Липатов В. Краски времени

ОГЛАВЛЕНИЕ

О КРАСНОМ ВЕЧЕРЕ ЗАДУМАЛАСЬ ДОРОГА

...Ромадин - один из художников, умеющих жить в полном ладу со
счастьем.
К. Паустовский

Николай Михайлович Ромадин (род. в 1903 г.) - действительный член
Академии художеств СССР, народный художник СССР, лауреат Государственной
премии.

Чтобы природу полюбить, ее надо заметить.
Но чтобы передать эту любовь на полотне, мало зоркости глаза и дара
живописца - необходимо еще особое состояние души, вызывающее ответное
чувство: ощущение травинки, дерева, реки, облаков...
Вот стоит у самой воды ольха ("Ольха"). Под порывами ветра и дождей
перепутались ее тонкие, почти безлистные, осенние ветви. Бегут к ней по
холмистому серо-синему водному простору "барашки", мечется над ней
рассерженное небо, а она, такая тонкая, растревоженная, бесстрашная и
доверчивая... Как приглянулась художнику? Как выбрал он ее? Или она его
выбрала? Может, за то выбрала, что приходил со своим мольбертом и в
роскошные солнечные, и в хмурые дни. Может, за то, что смотрит он на природу
счастливыми глазами. У каждой поры года для него свой характер и настроение.
"Весна" (цикл "Времена года"). Большие деревья гулко устремляются к
розовым лоскутьям облаков в голубеньком небе. Малые сосенки, как ребятишки,
бредут по пояс в темном кипящем соке талой воды... Счастливая радость
пробуждения!..
"Лето" - полновесное, вечное. Зрелые белые облака и река в расцвете сил
и красок приносят ощущение природной густоты, даже сытости, если хотите...
У каждого природного явления замечен художником свой, наиболее
характерный, поражающий наше воображение миг. Мы удивляемся невесомости
рождающихся облаков ("Облака"). Видим нарисованный дождь и вдруг явственно
понимаем - это след особенно яростного удара воды по воздуху - удара,
высекающего дождевую искорку.
Кажется, нигде не увидишь столько прекрасных закатов. Час расставания
природы с уходящим днем - драматичный, напряженный, волнующий час. Вот
падает на дремучий лес последний луч, и выступают из синеватой мглы вольные
раскидистые деревья - в красном зареве; а отсветы зарева торжественными
складками парчи уходят в глубь озера или реки. Последний взгляд, час
последней встречи и неминуемой разлуки, час радостный, жаркий, тревожный -
гимн великому лесу, великой природе. И если бы ты вдруг оказался тогда на
том берегу, у того далекого костерка, что уже загорелся желтым пятнышком
встречь ночи, - то следил бы с замиранием сердца, с возрастающим душевным
ликованием за столь интенсивной светомузыкой, а родившееся настроение
надолго бы стало обновляющей радостью.
Перед нами земля, которая вспоила и вскормила художника. Земля, любимая
навсегда. Исхоженная тропинками, дорожками, дорогами... Для Николая Ромадина
дорога - спутница, неотъемлемая часть пейзажа, след человека, его путь к
Добру и Красоте.
"О красном вечере задумалась дорога..." И мы действительно видим
затихшую, провожающую день дорогу. Над густыми тенями машут "красные крылья
заката...".

О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманной глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.

Есенин, сказавший русскому пейзажу живые слова, - ; близок, дорог,
священен для Ромадина. И мы находим в его картинах есенинские "розовость
вод", "листву золотую", "алый свет зари"... Художник словно открывает истоки
поэтического творчества поэта. "Есенин с дедом у костра", "Детство Есенина",
"В родных местах Есенина"... Пестрый, богато и мягко изукрашенный лесной
ковер; лошади, задумчиво стоящие в реке; дымка тумана - все это ликующее,
утешающее, настраивающее на поэтический лад. Одна из последних картин -
"Есенинская Русь" - приоткрытый заветный уголок души художника. Так любимое
Ромадиным закатное солнце освещает деревенские избы на косогоре, лес,
мальчишку на телеге, погоняющего лошадь... Есть в картине очарование
загадки, проникновенность простоты и песенность поэзии.
Пабло Пикассо как-то сказал: "Не то важно, что художник делает, а
важно, что он собой представляет..."
Картины Ромадина - это не только лирическое повествование о яркой
красоте русской природы, но и "автопортрет" художника. Перед нами его
настроения, переживания, радости - вся жизнь. Перед нами его трепетная и
нежная душа. Побываете на выставке, обязательно остановитесь у "Новолунья":
небольшое полотно, а сколько в нем прозрачной чистоты и свежести, какими
чарующими видениями возникают в серо-голубоватом мире полузатопленные
деревья!.. А в картине "Ночная тоска", где заколдована лунным светом
призрачная деревня, угадываешь и иное состояние души художника.
Неоднократно пишет Ромадин распахнутое окно и свечу или лампу на
подоконнике. И мы "видим", как он распахнул это окно, как смотрит в зыбкую
синеву, где видны туманные очертания деревенских домишек, где пролегают
пути-дороги, по которым ему шагать, наедине беседуя с природой. Не минуя ни
золотого клена, ни рябины в снегу, ни простой дороги во ржи, ни прозрачного
ручья, - потому что все открывается ему. И лесной ручей - простой,
неказистый, но такой прозрачный и звенящий - журчит для него как одна из
русских мелодий. "Общение с природой, - говорит художник, - просветляет
сердце и голову, люди видятся добрее и ближе".
Его картины дарят нам именно это впечатление. Люди видятся добрее и
ближе.