Липатов В. Краски времени

ОГЛАВЛЕНИЕ

художники о художниках

АНДРЕЙ ГОНЧАРОВ о Ю. И. ПИМЕНОВЕ

Я познакомился с ним более полувека тому назад. В большой и шумной
литографской мастерской Вхутемаса он сидел на рабочем столике, далеко
вытянув ноги, и пристально рассматривал окружающих.
Это был Юрий Пименов - тогда новичок среди студентов графического
факультета Высших художественно-технических мастерских, а ныне народный
художник СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий.
С первых же минут знакомства, не сойдясь в каких-то суждениях по
искусству, мы заспорили. Он был горяч, стремителен, напорист, и дискуссия
продолжалась достаточно долго, хотя, о чем шел спор, теперь мы оба уже не
помним.
Мы подружились. Нас объединяли молодость, общая студенческая скамья,
бескорыстная любовь к искусству, искреннее желание познать новое и
неизведанное. Нами владел тот светлый дух революционной романтики, которым
дышало то время и который окрылял как учеников, так и учителей, никогда не
знавших и не произносивших слова "самовыражение".
Мы вместе учились у Фаворского и Павлинова, вместе подрабатывали мелкой
журнальной работой, снабжая главным образом журнал "Самолет" своими
иллюстрациями, представлявшими некую смесь из фотомонтажа и рисования,
которую в нынешнем поп-арте гордо величают "коллажем". Вместе усваивали
дизайнерскую мысль того времени о том, что художник, подобно мастерам
Возрождения, не может замыкаться в узкие рамки лишь одного вида
изобразительного искусства, и вместе рвались работать в театре...
С первых шагов его самостоятельных художественных выступлений стало
ясно, что Юрий Пименов незаурядный талант, хотя живое ощущение жизни в его
работах было заслонено ненужными выдумками и поверхностными приемами. Даже в
таких сильных живописных работах, как те, что изображали героиню романа
Достоевского - Настасью Филипповну в Павловске, - это было очень заметно.
Надо сказать, что обращался он к литературной тематике не только потому, что
хорошо знал и любил поэзию и литературу, особенно литературу русскую, но и
потому, что в этой тематике находил отклик тем духовным переломам, что он
переживал в это время...
Советская живопись знает немало замечательных полотен, глубоко
созвучных своему времени. Среди них - картина Пименова "Новая Москва",
написанная в 1937 году, одна из самых удивительных по своей неувядаемой
свежести. В ней художник решительно заявил, что он, коренной москвич, любит
этот родной ему город, в котором он подметил и будет подмечать дальше все
происходящие перемены и будет о них рассказывать зрителю.
Слово это художник сдержал. Широко известна серия картин "Новые
кварталы", за которую в 1967 году ему была присуждена Ленинская премия,
картин, в которых он с такой любовью рассказывает о раздвигающихся границах
Москвы, о новых домах и новых улицах, и в самую первую очередь о тех
простых, доверчивых и веселых людях, которые дают и новым кварталам, и новым
картинам Пименова новую жизнь...