Липатов В. Краски времени

ОГЛАВЛЕНИЕ

ХУДОЖНИКИ О ХУДОЖНИКАХ

ЕВГЕНИИ КИБРИК о А. Н. САМОХВАЛОВЕ

Александр Николаевич Самохвалов - фигура особенная в нашем искусстве, и
в первую очередь тем, что он один из немногих, кто создал первые образы
новых, советских людей, не только запечатлев черты их внешности, но, больше
того, воспев их, увековечив. Поэтическое и радостное, влюбленное восприятие
новой, советской эпохи отличает все творчество Самохвалова.
Есть нечто общее в характере творчества Самохвалова и Дей-неки, прежде
всего то, что новое в их искусстве не только в темах и сюжетах, но и в
форме, отчетливо тяготеющей к монументальности, вернее, к значительности,
передающей чувство людей революционной эпохи, захваченных сознанием
исторической исключительности совершающегося на их глазах с их участием.
Особенным я называю Самохвалова и потому, что его художественная
одаренность имеет универсальный характер, выходя даже за пределы
многообразия форм изобразительного искусства, в которых он проявил себя
широко и оригинально, создав удивительно много и в области станковой и
монументальной живописи, и в книжной иллюстрации, и в театре, и в прикладном
искусстве, и в скульптуре малых форм.
Он обладал и литературным даром в области художественной прозы и
поэзии.
Может быть, именно эта универсальность натуры позволила ему создать
свой стиль как некую оригинальную концепцию, естественно выражавшуюся во
всем, что он делал: сразу узнаешь Самохвалова и в рисунке, и в живописи, и в
пластике, и в декоративных мотивах - во всем, чего касалась творческая рука
художника.
Так говорить можно только о большом художнике, оригинальном и сильном,
поющем своим голосом.
Все живое имеет своих родителей, своих предков, историю своего
происхождения, что полностью относится и к искусству. Эта интереснейшая
книга, написанная самим художником, позволяет понять обстоятельства и
историю его формирования и те импульсы, которые эти обстоятельства сообщили
таланту будущего мастера.
Но определился мастер самостоятельно, и сейчас, когда мы легко можем
увидеть все им сделанное и оценить его по достоинству, первое, что бросается
в глаза, - именно художественная самостоятельность Самохвалова. Явление
редкостное и драгоценное.
Таким он представлялся мне долгие годы нашей дружбы, таким вижу его и
сейчас, мысленно оглядывая длинный ряд его произведений. Возникая, они
всегда волновали новизной и жизненностью. Огромное впечатление производила
выставка 1940 года в большом зале ленинградского Союза художников, где были
показаны его картина "Появление В. И. Ленина на II Всероссийском съезде
Советов" и масса превосходных этюдов к этой картине. Картина была в те дни
настоящим художественным открытием, ибо это, пожалуй, первая или одна из
первых картин на большую историко-революционную тему ярко-поэтического,
романтического характера.
Это же ощущение встречи с чем-то новым и захватывающим сопровождало
знакомство и с его знаменитой "Девушкой в футболке", и с его иллюстрациями к
"Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина, и с его серией
"Метростроевок", и с его огромным панно для Всемирной выставки в Париже в
1937 году, и со многими другими его работами.