Липатов В. Краски времени

ОГЛАВЛЕНИЕ

Ю. И. ПИМЕНОВ о Т. Н. ЯБЛОНСКОЙ

Искусство Яблонской - искусство удивительно чистое, доброе и здоровое;
здоровое тем подлинным здоровьем, которое не выдумаешь и не подделаешь. Во
всей своей живописи - ив ранних пространственно-жанровых вещах, и в более
поздних откровенно декоративных работах, и в последних - опять
пространственно-жанровых (правда, выполненных уже несколько по-другому, с
задумчивостью, вернее, размышлением) Яблонская остается художником с доброй
душой, и именно это и создает цельный, совершенно особый и очень
привлекательный образ ее искусства.
Всякое художественное явление живет не в изолированном пространстве,
оно живет в современной ему жизни и среди современного ему искусства. И,
оценивая любое художественное явление, мне кажется, надо соотносить его и с
художественной культурой страны, и с культурой времени, сравнивать не только
о работами, близкими по задачам, но оценивать в общем потоке развития
искусства. Тогда многое может стать нагляднее и понятнее.
И среди разных бесчеловечных выдумок некоторых направлений современного
буржуазного искусства, с одной стороны, среди унылых и скучных ремесленных
изделий - с другой, искусство такого художника, как Яблонская, с ее доброй
душой, с ее чистым цветом и любовью к своим героям, - такое искусство
вызывает чувство благодарности. И она действительно любит своих героев -
молодых женщин и детей, и девушек в прозрачной фате, и парней в гуцульской
одежде, и сморщенных старушек с розовыми младенцами на руках.
В последних своих работах, как я уже. говорил, Яблонская захватывает
все более глубокие и тонкие области. Печальной и торжественной смотрится ее
картина "Безымянные высоты", где какой-то кусок земли становится Землею с
большой буквы, не просто пейзажем, а пейзажем-символом, пейзажем -
напоминанием о трагических годах войны.
В другой картине последнего времени, которая называется "Юность",
Яблонская поднимает очень большую тему, тему воспоминаний и современности,
тему молодости и прошлого. И решает все это очень глубоко и пластически
красиво. Очень трудно найти удачнее характер, силуэт, образ молодого
современника, с его постановкой фигуры, с его движением. Все это новая земля
искусства, и шаги по ней бывают неверными и неожиданными. Но Яблонская
хорошо решила эту задачу и отлично связала образ своего молодого
современника с вечной землей и с темно-синим озерком и заставляет зрителя
глубоко задуматься над этой картиной.
И в третьей, новой своей работе - "Жизнь продолжается" - Яблонская
опять ставит зрителя перед картиной, в которую заложена глубокая
человеческая мысль, и написана она, эта картина, красиво, умно и доступно в
самом прекрасном смысле этого слова. Стена чистого украинского дома, и на
завалинке под ласковым осенним солнцем сидят люди - старичок в полушубке, в
зимней шапке, со своей стариковской палкой, и молодая женщина с ребенком - у
нее курносое задорное лицо, и ее руки (натруженные, как у крестьянки, и
нежные, как у матери) держат закутанного в простынку и одеяло ребенка.
Солнце ложится на белую стену, на окно; початки кукурузы, развешанные
наверху, попадают в тень. Картина полна глубокого смысла, какой-то особенной
лирической музыкальности, грусти уходящего и радости живущего.
Так Яблонская, много работая, развивая свою жизненную тему, ища ей
настоящее выражение, поднимается как подлинный художник на большую высоту
искусства.