Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ VI. ЭКОНОМИКА ОНЛАЙНОВЫХ СМИ

Глава 12. НОВЫЕ ИКТ И ЭКОНОМИКА ТРАДИЦИОННЫХ СМИ

КОНТЕНТ-ИНДУСТРИЯ В СТРУКТУРЕ ЭКОНОМИКИ СМИ

Любое медиапредприятие традиционно занимается производством содержания для устоявшихся медиаформ. Аудитория, делая выбор между ними, опирается на свои представления о том, какой тип содержания предоставляют печатные и аудиовизуальные СМИ. Люди покупают газеты не потому, что им нужна бумага с отпечатанными на ней символами, а потому, что их интересуют уникальные характеристики газетного содержания. То же самое можно сказать и о телевидении, радио. По существу для потребителей СМИ важнейшим критерием выбора является содержание, предоставляемое прессой или вещанием. В последнее время все чаще синонимом содержания выступает «контент» – понятие, пришедшее из терминологического аппарата именно новых СМИ.

Контент (от англ, content – содержание) в медиаиндустрии определяется как текст, звук, зрительные образы или совокупность мультимедийных данных, представленных в аналоговом или цифровом формате на разнообразных носителях, таких, как бумага, микрофильм, магнитные или оптические запоминающие устройства.

По существу все СМИ занимались производством содержания, представленного в разных формах – газетных, журнальных, радио- и телематериалах разных жанров. Первоначально журналисты сами были производителями содержания, опирались преимущественно на собственные силы. Первые газеты – это предприятия «полного цикла», в которых практически все материалы создавались их журналистами, а информация сторонних авторов почти не использовалась. По мере развития систем СМИ каналы распространения содержания множились, и наряду с традиционными СМИ – газетой, журналом, телевидением, радио – появились и другие возможности доставки содержания. Сегодня киноиндустрия и звукозаписывающий сектор помимо предоставления программ для телевидения и радио предлагают свои «продукты» в кинотеатрах или на индивидуальных носителях – аудио- и видеокассетах, компакт-дисках, DVD.

Развитие ИКТ привело к дальнейшему обособлению содержания от каналов распространения, что в результате способствовало увеличению числа медиакомпаний, производящих содержание, или «посредников» – средств массовой информации, или непосредственно для аудитории. В результате сложились условия для создания кластера индустрии содержания, в который входят различные секторы СМИ. Анализируя структуру формирующегося кластера индустрии содержания, мы видим, что бывшие прежде разделенными сегменты медиаиндустрии и индустрии развлечений благодаря появлению единой технологической платформы – дигитализации содержания образуют технологическую общность, формируют кластер индустрии содержания. Сегментами этого нового кластера являются, прежде всего, традиционные СМИ, а именно:

O издательский печатный сектор – газеты, журналы, книги, корпоративные публикации;

O аудиовизуальный сектор – радиостанции, эфирное, спутниковое и кабельное телевидение, продюсерские телекомпании, телевизионные синдикаты, киноиндустрия, звукозаписывающие компании, компании по производству видео-, аудиокассет, компакт-дисков и DVD.

Наряду со старыми СМИ кластер индустрии развлечений активно интегрирует и развивающийся на наших глазах электронный издательский сектор – базы данных, работающие в режиме реального времени, службы видеотекста и аудиотекста, службы, основанные на использовании факсов и компакт-дисков, видеоигры, онлайновые службы, офлайновые материалы и услуги (электронные книги, компьютерные игры, обучающие компакт-диски).

Благодаря введению понятия «контент», появилась возможность найти общие черты в деятельности технологически различных СМИ. Поскольку конечным результатом становится производство содержания в цифровом формате, можно считать, что самые разные секторы – и газета, и информационное агентство, и рекламная служба – организуют свою деятельность по единому шаблону. Следовательно, для всех медиапредприятий можно выделить три основные стадии производства контента:

O производство содержания собственными силами (сбор и написание новостей, создание фильмов или музыкальных записей);

O преобразование содержания (в том случае, если контент-провайдер преобразует приобретенное содержание в определенную форму для последующего распространения и реализации;

O упаковка и распространение продуктов или услуг, основанных на производстве содержания.

В современной экономике, как мы видели, индустрия содержания становится важнейшим сектором – и с точки зрения объема производимого валового рыночного продукта, и с точки зрения ситуации на рынке рабочей силы. Отмеченные выше тенденции концентрации медиабизнеса и конвергенции технологий ведут к дальнейшей интеграции информационно-коммуникационной индустрии (т.е. секторов телекоммуникационного оборудования и услуг, компьютерных систем, производства электроники для массового потребителя и офисов) со средствами массовой информации. В результате индустрия содержания получает необходимые для распространения каналы, которые, с одной стороны, отражают уровень развития технологий, а с другой – являются экономической основой функционирования медиасистемы.