ОГЛАВЛЕНИЕ

3. Разъяснительная проповедь

Определение разъяснительной проповеди

Разъяснительная проповедь является самой действенной формой обращения с кафедры. От всех других видов проповеди она выгодно отличается тем, что разъясняет прихожанам смысл Библии. Растолковывая отрывок из Священного Писания, священник исполняет изначальную функцию проповедования, а именно: разъясняет людям библейские истины (что не всегда можно сказать о других видах проповеди).

Разъяснительной называется такая разновидность проповеди, в которой достаточно большой отрывок из Писания истолковывается относительно какой-либо одной темы или предмета. Большая часть материала берется непосредственно из этого отрывка, а план разъяснительной проповеди состоит из ряда утверждений, вытекающих друг из друга и основанных на одной главной идее.

Читая это определение, мы в первую, очередь отмечаем, что в основе разъяснительной проповеди лежит "достаточно большой отрывок из Писания". Такой отрывок может содержать несколько стихов, а может включать целую главу и более. При обсуждении разъяснительной проповеди мы для удобства воспользуемся минимальным отрывком в четыре стиха, но не будем оговаривать, какое же количество стихов следует считать максимальным.

Кроме того, определение сообщает нам, что достаточно большой отрывок из Писания истолковывается "относительно какой-то одной темы или предмета". Группу стихов, составляющую основу разъяснительной проповеди, доктор Джеймс М.Грей называет "разъяснительным блоком". Если говорить более конкретно, разъяснительный блок состоит из некоторого количества стихов, объединенных центральной идеей. Таким образом, в основе разъясни тельной проповеди, подобно тематической и текстуальной, лежит одна главная тема, но раскрывается она не в одном или двух, а в нескольких стихах.

Далее в определении говорится, что "большая часть материала берется непосредственно из отрывка". В разъяснительном выступлении недостаточно раскрыть основные идеи отрывка, необходимо еще объяснить упомянутые в нем детали и подкрепить ими основные положения проповеди. Отсюда следует, что при построении всех подпунктов и главных пунктов на материале одного и того же отрывка из Писания, он (отрывок) становится основой всего плана проповеди.

На протяжении всей разъяснительной проповеди необходимо помнить о теме отрывка и о том, что одна главная идея очерчивается в рассматриваемом тексте рядом утверждений, связанных с ней и между собой и составляющих план проповеди. Читатель, без сомнения, поймет это лучше, когда познакомится с примерами в этой главе.

В нашем определении есть важное выражение, которое не следует упускать из виду. Давайте снова вернемся к началу определения: "разъяснительной называется такая разновидность проповеди, в которой истолковывается достаточно большой отрывок из Писания". Хорошенько подумайте над первыми словами. В разъяснении мы должны раскрыть смысл Писания, прояснить его. В этом и состоит суть разъяснительного проповедования - сделать смысл Писания ясным и понятным. Однако чтобы добиться этого, мы должны тщательно изучить детали и в совершенстве уметь использовать их (см. главу 9). Но всегда помните, что целью разъяснения смысла Писания должно быть соотнесение прошлого и настоящего или раскрытие значения библейской истины для современности.

Различие между текстуальной и разъяснительной проповедью

В этом разделе мы попытаемся получить ясное представление об отличии текстуальной проповеди от разъяснительной.

Мы уже показывали, что текстуальная проповедь - это такая проповедь, в которой главные пункты основаны на тексте, представляющем собой короткий отрывок Писания, состоящий обычно из одного-двух стихов, а иногда только из части стиха. Для разъяснительной же проповеди берется относительно большая часть Писания, иногда целая глава и даже более, и из данного отрывка выделяются главные пункты проповеди. Эти основанные на тексте пункты в текстуальной проповеди используются в качестве указания. То есть они указывают, каким должен быть ход мыслей в проповеди, позволяя проповеднику привлекать для подтверждения основной идеи материал из любой части Писания, созвучной с логическим развитием мыслей, содержащихся в главных пунктах. Разъяснительная же проповедь обязывает составителя 6рать все подпункты, как и главные пункты плана из того отрывка Писания, который он собирается раскрыть. Таким образом, вся проповедь должна состоять из разъяснения определенной части Писания, а отрывок становится основой выступления. Другими словами, система представлений основывается непосредственно на тексте, а проповедь определенно можно считать толковательной.

Как мы говорили в главе 2, в Писании встречаются отрывки, которые, несмотря на то, что они состоят только из одного-двух стихов, являются настолько насыщенными, что на основе их можно построить не только главные пункты, но и все подпункты. В этом случае текстуальная проповедь ведется в разъяснительном ключе, а все выступление становится объяснением текста.

Примеры планов разъяснительных проповедей

Наш первый план мы построим на примере отрывка из Ефесянам 6:10-18. Чтобы учащимся была более понятна процедура составления проповеди, мы бы порекомендовали сначала прочитать этот отрывок несколько раз и тщательно изучить его, а уже затем обратиться к нашему примеру. Мы бы посоветовали им поступать так перед изучением каждого примера плана в этой главе и во всех последующих.

Даже краткое рассмотрение Ефесянам 6:10-18 позволит нам сделать вывод, что Павел говорит здесь о духовной борьбе верующего и стремится познакомить его с различными подробностями, относящимися к этому конфликту, чтобы он, в свою очередь, мог стать удачливым воином.

Рассмотрев отрывок более внимательно, мы увидим, что в стихах с 10-го по 13-й апостол призывает верующего быть храбрым и крепко стоять перед лицом превосходящих сил духовных врагов. Другими словами, Павел в этих стихах говорит о боевом духе христианина. Стихи с 14-го по 17-й рассказывают о различных доспехах и оружии, которые Господь дал святому, стоящему перед "мироправителями тьмы века сего". Таким образом, мы приходим к выводу, что этот раздел можно назвать "вооружение христианина". Но прежде чем закончить разговор о подробностях, связанных с духовной борьбой, апостол добавляет стих 18. В нем он говорит верующему, одетому в Божественные доспехи, что тот должен непрестанно молиться духом и просить за всех святых. Тогда становится ясно, что последняя деталь, о которой говорит Павел в связи с Духовным конфликтом, - это молитвенная жизнь христианина. Теперь мы готовы изложить в форме плана три главных положения, приводимых апостолом в разговоре о духовной борьбе верующего:

I. Боевой дух христианина (ст. 10-13).

II. Вооружение христианина (ст. 14-17).

III. Молитва в жизни христианина (ст. 18).

Рассматривая стихи 10-13 более подробно, мы видим, что великий апостол указывает, по крайней мере, на два аспекта христианской нравственности. Он призывает верующего, который переживает духовный конфликт, вначале возложить свои упования на Господа, а после того - "стоять" (см. ст. 11, 13 и 14), какими бы великими и могущественными ни выглядели его враги. Поэтому для развития плана разъяснительной проповеди в пункте "Боевой дух христианина" мы должны сделать два подпункта. Во-первых, боевой дух христианина должен быть высоким, а во-вторых, он должен быть неизменным.

Перейдя ко второму разделу разъяснительного блока, а именно к стихам 14-17, мы видим, что различные элементы вооружения христианина можно разделить на две основные группы: перечисление начинается вооружением оборонительного характера, а заканчивается наступательным вооружением - духовным мечом. В частности, интересно отметить, что о доспехах, защищающих спину, ничего не говорится по очевидным причинам - Господь не опасается, что Его воины в день битвы повернутся спиной и побегут.

Последний пункт, стих 18, можно также разделить на два подпункта. Внимательное изучение первой части стиха показывает, что христианин должен пребывать в молитве постоянно, а вторая часть говорит, что его молитва должна быть молитвой о других.

Учитывая все это, мы готовы теперь представить полный план проповеди со всеми подпунктами и главными пунктами, составленный на основе одного отрывка. В соответствии с содержанием той части Писания, которую мы намереваемся объяснить, мы выбираем такой заголовок для плана: "Благочестивая борьба веры".

Название: "Благочестивая борьба веры".

Предмет: Положения, связанные с духовной борьбой верующего.

I. Боевой дух христианина (ст. 10-14).

1. Он должен быть высоким (ст. 10).

2. Он должен быть неизменным (ст. 11-14).

II. Вооружение христианина (ст. 14-17).

1. Должно носить оборонительный характер (ст. 14-17).

2. Должно носить наступательный характер (ст. 17).

III. Молитва в жизни христианина (ст. 18).

1. Должна быть постоянной (ст. 18).

2. Должна быть заступнической (ст. 18).

Чтобы проповедь можно было назвать подлинно разъяснительной, все подпункты, а также главные пункты необходимо истолковать или должным образом объяснить. Таким способом проповедник достигает цели разъяснения, которая требует использовать в качестве основного материала какой-то один отрывок и раскрыть его содержание относительно одной основной темы.

В качестве второго примера разъяснительной проповеди мы выбираем отрывок из Исхода 14:1-14. Мы не имеем возможности привести здесь подробное толкование этого отрывка, но в то же время, не сделав этого, мы не имеем права приступать к составлению разъяснительной проповеди.

Однако, проведя необходимое подробное исследование текста, мы будем готовы к работе с планом отрывка. В качестве главной мысли отрывка мы выбираем ситуацию "безвыходное положение", позволяющую извлечь из нее не один урок, поскольку ясно, что, подобно народу Израиля у Чермного моря, мы тоже иногда оказываемся в обстоятельствах, из которых, как нам кажется, нет выхода, от которых нет избавления. Придерживаясь этой мысли, мы извлекаем из текста несколько уроков или истин:

I. "Безвыходное положение" - это положение, в которое Бог иногда ставит нас (ст. 1-4).

II. "Безвыходное положение" - это положение, когда Бог испытывает нас (ст. 4-9).

III. "Безвыходное положение" - это положение, в котором мы иногда изменяем Господу (ст. 10-12).

IV. "Безвыходное положение" - это положение, когда Бог заступается за нас (ст. 13-14).

Если читатель хочет знать, каким способом эти истины были выведены из текста, то ему следует еще раз обратиться к отрывку и проследить за развитием плана от пункта к пункту.

Исход 14:1-14 не только преподает нам четыре главных урока, но и предоставляет все подзаголовки плана. Таким образом, текст обеспечивает большую часть материала, необходимого для проповеди.

Теперь мы показываем план Исхода 14:1-14, в котором каждый главный пункт расширен подпунктами:

Название: "Безвыходное положение".

I. "Безвыходное положение" - это положение, в которое Бог иногда ставит нас (ст. 1-4).

1. Конкретным повелением (ст. 1-2).

2. В Своих целях (ст. 3-4).

П. "Безвыходное положение" - это положение, когда Бог испытывает нас (ст. 4-9).

1. Испытывает наше послушание (ст. 4).

2. Испытывает нас, позволяя нам оказаться в сложнейшей ситуации (ст. 5-9).

III. "Безвыходное положение" - это положение, в котором мы иногда изменяем Господу (ст. 10-12).

1. Своим неверием (ст. 10).

2. Своими жалобами (ст. 11-12).

IV. "Безвыходное положение" - это положение, когда Бог заступается за нас (ст. 13-14).

1. В нужный момент (ст. 13).

2. Взяв на себя контроль над ситуацией (ст. 14).

И вновь мы советуем серьезным ученикам сравнить предложенный план с текстом и самим убедиться, каким образом данные подпункты и главные пункты вытекают из рассматриваемого отрывка.

Третий пример плана разъяснительной проповеди мы построили на отрывке из Луки 19:1-10. Предварительно осуществив толковательное исследование отрывка, мы берем в качестве темы обращение Закхея, "потерянного" человека. Что говорит этот отрывок из Писания относительно выбранного предмета? Внимательно изучив его, мы обнаруживаем некоторые основополагающие факты обращения Закхея, "потерянного" человека, и эти факты ложатся в основу нашего исследования.

I. Поиски Закхея (ст. 1-4).

II. Завоевание расположения Закхея (ст. 5-7).

III. Спасение Закхея (ст. 8-10).

Теперь мы изучаем отрывок более внимательно и размышляем над тем, что в этом тексте отвечает нашим главным пунктам. Наше исследование показывает, что первому главному пункту отвечают два положения, связанные с поисками Закхея.

1. Иисус ненавязчиво привел Закхея к поискам.

2. Посещение Иисусом Иерихона пробудило в Закхее желание увидеть Его.

Для второго главного пункта мы отмечаем два других положения:

1. Иисус завоевал расположение Закхея, человека, у которого не было друзей (см. ст. 7), попросив Закхея пригласить Его в гости!

2. Просьба Иисуса пригласить Его в гости вызвала двоякий эффект - она обрадовала Закхея, но произвела неприятное впечатление на жителей Иерихона.

Мы обнаруживаем, что с третьим главным пунктом связаны следующие факты:

1. О спасении Закхея говорят удивительные перемены, произошедшие с ним во время посещения Иисуса.

2. Иисус весьма недвусмысленно объявляет о спасении Закхея.

Из содержания отрывка ясно, что Закхей, заблудший грешник, нашел в Иисусе друга или, лучше сказать, Иисус нашел его! Поэтому мы выбираем в качестве названия проповеди слова: "Победа любви".

Теперь мы можем соединить части плана в единое целое:

Название: "Победа любви".

I. Поиски Закхея (ст. 1-4).

1. Способ осуществления (ст. 1).

2. Результаты (ст. 2-4).

II. Завоевание расположения Закхея (ст. 5-7).

1. Способ осуществления (ст. 5).

2. Результаты (ст. 6-7).

III. Спасение Закхея (ст. 8-10).

1. Свидетельство спасения (ст. 8).

2. Объявление спасения (ст. 9-10).

Посмотрев на план, мы можем видеть естественное развитие событий, связанных с обращением Закхея, кульминацией которых было спасение начальника мытарей.

Механистическая разбивка отрывка из Писания

Многие из изучающих Библию считают, что для обнаружения структуры отрывка полезно подготовить его механистическую разбивку. Чтобы осуществить ее, мы записываем главные утверждения отрывка так, чтобы сделать его максимально понятным. Мы должны показать различие между главными и второстепенными подробностями с помощью отступов, размещая группы слов, фраз или предложений таким образом, чтобы хорошо была видна связь между ними. Мы должны также выделить смысловые глаголы и важные слова или мысли, в том числе ключевые соединительные слова, такие как "теперь", "поскольку", "и", "но", "тогда" и "следовательно".

Формы обращения, которые ошибочно считаются разъяснительными проповедями

Так как две формы проповеди иногда неправильно относят к разъяснению, возможно, полезно будет поговорить и о них. Когда мы дадим определение этим формам обращения, читателю станет ясно, что они отличаются от разъяснительной проповеди одним или несколькими важными аспектами.

1. Библейская беседа.

Библейская беседа - это последовательное толкование какого-либо отрывка из Писания, которое объясняет каждый стих и каждое предложение и показывает связь с действительностью. Обычно библейская беседа не имеет структуры проповеди, а состоит из ряда не связанных между собой замечаний к тексту, в ней не предпринимаются попытки установить связь между отдельными частями текста или между текстом в целом и его какой-либо частью, то есть она не имеет структурного единства или структурной связи.

2. Экзегетическая лекция.

Экзегетическая лекция - это подробное толкование смысла текста, имеющее логическую упорядоченность и практическое применение или не имеющее таковых. Важно, чтобы составитель проповеди мог найти экзегетический подход к изучению Слова Божиего. Однако для прихожан важен не процесс исследования, а его результат. Экзегезис извлекает скрытый смысл отрывка, разъяснение раскрывает этот смысл в необходимой и эффективной последовательности.

Ряд исследователей, пишущих о гомилетике, весьма язвительно отзывается об использовании библейской беседы и экзегетической лекции. Однако некоторые проповедники, повидимому, обладают даром находить в тексте именно те стороны, которые требуют пристального внимания и разъяснения, поэтому их обращения, хотя и состоящие лишь из не связанных между собой небольших проповедей, являются большим благословением для народа Божиего.

Основные принципы составления разъяснительных планов

1. Каждый рассматриваемый отрывок необходимо тщательно изучить, чтобы понять его смысл и сформулировать предмет проповеди.

Раскрытие темы отрывка является одной из первых задач разработки разъяснительного плана. Решение этой задачи обычно упрощает дальнейшую разработку плана. Однако чтобы найти главный предмет отрывка, необходимо тщательно изучить текст (см. главу 9).

Важность тщательного изучения отрывка нельзя переоценить. Оно дает проповеднику такую возможность проникновения в Писание, которую он не может получить другим путем. Поверхностные, случайные или небрежные методы никогда не позволят вам стать истинным проповедником-разъяснителем. Служение по изучению Библии требует, чтобы человек Божий отдал этой работе свою душу и сердце. Это означает, что он должен проводить часы в молении и усердных поисках при постоянной концентрации мыслей, чтобы понять намерение автора священной книги и истинный смысл отрывка.

При таком изучении он добьется свежего, обнадеживающего проникновения в замысел отрывка. Весь текст предстанет пред ним в новом свете, так что он сможет увидеть истины, о которых прежде и не подозревал.

В процессе своего научного исследования он рано или поздно увидит главный предмет, который проходит сквозь весь разъяснительный блок, а также естественные границы деления отрывка.

2. Наиболее значимые слова или словосочетания в тексте могут указывать на главные разделы плана или образовывать их".

Мы уже отмечали, что во многих отрывках намеренно повторяются различные важные слова или словосочетания и, безусловно, чаще всего такие повторения направлены на то, чтобы помочь нам понять ход размышлений автора, например, при переходе от одной важной идеи к другой.

Чтобы проиллюстрировать это, приведем один пример из Послания к Ефесянам. Прочтите Ефесянам 1:3-14 и отметьте следующее:

ст. 6 - "в похвалу славы благодати Своей",

ст. 12 - "к похвале славы Его",

ст. 14 - "в похвалу славы Его".

Повторение этих словосочетаний вынуждает нас задуматься над тем, хотел ли Дух Божий, чтобы каждое из этих выражений указывало на определенную часть рассуждения. Изучая с учетом этого Ефесянам 1:3-14, мы поймем, что апостол здесь имеет в виду искупительное дело Бога. Первая часть, заканчивающаяся 6-м стихом, описывает искупающее дело Бога Отца, вторая, завершающаяся 12-м стихом, говорит нам о деле Бога Сына, и третья, состоящая из стихов 13 - 14, переходит к делу Бога Святого Духа. Таким образом, дело искупления приписывается трем Лицам Триединого Бога. Неудивительно, что апостол в конце каждой части восклицает: "В похвалу славы Его!"

3. Порядок пунктов плана, выведенного из разъяснительного блока, может отличаться от последовательности стихов в тексте.

Вообще-то говоря, удобно, когда главные пункты и подпункты точно соответствуют порядку стихов в Библии, но это не всегда нужно. Могут быть случаи, когда ради сохранения логического или хронологического порядка последовательность главных пунктов или подпунктов должна будет отличаться от библейской последовательности.

Обратите внимание на следующий план отрывка из Исхода 12:1-3, где 4-й и 5-й главные пункты не соответствуют порядку стихов в Разъяснительном блоке:

Название: "Агнец Божий".

Предмет: Характеристики пасхального агнца, который предшествует Христу, Пасхальному Агнцу.

I. Это был божественно предопределенный агнец (12:1-3).

II. Это был агнец без порока (12:5).

III. Это был убиенный агнец (12:6).

IV. Это был искупающий агнец (12:7,12-13).

V. Это был подкрепляющий агнец (12:8-11).

4. Важные истины, излагаемые в отрывке, могут сформировать главные пункты плана.

Планы такого типа обычно вытекают из исторических и пророческих Писаний, главные духовные истины или уроки которых взяты из фактического материала и, по всей вероятности, подтверждаются или иллюстрируются фактами. Затем эти духовные истины или принципы становятся главными пунктами плана.

В качестве примера мы используем историческое событие - потоп (ссылка на Бытие, гл. 6-7).

Название: "Бог, с Которым мы должны сотрудничать".

Предмет: Истины о Боге и Его отношениях с людьми.

I. Он - высший моральный авторитет во вселенной (6:1-7,11-13).

1. Который отметил развращение людей (6:1-6,11-12).

2. Который решил наказать людей за их вину (6:7,13).

II. Он - Бог благодати (6:3,8-22).

1. Который предлагает средство избежать наказания за грех (6:8-22).

2. Который распространяет Свое милосердие и на виновных (6:3).

III. Он - Бог верности (7:1-24).

1. Который исполняет Свое Слово в отношении наказания (7:11-24).

2. Который верен Своим обязательствам (7:1-10,23).

Давайте рассмотрим второй пример. Он взят из книги пророка Авдия, книги, состоящей лишь из 21 стиха, представляющих собой пророчество о разрушении Едома. Изучая текст, мы обнаруживаем, что он содержит два откровения о характере Бога:

I. Он - Бог справедливости (ст. 1-16).

1. Который судит людей за их гордость (ст. 1-9).

2. Который судит людей за их жестокость (ст. 10-16).

II. Он - Бог благодати (ст. 17-21).

1. Который несет освобождение Своему народу (ст. 17,21).

2. Который дает им во владение Свою собственность (ст. 17-21).

5. Два или три не слишком длинных отрывка из различных "частей Писания можно соединить вместе, чтобы "сформировать основу разъяснительного плана.

В соответствии с этим принципом разъяснительный блок необязательно должен строиться вокруг единственного отрывка, где стихи следуют друг за другом; если два или три отрывка - кратких или развернутых - определенно связаны между собой по смыслу, их можно рассматривать как единое целое.

Таким примером является приношение мирной жертвы, которое описывается в книге Левит. Первое из ее описаний дается в главе 3:1-17, а остальные - в главе 7, стихи 11-15 и 28- 32. Но чтобы получить полную картину правил приношения мирной жертвы, нам придется объединить эти три отрывка, и в результате у нас выстраивается следующий план (пользуясь типологией Христа и верующего):

Название: "Мир с Богом".

Предмет: Правила, регулирующие примирение грешника с Богом.

I. Путь достижения примирения (3:1-17).

1. Божественно предписанная жертва (3:1,6,12).

2. Олицетворение грешника с жертвой (3:2,7-8,12-13).

3. Смерть жертвы (3:2,7-8,12-13).

II. Способ, которым можно получить примирение (7:11-15,28-32).

1. Участие в трапезе того, кто приносит жертву (7:11- 15).

2. Участие в трапезе священника (7:28-32).

Аналогично строятся и биографические проповеди. Взяв любой развернутый отрывок из Писания, где говорится о библейском персонаже, мы можем прибавить к нему другие отрывки, в которых этот персонаж упоминается, и таким образом получить полную картину для плана биографической проповеди.

Для примера мы выбрали историю Раав. Основное описание жизни Раав дается в книге Иисуса Навина, глава 2 и 6:22-25, но с помощью симфонии мы обнаруживаем, что существует еще восемь ссылок, в которых упоминается Раав, включая Матфея 1:5. По мере наших исследований мы обнаруживаем, что три ссылки, а именно: псалмы 86:4 и 88:11 и Исаии 51:9, никак не связаны с объектом нашего изучения. Напротив, в этих трех ссылках говорится об ужасном морском монстре, называемом "Раава", и к тому же это слово используется как символ Египта. Таким образом, мы приступаем к внимательному изучению остальных пяти отрывков, где упоминается имя Раав, а также двух отрывков из Иисуса Навина. В результате подробного рассмотрения, анализа и классификации всех этих отрывков мы можем подготовить два плана биографической проповеди о Раав, основанных на отрывке из Иисуса Навина. Первый план является аналитическим, а второй показывает истины или принципы, которые можно усвоить из "живой веры" Раав:

Название: "От грешника к святому".

I. Трагическое прошлое Раав (Нав.2:1; Евр.11:31; Иак.2:25).

II. Ее вера в Бога (Евр.11:31).

III. Проявление ее веры (Нав.2:1-6; Иак.2:25).

IV. Ее благословенное свидетельство (Нав.2:9-13).

V. Ее чудесное воздействие (Нав.2:18-19; 6:22-23,25).

VI. Ее благородное потомство (Мф.1:5; ср. Руфь 4:21-22).

Название: "Живая вера".

I. Вера, которая спасает (Евр.11:31).

II. Вера, которая действует (Нав.2:1-6; Иак.2:25).

III. Вера, которая свидетельствует (Нав.2:9-13).

IV. Вера, которая воздействует и на других (Нав.2:18-19; 6:22-23,25).

V. Вера, которая спустя много лет приносит плоды (Мф.1:5; ср. Руфь 4:21-22).

Другим примером биографической проповеди является история Лота, основанная на Бытии 13:2-13, 14:1-16, 19:1-38 и 2 Петра 2:6-8. Объединив эти отрывки, мы получим трагическую историю человека, который ходил "на совет нечестивых, стоял "на пути грешных" и сидел "в собрании развратителей".

Название: "Чего стоят мирские ценности".

I. Он выбирает свой путь в жизни (Быт.13:1-13).

II. Он настаивает на своем выборе (Быт.14:1-16; 2Пет.2:6-8).

III. Он страдает от последствий своего неправильного выбора (Быт.19:1-38).

Опираясь на духовные истины, которые можно вывести из его биографической зарисовки, мы приходим к следующему плану:

Название: "Приобретение или потеря - результат нашего собственного выбора".

I. Мы можем выбрать свой собственный путь в жизни.

1. Осуществляя свои планы независимо от Бога, подобно Лоту (Быт.13:1-13).

2. Пренебрегая, подобно Лоту, общением, которое дается нам (Быт.13:12-13; 2Пет.2:6-8).

II. Мы можем настаивать на своем выборе.

1. Пренебрегая, подобно Лоту, голосом совести (2Пет.2:6-8).

2. Пренебрегая предупреждениями, которые Бог милостиво посылает нам, как поступил и Лот после спасения его Авраамом (Быт.14:1-16).

III. Мы должны страдать от обстоятельств, порожденных нашим нечестивым путем.

1. Подобно Лоту, теряя все, что нам дорого (Быт.19:15-16; 30-35).

2. Подобно Лоту, теряя собственное достоинство (Быт.19:1; 6-8; 30-38).

Биографические проповеди можно составлять и по другим планам, включая такие пункты, как предпосылки появления личности, ее характер, достоинства и воздействие.

Биографические проповеди о характере личности иногда можно построить на контрасте между положительными и отрицательными сторонами характера. На основе фактов из Марка 16:14-29 и Луки 23:6-12 Чарльз Гэддон Сперджен однажды прочитал такого рода проповедь, в которой рассмотрел хорошие и плохие черты характера царя Ирода.

I. Черты характера Ирода, подающие надежды.

1. Хотя Ироду не были присущи справедливость, честь и чистота, он все же испытывал некоторое уважение к добродетели (Мк.6:14-20).

2. Он защищал Иоанна Крестителя из-за его праведности и святости (Мк.6:20).

3. Он продолжал слушать Иоанна Крестителя (Мк.6:20).

4. То, что он услышал от Иоанна Крестителя, оказало величайшее воздействие на его совесть (Мк.6:20).

II. Недостатки характера Ирода.

1. Хотя он уважал Иоанна Крестителя, он все же не повернулся к Иоанну Учителю (Мк.6:17-20).

2. Ему не нравилось то, что говорил Иоанн Креститель (Мк.6:17-20).

3. Хотя он "многое делал, слушаясь" Иоанна Крестителя, он все же оставался во власти греха (Мк.6:21-26).

4. Он предал смерти человека, которого уважал (Мк.6:26- 27).

5. Кончил он тем, что насмехался над Спасителем (Лк.23:6-12).

6. Используя метод множественного подхода, мы можем по-разному трактовать отрывки из Писания и, следовательно, иметь два или более различных планов для одного и того же отрывка.

Мы уже упоминали о методе множественного подхода в связи с трактовкой текстуальной проповеди. То, что является истиной в трактовке определенных отдельных стихов таким методом, является истиной и в трактовке разъяснительного блока.

Таким образом, применяя метод множественного подхода, мы можем разработать несколько отличающихся друг от друга планов для одного и того же отрывка. Каждый план будет основан на одной доминирующей идее, которую Дух Божий может открыть нам идя навстречу нуждам или обстоятельствам людей, которым мы служим, или затрагивая другие задачи, стоящие перед церковью в нашем сложном мире.

Тем не менее, если мы начинаем подготовку к своей проповеди, решая задачу, а затем, выбирая отрывок, мы не должны подчинять идеи текста своим целям. Напротив, нам следует искать в отрывке такие идеи или истины, которые отвечают именно нашей цели и которые естественным образом вытекают из отрывка Писания в соответствии с нашим замыслом. В случае нашей неспособности найти в отрывке то, что отвечает нашей цели, нам придется обратиться к другому тексту, который будет лучше соответствовать цели наших поисков.

Чтобы продемонстрировать то, как одну разъяснительную проповедь можно использовать в различных ситуациях, мы приведем ниже четыре различных плана, основанных на Матфея 14:14-21, где рассказывается о насыщении пяти тысяч. Пытаясь раскрыть содержание отрывка, мы можем рассмотреть его с точки зрения каждого человека или группы людей, о которых говорится в тексте, включая и Ипостаси Троицы. Таким образом, мы сможем задать себе следующие вопросы: что говорится о них в отрывке, что говорит или делает, или испытывает каждый человек?

В качестве первой иллюстрации мы возьмем атрибуты Иисуса как доминирующую идею разъяснительного блока:

Название: "Наш несравненный Господь".

I. Жалость Иисуса (ст. 14).

1. Проявившаяся в Его интересе ко множеству людей (ст. 14).

2. Проявившаяся в Его служении множеству людей (ст. 14).

II. Великодушие Иисуса (ст. 15-18).

1. Проявившееся в Его милосердном ответе Своим ученикам (ст. 15-16).

2. Проявившееся в Его терпеливом общении с учениками (ст. 17-18).

III. Сила Иисуса (ст. 19-21).

1. Продемонстрированная в насыщении множества людей (ст. 19-21).

2. Проявившаяся посредством служения учеников (ст. 14-21).

А сейчас мы трактуем этот отрывок с точки зрения Христа как удовлетворителя наших потребностей:

Название: "Смотрите на дела Божии".

I. Христос беспокоится о наших нуждах (ст. 14-16).

1. Он жалеет нас, когда мы нуждаемся (ст. 14,16).

2. Он помнит о наших нуждах, когда другие этого не делают (ст. 15-16).

II. Христа не смущают обстоятельства, если нужно удовлетворить наши нужды (ст. 17-19).

1. Его не смущает отсутствие у нас ресурсов (ст. 17-18).

2. Его не смущает отсутствие чего-либо другого (ст. 19).

III. Христос идет навстречу нашим нуждам (ст. 20-21).

1. Он в изобилии удовлетворяет наши нужды (ст. 20).

2. Он предлагает более, чем достаточно (ст. 20-21).

Для третьего плана мы рассматриваем текст с точки зрения проблем, с которыми мы сталкиваемся:

Название: "Разрешение наших проблем".

I. Иногда мы сталкиваемся с проблемами (ст. 14-15).

1. Это могут быть очень большие проблемы (ст. 14-15).

2. Это может быть давление обстоятельств (ст. 15).

3. Эти проблемы могут быть трудноразрешимы с человеческой точки зрения (ст. 15).

П. Христос в состоянии легко разрешить наши проблемы (ст. 16-22).

1. При условии, что мы доверим Ему наши ограниченные ресурсы (ст. 16-18).

2. При условии, что мы всецело подчинимся Ему (ст. 19-22).

Для четвертой иллюстрации того же отрывка мы составим план, основываясь на идее связи веры с нуждами человека:

Название: "Отношение веры к нуждам человека".

I. Вызов вере (ст. 14-16).

1. Причина вызова (ст. 14-15).

2. Сущность вызова (ст. 16).

II. Работа веры (ст. 17-19).

1. Первое проявление веры (ст. 17-18).

2. Второе проявление веры (ст. 19).

III. Вознаграждение за веру (ст. 20-21).

1. Блаженство вознаграждения (ст. 20).

2. Величина вознаграждения (ст. 20-21).

Таким образом, мы отметили четыре разных способа трактовки отрывка из Матфея 14:14-21; каждый из этих подходов можно использовать для выполнения различных задач.

7. Обратите внимание на контекст разъяснительной проповеди.

Говоря о текстуальной проповеди, мы запомнили, что изучение контекста совершенно необходимо для правильной трактовки. Этот Принцип применим как к текстуальной проповеди, так и к большинству разъяснительных проповедей. Изучение контекста - непосредственного и отдаленного - существенно поможет нам в понимании отрывка и даст возможность увидеть текст в его истинном свете.

Когда апостол Павел приступил к написанию 12 главы своего Послания к римлянам, он начал ее такими словами: "Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим". Слово "итак" относит нас к предыдущей главе и указывает, что следующие далее практические призывы основаны на жизненных истинах учения, представленных в предыдущей главе.

Недостаток места не позволяет нам дальше обсуждать этот принцип, но хочется подчеркнуть, что изучением контекста нужно заниматься всегда, если мы хотим быть верующими толкователями Писания.

8. По возможности проверьте исторические и культурные предпосылки написания отрывка.

Большинство отрывков из Библии нельзя рассматривать отдельно от исторических и культурных предпосылок их написания. Правильная их интерпретация будет определяться проверкой исторических периодов, к которым они относятся, а также культурной и географической окружающей обстановки по тексту.

Это правило затрагивает в основном больших и малых пророков в их связи с историческими книгами Ветхого Завета, а также Посланий Павла в отношении Деяний. Возьмите, к примеру, книгу Ионы. Содержание этой маленькой книги невозможно понять, не обращаясь к 3-й и 4-й книгам Царств, в частности к 14-й главе 4-й книги Царств, из которой мы узнаем трагические обстоятельства отступничества в земле Израиля во времена Ионы. Таким образом, создается впечатление, что книга Ионы призывает Северное царство раскаяться, как раскаялась Ниневия, а также, что она предупреждает народ Божий об ужасном наказании, падущем на них, если они будут продолжать упорствовать в своем восстании против Бога.

9. Подробности текста нужно трактовать точно, но не исчерпывающе.

Мы уже указывали, что в разъяснительной проповеди необходимо толковать Писание. Это означает, что мы должны толковать подробности так, чтобы раскрыть сущность отрывка. Именно это является той отличительной чертой, которая делает разъяснительную проповедь выдающимся средством сообщения божественной истины, поскольку, объясняя Слово отрывок за отрывком, она дает возможность прихожанам понять сущность и смысл, заложенные в этом тексте.

Именно этот пункт должен вызывать особое беспокойство у начинающих. Пытаясь дать тщательное объяснение, молодые проповедники часто настолько теряются в большом количестве подробностей, что их проповедь становится перегруженной экзегетическим материалом, но экзегезис не является конечной целью лекции. Он - лишь средство, которым мы пользуемся, чтобы донести истины, содержащиеся в отрывке. Тем не менее, проповеднику следует помнить, что, поскольку он должен разъяснить значение отрывка людям, разъяснительная проповедь должна в качестве предмета иметь только одну главную тему. Соответственно, проповеднику следует использовать в своем сообщении только те подробности, которые относятся к этой теме. Другие материалы текста, независимо от того, насколько они интересны или явно выражены, без сомнения, нужно отложить в сторону. Проповеднику следует, таким образом, сознавать, что он сам может определять значимые аспекты выбранного отрывка, а его объяснение, безусловно, будет отражать Писание, даже если многие детали и не будут использованы. Конечно, при этом должны учитываться как величина выбранного отрывка, так и насущные проблемы.

Однако мы должны добавить, что иногда детали, которые на первый взгляд кажутся незначительными, в действительности могут быть очень важны. Это не обязательно должно быть громкое слово или специфический термин, но это нечто, составляющее главную ценность объяснения; в действительности, истинная суть темы, которую проповедник должен объяснить, может быть раскрыта путем употребления глагола в определенном времени или особым предложением-связкой, или некоторыми другими, на первый взгляд, незначительными частями речи.

10. Истины, содержащиеся в тексте, следует раскрывать применительно к сегодняшнему дню.

Разъяснительную проповедь нередко критикуют среди прочего за то, что проповедник, практикующий этот способ обращения, часто оказывается неспособным показать, какое отношение истины Писания имеют к обстоятельствам и ситуациям, в которых оказываются люди в наши дни. Слишком часто проповедующий удовлетворяется простым объяснением текста и не показывает, каким образом можно применить текст к важным и насущным вопросам сегодняшнего дня. И не Писание виновно в этом, поскольку Слово Бога - живое и сильное, и оно всегда и во всем применимо к людям любого возраста и любого рода деятельности. Вину следует скорее возлагать на человека, который не видит необходимости или не понимает важности приложения божественной истины к проблемам и обстоятельствам, встающим перед человеком сегодня. Таким образом, составитель проповедей должен помнить, что, толкуя Писание, он в то же время извлекает из него бессмертные истины и показывает прихожанам их практическое применение.

Так как в книгах о гомилетике по этому поводу было сказано сравнительно немного, мы посвятили целую главу разговору об этом важном аспекте проповедования, в ней мы дадим учащимся несколько полезных советов о том, как связать истину с сегодняшним днем.

Распространенные ошибки начинающих проповедников при составлении разъяснительной проповеди

Чтобы научиться правильно толковать Писание и понять, что следует и что не следует включать в разъяснение отрывка, потребуется достаточно много времени и усилий. Поскольку начинающие проповедники обычно делают одинаковые ошибки, мы специально рассмотрим их.

У некоторых трудности вызывает разъяснение, потому что в процессе толкования они путаются в многочисленных подробностях и уже не могут увидеть главный смысл, заключенный в тексте. Каждая проповедь у них содержит столько подробностей, что их слушатели просто теряют нить рассуждения.

Другие, забывая о том, что толкование является основным положением разъяснительного проповедования, уделяют слишком много времени связи с действительностью, отодвигая объяснение на второй план и не сознавая, что Святой Дух донесет Слово Божие сердцам людей, если Писание будет открыто людям в ясной и доступной форме.

Еще одна распространенная ошибка будущих проповедников заключается в том, что они позволяют себе отойти от объясняемого текста и поговорить на отвлеченные темы.

Но, возможно, самой серьезной ошибкой является неправильное истолкование текста. Иногда это может быть вызвано неспособностью понять текст, но сегодня существует такое количество великолепных материалов, что едва ли можно найти оправдание тому составителю проповедей, который грубо нарушает принципы здравой библейской герменевтики.

Разнообразие в разъяснительном проповедовании

Возможно, читателю к этому времени уже стало ясно, что методика разъяснительной беседы может включать в себя очень многое. Разъяснительный блок может опираться на учение, если текст связан с основополагающими истинами христианской веры. Он может быть молитвенным, содержащим наставления о более тесном общении с Богом. Он может включать в себя этические вопросы, потому что многое в Библии носит этический характер. С другой стороны, он может быть пророческим или отчетливо символичным, если речь идет об объяснении какого-то символа и противопоставлении его символу с противоположным значением. Кроме того, он может быть биографическим или историческим. Другие разъяснительные блоки, прежде всего евангелического содержания, предоставляют особую возможность продемонстрировать задачи Евангелия.

Многие главы или фрагменты Писания столь богаты разнообразным материалом, что один отрывок может обладать сразу несколькими вышеупомянутыми характеристиками. Хотя в основе разъяснительной проповеди должна лежать одна главная идея, ход изложения одной проповеди может включать в себя такие элементы, как демонстрация Евангелия, богословское учение и наставление или слово утешения верующим.

Чтобы дать представление о разнообразии материалов, которые могут быть затронуты в ходе проповеди, мы представляем четыре примера планов разъяснительных проповедей. Первый из них основан на исторической части Евангелия от Иоанна, а именно - Иоанна 11:1-6; 19-44; второй - на последней части притчи Христа о блудном сыне, речь в которой идет о старшем брате, Луки 15:25-32; третий же построен на древнееврейской поэзии, псалом 22; а четвертый взят из послания Павла Ефесянам 4:30-5:2.

Название: "Лучший Друг".

Текст: Иоанна 11:1-6, 19-44.

Предмет: Иисус - наш лучший Друг.

I. Иисус - любящий друг (ст. 3-5).

1. Который любит каждого из нас в отдельности (ст. 3-5).

2. Который, тем не менее, позволяет несчастьям обрушиваться на нас (ст. 3).

П. Иисус - понимающий Друг (ст. 21-36).

1. Который понимает нашу скорбь (ст. 21-26,32).

2. Который сочувствует нашей глубочайшей печали (ст. 33- 36).

III. Иисус - могущественный Друг (ст. 37-44).

1. Который может творить чудеса (ст. 37).

2. Который совершает Свои чудеса, когда мы соглашаемся на Его условия (ст. 38-44).

Название: "Фарисей: вчера и сегодня".

Текст: Луки 15:25-32.

Предмет: Черты фарисейства, проявляющиеся в поведении старшего брата.

I. Он надеялся на собственную праведность (ст. 29-30).

1. На что указывают его собственные слова о послушании (ст. 29).

2. На что указывает его отношение к брату (ст. 29-30).

II. Он был человеком, не расположенным к любви (ст. 28- 30).

1. На что указывает его отношение к возвращению брата (ст. 28).

2. На что указывает то, что он практически отказывается от брата (ст. 30).

III. Он был человеком, склонным выискивать недостатки (ст. 25-30).

1. Он нашел недостатки у своего брата (ст. 30).

2. Он нашел недостатки у своего отца (ст. 29-32).

IV. Он был упрямым человеком (ст. 28-32).

1. На что указывает его отказ войти в дом (ст. 27-30).

2. На что указывает его непреклонная позиция (ст. 29- 32).

Примечание: Хотя последний план проповеди внешне не содержит позитивного, конструктивного по характеру учения, по мере развития плана становится очевидным, что верующий должен воспитывать в себе прямо противоположные черты характера.

Название: "Псалом довольства".

Текст: Псалом 22.

Предмет: Причина довольства овец Господа.

I. Пастырь овец (ст. 1).

1. Божественный Пастырь (ст. 1).

2. Личный Пастырь (ст. 1).

П. Забота об овцах (ст. 2-5).

1. Покой (ст. 2).

2. Водительство (ст. 3).

3. Утешение (ст. 4).

4. Изобилие (ст. 5).

III. Надежды овец (ст. 6).

1. Светлые надежды в этой жизни (ст. 6).

2. Благословенные надежды на грядущее (ст. 6).

Название: "Хождение путями любви".

Текст: Ефесянам 4:31-5:2.

Предмет: Истинный христианский характер.

I. Его отмечает отсутствие любых проявлений враждебности (4:31).

1. В каком бы ни было виде (ст. 31).

2. В какой бы ни было степени (ст. 31).

II. Его отмечает позиция всепрощения (4:32).

1. По отношению друг к другу (ст. 32).

2. В виду благодати Божией для нас (ст. 32).

III. Его отмечает позиция расположения, основанная на любви (5:1-2).

1. Подобающая сынам Божиим (ст. 1).

2. Любовь, подобная любви Христа (ст. 2).

Обратите внимание, что в каждом из этих планов все подпункты, как и главные пункты, взяты из одного и того же отрывка.

Учащийся вспомнит, что, согласно определению, в основе разъяснительной проповеди лежит "достаточно большой отрывок из Писания". До сих пор представленные планы строились на основе довольно коротких отрывков, но проповеди, построенные на более длинных отрывках, вносят значительное разнообразие в проповедование. Однако в таких проповедях невозможно затронуть все положения рассматриваемого текста. План сможет отразить только самые значительные характеристики отрывка. Ниже мы приводим план разъяснительной проповеди, охватывающей все Первое послание к Фессалоникийцам.

Название: "Сильнейшие стороны Церкви".

Текст: 1 Фессалоникийцам.

I. Вера (1:1 - 2:16).

1. Основанная на Слове Божием (1:2-5,9-10; 2:13).

2. Помогающая верующим не сгибаться перед лицом испытаний (1:6; 2:14-16).

II. Любовь (2:17 - 4:12).

1. Проявляемая верующим к старшим по вере (3:6).

2. Проявляемая верующими друг к другу (3:12; 4:9-10).

III. Надежда (4:13 - 5:28).

1. Основанная на возвращении Господа в Свои владения (4:13-18; 5:9-10,23).

2. Стремящаяся к воссоединению с ранее ушедшими любимыми (4:13-18).

В Иоанна 12:41 мы читаем, что Исаия "видел славу Его [Иисуса] и говорил о Нем". Эта фраза из Евангелия от Иоанна привлекает наше внимание к книге Исаии, по которой мы строим следующий основной план:

Название: "Наблюдая славу Христа".

Предмет: Предсказания в книге Исаии, касающиеся Христа.

I. Мы видим Его в тайне Его воплощения (7:14; 9:6).

II. Мы видим Его в чуде Его божественности (9:6).

III. Мы видим Его в скромности Его служения (42:1-7; 49:5- 6; 50:4-10; 52:13; 53:12).

IV. Мы видим Его в агонии Его заместительной жертвы (52:13 - 53:12).

V. Мы видим Его в славе Его грядущего царства (11:1-16; 59:20 - 66:24).

Циклы разъяснительных проповедей

Методика разъяснительных проповедей замечательно подходит для составления циклов разъяснительных лекций. Для проповедника вполне естественно и нормально в течение нескольких недель продолжать разъяснение большого отрывка или использовать разъяснительные блоки, связанные друг с другом.

Если священник умело ведет цикл разъяснительных проповедей, то он в совершенстве исполняет служение, цель которого - научить людей Слову Божиему. Он тем самым способен помочь своим слушателям увидеть целостность данной книги или большого отрывка Писания, а также взаимосвязь фрагментов со всей книгой и взаимосвязь фрагментов книги между собой. Кроме того, проповедование такого рода обеспечивает непрерывность служения, раскрывающего суть Библии, а церковная община, перед которой раскрывается смысл одного отрывка за другим, растет в познании божественного откровения.

Существуют различные способы написания циклов разъяснительных проповедей. Один из наиболее распространенных - это составление цикла проповедей по какой-либо из книг Библии. Количество проповедей в цикле будет зависеть от объема книги, а также от ее содержания. Цель, к которой стремится проповедник, может зависеть и от того, сколько проповедей предусмотрено в цикле.

Если возникает желание прочитать несколько проповедей об одной книге, то неплохо было бы посвятить первую проповедь панорамному обзору книги. Это даст прихожанам общее представление о многогранности и задаче книги и позволит им с большим пониманием следить за изложением различных отрывков текста, когда каждую неделю перед ними будет раскрываться глава за главой.

Однако начинающему не следует приступать к подготовке цикла проповедей по библейской книге до тех пор, пока он сам досконально не поймет ее и не сможет мысленно воспроизвести все, что в ней написано, от первой до последней главы.

Приведенные ниже примеры дадут учащимся представление о том, как можно составить цикл проповедей о целой книге.

Цикл по книге Ионы, начинающийся с обзорной проповеди по всей книге, может включать проповеди с такими названиями:

"Призыв к покаянию" (1 - 4).

"Безрассудство непослушания" (1:1-6).

"Заключенный в рыбе" (2:1).

"Молитва в стесненных обстоятельствах" (2:2- 11).

"Когда Бог раскаялся" (3:1-10).

"Ссора с Богом" (4:1-11).

Роберт Р.Фриш, одно время работавший над Английской Библией в Муленбергском колледже Аллентауна в Пенсильвании, также читал цикл лекций, связанных близкими названиями, по книге Ионы, которые были построены в аллитерационной манере (в русском переводе она не соблюдена. - Прим. перев.) и каждая из которых соответствовала одной из четырех глав книги Ионы.

"Блудный пророк".

"Молящийся пророк".

"Проповедующий пророк".

"Недовольный пророк".

Книга Бытие вместе с перечислением людей веры из Евреям 11 дает основу для семи связанных друг с другом проповедей "Жизнь в вере". Особенно важен порядок появления этих людей в божественной записи.

"Авель - жертва веры" (Быт.4:1-5; Евр.11:4).

"Енох - путь веры" (Быт.5:21-24; Евр.11:5-6).

"Ной - дело веры" (Быт.6-7; Евр.11:7).

"Авраам - послушание веры" (Быт.12-18; Евр.11:8-10).

"Исаак - видение веры" (Быт.26-27; Евр.11:20).

"Иаков - интуиция веры" (Быт.27-35; Евр.11:21).

"Иосиф - уверенность веры" (Быт.37-50; Евр.11:22).

Послание Павла филиппинцам создает предпосылки для цикла проповедей под названием "Как быть счастливым", каждая из которых основана на одной из четырех глав этого послания.

"Посредством Христа: наша жизнь".

"Посредством Христа: наш пример".

"Посредством Христа: наша цель".

"Посредством Христа: наше удовлетворение".

Кроме цикла, построенного целиком на одной книге, можно составить несколько последовательных проповедей, посвященных одной широкой теме, взяв за основу различные отрывки, связанные с этой темой. "Чудо обращений в веру" может быть названием Цикла, в котором каждая проповедь описывает обращение одного человека. Ниже приводятся примеры проповедей, рассказывающих о четырех чудесных обращениях в веру.

"Самарянка" или "Преображение через обращение в веру" (Ин.4:1-44).

"Вор на кресте" или "Мгновенное обращение в веру" (Лк.23:39-43).

"Евнух ефиоплянин" или "Божественная случайность при обращении в веру" (Деян.8:26-40).

"Темничный страж в Филиппах" или "Небесная радость при обращении в веру" (Деян.16:22-40).

Библия изобилует материалом, дающим богатую почву для различных циклов разъяснительных проповедей. Для групп таких проповедей можно использовать отрывки, расположенные в разных местах, но связанные между собой по смыслу. Песнь Моисея и детей Израиля в Исходе 15:1-21; песнь Моисея во Второзаконии 31:30 - 32:44; песнь Деворы в Судей 5 и песнь Давида во 2 Царств 22 могут стать основой цикла "Песни ветхозаветных святых". Молитвы апостола Павла из его Посланий также могут послужить основой для цикла разъяснительных проповедей.

Иногда во время проповеднического служения бывает неплохо прочитать цикл проповедей, построенный на псалмах. Мы можем порекомендовать циклы, основанные на псалмах Царства (Пс.94 - 99), псалмах прославления (Пс.106, 110, 111, 112, 134 и особенно псалмы 145 - 150), покаянных псалмах (Пс.6, 31, 37, 50, 101, 129 и 142). Безусловно, нам следовало бы прочесть такой цикл, как "Христос в псалмах", взяв за основу своих проповедей один из мессианских псалмов. Псалом 8 изображает Христа Сыном Человеческим, псалом 22 - Добрым Пастырем, псалом 39 - Божественным Пророком, а псалом 2 - Грядущим Царем. Мы должны также обратить внимание на замечательную связь между псалмами 21, 22 и 23 и прочитать три последовательных проповеди с такими названиями, как "Добрый Пастырь в Своей смерти" по псалму 21, "Великий Пастырь в силе Своей" по псалму 22 и "Главный Пастырь в славе Своей" по псалму 23.

Применив совершенно иной подход к псалмам, мы можем прочесть цикл разъяснений, посвященный "Голосам псалмов", с такими названиями:

"Голос покаяния" (Пс.50);

"Голос благодарения" (Пс.102);

"Голос упования" (Пс.26);

"Голос славословия" (Пс.17);

"Голос хвалы" (Пс.33).

В качестве основы для цикла проповедей мы можем использовать также какой-либо раздел книги. В него могут входить несколько глав, объединенных одной общей темой, например Исход 25 - 40 - скиния, или Бытия 37 - 50 - жизнь Иосифа, или Даниила 7 - 12 - видения Даниила. Обращения к семи церквам Малой Азии в Откровении 2 и 3 дают нам основу для серии из семи проповедей с названиями:

"Деловая церковь" (2:1-7);

"Страдающая церковь" (2:8-11);

"Церковь, идущая на компромисс" (2:12-17);

"Растленная церковь" (2:18-29);

"Мертвая церковь" (3:1-6);

"Миссионерская церковь" (3:7-13);

"Безразличная церковь" (3:14-22).

Другой метод составления цикла разъяснительных проповедей заключается в том, чтобы взять главу или часть главы и, тщательно изучив текст, выделить из нее несколько связанных между собой истин. В качестве примера мы используем 3 Царств 10:1-13, где говорится о визите царицы Савской к царю Соломону. В этом отрывке мы находим следующие названия для цикла разъяснений "Непреходящее богатство":

"Как находят непреходящее богатство" (ст. 1- 5);

"Как радуются непреходящему богатству" (ст. 6-9);

"Как распоряжаются непреходящим богатством" (ст. 10-13).

Внимательное исследование 4 Царств 5:1-15 откроет нам несколько способов, которыми воспользовался Бог, чтобы привести прокаженного Неемана к познанию Его. Это позволяет нам составить цикл "Способы, которыми Бог дает нам благословение".

Исаия 6:1-13 дает основу для ряда проповедей, объединенных темой "Приготовление к служению", названия которых отражают различные этапы приготовления Божиего человека к служению Господу:

"Видение Господа" (ст. 1-4);

"Исповедь перед Господом" (ст. 5);

"Очищение с помощью Господа" (ст. 6-7);

"Посвящение себя Господу" (ст. 8);

"Выполнение поручений Господа" (ст. 9-13).

Первая проповедь цикла может быть представлена в развернутом виде следующим образом:

I. Человеку, который собирается плодотворно служить Господу, должно прийти видение Господа в Его славе (ст. 1- 2).

II. Человеку, который собирается плодотворно служить Господу, должно также прийти видение Господа в Его святости (ст. 3-4).

Опытный проповедник может взять сразу несколько книг Библии и в рамках одного цикла составить планы проповедей, в каждой из которых дается краткий обзор одной из книг. Например, тема "Четыре предсказателя будущего" может быть общим названием для цикла проповедей о больших пророках, каждая из которых обращает внимание на основную отличительную черту одного из них.

"Исаия - мессианский пророк". "Иеремия - плачущий пророк". "Иезекииль - немногословный пророк". "Даниил - апокалиптический пророк".

В заключение беседы о циклах разъяснительных проповедей хочется дать вам совет. Несмотря на то, что подобные циклы позволяют рассказать о Библии с такой тщательностью, достичь которой не способен никакой другой метод проповедования, необходимо быть осторожным - цикл не должен быть слишком длинным. Возможно, что даже те прихожане, которые привыкли к разъяснительному методу, устанут слушать вас, если вы чрезмерно увлекаетесь рассмотрением какого-либо одного аспекта. Особенно важно соблюдать осторожность не очень опытному проповеднику, который еще не умеет вносить достаточное разнообразие в проповеди цикла или найти интересный способ изложения, если проповеди объединены одной главной темой или построены на одной книге.

Заключение

Учитывая сказанное в этой главе, мы имеем все основания утверждать, что разъяснительный метод - это в каком-то смысле простейший метод составления проповедей. Это можно объяснить тем, что все материалы, необходимые для составления проповеди, содержатся в разъясняемом отрывке и проповедник должен только следовать за текстом.

Но у разъяснительного проповедования есть и другие преимущества. В отличие от других видов проповеди оно гарантирует лучшее знание Писания со стороны как проповедника, так и слушателей. Более того, как сказал доктор Джеймс М.Грей: "В разъяснительных проповедях обязательно бывает больше чистой библейской истины и библейского взгляда на вещи", а еще они помогают проповеднику включать в свои сообщения многие практические указания, которые в ином случае могли бы показаться слишком личными и неуместными.

Есть и еще одно важное преимущество. Учащийся, который обретает способность к разъяснению Слова Божиего, по мере своего совершенствования все отчетливее сознает, что разъяснительное проповедование не раз предоставляет возможность сказать о библейском отрывке то, что в ином случае никогда не прозвучало бы в его проповедях.

Упражнения

1. Назовите, указывая номера стихов, количество разъяснительных блоков в Филиппийцам 4 и скажите, что, по вашему мнению, является в каждом из них основной мыслью.

2. Составьте план разъяснительной проповеди по 1 Коринфянам 3:1-8, написав название, тему и главные пункты отрывка. Укажите стихи, соответствующие каждому из главных пунктов.

3. Составьте план биографической проповеди о Мариамь, сестре Моисея (учтите все библейские ссылки о ней, включая Исход 2:1-10). Напишите название, тему и главные пункты и укажите стихи, соответствующие каждому из главных пунктов.

4. Сформулируйте план на материале Чисел 21:4-9, используя некоторые из подразумеваемых этим отрывком истин в качестве главных пунктов. Запишите название и предмет текста.

5. Выберите два-три не очень коротких и не очень длинных, связанных между собой отрывка из различных мест Писания, и используйте их в качестве основы для плана разъяснительной проповеди. Укажите название, тему и главные пункты, рядом с которыми запишите соответствующие им стихи.

6. Пользуясь методом множественного подхода, составьте план проповеди по Луки 19:1-10, выбрав для него основную мысль, отличную от приведенной в этой главе. Укажите название, тему и главные пункты, приведите стихи, на которые опираются главные пункты.

7. Самостоятельно выберите разъяснительный блок и составьте два различных плана разъяснительной проповеди по одному отрывку. Укажите тему и главные пункты каждой проповеди.

8. Выберите пять отрывков средней длины, связанных между собой, и дайте названия пяти проповедям цикла. Составьте разъяснительный план для первой проповеди.

9. Приведите пять названий проповедей о жизни Иосифа, опирающихся на Бытие 37 - 50. Укажите разъяснительные блоки, соответствующие каждой проповеди, и сформулируйте разъяснительный план для первой из них.

10. Внимательно изучите Послание Иуды и приведите названия, по меньшей мере, трех проповедей цикла по этому посланию. Изложите первую из них в виде разъяснительного плана с предметом и главными пунктами.