Анаксимандр

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Анаксимандр (ок. 610-546 до Р.Х.) - 
древнегреческий философ, представитель 
милетской школы. Полагают, что он был 
товарищем и родственником Фалеса. Ему 
приписывают авторство трактата "О природе", в 
котором рассматриваются вопросы космогонии, 
метеорологии и других натурфилософских 
областей знаний. Анаксимандр признавал в 
качестве источника рождения всех вещей не 
"воду", не какое-либо отдельно взятое 
вещество, а нечто беспредельное, которое 
бесконечно и неопределенно - апейрон. Это 
первовещество, апейрон, с давних пор и 
именуется "первоначалом" Анаксимандра. 
Апейрон, "природа беспредельного", порождает 
противоположности теплого и холодного, 
сухого и влажного, а из этих 
противоположностей образуются вещи. 
Анаксимандр полагал, что все в мире 
изменчиво и текуче. В этом проявляется 
своеобразие воззрений Анаксимандра, которое 
нашло свое более ясное выражение в учении о 
происхождении и гибели бесчисленных миров, 
возникающих из апейрона. Феофраст пишет: 
"Анаксимандр, друг Фалеса, утверждал, что в 
беспредельном заключается всяческая причина 
всеобщего возникновения и уничтожения. Из 
него-то, говорит он, выделились небеса и 
вообще все миры, число которых бесконечно. 
Он объявил, что все они погибают по истечении 
весьма значительного времени после своего 
возникновения, причем с бесконечных времен 
происходит круговращение их всех" 
[Маковельский А. Досократики. Ч. 1. Казань, 
1914. С. 38].
Большое значение имели 
космологические и космогонические пред
ставления Анаксимандра. Над землею, по его мнению, 
существуют водная, воздушная и огненная оболочки. Когда 
огненная оболочка разрывается, образуются кольца: 
солнечное, лунное и звездное. Земля же подобна 
цилиндрическому отрезку колонны, она неподвижна. 
Животные и люди возникли из высохшего морского дна, 
приняв другую форму, когда перешли на сушу. Во взглядах 
Анаксимандра сочетались мифологические и 
рационалистические воззрения.


<<назад Содержание