Липатов В. Краски времени

ОГЛАВЛЕНИЕ

ХУДОЖНИКИ ОБ ИСКУССТВЕ

Н.В.ТОМСКИЙ

...Вот мы часто говорим: нужно как можно более проникновенно и глубоко
вглядеться в ленинский облик. Что это значит? Скульптор, стремящийся лучше
познать Ленина, должен обстоятельно изучить его во всех проявлениях
динамического характера, неукротимой энергии, бушующей в этом человеке.
Очень важно задумываться над обстановкой, из которой так трудно было аайти
выход, а Ленин его всегда находил.
Только значительные, масштабные мысли рождают соответствующие жесты,
движения, выражение лица. Вот почему так важно умение отвлечься от
частностей в психологическом строе образа, в самой постановке фигуры и
сообщенном ей движении найти именно ленинские черты характера, воплощающие
смысл его деятельности, раскрывающие его мудрость, силу и душевную красоту.
Вспоминаю такой эпизод в работе над памятником Ленину для Орла,
установленным в 1949 году на центральной площади города. Когда я работал над
этим проектом, хотелось, как всегда, связать его с каким-то жизненным фактом
из жизни Владимира Ильича или его выступлением. Перечитывая ленинские речи,
я обратил внимание на одну из них, произнесенную на совещании председателей
уездных, волостных и сельских исполнительных комитетов Московской губернии
15 октября 1920 года. Характеризуя положение молодой Советской Республики к
концу гражданской войны, он подчеркивал прочность и непобедимость Советской
власти. Эту глубокую ленинскую уверенность мне и захотелось запечатлеть в
памятнике...
Хочется остановиться еще на одной работе над образом Ленина, начатой в
1961 году. Речь идет о проекте памятника на Юго-Западе Москвы, который
создавался в содружестве с известным советским зодчим Александром
Васильевичем Власовым. Уже само расположение будущего памятника в
живописнейшем районе столицы, на высоком обрывистом берегу Москвы-реки,
возлагает на авторов монумента решение весьма сложных задач, в особенности
еще и потому, что издали памятник должен рассматриваться на фоне высотного
здания университета.
...Зрители, подходящие к нему, увидели бы дугу огромной архитектурной
стены - полуциркуля. Круглые статуи, расположенные в ее углублениях, и
большие рельефы, украшающие стену на всем ее протяжении, должны были
эпически рассказать об основных этапах борьбы нашей партии за победу
коммунизма, о всенародном движении за мир во всем мире. По замыслу авторов
проекта, там должна была быть создана новая площадь, целиком посвященная
отображению в художественно-скульптурных образах величайших событий в жизни
партии и народа. Впереди, перед полукруглой стеной, располагаются две
симметрично стоящие скульптурные группы, отражающие революции 1905 и 1917
годов. А изображение рельефа, опоясывающего стену, точно гигантская каменная
летопись, повествует о событиях величайшей из революций. Проходя вдоль этой
стены и познакомившись с изобразительным повествованием художника, зрители
приближаются к основному элементу скульптурной композиции - огромной фигуре
Владимира Ильича Ленина. Она является как бы синтезом моей почти полувековой
работы над образом Ленина и вобрала в себя все наиболе выразительное, что
удалось найти в воплощении дорогого образа. Ленин изображен как основатель
Советского государства.
При рассмотрении проектов памятника Ленину для Москвы жюри отметило
четыре проекта, в том числе и вышеописанный. Была создана творческая группа
для создания окончательного проекта памятника в составе скульпторов М.
Бабурина, Л. Головниц-кого, А. Кибальникова и Н. Томского, а также
архитекторов Я. Б. Белопольского, Л. В. Воскресенского и В. В. Лебедева. Им
поручено использовать все лучшее, что уже достигнуто в проектировании
памятника с учетом пожеланий Художественного совета Министерства культуры
СССР и Градостроительного совета Москвы, С тех пор сделано многое. Каждый из
четырех скульпторов представил свой вариант ленинской фигуры, которая должна
явиться зрительным и логическим центром огромного мемориального комплекса.
Гигантская фигура, высотой около ста метров, явится, по нашему замыслу,
доминантой, возглавляющей весь архитектурный комплекс Юго-Запада Москвы. Она
должна быть видна издалека, точно реющий над миром светозарный образ
Ленина...
В конце 1967 года правительство Германской Демократической Республики
обратилось ко мне с просьбой создать для Берлина памятник Ленину, который
был открыт к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича. По замыслу немецких
градостроителей, этот памятник явился композиционным центром вновь созданной
площади Ленина...
Меня очень волновала и увлекла эта ответственная творческая задача. Как
всегда, я прежде всего попытался представить себе идейное значение этого
памятника. Ведь он воздвигнут в самом сердце Европы, символизируя победу
ленинских идей, торжество дела социализма. Вот почему я решил изваять фигуру
вождя на фоне красного знамени, реющего над могущественным лагерем
социалистических стран. Ленинские идеи парят над миром - вот главная мысль,
которую мне хотелось выразить в своей новой работе...