Нибур Райнхольд. Почему Церковь не стоит на позициях пацифизма

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вклад истинного пацифизма

Несмотря на уверенность в том, что современный пацифизм слишком обременен секулярными и моралистическими иллюзиями, чтобы представлять большую ценность для христианства, мы можем радоваться тому, что со времен прошлой войны Церковь научилась защищать своих пацифистов и прислушиваться к их свидетельствам. Эти свидетельства ценны, даже если они искажены самооправданием, основанным на недостаточно глубоком понимании трагичности человеческой истории.
Отнять человеческую жизнь - чудовищно. Конфликты между людьми и странами трагичны. И если есть люди, заявляю-

531

щие, что независимо от последствий они не могут заставить себя участвовать в этой бойне, то Церковь должна быть способна сказать остальному сообществу - мы вполне понимаем это чувство и разделяем его - Оно исходит из уверенности в том, что истинная цель человечества - братство, а закон жизни - любовь И мы, позволяющие вовлечь себя в войну, нуждаемся в этом свидетельстве пацифистского абсолютизма против нас, дабы не принять войну как норму, дабы не стать равнодушными к ужасам войны, дабы не забыть о двойственном характере наших собственных действий и мотивов, а также о том, что временная анархия нынешнего момента может не привести к достижению постоянного блага
Но мы вправе напомнить пацифистам, что их свидетельство против нас было бы более весомым, если бы не их самооправдание и если бы они скрыто или явно не обвиняли нас в отступничестве Пацифизм, действительно основанный на христианской вере и не искаженный секулярными идеями, в отличие от современного пацифизма, не мог бы быть столь уверен, что обладает альтернативой конфликтам и столкновениям, посредством которых мир стремится достичь преходящей справедливости
Подлинно христианский пацифизм столь ясно показал бы, в какой мере каждое сердце заслуживает Божьего суда, что даже пацифисты-идеалисты поняли бы знание Божьей воли вовсе не гарантирует способность и готовность ее исполнять Идеалисты осознали бы, до какой степени они сами участвуют в бунте против Бога, и поняли бы, что этот бунт слишком серьезен, чтобы для его преодоления хватило всего лишь еще одной проповеди о любви или еще одного призыва к людям подчиниться закону Христа
[1940]

Примечания

Перевод выполнен по изданию NiebuhrR Why the Christian Church is not pacifisu/The essential Reinhold Niebuhr Ed by R M Brown New Haven London,1986
1 Менно Симоне (1496-1561) - голландский католический священник Порвав с католической церковью, он объединил разрозненные группировки умеренных анабаптистов в Нидерландах По его имени новое религиозное течение было названо меннонитством Менно Симоне проповедовал отказ от насилия и призывал к нравственному самосовершенствованию Сейчас меннонитская община существует главным образом в США
2 Эрнст Трельч (1865-1923) - один из наиболее видных немецких протестантских теологов, представитель поздней либеральной школы
3 И упоминаемая Нибуром книга, и настоящая статья написаны до насильственной смерти Ганди