[скачать книгу ( формат .chm - 341 Kb)]
Ваш комментарий о книге

Содержание книги

18. ВЫСОКАЯ СХОЛАСТИКА ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ

Развитие схоластики достигает апогея в XIII веке. Достигает завершения и обретает четкие формулировки синтез античной философской картины мира и христианской веры, который давно был подготовлен на Западе. Общий подъем науки и учености явился предпосылкой для развития теологии. Парижский Университет, ставший международным центром богословской науки, в XII веке заменил школы, связанные с Парижским Собором. Оба нищенствующих ордена, созданные в начале XIII столетия, францисканский и доминиканский, также внесли вклад в развитие теологии. Видные богословы этого периода были связаны с этими орденами. Важным фактором для развития высокой схоластики стал рост знаний в области философии неоплатоников и философии Аристотеля, отчасти через посредство арабских толкователей (Аверроэс, Авиценна), отчасти благодаря прямым переводам на латынь. В то время как ранее ученые могли пользоваться лишь логикой Аристотеля, теперь их внимание привлекли и другие его произведе- ния. В области науки вообще изучение его реальной философии привело к возникновению нового интереса к естествознанию. Также в области богословия, несмотря на некоторое сопротивление со стороны церкви, были приняты философские предпосылки Арис- тотеля. В первую очередь из метафизики и этики Аристотеля было заимствовано множество точек зрения и определений понятий (на- пример, форма — материя, акт — потенция, учение о причинах, описание добродетелей), которые можно было использовать в научной работе с вопросами вероучения. Этот новый вклад со стороны философии принес с собою новое направление богословского мышления (о чем будет подробнее сказано ниже) и явился важной предпосылкой для величественного синтеза теологии и философии, веры и разума, проявившегося в богословских системах XIII века. Преподавание богословия в те времена состояло из лекций, в первую очередь по библейским текстам, а также из диспутов по отдельным проблемам догматики («quaestiones»). В связи с этим обучением появились впечатляющие труды, в которых прежде всего 121 «Возвышающая благодать». — Прим. перев. 144 сохранилось для последующих времен наследие схоластики — так называемые теологические суммы и комментарии к сентенциям. На смену прежнему «диалектическому» рассмотрению материала пришли более основательные методы, часто отражавшие методы, применявшиеся на диспутах. Библейская августинианская традиция теперь стала частью новой картины мира, сформировавшейся под влиянием метафизики неоплатоников и Аристотеля. Ранее не связанные друг с другом положения вероучения или сентенции те- перь могли превратиться в стройную и единую систему. В высокой схоластике из-за ее приверженности новым научным методам философия приобретает иное положение по отношению к знанию веры, нежели в ранней схоластике. Прежде диалектическое рассмотрение истин веры проводилось для того, чтобы впоследствии доказать их логическую необходимость. Сейчас ра- циональная переработка была более независима по отношению к вере. Метафизическая картина мира создала основу для целост- ного богословского изложения. Из августинианского «credo ut intelligam» возникла система, в которой вера и разум рассматрива- лись как два равноправных принципа знания, гармонично взаимо- действующих друг с другом, хотя в то же время считалось, что они представляют два разных мира. Теперь путь шел скорее от «intelligere» к «credere». Вера образует надстройку системы естественного знания, которая соединяется воедино метафизикой Аристотеля.

<<назад Содержание