Лосев А. История античной эстетики. Ранний эллинизм

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть Третья. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВОЗНАНИЕ

IV. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА

§2. Витрувий и содержание его трактата

Самое, однако, значительное место среди художников-искусствоведов эллинистически-римской эпохи принадлежит римскому архитектору Витрувию Поллиону, написавшему свой знаменитый трактат в десяти книгах "De architectura" (Об архитектуре). Время жизни Витрувия в точности неизвестно, но некоторые косвенные изыскания заставляют относить его к эпохе Августа, то есть ко второй половине I в. до н.э. Несмотря на свои большие размеры, сочинение Витрувия очень легко обозревается благодаря тому, что в начале каждой книги автор дает краткое ее резюме, пересыпая к тому же свою речь разными интересными сообщениями из истории философии, литературы и искусства. Кроме того, уже простой обзор содержания трактата Витрувия дает чрезвычайно много ввиду простоты и тех архитектурных методов, которые он изображает на основе определенной эстетической позиции. Подобно тому как мы давали подробный обзор "Поэтики" Аристотеля и его "Риторики", да будет позволено нам и здесь дать подробный обзор трактата Витрувия, хотя прямое отношение к эстетике имеют здесь только немногие главы. При специальном исследовании трактата Витрувия можно было бы весьма легко выявить эстетическую значимость и всех других, по крайней мере наиболее ответственных, глав Витрувия. Однако согласно плану нашей работы касаться этих подробностей мы здесь не будем. Содержание этого сочинения сводится к следующему:

Первая книга. Введение. Об архитектуре вообще (гл. 1-3) и об общих условиях строительства (гл. 4-7).

Первая глава. Что такое архитектура и что нужно знать архитектору?
Шесть основных категорий, входящих в понятие архитектуры.
О разделении архитектурной науки.
О выборе подходящего места для стройки.
О фундаменте, городских стенах и башнях.
Об укрытии от вредных ветров.
Выбор места для публичных зданий.

О строительных материалах (гл. 3-10) с введением (гл. 1-2).

О жилищах первобытных людей и о развитии строительного искусства.
Философские учения о начале всех вещей.
О производстве кирпича.
Песок и его виды.
Известь и ее производство.
Пуццолана.
Каменоломни и качество камня.
О кладке каменных стен.
О рубке строевого леса и о свойствах разных пород.
Тосканские и неаполитанские породы.

Храмы (общее).

О строительстве храмов в связи с мерой человеческого тела.
Семь видов храмов.
Пять видов храмов в связи с расстояниями между колоннами.
Основание храмов.
Колонны, архитравы и прочие украшения в ионическом стиле.

Храмы (детали).

Ионический, дорический и коринфский стили и их происхождение.
Украшения колонн и их происхождение.
Дорический стиль.
Внутренность храма.
Расположение постройки.
Двери и наличники.
Тосканский стиль храма.
Другие виды храмов.
Жертвенник.

Общественные здания, государственные (гл. 1-2), театр (3-8), увеселительные и пр. здания (9-12).

О строительстве мест для народных собраний. Форум и базилика.
Казначейство, тюрьма, курии.
Строительство театра. Выбор места и акустика.
Гармоника Аристоксена.
О звучащих сосудах для театра.
Структура римского театрального здания.
Греческий театр.
О трех родах спектаклей (трагедия, комедия и сатировская драма).
Портики и одеон.
Бани. Расположение и части.
Палестра и ксист.
Пристань и подводные каменные работы.

Частные здания.

Расположение.
Размеры.
Дворы, их типы и пропорции.
Атрий (вестибюль), таблинум (зал, кабинет, статуи).
Части здания для специального назначения.
Загородные дома.
Греческие постройки в отличие от римских. Архитектурная терминология греков.
О мерах упрочнения зданий.

Об украшениях построек.
(Во введении к этой книге, между прочим, перечисление авторов, писавших об архитектуре. Литература эта целиком исчезла.)

Мощение.
Приготовление извести для штукатурки и др. обмазочных работ.
Возведение сводчатого потолка и украшение его.
Подмазывание на сыром месте.
Живопись и советы против злоупотребления ею.
Мрамор и облицовка.
Краски естественные: "охра", "кровяник", "паретоний", "зеленая", "арсеник".
Сурик.
Приготовление сурика.
Искусственные краски. Черная краска.
Приготовление синей и гранатной краски.
Белила, медянка, сандарак.
Приготовление пурпурной краски.
Имитации красок.

Водные работы.

Средства изыскания воды.
Дождевая вода.
Горячие воды. Воды ключей, рек и озер.
Распознавание свойств воды.
Уровень воды.
Устройство водопроводных приспособлений. Колодцы и цистерны.

Некоторые вспомогательные знания (гл. 1-3) и сведения из гномоники (гл. 4-8).

Двенадцать знаков Зодиака и противоположное движение планет.
О возрастании и убывании луны.
Изменение продолжительности дня в зависимости от прохождения Солнца по различным созвездиям.
О созвездиях между поясом Зодиака и Большой Медведицей.
О созвездиях между поясом Зодиака и Югом.
Звезды и предсказание судьбы и погоды.
Черчение аналемм.
Происхождение воды, конструирование и употребление часов. Водяные часы.

Машины. Определение (1), машины для передвижения тяжестей (гл. 2-3), для поднятия воды (гл. 4-9) и военные (гл. 10-16).

1. Что такое машина? Происхождение ее.
2 Машины, действующие силой тяги.
3 Прямая линия и ротация.
4 Машина для поднятия воды.
5 О колесах и барабанах на мучных мельницах.
6 Насосная машина. Улитка или винт.
7 Механизм Ктесибия.
8 Гидравлические машины для издавания звуков.
9 Определение пройденного пути в коляске или на судне.
10 Катапульты и скорпионы.
11 Баллисты.
12 Расчет отверстий в баллисте и катапульте.
13 Орудия для взятия и защиты города. Баран.
14 Черепаха и наполнение рвов.
15 Другие виды черепахи.
16 Оборонительные приспособления. Заключение.

При самом строгом подходе только незначительная часть этого огромного материала имеет прямое отношение к истории собственно эстетических идей. Можно сказать, что сюда относятся главным образом только первые три главы первой книги (I 1-3). О них и стоит говорить нам в первую очередь. При этом, однако, отдельных эстетических суждений и даже рассуждений у Витрувия весьма большое количество, и о них тоже ни в каком случае не следует забывать.

Еще в 60-х годах прошлого века Л.Шпенгель обратил внимание на зависимость главнейших формальных моментов теории Витрувия от господствовавших в древности риторических учений. Это всемогущество риторики мы смогли проследить и на трактате Горация о поэзии; его можно видеть на лирике такого писателя, как Овидий и т.д. Иоллес464 и Ватцингер465 подтвердили это своими ценными исследованиями. Коснемся вопросов: а) о сущности архитектуры и об архитекторе, б) об архитектурных категориях и в) о разделении архитектурной науки.