ОГЛАВЛЕНИЕ

2. Текстуальная проповедь

Определение

Принимаясь за изучение текстуальных планов проповеди, надо отметить, что они значительно отличаются от тематических планов проповеди. В тематической проповеди определяющим пунктом являлась тема, в текстуальной же проповеди мы основываемся на тексте. Обратите внимание на определение текстуальной проповеди: Текстуальная проповедь - это проповедь, составные части которой основываются на тексте, представляющем собой небольшой библейский отрывок. Каждая составная часть ее служит указанием, а текст составляет тему проповеди.

В соответствии с этим определением, основные пункты плана текстуальной проповеди берутся непосредственно из текста. В этом отношении пункты плана должны строго находиться в рамках текста.

Текст может представлять собой строку из библейского стиха или целый стих, или даже 2-3 стиха. Некоторые авторы трудов по гомилетике не ограничивают размеры текста для текстуальной проповеди, но мы возьмем за правило не использовать для одной проповеди более трех библейских стихов.

Вторая часть определения гласит, что каждый тезис, составленный на основе текста, служит "указанием". Это значит, что пункты плана предназначены для указания, какие положения будут упомянуты в проповеди. Иногда текст столь многозначен и насыщен, что можно пропустить некие истины и утверждения, способные помочь раскрытию темы проповеди. Иногда, чтобы раскрыть названную тему, необходимо обратиться к иным библейским отрывкам. Иными словами, основные пункты плана текстуальной проповеди Должны быть составлены на основе текста, но логическое развитие этих тезисов может опираться как на этот текст, так и на другие библейские отрывки.

Далее в определении говорится, что "текст составляет тему проповеди". Это и есть основное отличие от тематической проповеди, где мы начинаем работать, исходя из темы или сюжета. В данном случае мы будем начинать наш анализ с изучения текста, где и указаны основные идеи проповеди.

Примеры планов текстуальной проповеди

В качестве первого примера обратимся к тексту книги Ездры 7:10, где говорится: "Потому что Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде".

Внимательно изучив этот отрывок, мы заметим, что стих посвящен целям жизни Ездры; таким образом, можно составить следующий план:

I. Он посвятил себя изучению Слова Божиего ("Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень").

II. Он посвятил себя исполнению закона Божиего ("и исполнять его").

III. Он посвятил себя обучению закону Божиему ("и учить в Израиле закону и правде").

Подходящей темой в данном случае будет изучение целей жизни Ездры.

Каждый наш тезис, в соответствии с определением, будет "служить указанием", то есть определять то, что следует рассказать о выбранном тексте.

В первой части проповеди мы будем говорить о цели Ездры изучать Слово Божие. Однако в Ездры 7:10 не содержится достаточно информации для раскрытия первого тезиса плана, значит, нам надо найти другие библейские источники для нашей проповеди.

Изучив контекст Ездры 7:10, мы увидим, что в 6м стихе той же главы говорится: "Он был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь, Бог Израилев". В стихах 11, 12 и 21 также говорится, что Ездра был "учителем закона Бога небесного". Далее, стихи 14 и 25 указывают на то, что познания Ездры в области закона Божиего были признаны даже Артаксерксом, царем Персии. Таким образом, мы узнаем, что Ездра имел глубокие знания закона Божиего, но не был удовлетворен своими знаниями и посвятил себя более глубокому изучению закона. И делал он это, несмотря на соблазны и безнравственность, царившие в верховном суде, где он, как известно, занимал высокое положение.

Читая Слово Божие, включающее исторические книги и Псалтирь, Ездра, безусловно, получал глубокие впечатления. В книге Иисуса Навина 1:8 он мог прочитать: "Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно". В Притчах 8:34-35 он прочитал: "Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих! Потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа". Затем, в Иеремии 29:13, он мог прочитать призыв Бога к нему: "И взыщите Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим". Наверняка подобные отрывки запали в душу "учителю закона Бога небесного совершенному" из Вавилона и вдохновили его, со всеми его знаниями закона Божиего, искать всем сердцем более сокровенные знания.

Сравнив вышесказанное с первым тезисом, можно вывести два подпункта. Обратите еще раз внимание на первый основной пункт плана "Он посвятил себя изучению Слова Божиего" и проследите, как ход нашей мысли привел нас к подпунктам, то есть к тому, что мы еще можем сказать по первому тезису:

1. Он сделал это, несмотря на высокое положение в суде.

2. Он стремился к познанию всем сердцем.

Второй основной пункт плана по Ездры 7:10 гласит: "он посвятил себя исполнению закона Божиего". В соответствии с определением текстуальной проповеди второй пункт плана служит указанием, чему следует уделить внимание при раскрытии этого тезиса. Итак, мы должны обсудить исполнение Ездрой закона Божиего; таким образом, можно предложить следующие подпункты:

1. Посвятил себя исполнению закона Божиего с готовностью.

2. Посвятил себя неукоснительному исполнению закона Божиего.

3. Посвятил себя постоянному исполнению закона Божиего.

В Ездры 7:10 ничего не говорится о том, кто и как должен был исполнять волю Бога. Это можно узнать из других частей книги Ездры, особенно из глав 8 и 9.

В третий пункт плана, в котором говорится о том, что Ездра посвятил себя обучению закону Божиему, можно выделить следующие подпункты:

1. Он обучал с душевной радостью.

2. Он обучал Божий народ.

В тексте не говорится о том, что Ездра учил Слову, чтобы объяснить всем его смысл, это станет ясным при прочтении книги Неемии 8:5-12.

Записывая план проповеди по Ездры 7:10 полностью, мы еще яснее понимаем, что каждый основной пункт этого плана служит указанием. Подпункты представляют собой дальнейшее развитие идеи, указанной в основном тезисе, но материалы, используемые для раскрытия темы, имеют отношение к другим библейским отрывкам.

Название: "Тот, кто ставит главное на первое место".

Предмет: Цель жизни Ездры.

I. Он посвятил себя изучению Слова Божиего.

1. Он сделал это, несмотря на высокое положение в суде.

2. Он стремился к познанию всем сердцем.

II. Он посвятил себя исполнению закона Божиего.

1. Посвятил себя исполнению закона Божиего с готовностью.

2. Посвятил себя неукоснительному исполнению закона Божиего.

3. Посвятил себя постоянному исполнению закона Божиего.

III. Он посвятил себя обучению закону Божиему.

1. Он обучал с душевной радостью.

2. Он обучал народ Божий.

Обратите внимание на то, что название и тема проповеди не совпадают. Принципы озаглавливания проповедей полностью изложены в главе 5. Однако уже сейчас следует заметить, что если тема проповеди может иметь особый интерес для слушателей, она должна быть вынесена в название.

Для второго примера плана текстуальной проповеди мы возьмем книгу пророка Исаии 55:7. Этот стих гласит: "Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив". В плане проповеди не все подпункты будут основаны непосредственно на этом тексте; как будет видно ниже, третий подпункт последнего тезиса основан на другом библейском отрывке.

Название: "Благословенное прощение".

Предмет: Милость Божия.

I. Объекты Божией милости ("Да оставит нечестивый... помыслы свои").

1. Нечестивые (очевидные грешники).

2. Беззаконники ("уважаемые" грешники).

II. Условия Божией милости ("да оставит... да обратится к Господу").

1. Грешник должен оставить зло.

2. Грешник должен обратиться к Господу.

III. Обещание Божией милости ("Он помилует его... Он многомилостив").

1. Милость Божия.

2. Прощение всех грехов.

3. Полное прощение грехов (Пс.102:3; Мих.7:18-19; 1Ин.1:9).

Приведенный пример плана показывает, что основные тезисы проповеди должны основываться на стихе или стихах, служащих основой проповеди. В то же время подпункты могут основываться как на том же библейском отрывке, так и на других, при условии, что они будут способствовать раскрытию основной темы.

Если же все пункты и подпункты плана основаны на одном и том же тексте и изложены подробно, можно сказать, что текст изучен в разъяснительном порядке.

Сейчас мы ненадолго оставим тему составления планов и рассмотрим основные аспекты текстуальной проповеди. К методам составления планов, а также к примерам этих планов мы вновь обратимся при изучении главы 8.

Основные принципы составления плана текстуальной проповеди

1. Текстуальный план должен отражать основную мысль библейского отрывка, а его тезисы должны основываться на тексте Библии, выделяя и раскрывая основную тему.

Основной задачей теологов при подготовке текстуальной проповеди является тщательное изучение текста, выделение главной идеи и составление основных тезисов на основе данного текста (см. гл. 9). Каждый тезис должен служить для выделения и раскрытия основной темы. В приведенном выше примере проповеди по Ездры 7:10 темой является жизненная цель Ездры, и каждый тезис, основанный на этом стихе книги, раскрывает доминирующую идею.

Доктор Джеймс М.Грей однажды привел пример текстуального плана, основанного на Послании к римлянам 12:1: "Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего". Определив в качестве темы христианское самопожертвование, доктор Грей составил следующий план на основе этого стиха:

I. Причина самопожертвования ("умоляю вас, братия, милосердием Божиим").

II. Чем нужно жертвовать ("представьте тела ваши в жертву").

III. Условия самопожертвования ("в жертву живую, святую, благоугодную Богу").

IV. Неизбежность самопожертвования ("для разумного служения вашего").

Следующий план на основе псалма 22:1 раскрывает тему взаимоотношений христианина с Богом: Название: "Мой Бог".

I. Это постоянные взаимоотношения ("Господь есть Пастырь мой").

II. Это личные взаимоотношения ("Господь есть Пастырь мой").

III. Это нынешние взаимоотношения ("Господь есть Пастырь мой").

При подготовке текстуального плана его тезисы бывают столь очевидны, что не должно возникать никаких сложностей при их составлении и расположении в верном порядке. Но, в основном, рекомендуется сначала определить тему проповеди, а затем уже выделять основные пункты плана.

2. Основные положения плана могут представлять собой истины и принципы, изложенные в самом тексте.

Пункты плана текстуальной проповеди не обязательно должны представлять собой результаты анализа текста. В качестве тезисов могут быть использованы содержащиеся в тексте истины и принципы.

Прочтите Евангелие от Иоанна 20:19-20 и проследите, как духовные истины, изложенные в этом отрывке, отражены в плане, приведенном ниже:

Название: "Радость христианской Пасхи".

Предмет: Сходство христиан с апостолами.

I. Подобно апостолам, христиане испытывают опасения, не зная о присутствии Иисуса (ст. 19).

1. Они испытывают опасения из-за неблагоприятных обстоятельств.

2. Подчас они напрасно испытывают опасения, даже находясь в плену неблагоприятных обстоятельств.

II. Подобно апостолам, христиане получают утешение от Иисуса (ст. 19-20).

1. Они получают утешение от Иисуса в момент, когда больше всего в нем нуждаются.

2. Они получают утешение от слов Иисуса, когда Он с ними разговаривает.

III. Подобно апостолам, христиане испытывают радость, ощущая присутствие Иисуса (ст. 20).

1. Они испытывают радость, несмотря на то, что неблагоприятные обстоятельства не меняются.

2. Они испытывают радость, потому что Господь - посреди них.

Применив это правило к Ездры 7:10 и определив в качестве темы важность эффективного изучения Библии, мы можем выделить из текста 4 основные истины:

Название: "Изучение Библии - превыше всего".

Предмет: Важность эффективного изучения Библии.

I. Это требует твердой решимости ("Ездра расположил сердце свое...").

II. Это требует прилежной работы ("...чтобы изучать закон Господень").

III. Это требует полного подчинения ("...и исполнять его").

IV. Это требует повсеместного распространения ("...и учить в Израиле закону и правде").

3. Иногда из текста можно выделить несколько основных мыслей, в зависимости от того, с какой позиции изучать его, но в плане проповеди развитие должны получить только одна истина или один сюжет.

Используя метод "многостороннего подхода", мы можем проанализировать текст с различных точек зрения, выделяя в каждом случае разные положения. Таким образом, на основе одного библейского текста можно составить планы нескольких проповедей. Проиллюстрируем это на примере текста Евангелия от Иоанна 3:16. Акцентируя наше внимание на теме даров Божиих, мы можем составить следующий план:

I. Это дары любви ("Ибо так возлюбил Бог мир").

II. Это дары самопожертвования ("что отдал Сына Своего единородного").

III. Это дары вечные ("дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную").

IV. Это дары для всех ("дабы всякий...").

V. Это дары с условием ("верующий в Него").

Рассмотрев этот же текст с иной точки зрения, скажем, выделив в качестве главной тему вечной жизни, можно составить следующий план:

I. Тот, кто ее дарует ("Бог").

II. Почему Он ее дарует ("Ибо так возлюбил... мир...").

III. Цена, которую Он заплатил за нашу вечную жизнь ("отдал Сына Своего единородного").

IV. Кто может получить ее ("всякий, верующий в Него").

V. Наша уверенность в вечной жизни ("не погиб, но имел жизнь вечную").

Начинающим учащимся, испытывающим затруднения при определении главной темы для составления плана, можно посоветовать попытаться рассмотреть текст с разных точек зрения. Иными словами, необходимо постараться взглянуть на текст под другим углом, как мы это только что сделали, и попробовать составить план по иной теме.

4. Основные положения плана должны находиться в логическом и хронологическом порядке.

Нет необходимости соблюдать порядок слов библейского текста, однако все пункты плана должны указывать на развитие хода мысли.

Рассмотрим первую часть Иоанна 3:36: "Верующий в Сына имеет жизнь вечную". Начнем с основных факторов спасения и вынесем в план следующие положения:

I. Кто ее дарует ("Сын").

II. При каком условии ("верующий в Сына").

III. Кому она будет дарована ("верующий").

IV. Ее неизбежность ("имеет").

V. Ее продолжительность ("жизнь вечную").

К этому плану подойдет название "Жизнь вечная". Обратите внимание, что это название отлично от темы, хотя она и очевидна при изучении текста.

5. Цитата из Библии может представлять собой отдельный пункт плана при условии, что она имеет отношение к главной теме.

В Библии существует множество подобных текстов, способных составить законченный пункт плана. В качестве иллюстрации приведем пример - Луки 19:10: "Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее".

Название: "Зачем пришел Иисус?".

I. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать погибшее.

II. Ибо Сын Человеческий пришел спасти погибшее.

Очевидно, что тема и название этой проповеди совпадают. То же можно наблюдать при анализе другого отрывка - Иоанна 14:6: "Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня".

Название: "Единственный путь к Богу".

1. Чрез Иисуса, путь.

2. Чрез Иисуса, истина.

3. Чрез Иисуса, жизнь.

Следует чаще использовать для подготовки проповедей подобные тексты, структура которых столь очевидна. Однако для учащихся, осваивающих принципы текстуальных проповедей, будет полезно избегать таких "легких" текстов и сконцентрироваться на отрывках, развивающих мышление.

6. Контекст, из которого взят отрывок, должен быть тщательно изучен при анализе текста.

Отношение цитаты к своему контексту является основой верной интерпретации Писания. Важность этого фактора сложно переоценить, так как пренебрежение этим правилом может привести к серьезному искажению истины или полному непониманию текста.

Приведем пример Послания к Колоссянам 2:21. В нем говорится: ""Не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся"". Если не принять во внимание контекст этой цитаты, можно впасть в заблуждение и подумать, что Павел призывал к суровому аскетизму. Но когда вы изучите контекст, вам станет ясно, что Колоссянам 2:21 перечисляет правила и ограничения, которые лжеучители христианства пытались навязать христианам Колосс.

Исторические описания, содержащиеся в Библии, также могут утратить свое значение в отрыве от контекста. Это может случиться при изучении книги пророка Даниила 6:10: "Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колена и молился своему Богу и славословил Его, как это делал он и прежде того". Молитва и славословие Даниила в этом случае приобретают истинное значение только, если принять во внимание предыдущие стихи 6-й главы, где рассказывается об угрозе его жизни.

7. Отдельные тексты содержат сравнения или сопоставления, которые следует анализировать, выделяя преднамеренное сходство или различие.

Успех анализа текстов такого рода будет зависеть от тщательного изучения контекста.

В послании к Евреям 13:5-6 приводится сопоставление утверждения Бога, и того, какой вывод мы можем сделать для себя на основании Его слов. Взглянув на текст, вы легко в этом убедитесь: "Ибо Сам [Бог] сказал: "не оставлю тебя и не покину тебя", так что мы смело говорим: "Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?"".

Обратите внимание на тройное сопоставление в Притчах 14:11. Там говорится: "Дом беззаконных разорится, а жилище праведных процветет". Здесь подчеркивается разница между беззаконными и праведными, между домом и жилищем; и гибель того, что кажется крепче у беззаконных, противопоставляется вечности кажущейся хрупкости праведных.

Рассмотрим теперь противопоставление в 2 Коринфянам 4:17: "Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу". В этом стихе можно увидеть контраст между нынешними страданиями и будущим вознаграждением за них, между муками жизни и грядущим счастьем.

В Псалтири 1:1-2 читаем: "Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей; но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!". Приведенный ниже план продемонстрирует, как следует анализировать текст, содержащий сопоставление:

Название: "Блаженный муж".

Предмет: Две черты богопослушного характера.

I. Негативная черта, отделение от грешников (ст. 1).

II. Позитивная черта, выполнение законов Божиих (ст. 2).

8. Можно взять два или три стиха из разных глав Библии и анализировать как единый текст.

Вместо того чтобы использовать один стих для раскрытия одного тезиса, а другой для разъяснения второго тезиса, стихи рассматриваются как единый текст, а затем составляется единый план комбинированных стихов.

Подобная комбинация стихов допустима только в том случае, если они взаимосвязаны по смыслу. При успешном выполнении подобных заданий текстуальная проповедь становится ценным средством утверждения духовной истины. Возьмем для примера Деяния 20:19-20 и 1 Коринфянам 15:10. Оба эти отрывка имеют отношение к деятельности апостола Павла:

"Работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев; как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам" (Деян.20:19-20).

"Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною" (1Кор.15:10).

I. Его деятельность была смиренной ("Работая Господу со всяким смиренномудрием...").

II. Его деятельность была искренней ("...и многими слезами...").

III. Его деятельность была преподавательской ("...учил вас всенародно...").

IV. На свою деятельность он был вдохновлен Богом ("...благодать Божия...").

V. Его деятельность была полезной ("...не пропустил ничего полезного...").

VI. Его деятельность была тяжелой ("...я более всех и потрудился...").

Подходящим названием к этому плану будет "Деятельность для Бога и людей".

Серии текстуальных проповедей

Составить серию текстуальных проповедей очень легко. Мы выбираем общую тему и подбираем несколько текстов по этой теме. Эти отрывки становятся основой текстуальных проповедей. Для первого примера возьмем слово "приходить" (и его синонимы) как основу серии проповедей по теме "Тайны Бога". Пронаблюдайте, как в каждом отрывке использовано это слово:

"Тайна апостольства", на основе Матфея 19:21: "Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною".

"Тайна успокоения", на основе Матфея 11:28: "Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас".

"Тайна веры", на основе Матфея 14:28-29: "Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И вышед из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу".

"Тайна исполнения желаний", на основе Иоанна 7:37: "В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей".

Другая серия текстуальных проповедей может быть названа "Хвала недругов Иисуса". Нетрудно заметить, что множество утверждений по поводу Иисуса Христа, записанных в Библии, было сделано его недругами или противниками. Мы перечислим четыре подобных утверждения в серии проповедей "Хвала недругов Иисуса".

"Он принимает грешников и ест с ними" (Лк.15:2).

Название: "Иисус, друг грешников".

"Этот Человек много чудес творит" (Ин.11:47).

Название: "Иисус, Чудотворец".

"Других спасал, а Себя Самого не может спасти!" (Мф.27:42).

Название: "Иисус, Спаситель, не спасший Себя".

"Я не нахожу никакой вины в Этом Человеке" (Лк.23:4).

Название: "Иисус, совершенное творение".

В Писании встречается по меньшей мере 7 случаев того, как Бог обращается к человеку по имени два раза подряд. Повторения в Библии являются эмфатическим средством выражения, и проповедник может использовать тексты, где содержатся подобные призывы, для подготовки серии интересных проповедей. Вот четыре подобных обращения:

"Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня" (Быт.22:11-12). Название: "Призыв к вере".

"Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исх.3:4-5). Название: "Призыв к послушанию".

"Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее". (Лк.10:41-42). Название: "Призыв к объединению".

"Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?" (Деян.9:4). Название: "Призыв к повиновению".

Каждый священник должен быть знаком с "семью последними словами", то есть фразами, произнесенными Христом после распятия. Очень важно подготовить, по крайней мере, две или три проповеди на основе этих слов Иисуса, и если позволяет время, мы попытаемся составить серию предпасхальных проповедей по каждому из "семи последних слов". Серия может быть озаглавлена "Слова с креста", а названия проповедей будут следующими:

"Распятие на кресте", на основе Луки 23:33-34: "И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают".

"Спасение на кресте", на основе Луки 23:42- 43: "И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю".

"Любовь распятого Христа", на основе Иоанна 19:25-27: "При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!".

"Оставленный на кресте", на основе Матфея 27:46: "А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?".

"Жаждущий на кресте", на основе Иоанна 19:28- 29: "После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его".

"Триумф распятого Христа", на основе Иоанна 19:30: "Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух".

"Покорность распятого Христа", на основе Луки 23:46: "Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И сие сказав, испустил дух".

В Псалтири также содержится ряд текстов для подготовки серии проповедей по теме "Недуги человеческие". Проповедь, посвященную отчаянию, можно подготовить на основе псалма 41:11; посвященную страху - на основе псалма 55:3; посвященную чувству вины - на основе псалма 50:3; посвященную скорби - псалма 24:16-17; посвященную разочарованию - псалма 40:10-11.

Эта же книга является источником проповедей, объединенных темой "Благословения из Псалтири" и основанных на фразе "блажен муж". Одну проповедь можно озаглавить "Блаженство Божиего человека" (по Пс.1:1); другую "Блаженство прощенного" (по Пс.31:1-2). Изучение разного рода приложений к Библии поможет получить разнообразные сведения об иных заповедях блаженства, содержащихся в Псалтири.

Можно подготовить серию проповедей "Права Христа" на основе слов "Я есмь" Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна, например: "Я есмь хлеб жизни", "Я есмь пастырь добрый", "Я есмь путь и истина и жизнь".

Приведенные выше примеры должны были наглядно показать учащимся, как следует составлять планы текстуальных проповедей на основе Библии. Чтение серии проповедей обеспечивает единство мысли проповедей и поддерживает интерес аудитории при условии, что выступления логичны и тщательно подготовлены.

Заключение

Завершая изучение текстуальных проповедей, давайте составим еще один план. План проповеди на основе 2 Коринфянам 5:21, где говорится: "Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом". Читатель заметит, что, в соответствии с определением текстуальной проповеди, основные тезисы основаны непосредственно на тексте, а подпункты могут основываться на других источниках.

Название: "Спаситель грешников".

Предмет: Основные черты нашего Спасителя.

I. Совершенный Спаситель.

1. Он никогда не грешил против Бога и людей (Ин.18:38; 19:4,6; Мф.27:3-4; 1Пет.2:22).

2. Он внутренне и внешне совершен (Мф.17:5; Евр.10:5-7; 1Пет.1:19).

II. Спаситель, искупивший наши грехи.

1. Был распят на кресте за наши грехи (Ис.53:6; 1Пет.2:24).

2. Умер, чтобы искупить наши грехи (Рим.4:25; 1Пет.3:18).

III. Он - справедливый Спаситель.

1. От Него зависит Божия милость к нам (Рим.3:24).

2. Он - наша праведность и вера в искупление (Рим.3:21-22, 5:1; 1Кор.1:30).

Начинающим студентам будет достаточно сложно подготовить план текстуальной проповеди. Это происходит из-за того, что составление плана подразумевает внимательное изучение первоначального Деления текста. Однако подобные трудности должны не разочаровывать учащихся, а стимулировать их дальнейшее изучение законов подготовки проповеди. Посвятив себя этому занятию, учащийся, возможно, незаметно для себя, получит необходимый опыт определения пунктов плана, содержащихся в самом тексте, и будет постоянно расширять свои знания о ценностях Слова Божиего.

Тех, кто изучает искусство подготовки текстуальной проповеди, ожидает еще одно вознаграждение - это отклик в сердцах ваших слушателей во время чтения проповеди. Когда молодой проповедник раскрывает истины, содержащиеся в Библии, он видит, как это вдохновляет духовных христиан на восприятие ценностей, присутствующих даже в одном библейском стихе.

Упражнения

1. Подготовьте план текстуальной проповеди по 1 Посланию к фессалоникийцам 2:8 с указанием названия, темы, основных тезисов. В этом плане и во всех последующих не забывайте указывать номера библейских стихов, использованных вами.

2. Подготовьте план текстуальной проповеди по Посланию к Титу 2:11-13 с указанием названия, темы, основных тезисов. Как было указано выше, каждый тезис должен быть подкреплен цитатой из Библии с указанием номера стиха.

3. Подберите текст сами и, используя принцип многостороннего подхода, составьте планы двух проповедей на основе одного текста. Выпишите выбранный вами текст и укажите название, тему, основные тезисы каждого плана.

4. Используя только вторую часть стиха 7 из псалма 50 в качестве текста, составьте по нему план с названием, темой и основными тезисами.

5. Подберите подходящий библейский текст (не более трех стихов) для каждой проповеди к следующим случаям:

1) Новогодняя проповедь.

2) Воскресная проповедь.

3) Проповедь на панихиде.

4) Воскресная проповедь.

5) Проповедь по случаю крещения.

6) Миссионерская проповедь.

7) Проповедь на встрече молодежи.

Выпишите все тексты по порядку и подберите к ним подходящие названия.

6. Составьте план по тексту книги пророка Даниила 6:10, указав название, тему и тезисы.

7. В Бытии 39:20-21 допущено намеренное противопоставление между стихами 20 и 21. Составьте план проповеди, подобрав название, тему и тезисы.

8. В первой части Исхода 33:11 читаем: "И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим", а во Второзаконии 34:10: "И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу". Соединив эти отрывки в единый текст, составьте план проповеди, подберите название, тему, тезисы.

9. В этой главе приведены названия четырех проповедей серии "Хвала недругов Иисуса". Перепишите эти названия и найдите в Библии еще три "хвалы", перепишите их тоже и подберите название к каждому тексту.

10. Назовите пять текстов, на основе которых можно составить серию проповедей для собрания прихожан. Процитируйте каждый текст полностью и подберите подходящие названия. Составьте текстуальный план первой проповеди этой серии, подберите к ней название, тему и тезисы.