Аль-Фараби

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Аль-Фараби (870-950) - выдающийся 
представитель восточного аристотелизма, 
продолжатель дела аль-Кинди. Родился в г. 
Фарабе (ныне на территории Казахстана). Его 
философская деятельность многогранна, он 
был ученым-энциклопедистом. Выступал как 
комментатор произведений Аристотеля, за что 
получил прозвище "Второй учитель". (Первый 
- это сам Аристотель.) Об его 
энциклопедичности свидетельствуют 
названия трудов: "Рассуждения Второго 
учителя аль-Фараби о значении слова 
"интеллект"", "О том, что должно 
предшествовать изучению философии", "Об 
общности взглядов двух философов - 
Божественного Платона и Аристотеля", 
"Трактат о взглядах жителей добродетельного 
города" и др.
Проблему возникновения мира аль-
Фараби решает в духе неоплатоновской 
концепции эманации - умножения бытия, в 
результате чего возникают земные стихии - 
люди, животные, растения и пр.
Аль-Фараби придавал большое значение 
уяснению места человека в познании. 
Чувственное познание осуществляется 
посредством восприятия и воображения, но 
такое познание, согласно аль-Фараби, не 
способно дать постижение сущности. Это 
возможно только посредством разума, который 
существует в различных формах - как 
пассивный, актуальный, приобретенный, 
деятельный.
Аль-Фараби развил учение о 
"добродетельном городе", во главе которого 
стоит философ, передающий своим 
согражданам истины философии. Аль-Фараби 
идет вслед за Платоном, руководствуясь 
этическими установками Аристотеля., Он 
полагал, что цель человеческой деятельности - 
счастье, которое возможно лишь при помощи 
разумного познания. Аль-Фараби 
придерживался организматического взгляда на 
общество, которое отождествлял с 
государством. Общество - тот же человеческий 
организм. "Добродетельный город подобен 
совершенному здоровому телу, все органы 
которого помогают друг другу, с тем, чтобы 
сохранить жизнь живого существа и сделать ее 
наиболее полной" [Аль-Фараби. Философские 
трактаты. М., 1970. С. 305].
Глава города, которого он отождествлял 
с багдадским халифом, по мнению аль-Фараби, 
должен обладать всеми добродетелями: 
здоровьем, проницательным умом, совестью, 
знаниями и ласковым обращением со своими 
подданными.


<<назад Содержание