Философия. Конспект лекций

ОГЛАВЛЕНИЕ

Автор-составитель: Якушев А. В.

Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения

1. Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.
В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:
• мифология;
• религия;
• философия.
2. Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества,
которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие
окружающей действительности.
Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие
основные вопросы:
• происхождение Вселенной, Земли и человека;
• объяснение природных явлений;
• жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;
• вопросы чести, долга, этики и нравственности.
Чертами мифа являются:
• очеловечивание природы;
• наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;
• отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);
• практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач
(хозяйство, защита от стихии и т. д.);
• однообразие и поверхность мифологических сюжетов.
3. Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических,
сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная,
образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей
действительности.
Религия исследует вопросы те же, что и миф:
• происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;
• объяснение природных явлений;
• поступки, судьба человека;
• нравственно-этические проблемы.
4
Основными мировыми религиями являются:
• христианство;
• ислам;
• буддизм.
Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии:
• синтоизм;
• индуизм;
• иудаизм.
Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:
• объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);
• культурологическую (способствует распространению опреде­ленной культуры,
влияет на культуру);
• нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему,
сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).
4. Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское
мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
• основано на знании (а не на вере либо вымысле);
• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
• логично (имеет внутреннее единство и систему);
• опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения,
отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической
оформленностью.
5. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
• космоцентризм;
• теоцентризм;
• антропоцентризм.
Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение
окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность
внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и
космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему
Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение
всего сущего через господство не-
5
объяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распростра­нен в средневековой
Европе).
Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит
проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени,
современные философские школы).
Вопрос 2. Специфика философского знания
1. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так
как оно:
• имеет очень много общего с научным знанием — предмет,
методы, логико-понятийный аппарат;
• однако не является научным знанием в чистом виде.
Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия
является теоретическим мировоззрением, пре­дельным обобщением ранее накопленных
человечеством знаний.
Предмет философии шире предмета исследования любой от­дельной науки, философия
обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все
научное знание, не стоит над ним.

2. Можно выделить следующие особенности философского знания:
• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеоло­гию, логику и т. д.);
6
• носит предельно общий, теоретический характер;
• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, кото­рые лежат в основе
иных наук;
• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения
отдельных философов;
• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов
своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание
обращено как на мир предметов, так и само на себя);
• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатывае­мых прежними
философами;
• в то же время динамично — постоянно развивается и обнов­ляется;
• опирается на категории — предельно общие понятия;
• неисчерпаемо по своей сути;
• ограничено познавательными способностями человека (по­знающего субъекта),
имеет неразрешимые, "извечные" пробле­мы (происхождение бытия, первичность
материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо
отсутст­вие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть
достоверно разрешены логическим путем.
Вопрос 3. Предмет и методы философии
1. Предметом называется круг вопросов, которые изучает фи­лософия. Общую
структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных
раздела:
• онтология (учение о бытии);
• гносеология (учение о познании);
• человек;
• общество.
2. В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество
изучаемых ею частных вопросов:
• сущность бытия;
• происхождение бытия;
• материя (субстанция), ее формы;
• сознание, его происхождение и природа;
• взаимоотношение материи и сознания;
7
• бессознательное;
• человек, его сущность и существование;
• душа, духовный мир человека;
• общество;
• общество и человек;
• природа;
• природа и общество;
• духовная сфера жизни общества;
• материально-экономическая сфера жизни общества;
• социальная сфера общества;
• общественно-экономические формации, цивилизации;
• перспективы человека, общества;
• экология, проблемы выживания;
• особенности познания;
• влияние познающего субъекта на процесс познания и его ре­зультаты;
• ограниченность и безграничность познания;
• движение;
• философские категории;
• диалектика и ее законы;
• иные вопросы.
3. Основными методами философии (путями, средствами, с помо­щью которых
осуществляется философское исследование) являются:
• диалектика;
• метафизика;
• догматизм;
• эклектика;
• софистика;
• герменевтика.
Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления
рассматриваются гибко, критически, последователь­но с учетом их внутренних
противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы
противоположностей.
Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты
рассматриваются:
• обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаи­мосвязанности) ;
• статично (игнорируется факт постоянных изменений, само­движения, развития);
• однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания
противоречиям, не осознается их единство).
8
Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда
принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер.
Данный ме­тод был присущ средневековой теологической философии.
Эклектика — метод, основанный на произвольном соедине­нии разрозненных, не
имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате
которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся
досто­верными выводы. Часто эклектика применялась для обоснова­ния каких-либо
взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной
ни онтологической, ни гно­сеологической ценности и достоверности (в средние века
— в религии, в настоящее время — в рекламе).
Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно
поданных как истинные посылок (сужде­ний), новой посылки, логически истинной, но
ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод.
Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины,
а победы в споре, доказательства "чего угодно кому угодно" и использовалась как
прием ораторского искусства.
Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко
распространен в западной философии.
Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:
• материализм;
• идеализм;
• эмпиризм;
• рационализм.
При материалистическом методе действительность воспринима­ется как реально
существующая, материя — как первичная субстан­ция, а сознание — ее модус — есть
проявление материи. (Материали­стическо-диалектический метод господствовал в
советской филосо­фии и имеет широкое распространение в современной российской.)
Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и
определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением.
Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной
Европы (например, Германии).
Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно ко­торому в основе
познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в
результате чувственного позна­ния. ("Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не
было в опыте и чувственных ощущениях".)
9
Рационализм — философский метод и направление в фило­софии, в силу которого
истинное, абсолютно достоверное зна­ние может быть достигнуто только с помощью
разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все
можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение — это уже работа мысли, разума.)
Вопрос 4. Функции философии
1. Функции философии — основные направления применения фи­лософии, через которые
реализуются ее цели, задачи, назначение.
Принято выделять следующие функции философии:
• мировоззренческую;
• методологическую;
• мыслительно-теоретическую;
• гносеологическую;
• критическую;
• аксиологическую;
• социальную;
• воспитательно-гуманитарную;
• прогностическую
2. Мировоззренческая функция способствует формированию цело­стности картины
мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов
взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные
методы познания окружающей действи­тельности (см. вопрос 3 "Предмет и методы
философии").
Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит
концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую
действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего
мира.
Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью
правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм
познания).
Роль критической функции - подвергать сомнению окру­жающий мир и существующее
знание, искать их новые черты, ка­чества, вскрывать противоречия. Конечная
задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм,
окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Аксиологическая функция философии (в переводе с греческо­го axios — ценный)
заключается в оценке вещей, явлений окру­жающего мира с точки зрения различных
ценностей - мораль-
10
но-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель
аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное,
ценное и полезное и отбрасывать тор­мозящее и отжившее. Аксиологическая функция
особенно уси­ливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск
новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения;
Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.).
Социальная функция — объяснить общество, причины его воз­никновения, эволюцию,
современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть
противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования
общества.
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать
гуманистические ценности и идеалы, приви­вать их человеку и обществу,
способствовать укреплению мора­ли, помочь человеку адаптироваться в окружающем
мире и най­ти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на осно­вании имеющихся
философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания
спрогнозировать тенденции раз­вития, будущее материи, сознания, познавательных
процессов, человека, природы и общества.
Вопрос 5. Основной вопрос и основные направления философии
1. Основным в философии традиционно считается вопрос об от­ношении мышления к
бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).
Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения
зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем,
а это и является главной задачей философии.
Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же вре­мя противоположные
характеристики бытия. В связи этим су­ществуют две стороны основного вопроса
философии — онтоло­гическая и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса фи­лософии заключается в
постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?
Суть гносеологической (познавательной) стороны основного во­проса: познаваем или
непознаваем ли мир, что первично в про­цессе познания?
11
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются
основные направления — соответствен­но материализм и идеализм, а также эмпиризм
и рационализм.
При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны ос­новного вопроса философии
можно выделить такие направле­ния, как:
• объективный идеализм;
• субъективный идеализм;
• материализм;
• вульгарный материализм;
• дуализм;
• деизм;
гносеологической (познавательной) стороны:
• гностицизм;
• агностицизм;
• эмпиризм (сенсуализм);
• рационализм.
2. Онтологическую сторону основного вопроса философии пред­ставляют:
• материализм;
• идеализм;
• дуализм.
Материализм (так называемая "линия Демокрита") — направ­ление в философии,
сторонники которого считали, что в отно­шениях материи и сознания первичной
является материя.
Следовательно:
• материя реально существует;
• материя существует независимо от сознания (то есть сущест­вует независимо от
мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);
• материя является самостоятельной субстанцией — не нужда­ется в своем
существовании ни в чем, кроме самой себя;
• материя существует и развивается по своим внутренним законам;
• сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать
саму себя (материю);
• сознание не является самостоятельной субстанцией, сущест­вующей наряду с
материей;
• сознание определяется материей (бытием).
К материалистическому направлению принадлежали такие фи­лософы, как Демокрит;
философы Милетской школы (Фалес, Анак­симандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк;
Спиноза; Дидро и иные
12
французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Эн­гельс; Ленин.
Достоинство материализма — опора на науку,. в особенности на точные и
естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих
положений материалистов.
Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания,
наличие явлений окружающего мира, не­объяснимых с точки зрения материалистов.
В материализме выделяется особое направление — вульгар­ный материализм. Его
представители (Фохт, Молешотт) абсолю­тизируют роль материи, чрезмерно
увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее
меха­нической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность
ответно влиять на материю.
Материализм как господствующее направление философии был распространен в
демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной
революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.
Идеализм ("линия Платона") — направление в философии, сторонники которого в
отношениях материи и сознания пер­вичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);
• субъективный идеализм (Беркли, Юм).
Основателем объективного идеализма считается Платон. Со­гласно концепции
объективного идеализма:
• реально существует только идея;
• идея первична;
• вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей";
• "мир идей" (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном
Замысле и т. д.);
• "мир вещей" — материальный мир не имеет самостоятельно­го существования и
является воплощением "мира идей";
• каждая единичная вещь — воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь
— воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль - идеи корабля и т.
д.);
• большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь играет
Бог-Творец;
• отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют незави­симо от нашего
сознания.
13
В противоположность объективным идеалистам субъектив­ные идеалисты (Беркли, Юм и
др.) считали, что:
• все существует только в сознании познающего субъекта (че­ловека);
• идеи существуют в разуме человека;
• образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека
через чувственные ощущения;
• вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.
Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного (логиче­ского) объяснения
самого наличия "чистых идей" и превраще­ния "чистой идеи" в конкретную вещь
(механизма возникнове­ния материи и идеи).
Идеализм как философское направление господствовал в пла­тоновской Греции,
средние века, в настоящее время широко рас­пространен в США, Германии, других
странах Западной Европы.
Наряду с полярными (конкурирующими) главными направле­ниями философии —
материализмом и идеализмом — существуют промежуточные (компромиссные) течения —
дуализм, деизм.
Дуализм как философское направление был основан Декар­том. Суть дуализма
заключается в том, что:
• существуют две независимые субстанции — материальная (об­ладающая свойством
протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);
• все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой
указанных субстанций (материальные вещи — от материальной, идеи — от духовной);
• в человеке соединяются одновременно две субстанции — и ма­териальная, и
духовная;
• материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимо­связанные стороны
единого бытия;
• основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в
действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг
друга и существуют всегда. Деизм — направление в философии, сторонники которого
(преимущественно французские просветители XVIII в.) призна­вали наличие Бога,
который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем
развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога,
практически не имеющего никаких "полномочий", который должен лишь служить
нравственным символом). Деисты также считали материю одухо­творенной и не
противопоставляли материю и дух (сознание).
14
3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии пред­ставлена:
• эмпиризмом (сенсуализмом);
• рационализмом.
Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.
Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные
ощущения ("Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и
чувственных ощущениях").
Основоположником рационализма (от лат. ratio — разум) счи­тается Р. Декарт.
Основная идея рационализма в том, что истинное (достовер­ное) знание может быть
выведено только непосредственно из ра­зума и не зависит от чувственного опыта.
(Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль —
дея­тельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума
(аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, — "Бог
существует", "У квадрата равные углы", "Целое больше, чем его часть" и т. д.)
В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр).
Согласно иррационалистам мир хаоти­чен, не имеет внутренней логики, а
следовательно, никогда не будет познан разумом.
С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия
гностицизма и агностицизма.
Представители гностицизма (как правило, материалисты) счи­тают, что:
• мир познаваем;
• возможности познания неограничены. Противоположной точки зрения придерживаются
агностики
(как правило, идеалисты):
• мир непознаваем;
• возможности познания ограничены познавательными воз­можностями человеческого
разума.
К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Им­мануил Кант (1724 - 1804).
Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти
возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности
познавательных возможностей человеческого разума, существу­ют загадки
(противоречия), которые человеком не будут разга­даны никогда, например:
Бог существует Бога не существует
Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Хант выделяет четыре (см.
вопрос 36 "Философия Иммануила Канта").
15
Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные воз­можности
человеческого разума, все равно не будет никогда позна­но, поскольку разум может
лишь познать отображение веши в чувственных ощущениях, но никогда не познает
внутреннюю сущность данной вещи — "вещи в себе".
4. В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания фи­лософов, основной
вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической
стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.
В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания
традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и
постепенно теряет свою актуальность.
Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может
появиться другой основной вопрос философии -проблема экзистенционализма, то есть
проблема человека, его су­ществования, управления собственным духовным миром,
взаимо­отношений внутри общества и с обществом, его свободного вы­бора, поиска
смысла жизни и своего места в жизни, счастья.
Вопрос 6. Общее понятие и характерные черты китайской философии
1. Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:
• VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших
национальных философских школ;
• III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буд­дизма (III в. н. э.)
и его влияние на национальные философ­ские школы;
• ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости
китайского общества, обогащение китайской фи­лософии достижениями европейской и
мировой философии.
2, Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:
• даосизм;
• конфуцианство;
• легизм.
Меньшее распространение получили:
• моизм;
• натурфилософия;
• номинализм.
После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй
этап) основу китайской философии составляли:
• чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возник­ший в результате влияния
китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем;
16
• неодаосизм;
• неоконфуцианство.
В ХХ в. национальная китайская философия обогатилась дос­тижениями мировой
философской мысли, в частности идеями:
• христианской религии;
• марксизма;
• ведущих европейских философов;
• американской философии прагматизма.
3. Для китайского видения мира и окружающей действительно­сти (что нашло
отражение в китайской философии) характерно:
• восприятие своей страны — Китая — как центра существую­щего мира;
• понимание отдельных событий, истории в целом как цикли­ческого процесса;
• осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение
на Земле космических циклов;
• восприятие человека, природы и космоса как единого целого;
• консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь пе­ремен;
• невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;
• осознание беспомощности отдельного человека в борьбе про­тив природной стихии
(разливов рек, ураганов и др.); при­оритет, отдаваемый коллективным (массовым)
формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье
каналов, борьба с наводнениями, ирригаци­онное земледелие и др.); отсюда —
уважение и трепет перед организующей силой — государством;
• восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как
единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и
подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства
(им­ператора) высшей объединяющей силой государства, а госу­дарства —
объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его
власти;
• конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;
• понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение
земной жизни загробной, стремле­ние максимально продолжить жизнь отдельного
человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правиль­ного образа
жизни и правильного отношения к окружающей -действительности);
17
• восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;
• уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов
("шэнов").
Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской
философии и мифологии
1. Несмотря на то что человек в Китае отождествляется с при­родой и космосом и
не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии.
Согласно китайской философской традиции человек являет­ся сгустком трех видов
космической энергии:
• цзин;
• ци;
• шэнь.
Цзин — энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя"
живого организма.
Выделяются два вида данной психофизической энергии:
• "семя Прежнего Неба" — то, что дано человеку от рождения, генетическая
программа, физические данные;
• "семя Последующего Неба" — то, что человек накапливает в течение жизни.
Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией.
Ци — материально-духовная энергия, которая служит "строи­тельным материалом"
всего сущего (в отличие от цзин — энер­гии зарождения).
Энергия ци подразделяется на:
• вещественную ци, благодаря которой вещи и живые орга­низмы приобретают
материальную форму;
• духовную ци - душу человека и других живых существ. Духовная ци - основа жизни
человека. Удачливый, физически и
морально здоровый человек обладает "светлой", "чистой" ци. Боль­ной, слабый,
неудачливый — "тяжелой", "загрязненной", "темной" ци.
Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью — освобождение ци от
всего лишнего, очищение души.
Шэнь — неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая
составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека
(в отличие от ци).
18
Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения — цзин; энергии
материального и духовного существования — ци; постоянной духовной энергии,
остающейся после смерти, — шэнь) китайская философия выделяет два вица
сексуальной энергии:
• ян — мужская сексуальная энергия;
• инь — женская сексуальная энергия.
Отсюда все сущее делится на два противоположных начала -мужское и женское. Это
касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное
половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская
философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость,
легкость, а к пассивному женскому началу инь — Луну, Землю, равнины, ночь,
влагу).
В основе существования живой и неживой природы, всей ок­ружающей
действительности лежит "Тай-цзи" - единство, борь­ба, взаимопроникновение и
взаимодополнение ян и инь.
Восприятие китайской философией человека имеет ряд осо­бенностей. В отличие от
западной философской традиции ки­тайская философия:
• не дает четкого понятия человека, пытается вникнуть в сущ­ность человека не
путем вывода четких понятий, а путем создания и изучения его образа (поэтому
правильнее гово­рить не о понятии человека в китайской философии, а об
образах-понятиях как человека, так и иных явлений);
• начинает отсчет человеческой жизни не с момента рожде­ния, а с момента
зачатия;
• не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его
смерти, то есть человек (его дух, обла­дающий некоторой телесностью — "шэн")
остается в системе человеческих отношений после смерти наравне с живыми людьми —
нуждается в питании, заботе, сохраняет прежнюю должность, может быть повышен,
награжден, снят с должно­сти, наказан — в зависимости от поведения его потомков;
• выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и
т. д.), а сердце;
• воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей
господства человека над природой и ос­тальными живыми существами, не
приветствует индивидуа­лизм и противопоставление отдельной личности другим
чле­нам общества;
• призывает ценить земной отрезок жизни, максимально про­длить его
продолжительность.
19
Главными условиями долголетия в Китае считаются:
• поддержание в чистом состоянии духовной психофизической энергии ци, что
включает освобождение от ненужных пере­живаний, отказ от вредных и злых
помыслов, правильное отношение к окружающей действительности, уважение к
ок­ружающим и старшим, сдержанный оптимизм, правильное расположение жилища и
мебели внутри его, избегание об­щения с людьми, обладающими "грязной",
нездоровой ци, общение с людьми, имеющими чистую, здоровую ци;
• работа над своим телом и душой — "син чун" — окультурива­ние себя;
• работа над судьбой, принесение пользы обществу — "мин чун";
• соблюдение общественных порядков;
• употребление лекарств и целебных трав, правильное питание;
• проживание в Китае, соединение с китайской культурой, подпитка духовной
энергией Китая.
2. Древнекитайская культура дает философски-мифологическое объяснение
происхождения жизни на земле, живой и неживой природы, которое включало в себя
ряд последовательных этапов:
• великий Хаос, напоминающий по форме огромное Яйцо;
• зарождение в Яйце-Хаосе в течение 18000 лет Первопредка всего сущего — гиганта
Пань-Гу;
• выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели;
• образование из Хаоса Неба и Земли путем концентрации всего легкого и сухого
вверху (Небо) и тяжелого, влажного внизу (Земля);
• 18000-летнее стояние гиганта Пань-Гу между Небом и Зем­лей, в результате
которого Небо и Земля закрепились на своих местах;
• смерть Пань-Гу, создание всего сущего из его тела: Солнца и Луны - из глаз,
грома - из голоса, ветра - из выдоха, рек -из крови, дорог — из жил, камней и
полезных ископаемых — из костей, зубов и т. д.;
• возникновение человека из паразитов, ползавших по телу Пань-Гу, либо в
результате любви фантастических перво­предков Фуси и Нюйвы — людей-драконов.
Старинное философское произведение "И-Цзин" объясняет происхождение мира из пяти
первоэлементов — земли, дерева, ме­талла, огня, воды, которые находятся в
постоянном круговороте.
Древнекитайская мифология и философия дали первичное объяснение происхождения
мира, природы и человека, образы-понятия человека, явлений окружающей жизни,
создали почву для возникновения всемирно известных философских школ Китая —
даосизма, конфуцианства, легизма.
20
Вопрос 8. Даосизм – древнейшее философское учение Китая
1. Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить
основы построения и существования окру­жающего мира и найти путь, по которому
должны следовать человек, природа и космос.
Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI —
начале V вв. до н. э. Главные источники — философские трактаты "Даоцзин" и
"Дэцзин", совместно име­нуемые "Даодэцзин".
2. Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ". "Дао" имеет два значения:
• путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа,
универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;
• субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло
собой энергетически емкую пустоту. "Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия,
благодаря ко­торой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.
3. Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:
• все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не
были бы взаимосвязаны с другими ве­щами и явлениями;
• материя, из которой состоит мир, едина; существует круго­оборот материи в
природе ("все происходит из земли и ухо­дит в землю"), то есть сегодняшний
человек вчера был во­площен в виде иных форм, существующих во вселенной — камня,
дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет
"строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы;
• мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли
человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние
("у-вэй");
• особа императора священна, только император имеет духов­ный контакт с богами и
высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит
"Дэ" — жи­вотворящая сила и благодать; чем ближе человек к импера­тору, тем
больше "Дэ" перейдет от императора к нему;
• познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном со­блюдении законов
даосизма, слиянии с "Дао" — первонача­лом, послушании императору и близости к
нему;
21
• путь к счастью, познанию истины — освобождение от жела­ний и страстей;
• необходимо во всем уступать друг другу.
Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм
1. Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рас­сматривает человека
прежде всего как участника социальной жизни.
Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 —
479 гг. до н. э., главным источ­ником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и
суждения").
Основные вопросы, решаемые конфуцианством:
• Как необходимо управлять людьми?
• Как вести себя в обществе?
Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом.
В качестве примера подобного управ­ления приводится власть отца над сыновьями, а
в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к
отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям.
Конфуцианское золотое правило поведения людей в общест­ве гласит: не делай
другим того, чего не желаешь себе.
2. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:
• жить в обществе и для общества;
• уступать друг другу;
• слушаться старших по возрасту и по званию;
• подчиняться императору;
• сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
• быть человечным.
3. Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким дол­жен быть начальник
(руководитель).
Руководитель должен обладать следующими качествами:
• подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;
• управлять на основе добродетели ("бадао");
• обладать необходимыми знаниями;
• верно служить стране, быть патриотом;
• обладать большими амбициями, ставить высокие цели;
• быть благородным;
• делать только добро государству и окружающим;
• предпочитать убеждение и личный пример принуждению;
22
• заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом. В свою
очередь, подчиненный должен:
• быть лояльным по отношению к руководителю;
• проявлять старание в работе;
• постоянно учиться и самосовершенствоваться.
Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении ки­тайского общества. Оно
остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и
деятельности автора.
4. Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа
законников, или Фацзя). Его основателя­ми были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и
Хань Фэй (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н.
э.) ле­гизм стал официальной идеологией.
Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управ­лять обществом?
Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного
насилия, опирающегося на законы. Таким обра­зом, легизм — философия сильной
государственной власти.
5. Основными постулатами легизма являются следующие:
• человек обладает изначально злой природой;
• движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;
• как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп)
взаимопротивоположны;
• чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное
вмешательство в общественные отношения;
• государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан
и жестоко карать провинившихся;
• основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх
перед наказанием;
• основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения
наказания должны являться законы;
• законы должны быть одинаковы для всех, а наказание долж­но применяться и к
простолюдинам, и к высшим чиновни­кам (независимо от звания), если они нарушили
законы;
• государственный аппарат должен формироваться из профес­сионалов (то есть
чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми
знаниями и дело­выми качествами, а не передаваться по наследству);
• государство — главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет
право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.
23
Вопрос 10. Древнеиндийская философия
1. В основе периодизации древнеиндийской философии лежат раз­личные источники
философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В
соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются три
основных этапа:
• XV — VI вв. до н. э. — ведический период;
• VI — И вв. до н. э. — эпический период;
• II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр.
Веды (дословно — "знания") — религиозно-философские трактаты, которые
создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и
Ирана племенами арийцев.
Веды, как правило, включали в себя:
• "священное писание", религиозные гимны ("самхиты");
• описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жреца­ми) и
используемое ими при отправлении религиозных культов;
• книги лесных отшельников ("араньяки");
• философские комментарии к Ведам ("упанишады"). До наших дней дошло всего
четыре Веды:
• Ригведа;
• Самаведа;
• Яджурведа;
• Атхарваведа.
Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской фило­софии вызывают
заключительные части Вед — Упанишады (до­словно с санскрита — "сидение у ног
учителя"), в которых дается философская трактовка содержания Вед.
Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического)
этапа (VI — II вв. до н. э.) являются две поэмы — эпосы "Махабхарата" и
"Рамаяна", в которых затра­гиваются многие философские проблемы эпохи.
В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:
• буддизм;
• джайнизм;
• чарвана-лакаята.
Одновременно возникает ряд философских школ ("даршан"), которые развивают
ведическое учение:
• йога;
• веданта;
• вайшешина;
• ньяя;
24
• миманса;
• санкхья.
Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (II в. до н. э. — VII в. н.
э.) — кратких философских трактатов, рассмат­ривающих отдельные проблемы
(например, "нама-сутра" и др.).
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии
заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.
В XVIII — ХХ вв. индийская философия обогатилась дости­жениями европейской
философской мысли (в частности, анг­лийской).
2. Онтология индийской философии (учение о бытии и небы­тии) опирается на закон
Риты - космической эволюции, цик­личности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и
небытие ассо­циируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса
(Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических
(8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие,
которое длится также 100 космиче­ских (8640000000 земных) лет — до нового
рождения Брахмы.
Вся бесконечная история — это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и
Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100
космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется
жизнь, но в более совершенной форме.
Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на
жизнь Космоса. Цель эволюции, развития — достижение все более совершенного духа
через постоянную смену материальных форм.
3. Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является
не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для
европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при
соприкосновении с миром предметов и явлений.
В этой связи индийская философия выделяет /при вида сознания.
• "пракрити" — материальное сознание;
• "пуруша" — чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и
люди);
• "майя" — сознание сновидения, мираж.
Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и
заслуживает изучения — в отличие от европейской философии, которая признает
только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала
вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.
25
4. Душа в индийской философии состоит из двух начал:
• атмана;
• манаса.
Атман — частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен,
вечен.
Манас — душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно
эволюционизирует, достигает высоких ступе­ней либо ухудшается в зависимости от
поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.
Также для индийской философии характерны учения о сан­саре, ахимсе, мокше и
карме.
5. Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку
страданий в земной жизни.
Карма — предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести
человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась
высшего нравст­венного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может
пройти через десятки, сотни земных жизней.)
Мокша — высшее нравственное совершенство, после достиже­ния которого эволюция
души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития
души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.
Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся
Махатмами — Великими Душами.
Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следователь­но, единение человека,
животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение
вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.
Вопрос 11. Буддизм и его основные идеи
1. Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V
в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных
регионах.
Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сид­хардха Шакьямуни) (563 -
483 гг. до н. э.), родившийся в княже­ской семье в Северной Индии. Будда прошел
сложный жизнен­ный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после
чего "прозрел" (527 г. до н. э.) и передал свои духовные достижения людям.
Главная идея буддизма - "Средний путь" жизни между двумя крайними: "путем
удовольствия" (развлечений, праздности, лени, физического и морального
разложения) и "путем аскетизма"
26
(умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и мо­рального изнеможения).
"Средний путь" — путь знания, мудрости, разумного ограни­чения, созерцания,
просветления, самосовершенствования, ко­нечной целью которого является Нирвана —
высшая благодать.
2. Будда вывел четыре благородные (арийские) истины:
• земная жизнь полна страданий;
• страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т.
д.;
• от страданий можно избавиться;
• существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний,
просветление, Нирвана.
3. Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного
самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение.
Данный план — так называемый Восьмеричный путь — пре­дусматривает соблюдение
следующих принципов:
• правильное видение — понимание основ буддизма и своего пути в жизни;
• правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей
(с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;
• правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер;
• правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение
другим зла;
• правильный образ жизни — соблюдение буддистских запове­дей в каждом поступке;
• правильное умение — усердие и трудолюбие;
• правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую
жизнь;
• правильное сосредоточение - регулярные медитации, осуществляющие связи с
космосом.
4. К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие:
• не убий;
• не. укради;
• будь целомудренным;
• не лги;
• не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.
27