Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ V. ЭКОНОМИКА РАДИО- И КАБЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ

Глава 11. ЭКОНОМИКА КАБЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

Радио прошло сложный путь эволюции и даже радикальной трансформации. Его стратегия, которая сформировалась после возникновения радио как массового СМИ в 1920-х годов, определялась тем, что оно стало первым способом массовой организации семейного и коллективного досуга. Однако в середине 1950-х эта стратегия была перехвачена телевидением, продемонстрировавшим рекламодателям большие возможности в сфере создания массовой аудитории. Отток рекламы с национальных сетей заставил радиоиндустрию начать поиск новых программных стратегий и экономических основ деятельности. Выход был найден в переходе к концепциям форматного радио, способствовавшим более точному удовлетворению информационных и музыкальных вкусов аудитории.

Переход радиовещания на концепции нишевого обслуживания слушателей явился началом процесса фрагментации массовой аудитории, который впоследствии был продолжен кабельным телевидением. Кабельная индустрия в развитых странах представляет собой сферу взаимодействия нескольких типов предприятий – кабельных систем, их операторов и производителей программ. Кабельная индустрия становится реальным конкурентом эфирному телевидению вследствие нескольких причин: большего разнообразия предлагаемых программ, меньшего объема рекламы, лучшего качества изображения. Ее пример является подтверждением растущего разделения технических и программных функций в деятельности современной медиаиндустрии, увеличения доли сектора производства содержания в современной медиаэкономике.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какие причины и когда вызвали радикальную трансформацию экономики радиоиндустрии?

2. Что связывает программные концепции радио- и телевещания?

3. Назовите периоды развития коммерческого радиовещания в США.

4. Почему эволюционировала рыночная стратегия радиовещания?

5. Назовите источники доходов форматного радио.

6. Какие факторы оказывают наиболее значительное влияние на экономику радио?

7. Перечислите основные форматы современных коммерческих радиостанций. Приведите примеры.

8. В чем заключаются экономические особенности общественного радио?

9. С чем связано возникновение кабельной индустрии?

10. Какие основные типы предприятий действуют в кабельной индустрии?

11. Перечислите источники доходов в кабельной индустрии.

12. Каковы основные затраты в кабельной индустрии?

13. Опишите систему организации кабельной индустрии в США.

14. Назовите особенности рынка кабельного ТВ в странах Западной Европы.

ПРИМЕЧАНИЯ К V РАЗДЕЛУ

[1] Кийт М. Радиостанция. М.: Мир, 2001. С. 13.

[2] Кийт М. Радиостанция. М.: Мир, 2001. С.118.

[3] Кийт М. Радиостанция. М.: Мир, 2001. С.126.

[4] Markets and Myths. Forces for Change in the European media. Ed. by T. Weymouth and B. Lamizet. London, New York: Longman, 1996. P. 69.