Нибур Райнхольд. Опыт интерпретации христианской этики

ОГЛАВЛЕНИЕ

Примечания

Перевод выполнен по изданию: Reinhold Niebuhr. An Interpretation f Christian Ethics. Harper San Francisco, 1987, 150 p. На русский язык переведено впервые.
1 Лк. 11:33: «Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом...»
2 Амос 9:7.
3 Деяния 17:26.
4 Галатам 3:28.
5 У Бердяева есть интересное высказывание по поводу ценности мифов: «Миф есть реальность неизмеримо выше, чем понятие. Уже давно пора перестать отождествлять миф с выдумкой, с иллюзиями примитивной ментальности ... За мифами кроются величайшие реальности, исходные феномены духовной жизни ... Миф всегда конкретен и выражает жизнь лучше, чем способна на то абстрактная мысль Миф знакомит нас со сверхъестественным в естественном — он символически сводит воедино два мира». — («Свобода и дух», стр. 70) Дается в обратном переводе с английского.
6 Амос 5:20.
7 Перефразировка Евангелия от Луки 1:52.
8 Sederblom N. The Nature of Revelation, pp. 1,56.
9 Ibid., p. 61.
10 Oman J. The Natural and the Supernatural, p. 427. " Cohen M. Reason and Nature, p. 146.
12 Пс.18:2.
13 Пс. 103:24.
14 Марк 12:25.
15 1 Кор. 15:50.
16 Hobhouse L.T. ТПе Rational Good, p. 161.
17 Мф. 7:11.
18 Мф. 5:45.
19 Мф. 6:25,32.
20 Мф. 6:19,24.
21 Мф. 19:21.
22 Лк. 14:16,24.

510

23
Мф. 23.5,7.
24 Лк. 14:7,11.
25 Лк. 14:10.
26 Мк. 10.43.
27 Мф. 18.23.
28Лк.10 20.
29Ин.б^.
30 Мф. 5:46.
31 Torrey Ch- С. The Four Gospels, p. 12.
32 Мк. 32:34.
33 Лк. 9:60.
34 Мф. 5:46.
35 Мф. 6:1,6.
36 Лк. 14:13,14.
37 Мф. 10:38.
38 Мф. 13:44,46. зэ Мф. 18:9.
40 Лк. 14:11.
41 Мф. 10:39.
42 Лк. 18:30. "Лк. 19:17.
44 Мф. 5:11.
45 Лк. 18:22.
46 См. Мф. 5:29; 6:20, 31; 10:37; 12:48; Лк. 18:22.
47 1 Кор. 7:27,29.
48 Мк. 10:9.
"См. Мф. 10:23: «Не успеете обойти городов Израилевых, как придет Сын Человеческий».
50 Morrison Ch С. The Social Gospel and the Christian Cultus, chap. 6.
51 Case Sh. J. The Social Triumph of the Ancient Church.
52 Op. cit. p. 12.
53 Кальвин. Институции. Ill, 23:8 .
54 Цит. по: Obendiek H. Der Teufel bei Martin Luther.
55 Рим. 7:18. 5« Гал 2:20.
57 Рим 7:20.
58 Hocking W.E. The Self, Its body and Its Freedom, p. 110.
59 Энгельс писал: «То, что материальные условия существования людей, в чьих головах происходит мыслительный процесс, в итоге определяют течение процесса, остается, по необходимости, им неизвестным, поскольку иначе это означало бы конец всей идеологии».
60 Лк. 17:10.
61 Бытие 3:5.
62 Цит. по: Williams N.P. The Ideas of the Fall and of Original Sin, p. 161
63 Цит. по: Williams N.P. Op. cit., p. 428.
64 См., среди прочих, Tennant. The Concept of Sin, p. 245.
65 Bergson H. The Two Sources of Religion and Morality, p. 113. Les deux sources de la morale et de la religion. Paris, 1932. [Ред.]
66 Williams N.P. Op. cit., p. 480,482.
67 Freud S. Civilization and its Discontents, p. 102-103. [Также: Фрейд

511

3. Неудовлетворенность культурой//Фрейд 3. Либидо. M., 1996, с. 354. — Ред.]
68 Рим. 7:7.
69 Рим. 7:19, 24.
70 Рим. 13:9.
71 Freud S. Civilization and its Discontents, p. 139-140. [Также: Фрейд 3. Цит. соч., с. 369. — Ред.]
72 Цит. по: Williams N.P. Op. cit., p. 342.
73 Типичные примеры такой либеральной интерпретации Евангелия можно найти, среди прочих, в: Matthews Sh. The Gospel and the Modern Man и: Peabody F. Jesus Christ and the Social Question.
74 1 Кор. 4:4.
75 Ин. 8:7.
76 Полный анализ такого явления в христианской мысли можно найти в Carlyle A.J. Medieval Political Theory in the West.
77 Hirsch E. Das Kirchliche Wollen der Deutschen Christen.
78 Strachsy J. The Coming Struggle for Power, p. 389. "Рим. 13:1,3.
80 Лк. 22:25, 26.
81 Brunner E. Das Gebot und die Ordnungen, S. 208-214. °2 Gogarten F. Politishe Ethik.
83 Кальвин. Институции. Кн. 4, гл. XX.
84 Luther. Werke. Gesammtausgabe. Weimar. Bd. XVII, S. 309.
85 Цит. по Hall T.C. The Religious Background of American Culture, p. 172.
86 Александр Гамильтон (1757-1804) — крупнейший политический деятель периода американской революции, один из «отцов-основателей» США. В отличие от Джефферсона, сторонника «аграрного» пути развития Америки, Гамильтон настаивал на промышленном и финансовом пути к процветанию и могуществу (прим. перев.).
87 Frontier («граница») — имеется в виду культура пограничных районов Америки в период продвижения колонистов на запад, к тихоокеанскому побережью в XVIII-XIX вв. Одно из специфических явлений истории США, оказавшее огромное влияние на развитие политической и экономической системы всей Америки (прим. перев.).
88 Matthews Sh. The Gospel and the Modern Man, p. 253.
89 Op. cit. p. 255.
90 Smith G.B. Social Ideals and the Changing Theology, p. 145.
91 Matthews Sh. Christianity and Social Progress, chap. 6.
92 Op. cit. p. 177.
93 Peabody F. Jesus Christ and the Social Question, pp. 320-326.
94 Wood H.G. The Truth and Error of Communism, pp. 135-142.
95 Foot S. Life Began Yesterday.
96 M'Connell F.J. The Christian Ideal and Social Control, p. 131.
97 Jones E. St. Christ's Alternative to Communism, p. 169.
98 Так, например, профессор Беннет в недавней прекрасной книге «Социальное решение» перечисляет семь выводов в отношении христиан к насилию. Пять из них содержат нравственные возражения против насилия, более или менее убедительные. Один вывод оправдывает участие в социальных движениях, если при этом могут иметь место «случайные» акты насилия. В финальном выводе объявляется, что

512

«путь христианина значит предпочесть собственный крест насилию над другими».
99 Лк. 12:14.
100 См.: Briffault R. Rational Evolution and Breakdown.
101 Bergson H. Les deux sources de la morale et de la religion.
102 Никакому делу не воплотить полностью идею/Плоть всегда отгораживает мечту от реальности (англ.).
103 Dewey J. Human Nature and Conduct, p. 79-83.
104 Мф. 7:11.
105 Профессор Андерс Нюгрен в своей книге «Agape and Eros» точно формулирует эту разницу, какой она предстает в христианской теологии: «Эрос должен всегда воспринимать любовь к человеку как любовь к доброму началу в человеке... Агапе прямо противоположно по смыслу. Божья любовь есть основа и образец всякой любви. Она начинается свободной отдачей самого себя и продолжается в любви Бога к человеку; тот, кто незаслуженно получил все, обязан поделиться полученным с другими», (р. 171).
106 См.: Bergson H. Op. cit., p. 216.
107 Gummere. Journal of John Woolman, p. 216.
108 Деяния 17:26.
109Флп.2:13.
110Dewey J. A Common Faith.
111Лк. 18:9.
112 Кор. 4:3-4.
113 Rousseau and Romanticism, p. 380.
114 Ис. 64:6.