[скачать книгу ( формат .chm - 341 Kb)]
Ваш комментарий о книге

Содержание книги

АНГЛИЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ

Современный образ мышления рано проявился в английском богословии; уже в конце XVII века в нем преобладало идейное течение, называемое латитудинарианством («свободомыслие»). Его представители исходили из того, что откровение наилучшим образом соответствует разуму и заложенным в нем основным религиозным идеям. Они не желали, как деисты, заменить традиционное христианство естественной религией, но считали, что именно религия откровения является наиболее обоснованной с позиций разума. Вера воспринимается как убеждение, основанное на доводах разума. Невозможно представить какое-либо «доказательство» религиозных истин; напротив, можно обрести нравственную убежденность, отчасти на основании предпосылки, что Библия достоверна и ее авторитет подтверждается чудесами. Одним из самых видных представителей этого влиятельного направления в английском богословии был прославившийся как проповедник Джон Тил-лотсон (Tillotson, 1630-1694), с 1691 года Архиепископ Кентербе-рийский. Идеи свободомыслия не были радикальными или вызывающими преткновение. Новизна заключалась в освобождении от метафизических построений схоластики и в нерушимом уповании на аргументы разума, как поддержку христианской веры. Затем внимание уделялось доказательству веры в праведной жизни. Нравственный аспект был подчинен религиозному. Сходное направление проявляется в понимании проблемы об отношении веры и знания великим философом Джоном Локком (Locke, 1632-1704). Локк проводит ясное различие между откро- вением и разумом и считает, что положения вероучения имеют совершенно иное основание, нежели истины разума. Непосред- ственное откровение, которое, например, получили апостолы и пророки, связано с уверенностью, которая равноценна уверенности в очевидном знании. Однако мы должны рассчитывать не на непосредственное откровение, а на то, которое передается через язык и человеческий разум. Поэтому содержание христиан- 289 ской веры, как его воспринимаем мы, всегда в некоторой степени оценивается разумом, и может быть принято лишь если оно не противоречит очевидным принципам разума. В сочинении «Ра- зумность христианства» (1693 г.) Локк стремится прийти к чисто библейскому христианству, не зависимому от последующего бого- словия и от вероучения церкви. Он не отрицал учение о Троице, но искал библейские соответствия его терминам. У Локка в образ- цовой форме проявились две тенденции, характерные для англий- ского богословия эпохи Просвещения: стремление доказать разум- ность («reasonableness») христианства и переход к тому, что считалось неискаженным библейским учением. Кроме латитудинарианства, которое было умеренным во взгля- дах и стремилось в основном сохранить содержание христианской традиции, в новых формах выступил радикальный деизм. Он раз- вивался в направлении, обозначенном ранее ГЕРБЕРТОМ ЧЕРБЕРИ (см. выше). В изданном в 1696 году сочинении «Христианство без таинств» Джон ТОЛАНД (Toland) стремится выделить из христи- анского учения простые догматы о Боге и бессмертии, а также существенное и разумное в нем, тогда как «таинственное» в хрис- тианской вере должно быть отвергнуто. Мэтью Тинддль в выше- упомянутой работе «Христианство, древнее, как творение» (1730 г.) развивает тезис о том, что Евангелие является лишь повторением изначальной, естественной религии. Его содержание по существу — это проповедь о чистой и благопристойной жизни, способ- ствующей славе Божией и блаженству человека. Таким образом, тезис о разумной религии сочетается с представлением о морали как цели религии. Предполагалось, что редуцированное христиан- ство, извлеченное из Евангелий, идентично естественной религии разума, и поэтому также представляет собой форму религии, кото- рая наилучшим образом способствует нравственности и счастью. Против деизма выступил ДЖОЗЕФ БАТЛЕР (Butler, 1692-1752; епископ Даремский) в своем знаменитом апологетическом сочинении «Аналогия естественной и явленной религии строению и существованию природы» (1736). Учение Батлера об аналогии предполагает веру в высшего Творца мира. Таким образом, он не выступает против атеизма, но стремится показать логичность веры и ее соответствие разуму для тех, кто уже признает Бога Творцом. В противовес деистам, Батлер защищает необходимость откровения; оно ни в коем случае не является излишним из-за естественной религии. Основная аргументация в той части произведения Батлера, ко- торая рассматривает религию откровения, носит следующий ха- рактер: если мы предположим, что Писание исходит от того Бога, 290 который является Творцом природы, мы можем ожидать, что в истинах веры найдем подобную структуру и трудность для объяснения всех составляющих, что и в порядке мироздания. Батлер называет это аналогией между религией и миром природы. Он не считает, что мы можем найти такую аналогию везде: у нас есть лишь ее отдельные примеры. Но для него этого вполне достаточно. Точного доказательства положений веры ожидать нельзя. В лучшем случае можно говорить о вероятности, и он желает установить доказательство вероятности посредством подробного рассмотрения аналогии, существующей между природой и религией. Во многих отношениях он весьма близок к идеям деистов о соответствии между естественной религией и христианством, но в отличие от деизма он стремится также защитить особое христианское откровение. Основным пунктом было учение о примирении: деисты считали примирение излишним, поскольку милосердие Бо-жие само по себе достаточно для прощения грехов покаявшегося человека. Батлер добавлял, что основанием прощения является заместительное страдание Христа и показывал, что его аналогии мы даже можем найти в окружающем мире. Отношения Батлера с деизмом были не лишены противоречий, но в его сочинениях можно различить черты нового взгляда на откровение. В XIX веке его влияние на английское богословие стало еще большим, чем при жизни. Борьба против деизма занимала важное место в английском бо- гословии XVIII века. Однако вскоре, с конца 1730-х годов, ее заслонил другой фактор — развитие методизма. Здесь нет места для описания истории методизма или его церковного и социального влияния. Рассмотрим лишь основы его богословия. Джон Уэсли (Wesley, 1703-1791) был священником англиканской церкви и рано стал лидером высокоцерковного движения в Оксфорде. Благодаря своей матери, он также имел знания о традициях широкой церкви (свободомыслия) и социнианства. Далее на него произвела непосредственное впечатление проповедь гернгутеров, в том числе во время его двухлетнего миссионерского служения в Джорджии. Благодаря знакомству с движением герн- гутеров, он пришел к осознанию того, что упование на заслугу Христа составляет единственное основание нашего спасения и на- шел подтверждение этого учения в так называемых гомилиях анг- ликанской церкви (эпохи Реформации). Обращение в 1738 году, ставшее отправной точкой методистского движения, описано им самим как внезапно пробудившаяся внутренняя уверенность в про- 291 щении грехов через упование на одного Христа. Оно произошло под впечатлением предисловия Лютера к Посланию апостола Павла к Римлянам. Его брат, ЧАРЛЬЗ УЭСЛИ, пережил подобное обращение, читая комментарий Лютера к Посланию апостола Павла к Галатам. Итак, оправдание одной верой стало центром проповеди Джона Уэсли после обращения. Тем самым он порвал с рас- пространенным в англиканском богословии представлением о доб- рых делах как цели веры и необходимом условии спасения. Во всяком случае, учение об оправдании одной верой было мало из- вестно духовенству того времени. Уэсли подчеркивал, что освя- щение не следует смешивать с оправданием. Освящение является плодом веры. Для методизма также характерно представление о том, что новое рождение происходит не при крещении, а при оправдании, которое связано с обращением или с возникновением осознанной веры. Уэсли стремился по возможности избежать споров о вероуче- нии. Целью всей его проповеди было привести людей к активному упованию, соединенному с освященной жизнью. Естественно, интерес к вопросам вероучения при этом был незначителен. Тем не менее, постепенно и в методизме возникли глубокие разногласия во мнениях. В дальнейшем Уэсли разработал учение о вере и делах, которое отдалило его от точки зрения Реформации и сблизило с общепринятым в Англии пониманием. Он подчеркивал, что дела являются необходимым условием («condition») оправдания. Это привело к конфликту со строгими кальвинистами, настаивавшими на том, что «meritum Christi» является единственным основанием спасения человека. Другой областью противоречий стало учение о предопределе- нии. Уэсли проповедовал о всеобщей благодати в арминианском понимании, причем резко выступал против идеи божественного осуждения. Тем не менее, Джон УАЙТФИЛД (Whitefield), который был лидером методизма наряду с братьями Уэсли, придерживался строгого кальвинизма и проповедовал о двойном предопределении. Противоречие привело к образованию двух фракций в мето- дистском движении. Представляется, что методизм резко противопоставлен общим тенденциям теологии эпохи Просвещения с ее явным интересом к аргументам разума и к гармоничному соединению философии и религии. Методизм дает совершенно иной ответ на вопросы де- изма, нежели холодные аргументы апологии Батлера. Именно сво- ей реакцией против рационализма методизм связан с идейным раз- витием эпохи Просвещения в англиканской церкви вообще. 292

<<назад Содержание