарплата

74

92

Средний размер назначенных пенсий

(в месяц)

183,5

75,9


Реальный размер назначенной месячной пенсии

81

94

Прожиточный минимум (в среднем на душу в месяц), тыс. руб.

264,1

86,6

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, млн. человек

36,6

33,3

в % к общей численности населения

24,7

22,5

в % к соответствующему периоду прошлого года

110

80

В ходе рыночных реформ произошло увеличение смертности и сокращение рождаемости. За пять лет страна потеряла на 3,5миллиона человек больше, чем родилось. Уходят из жизни трудоспособные мужчины. Уже сейчас ожидаемая средняя продолжительность их жизни – 58лет. Вбольшинстве своем они не доживают до пенсии.

Здоровье становится проблемой и для молодежи и детей. Аэто свидетельствует, нас ждет «больное» будущее. Потери идут не только в численности, но и в «качестве» людей: по физическому, психическому здоровью, образованию, профессиональному уровню. Мы теряем свой нравственный потенциал, культуру. Ситуация выходит за ту черту, когда уже эффективно не могут решаться ни экономические, ни государственные, ни политические проблемы, а Россия превращается в сырьевой придаток Запада. Об этом свидетельствует ситуация в решении продовольственной проблемы.

Агропромышленный комплекс . По производству сельскохозяйственной продукции на душу населения СССР в предреформенное время находился в одном ряду с наиболее развитыми государствами мира. По производству зерна, картофеля, птицы (кур) и молока Россия превосходила 12 стран Европейского Сообщества и уступала им только по производству мяса на душу населения. Картофеля и молока в стране производилось больше, чем в США.

Производство на душу населения, кг (в среднем за год)

Продукция

1986–1990 годы

 

Россия

США

ЕС–12

Зерно

711

1360

512

Картофель

245

75

159

Молоко

370

267

359

Мясо

66

120

88

С 1990года сокращение выпуска продукции растениеводства и животноводства приобрело устойчивый характер.

Политики образца 1991 года утверждали, что вся беда в колхозах и совхозах. А настоящая беда – в развале коллективных хозяйств; в неудовлетворительной материально–технической базе сельско–хозяйственного производства; особенно пищевых и перерабатывающих отраслей; отсталых технологиях; громадных потерях урожая.

Происходит возврат к примитивному земледелию и натуральному хозяйству. Все реформы на селе сведены к реорганизации и приватизации коллективных хозяйств и фермеризации. Государство свернуло инвестиционную и финансовую поддержку АПК, его материальное и техническое обеспечение. Этопривело к тому, что в 1995году объем продукции сельского хозяйства России, по сравнению со среднегодовым производством за 1986–90годы, уменьшился на 35%, а в сельскохозяйственных предприятиях всех форм собственности – более чем в 2раза. Производство зерна и сахарной свеклы сократилось почти в двое, картофеля в 4раза, овощей – в 3, мяса и мясных продуктов – на 40%, молока в 2раза. Резко снизилась численность крупного рогатого скота, овец и коз, свиней и птицы.
Животноводство отброшено на несколько десятков лет назад
(см., таблицу).

Сельское хозяйство

Валовые сборы и урожайность основных сельскохозяйственных культур характеризуется следующими данными:

 

все категории хозяйств

 

1995 г .

в % к 1994г.

1986–1990гг.

(в среднем за год)

1

2

3

4

зерно (в весе после доработки) валовой сбор, млн. тонн

63,5

78

104,3

урожайность ц/га

11,6

81

15,9

сахарная свекла (фабричная) валовой сбор, млн. тонн

19,1

137

30,8

урожайность, ц/га

176

140

225

подсолнечник, валовой сбор, млн. тонн

4,2

164

3,1

урожайность, ц/га

10,2

126

12,7

льноволокно, валовой сбор, тыс. тонн

68,6

127

124

урожайность, ц/га

3,9

98

2,5

картофель, валовой сбор, млн. тонн

39,7

117

35,9

урожайность, ц/га

117

116

108

овощи, валовой сбор, млн. тонн

11,2

116

11,2

урожайность, ц/га

140

109

154

Валовые сборы крупяных культур снизились: гречихи – почти на четверть, риса – на 12%. В наибольшей степени уменьшилось производство зернофуражных культур (овса, ячменя, зернобобовых) – на 36%.

Производство основных продуктов животноводства в хозяйствах всех сельхозпроизводителей составило:

 

1995 г .

в % к 1994г.

1986–1990гг.

(в среднем за год)

мясо (в убойном весе)

5,9

87

9,7

молоко

39,3

93

54,2

яйца, млрд. штук

33,7

93

47,9

 

Животноводство

Численность скота во всех категориях хозяйств характеризуется следующими данными:

 

1995 г .

в % к 1994г.

1986–1990гг.

(в среднем за год)

крупный рогатый скот

39,2

90

60,5

сельхозпредприятия

27,3

88

 

хозяйства населения

11,3

97

 

фермерские хозяйства

0,6

102

 

в т.ч.

 

 

 

коровы

17,4

94

21,3

свиньи

22,6

91

40,2

овцы и козы

28,4

82

64,1

Результат – разрушена производственная база, заброшены прогрессивные технологии и научная поддержка аграрного сектора. Огромный урон причинен птицефабрикам и животноводческим комплексам, племенным и специализированным сельскохозяйственным предприятиям.

Возник губительный для крестьян диспаритет цен: из отрасли изъято за последние 5лет около 200трлн. рублей.
Разрушена финансово–кредитная система. С1994г. сельскохозяйственное производство в целом стало убыточным. Большинство товаропроизводителей не могут осуществлять даже простое воспроизводство.

Прекращено финансирование всех социальных программ (жилье, объекты соцкультбыта, газификация и электрификация, дороги, водоснабжение, связь, во многих селах не работают радио и телевидение). Крестьяне получают самую низкую заработную плату, и нерегулярно.

Современные международные нормы – импорт 30% продовольствия – угроза национальной продовольственной безопасности.

США – стабильно импортировали 17–19 % продовольствия;

СССР – импортировал 14–16%, что мало; дополнительные 3–5% импорта сняли бы проблему пресловутых очередей.

«Демократическая» Россия – 1995г. (Госкомстат) – 54% импорта продовольствия. При этом брали кредит на оплату. 1996г. – еще больше.

Обеспечение продуктами за годы «реформ» сократилось с 7и перешло на 40–е место в мире. Потребление мяса, молока, яиц и масла уменьшилось на 30–40 % к дореформенному уровню.

1995г. – среднедушевое потребление – 2347килокалорий в сутки. По данным ООН: 2150ккал. – это постоянное недоедание. 2/3 россиян вплотную подошли к этой черте.

Результатом всего этого явилось обнищание большинства населения страны, углубляющееся вот уже 6лет. Помасштабам потребления россияне оказались отброшенными на 20лет назад. Общество подошло к самой границе возможности существования российской популяции. Поданным Всемирной организации здравоохранения, потребление животного белка не должно опускаться ниже 30граммов на человека в день. У россиян этот показатель – 32грамма. Притаком положении неудивительно, что 30% беременных женщин страдают анемией, рожают больных детей. Растут заболевания, связанные с ослаблением иммунитета.

Обобщенным показателем продовольственного благополучия является питание на уровне медицински обоснованных норм. Вдореформенный период россияне потребляли, в среднем, 3300ккал. Внастоящее время на отечественные продукты приходится 1100–1200ккал. – ниже грани, с которой начинается голод.

Реформаторы винят в этом общественную собственность на землю как детище коммунистической системы. Между тем, ее отстаивали Руссо, Толстой, Энгельгардт, Чаянов, Кондратьев и др. «Демократы» уверяют, что мелкие формы частного землевладения и производства – магистральный путь сельскохозяйственного развития современных капиталистических стран, тогда как во всем цивилизованном мире прогресс в аграрном производстве стоит на путях концентрации и специализации, внедрения новейших технологий.

Сама по себе форма собственности на землю не в состоянии обеспечить рациональное хозяйствование. Важна совокупность всех факторов, определяющих эффективность индустриального производства, позволяющих получить высокую отдачу. Нив одном указе Президента РФ, постановлениях Правительства не ставятся задачи повышения эффективности и роста сельскохозяйственного производства, улучшения условий жизни сельского населения. Всюду речь о создании частной собственности, разрушении общественного хозяйствования. А в это время развитые страны активно используют интенсивные ресурсосберегающие технологии. Можно сказать, они стремятся специализировать землепользование и вообще вывести сельское хозяйство из сферы прямого воздействия рынка. Это потому, что в аграрном секторе оборот капитала совершается гораздо медленнее, чем в других сферах. Поэтому сельскохозяйственное производство не конкурентоспособно по сравнению с другими отраслями экономики.

В последние 6лет цены на энергоносители и промышленную продукцию росли в России в 3раза быстрее. В результате село не может укреплять и обновлять свою материально–техническую базу: приобретение сельскохозяйственных машин упало в 25раз по сравнению с дореформенным периодом.
Внесение минеральных удобрений снизилось в 1995г. до 8кг. на1га пашни против 100кг в РСФСР, до реформ, и против 400–700 кг – в западноевропейских странах.

В десяти развитых странах мира вообще нет частной собственности на землю. Вдругих развитых государствах частная собственность все в большей степени вытесняется арендой, а продажа земли – правом пользования землей и т.п.

Если в колхозах и совхозах труд был (на специализированных комплексах) полностью механизирован и автоматизирован на 75%, то у наших фермеров и частников он на 85% ручной. Хозяйство фермеров, как правило, убыточно.

Сегодняшняя аграрная программа называется «Стратегия реформ в продовольственном и агарном секторах экономики бывшего СССР. Программа мероприятий на переходный период».
Авторы: Международный валютный фонд и Международный Банк реконструкции и развития. Они исходили из аграрно–правовых теорий, предназначенных для стран третьего мира.

Все вышеизложенное позволяет заключить, что «реформы» создали определенные противоречия внутри общества и послужили причиной многих социальных конфликтов.

Внутренние противоречия :

•  Рассогласованность целей экономической реформы и методов ее осуществления с интересами большинства населения страны.

•  Основную угрозу безопасности российского государства создает противостояние и нарастающее противоречие между выбором власти и отношением к нему большинства населения России.

•  Нестабильность стимулируется разрывом между конституционными, правовыми основами и реальной практикой, а так же противоречием между национальной ориентацией России на социальный прогресс и несовпадающими с этим геополитическими интересами ведущих стран мира.

Источники социальных конфликтов:

•  дальнейшее снижение уровня и качества жизни населения;

•  углубление имущественной дифференциации;

•  развитие социального неравенства и антагонизация общественных отношений;

•  отсутствие равных стартовых возможностей для граждан России, номенклатурно–криминальный раздел государственной собственности;

•  отчуждение народа не только от собственности, но и от власти;

•  девальвация интеллектуального и творческого труда как основной социальной ценности;

•  рост безработицы;

•  криминализация общественных отношений;

•  использование военной силы и карательных функций государства при решении политических проблем;

•  разгул преступности.

Таким образом, необходим новый выбор пути реформирования общества, так как старые «реформы» 90–хгодов завели Россию в тупик. Вывести из тупика страну на основе устаревших идейно–теоретических доктрин нельзя. Нужно заменить консервативно–либеральные ориентиры на иную идеологию реформ, способную консолидировать общество. Базовыми ценностями новой стратегии должны стать: многообразие форм собственности; правовое государство; свобода, равноправие, социальная справедливость; национальная солидарность и солидарная ответственность; укрепление национальной безопасности России. Это во–первых.

Во–вторых, без государственного управления экономикой России жить нельзя. Об этом сейчас говорят многие из руководства России.Без эффективной социальной поддержки многие не выживут. Обстановка требует упрочения Российской государственности. Без сильного государства не бывать сильной России.

В–третьих, Государственные органы власти обязаны принять все меры, чтобы обеспечить соблюдение экономических и социальных прав граждан, закрепленные в Конституции РФ 1993года.

90–е годы в социально–экономической жизни России прошли под знаком явной рассогласованности провозглашенных целей радикальных рыночных реформ и методов их реализации с жизненными интересами подавляющего большинства населения.

В отличие от наиболее развитых стран, в которых приоритетное значение приобретает ориентация, преодоление растущей социальной дезинтеграции, неравенства населения, Россия погрязла в эгоизме, коррупции и стяжательстве чиновников. Главная опасность – рассогласованность целей экономической реформы и методов ее осуществления с жизненными интересами подавляющего большинства населения страны.

Основную угрозу безопасности Российского государства создает противостояние и нарастающее противоречие между выбором власти и отношением к этому большинства населения России.

Разрыв между конституционными, правовыми основами и реальной практикой, а также противоречие между национальной ориентацией России на социальный прогресс и не совпадающими с этим геополитическими интересами ведущих стран мира, все это сохраняет нестабильность как внутри страны, так и на международной арене.

Новые факторы дестабилизации, проявившиеся к началу 1997года, усугубляют действие названных выше противоречий, среди которых можно выделить следующие: очевидное укрепление института президентства проходило на фоне снижения доверия населения к Президенту России; Договор об общественном согласии выполняется не всеми подписавшими его сторонами. Повинна в этом, больше всего, исполнительная власть: война в Чечне и ее тяжелые последствия отразили новый виток борьбы за власть.

Дальнейшее снижение уровня жизни граждан страны, углубление имущественной дифференциации, развитие социального неравенства, полное отчуждение народа не только от собственности, но и от власти, рост безработицы, криминализации общества и др., говорят о том что в российском обществе существуют источники опасных социальных конфликтов.

Социальная напряженность в обществе нарастает, что подтверждается «вторым этапом» приватизации: неспособностью властей защитить жизнь, достоинство и конституционные права россиян; непопулярные решения кадровых вопросов, серьезные просчеты национальной политики.

Все говорит за то, что период радикального экспериментирования заканчивается. Лимит национального доверия лидерами исчерпан. Устойчивое развитие России и стран, входящих в СНГ, будет зависеть от их способности осознать и реализовать концепцию интеграционной модели развития, овладеть эволюционными философскими концепциями развития и ненасильственными политическими действиями.

Наше Отечество по–прежнему нуждается в политической стабилизации, отказе от крайностей «демократической диктатуры» или тоталитарного либерализма. Общество заинтересованно в гражданском мире и общественном согласии. Достичь этого удастся только в том случае, если устройство общества будет отвечать интересам всего населения и восприниматься как справедливое, если будет создано правовое государство, обеспечено демократическое управление, гражданам страны будут предоставлены реальные социальные гарантии.

Подводя итог, отметим следующее:

•  во–первых, в последнее десятилетие XX века Россия вступила с грузом проблем, ставящих под сомнение способность к социальному прогрессу;

•  во–вторых, шансы на возрождение страны есть, так как время работает на Россию. Это подтверждается тем, что наша страна имеет огромные запасы топливно–энергетических и минеральных ресурсов, плодородные земли и другие природные богатства. К примеру, в расчете на душу населения ресурсный потенциал России в 2–2,5раза превышает потенциал США, в 6раз – Германии, в 18–20раз – Японии;

•  в–третьих, Россия обладает уникальным интеллектуальным потенциалом высококвалифицированных специалистов и ученых, способных решать сложнейшие задачи в области науки, техники и производства.

Главная ценность нашей Родины – это люди, населяющие ее. Ониобладают потенциалом, способным возродить Великую державу, привести ее к подлинному согласию во имя гражданского мира и процветания, стать на путь эволюционного развития без социальных бурь и революционных потрясений.
Рано или поздно сбудутся пророчества выдающегося русского историка В.О.Ключевского, сказанные им в память о Сергии Радонежском: «Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Какбы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растраченные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или нескольких великих людях, которые выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу».

Россия должна осуществить реальные демократические преобразования, пройти этап постиндустриальной модернизации, хотя этот путь, по всей вероятности, не будет рациональным по времени, оптимальным по результатам и минимальным по издержкам. Прокладывая путь в будущее, Россия должна учитывать опыт своей тысячелетней истории.

Возросшая потребность углубленного изучения истории Отечества, проблем становления и развития общества и государства, жизни продиктованы тем, что в преддверии XXI века Российская Федерация вступила на путь серьезных реформ, намереваясь достичь вершин социального прогресса в общечеловеческом измерении. Но чтобы придти к этой цели, предстоит не только преодолеть серьезный социально–экономический кризис, в котором оказалась наша страна, но и по–новаторски решать сложные проблемы становления гражданского общества и правового государства. Не стоит при этом забывать, что демократические институты в нашем обществе берут нелегкий старт, преодолевая трудности, противоречия и конфликтные ситуации на пути к созданию надежных конструкций действительного народовластия, социальной справедливости.

В этом контексте вступающее в самостоятельную жизнь поколение молодых людей должно четко уяснить уроки истории, неразрывность возрождения России и демократизации общества, взаимосвязь демократии, справедливости и свободы, без которых немыслимы социальная активность людей и обыденное человеческое счастье.

  Данные приведены с учетом оценки объемов производства (добычи) совместных и малых предприятий, промышленных предприятий при непромышленных организациях, а также геологоразведочных предприятий, осуществляющих добычу нефти.

 Данные о производстве перечисленных видов продукции приведены с учетом оценки объемов производства малых и совместных предприятий, а также промышленных подразделений при непромышленных организациях.

 То же самое.

 То же самое.

 То же самое.

 См.: Правда.- 1997. - 8 февр.