Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ VI. ЭКОНОМИКА ОНЛАЙНОВЫХ СМИ

Глава 13. ЭКОНОМИКА ОНЛАЙНОВЫХ СМИ

ЖУРНАЛИСТИКА В УСЛОВИЯХ ПРОГРЕССА ИКТ

Интернет представляет собой новое измерение экономической глобализации. Электронная коммерция (э-коммерция) становится мотором, важнейшей движущей силой развития глобальной сети. Интернет-экономика – особая сфера частного бизнеса, в которой доходы частных компаний полностью или частично обеспечиваются продуктами или услугами, непосредственно связанными с Интернетом. Важнейшие направления деятельности прослеживаются в четырех ключевых областях:

O производство программных и аппаратных компонентов Сети (инфраструктура);

O разработка новых возможностей использования Интернета (прикладная инфраструктура);

O предоставление клиентам продуктов или услуг, производимых другими провайдерами (Интернет-посредники);

O продажа компаниями собственной продукции через Интернет (Интернет-коммерция).

По общим оценкам, проведенным в ноябре 1999 года, годовой оборот американских компаний, действующих в Интернете, составил 507 млрд. долл. Наиболее впечатляющими при анализе этой ситуации, несомненно, являются два обстоятельства. Во-первых, Интернет-бизнес создает новые рабочие места, число которых достаточно быстро растет. Так, за один только 1999 год количество рабочих мест в этом конкретном секторе экономики увеличилось на 46%, дав работу 2,3 млн. чел. И, во-вторых, объемы Интернет-бизнеса уже сейчас превосходят такую заметную отрасль экономики США, как авиаперевозки (355 млрд. долл.)[2].

Несмотря на кризис, своего рода «перегрев» Интернет-бизнеса, и в настоящее время объем капиталов, задействованных в глобальной сети, остается значительным. В самой же экономике Интернета он-лайновые СМИ сегодня занимают весьма заметное место.

В исторической перспективе взаимоотношения ИКТ и СМИ часто были не столь прямолинейны и однонаправленны, как может показаться на первый взгляд. Конечно, изобретение И. Гутенбергом печатного пресса на рубеже 1440-х годов, что практически сразу привело к появлению печатных книг – инкунабул, создало подобное представление. Казалось, что рождение новой медиатехнологии автоматически должно приводить к созданию нового СМИ. Последующее развитие прессы на первых порах подтверждало это положение: издание газет и журналов в нашем современном понимании стало возможным только вследствие развития технологий. Однако не всегда зависимость между появлением технологии и рождением нового СМИ оставалась столь понятной, как это было в случае первых типографских станков и инкунабул.

Несомненно, история развития всех средств массовой информации в значительной степени связана с прогрессом технологий, и даже более того – она им стимулировалась и поощрялась. Известный принцип Ю. Рейтера «следуй за кабелем», положенный в основу рыночной стратегии британского информационного агентства «Рейтер», отражает эту связь в полной степени. Но по мере заполнения «ниш» на рынке СМИ воздействие технологий на медиасистемы становилось более сложным и опосредованным. Уже в XX в. ИКТ перестают быть просто развивающей силой, которая, по выражению британского исследователя Р. Уильямса, «либо создает новый образ жизни, либо представляет собой основу для его создания»[3]. Медиатехнологии начинают приносить результат только тогда, когда они становятся востребованными в обществе. Воплощение технологии в жизнь ставится в прямую зависимость от социальных потребностей общества: даже если уровень развития экономики позволяет внедрить новую информационную и коммуникационную технологию, для ее массовой реализации необходимы новые системы социальной коммуникации. Прежде всего, с точки зрения Р. Уильямса, речь идет о коммуникационных нуждах армии и бизнеса.

С точки зрения медиаэкономики общая идея Р. Уильямса прекрасно иллюстрируется внедрением новых СМИ. Развитие созданного в ответ на запросы Пентагона Интернета стимулировалось также и экономическими потребностями. Главное направление внедрения ИКТ – сфера бизнеса, где использование онлайновых интерактивных коммуникаций существенно сокращает затраты на менеджмент, логистику, производство.

При этом Интернет приобрел черты, ставшие важными и для сферы журналистики, а именно:

O существование контента в цифровой форме, что объединяет все новые медиа (компакт-диски, цифровое видео, веб-публикации);

O необычайная емкость содержания и его мультимедийность;

O интерактивность и двусторонность коммуникации в Интернете, что, во-первых, ведет к исчезновению централизации источников и, во-вторых, к большей свободе потребителя информации выбирать и изменять цифровой контент.

В последние десятилетия, когда в наиболее развитых странах начали претворяться в жизнь программы создания информационного общества, появились прогнозы, касающиеся если не смерти, то, во всяком случае, начала кризиса традиционной журналистики. Индивидуальный выбор новостей, возможный благодаря прямым спутниковым телетрансляциям и Интернету, возросшая коммуникационная активность граждан, сегментация аудиторий – эти и другие явления стали реальными явлениями в практике СМИ. В этой связи, по мнению экспертов, для традиционных СМИ выделяются как минимум два рода последствий для самой профессии журналиста, а также для экономики СМИ.

Рассмотрим возможные позитивные последствия прогресса ИКТ для экономики СМИ на примере газетной индустрии. В их числе:

O сокращение затрат на печатание и расходов на распространение;

O возможность рециклинга содержания газеты в Интернете, определяемая цифровым форматом контента. При этом «вторичное использование» журналистского продукта может быть обогащено дополнительными возможностями, предоставляемыми Интернетом (движущееся изображение, звук, гипертекст);

O появление новых форм «обратной связи» с читателем благодаря интерактивности (возможность проведения опросов читателей в режиме онлайн, создание общих дискуссионных групп читателей и журналистов, проведение форумов по актуальным вопросам);

O предложение новых услуг аудитории: в условиях развивающейся фрагментации аудитории богатство цифровых газетных архивов, доступное посредством Интернета, становится еще одной возможностью удовлетворить интересы читателей, а специальные программы позволяют ускорить поиск интересующих новостей в пределах одного газетного номера;

O увеличение прибыльности за счет более глубокого знания собственной аудитории: благодаря Интернету газетные издатели могут более точно изучить вкусы и пристрастия своих читателей, с тем чтобы «продать» рекламодателям более конкретную информацию о четко определенных потребительских группах;

O освобождение журналистов от физических ограничителей газетно-издательского производства, как, например, размер газетной полосы: в условиях хранения журналистских продуктов в цифровых архивах онлайновых изданий большой объем материалов не имеет значения.