Аль-Кинди

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Аль-Кинди (800 - ок. 879) - первый 
крупный арабоязычный философ. которого 
называли "философом арабов". Он хорошо 
изучил достижения предшествующей науки и 
древнегреческой философии -труды Птолемея, 
Евклида, Аристотеля и др. Он писал: "Нам не 
следует стыдиться одобрения и обретения 
истины, откуда бы она ни исходила... Истиной 
никого нельзя унизить - наоборот, истина 
облагораживает всякого" [Избранные 
произведения мыслителей стран Ближнего и 
Среднего Востока IX-XIV вв. М., 1961. С. 59]. 
Он был близок к мутазилитам. Написал более 
200 произведений, в частности "О первой 
философии", "Книгу о пяти сущностях".
С начала VII в. на огромнейшей 
территории от Туркестана до Испании в 
результате арабских завоеваний образовалось 
многонациональное теократическое 
государство - Арабский халифат. В этом 
государстве больших успехов достигает 
развитие философии, в основном на основе 
усвоения древнегреческой философской 
мысли. В нем параллельно со схоластикой в V-
XII веках развивается и арабская
философия, но совершенно по-другому 
по сравнению с развитием западноевропейской 
схоластики. Аль-Кинди - крупнейший 
представитель этой арабской философии.
Аль-Кинди тесно связывал философию с 
естественнонаучными знаниями и был убежден, 
что для того, кто хочет заниматься философией, 
обязательно знание математики. Он дает 
рационалистическое толкование философии, 
идя вслед за Аристотелем, полагавшим, что 
философия - знание обо всем. Аль-Кинди - 
переводчик произведений Аристотеля и его 
пропагандист. Он идет вслед за Аристотелем в 
учении о материи и форме, но больше 
подчеркивает значение материи, рассматривая 
ее в качестве главной сущности: "Материя 
такова, что если она упраздняется, то 
упраздняется и прочее, но если упраздняется 
прочее, то сама она не упраздняется" [Там же. 
С. 110].
Аль-Кинди - мусульманский философ, 
он даже привлекает аристотелизм для 
обоснования и объяснения "единственного 
Аллаха, великого и всемогущего" и в 
разъяснение того, что Аллах - "действующая и 
целевая причина всего" [Там же. С. 55]. Он 
приписывает Аллаху обладание божественным 
знанием, которого не может достичь 
философия. Коран для аль-Кинди - вершина 
божественного откровения.


<<назад Содержание