Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ VI. ЭКОНОМИКА ОНЛАЙНОВЫХ СМИ

Глава 13. ЭКОНОМИКА ОНЛАЙНОВЫХ СМИ

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

Интернет сегодня – это быстроразвивающийся сегмент индустрии содержания и индустрии развлечений. Его влияние на существующие медиасистемы постоянно возрастает и затрагивает основы экономики и профессиональных стандартов журналистики. Интернет изменяет функции журналиста – из производителя содержания он превращается в информационного посредника и распространителя. Одновременно глобальная сеть постепенно трансформирует природу медиаэкономики, изменяя соотношение между доходами от рекламы, подписки и тарифной оплаты в структуре бюджета онлайновых медиа. Увеличивая количество и разнообразие доступного потребителю содержания, а также информационно-коммуникационных услуг, Интернет значительно удешевляет производство и распространение как традиционных, так и новых СМИ. Однако влияние онлайновых СМИ на современную медиаэкономику неоднозначно. С одной стороны, Интернет стимулирует производство контента, способствует увеличению конкуренции на рынке содержания и услуг. С другой – он вызывает и негативные последствия: возникновение информационной избыточности, психологической зависимости от Интернета, рост социальной апатии.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Каким образом развитие технологий приводит к преобразованию медиасистем?

2. Что такое дигитализация?

3. Дайте определение конвергенции СМИ. Приведите примеры.

4. На каких уровнях происходит конвергенция СМИ?

5. На какие характеристики средств массовой информации прогресс ИКТ оказывает наиболее заметное влияние?

6. Перечислите составные элементы кластера индустрии содержания.

7. Назовите экономические преимущества Интернета для традиционных СМИ.

8. Как трансформируются журналистские технологии по мере развития ИКТ?

9. Как изменяются удельные затраты на единицу конечного продукта по мере роста затрат на орудия труда?

10. В каком направлении трансформируется организация редакций в результате создания Интернет-версий традиционных СМИ?

11. Какие черты Интернета объединяют его со средствами массовой информации?

12. Опишите последствия прогресса ИКТ для экономики традиционных СМИ.

13. Перечислите бизнес-модели онлайновых СМИ.

14. Каковы структурные преимущества онлайновых СМИ?

15. Что такое функциональное преимущество онлайновых СМИ?

16. Перечислите основные источники доходов онлайновых СМИ. Приведите примеры.

17. Как рекламодатели могут измерить аудиторию Интернета?

ПРИМЕЧАНИЯ К VI РАЗДЕЛУ

[1] Castells M. The Information Age. Economy, Society and Culture. Vol. 1. The Rise of the Network Society. Blackwell, 1996. P. 4.

[2] ссылка на сайт удаленаp>

[3] Williams R. Television. Technology and Cultural Form. New York: Schocken books, 1975. P. 14.

[4] Речь идет о существующей в некоторых странах практике утренних и вечерних выпусков одних и тех же газет. Например, в Японии «Асахи», «Иомиури» или в Норвегии «Афтенпостен» имеют два выпуска, причем часть информации из утреннего номера переходит в вечерний, а часть обновляется.