[скачать книгу ( формат .chm - 341 Kb)]
Ваш комментарий о книге

Содержание книги

25. РЕФОРМАТСКАЯ ТЕОЛОГИЯ ДО СИНОДА В ДОРДРЕХТЕ

из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ

(1618-1619 гг.) Лишь со временем Кальвин стал самым видным представителем того направления христианства, которое обычно называют его именем. Термин «кальвинист» был, кстати, впервые использован оппонентами-лютеранами в XVI веке, тогда как церкви, принявшие кальвинистское вероисповедание, обычно называла себя «реформатскими». Эти церкви сложились под влиянием целого ряда богословов наряду с Кальвином. Здесь не существовало единого вероисповедания, как в лютеранстве. Вместо него появились различные вероисповедные произведения, ограниченные отдельными странами или регионами, например, «Confessio gallicana», «Confessio helvetica», Вестминстерское Вероисповедание (принято в Шотландии), Гейдельбергский Катехизис (принят в Кур-Пфальце). Многие реформатские богословы выступали относительно независимо от Кальвина. Так, например, ГЕНРИХ БУЛЛИНГЕР (Bullinger), преемник Цвингли в Цюрихе находился под влиянием виттенбергских богословов и Цвингли и соединил элементы обоих направлений. Также не следует забывать о том, что МЕЛАНХТОН пользовался большим влиянием в реформатских регионах. Некоторые из его непо- средственных учеников впоследствии перешли в реформатские церкви. К таким относится ВИКТОРИН ШТРИГЕЛЬ (Strigel), имя которого связано со спором с синергистами (см. ниже), а также ХРИСТОФОР ПЕЦЕЛЬ (Pezel), издававший произведения Меланхтона и Штригеля. Другим богословом, довольно близко стоящим к лютеранам, был УРСИН (Ursinus), один из основных составителей Гейдель- бергского Катехизиса (1563), источника Пфальцского Вероиспо- ведания. Тем самым, он также представляет промежуточное меж- ду Кальвином и Лютером направление, характерное для пфальцской церкви. Гейдельбергский Катехизис придерживается кальвинистского понимания Причастия, однако, оставляет мало места для строгого учения о предопределении. 225 Работавший в начале XVII века БАРТОЛОМЕУС КЕККЕРМАН (Кек-kermann) таьоке был богословом в достаточной степени независимым от Кальвина. Его вклад в основном относится к области философии. В теологии он стремился применить так называемый аналитический метод (исходя из цели затем представить средства для ее достижения), который позднее был принят в лютеранской ортодоксии. Кеккерман также впервые использовал понятие «система» как обозначение целостного представления научной дисциплины. Кальвинистскую традицию продолжает ТЕОДОР БЕЗА (Beza), ко- торый формулирует учение о предопределении еще более строго, чем Кальвин, и придает ему еще более важное значение в миро- воззрении. Кальвинистская ортодоксия в своей самой строгой форме пред- ставлена у ФРАНЦИСКА ГОМАРА (Gomar). Как и Беза, он придерживается так называемого супралапсарианского понимания, то есть считает, что предопределение не связано с грехопадением человека, так что не только окончательное осуждение, но и грехопадение предопределено в замысле Божием. Инфралапсарианская точка зрения гласит, что предопределение к осуждению происходит в предвидении грехопадения человека. На Синоде в Дордрехте (1618-1619 гг.), решения которого стали нормативными для большей части реформатских церквей, победи- ла строго кальвинистская точка зрения. Было подтверждено, что определенное число людей лишь на основании милости Божией бьши избраны для спасения во Христе. В этом избрании они могут убедиться через верные знамения, как, например, вера во Христа, детская любовь к Богу, скорбь о грехе и стремление к праведности. Однако об отвергнутых говорится лишь то, что они обойдены при избрании и предоставлены тому жалкому уделу, который они заслужили по собственной вине (инфралапсарианская точка зрения). Основанием для созыва Синода в Дордрехте была реакция про- тив учения Кальвина о предопределении, которая выразилась в оп- позиции под предводительством ЯКОВА АРМИНИЯ (Arminius). В Дордрехте арминианство было отвергнуто, но все же оно приобрело большое значение, поскольку включило в себя социнианское дви- жение (о котором подробнее сказано ниже) и во многих отношениях стало предшественником идей эпохи Просвещения. Кроме отри- цания ортодоксального учения о предопределении, для арминианства характерен моралистический подход — вера рассматривается как человеческое достижение, а позднее также строгий рационализм в богословии. Известный юрист ГУГО ГРОЦИЙ (Grotius) в своих богословских произведениях развивает сходные взгляды. 226

<<назад Содержание