Израиль. Статистика и фрагменты жизни

ОГЛАВЛЕНИЕ

<1> <2> <3> <4> <5> <6> <7> <8> <9> <10>

ШХЕМ (НАБЛУС) -
СЕБАСТИЯ (САМАРИЯ) - ДЖЕНИН

Шоссе Иерусалим - Шхем приводит нас к подножию горы Гризим, у которой
находится город Шхем (Наблус - арабское название города).
ШХЕМ. В Библейские времена это была столица самаритян, которые были
почти полностью уничтожены римскими легионами. Римляне переименовали
захваченный город в Флавия Веспасиана. Название "Неаполис" после захвата
города арабами в 636 году в течение веков трансформировался в Наблус.
Горсточка живущих в Шхеме самаритян (их сейчас всего около 200
человек) составляет маленькую, сплоченную общину с собственным наследным
первосвященником, живущую в квартале, находящемся к западу от горы Гризим.
Самаритяне говорят на языке Библии и каким-то чудом сохранили и
донесли до нашего времени обычаи времен патриархов. Самаритяне как бы
олицетворяют собой романтику давно минувших времен и событий. Они признают
только Пятикнижие и отвергают остальные книги Библии.
Высящаяся у города Шхем гора Гризим высотой 881 м является святыней
самаритян на протяжении 2300 лет. На вершине горы, кроме современного
здания синагоги, есть огороженный забором камень, на котором, как
утверждают предания самаритян, Авраам собирался принести в жертву сына
своего Исаака; руины восьмигранной византийской церкви; гробница шейха
Ганема (XII в.)
На этой горе самаритяне приносят жертву Всевышнему, как это было при
Иисусе Навине.
Одной из интереснейших самаритянских традиций является празднование
Пасхи. Накануне праздника вся община поднимается на священную гору и
разбивает шатры, так как проводит там целую неделю. На вершине горы -
алтарь, сложенный из мощных каменных глыб. На нем приносится пасхальная
жертва. Семь агнцев лежат у алтаря, приготовленные в закланию. Их убивают
по установленному обряду и жарят на вертелах. Потом происходит
традиционная трапеза.
В Шхеме в старинной синагоге хранится тысячелетний свиток Торы. По
субботам за утренней службой читается глава из Торы.
Иудаизм всегда отвергал веру самаритян, как религиозную ересь, но
сами самаритяне считают себя единственными настоящими сынами Израиля.
Район вокруг современного Шхема связан с жизнью и деятельностью
патриархов. Здесь Авраам воздвиг алтарь после того, как Бог завещал эту
землю потомкам Авраама. Здесь же Яаков, купив землю у хананеян, поставил
шатер и вырыл колодец, водой из которого поил свои стада. Сейчас в этом
месте стоит греко-православная церковь, построенная в начале этого века.
К северу от монастыря находится гробница Иосифа, тело которого было
привезено из Египта и похоронено на участке земли, принадлежавшем Яакову.
В древнем Шхеме (Сихеме) в эпоху судей был провозглашен царем Израиля
Авимелех. (В период, когда страна разделилась на два царства: Иудею и
Израиль).
В VIII веке до н. э. Шхем был разрушен ассирийцами. Город снова
восстал из пепла в IV в. до н. э., когда здесь обосновались самаритяне.
Владели городом и крестоносцы.
Руины библейского города сохранились к западу от гробницы Иосифа. Это
остатки оборонительных стен эпохи патриархов; остатки 3600-летнего храма
гиксосов, следы эпохи судей и царей Израилевых.
Евреи жили в городе в разные периоды его истории, но оставили город
после арабских бесчинств 1929 года. Сейчас этот город населяет
преимущественно арабское население.
В 10 километрах от Шхема находится город Себастия (Самария).
СЕБАСТИЯ (САМАРИЯ). Руины древней Самарии, или Шомрона на иврите,
лежат на холме, рядом с арабской деревней того же названия. В начале IX
века до н. э. израильский царь Омри купил этот холм, на котором первые
поселения появились уже в бронзовом веке, за два таланта серебром у некого
Шемера. Как сказано в Библии :"Он укрепил холм и дал название городу,
который построил", - Шомрон, по имени Шемера, бывшего владельца холма".
Легко понять царя Израиля, основавшего в этом месте свою столицу.
Холм возвышается на 100 метров среди плодородной долины. С него хорошо
просматриваются Шаронская и Израэльская долины.
Укрепленный дворец, построенный Омри и его сыном Ахавом, являлся
важным стратегическим пунктом.
В 722 г. до н. э. ассирийцы после трехлетней осады овладели Самарией
и увели в плен большинство из оставшихся в живых жителей. Прищельцы
постепенно перемешались с немногими уцелевшими аборигенами и впоследствии,
по распространенному мнению, дали начало самаритянскому народу. Впрочем,
это отрицают сами самаритяне.
Во II веке до н. э. город заселили македоняне. Впоследствии город был
разрушен и восстановлен только при царе Ироде. Ирод назвал город Себастией
в честь римского императора Августа (Себатус - греческий вариант Августа).
Окончательно город был разрушен при нашествии персов. На территории
раскопок древней Себастии можно увидеть живописные развалины византийской
церкви св. Иоанна Крестителя, построенной еще императрицей Еленой и
обновленной крестоносцами. Сохранившиеся остатки стен церкви достигают
четырех метров высоты. Сейчас в этом месте стоит мечеть.
Представляют интерес остатки римского Форума, хорошо сохранившиеся
колонны которого построены при царе Ироде.
Недалеко - остатки круглой эллинской башни, датируемой четвертым
веком до н. э. Башня сложена из огромных каменных блоков. Неподалеку -
остатки ворот и стен периода Израильских царей (IX в. до н. э.).
Очень интересны остатки сооружений римского периода: римский
амфитеатр (Iв. н. э.); римская базилика с уцелевшими колоннами (III в. н.
э.); храм, посвященный Иродом императору Августу. К храму ведут огромные,
хорошо сохранившиеся ступени.
Раскопана главная улица города времен Ирода, с установленными вдоль
улицы колоннами.
На выезде из Себастии сворачиваем влево, мимо танка, оставшегося
здесь в память боев июня 1967 года.
В 33 километрах от Себастии находится впечатляющий мемориал в память
бойцов Армии Обороны Израиля, павших во время происходивших в этих местах
ожесточенных танковых боев в дни Шестидневной войны. Комплекс мемориала
включает иорданский танк модели "Паттон", орудие которого опущено как бы в
знак поражения, понесенного в боях с противником, воевавшим в худших
танках модели "Шерман". Возле танка уложена 51 каменная глыба в память
пятидесяти одного бойца из танковой бригады, павших в Самарии и на
Голанах.
Еще несколько километров, и мы в Дженине.
ДЖЕНИН. С библейских времен это место пользуется скверной репутацией.
Здесь Христос столкнулся с людской неблагодарностью. Именно здесь, как
утверждают, он исцелил десять прокаженных, из которых только один вернулся
поблагодарить его. А значительно раньше здесь дети праотца Яакова продали
египетским купцам брата своего Иосифа. Во время Шестидневной войны тут
происходили особенно тяжелые бои с иорданской армией.
Уже в наши дни именно в этом небольшом городке, населенном
преимущественно арабским населением, чаще всего возникают беспорядки.
В одиннадцати километрах от Дженина дорога раздваивается. Поворот
влево выводит на шоссе к Тель-Авиву, направо шоссе ведет в Бейт Шеан и
Тверию. В 7 км по прямой мы въедем в город Афула.
* * *
Побывав в памятных местах северных окрестностей Иерусалима, приступим
к знакомству с окрестностями к западу от столицы.
ЛИФТА - КАСТЕЛЬ - АБУ ГОШ -
КИРЬЯТ АНАВИМ - МААЛЕЙ А'ХАМИША -
АКВА БЕЛЛА

При выезде из Иерусалима в направлении Тель-Авива, справа от шоссе, у
речушки Нефтоах, окруженная дичающими садами находится заброшенная
арабская деревушка Лифта (Нефтоах). В центре деревни - источник, дающий 45
куб. м воды в сутки. Возможно, это упоминаемый в Танахе источник,
находившийся на границе земель колен Вениамина и Иуды.
Справа от дороги остаются дома поселка Мевасерет Цион, название
которого заимствовано из изречения пророка Исайи. В этом поселке находится
один из крупнейших центров абсорбации репатриантов. Далее, слева - одиноко
стоящий холм Кастель, на вершине которого руины римской крепости. Название
этого холма происходит от латинского "кастеллум" - форт. В этом районе
происходили ожесточенные бои во время войны за Независимость. В честь
героизма израильтян, участвовавших в боях, в 1951 году была выпущена
почтовая марка с изображением холма Кастель.
Дорога поднимается в гору. Через несколько километров мы сворачиваем
вправо, в поселок Абу Гош, расположенный в очень живописном месте. В
поселке проживают преимущественно арабы, которые во время войны за
Независимость сотрудничали с Армией Обороны Израиля.
Ниже селения, в небольшой ложбине, излюбленное место пикников жителей
Иерусалима - так называемая "Аква Белла" (чудесная вода). На иврите - Эйн
Хемед. В парке, у ручья - остатки крепости крестоносцев.
Селение Абу Гош получило свое название по имени арабского шейха,
жившего здесь в XVII веке и взимавшего очень высокие пошлины с путников,
направлявшихся в Иерусалим.
Абу Гош находится на месте библейского города Кирьят Яарим (городок
деревьев). В Кирьят Яарим в доме Аминадава нашел в свое время пристанище
Ковчег Завета на пути в Иерусалим. В 1924 году на предполагаемом месте
расположения этого дома построен монастырь Ковчега. Монастырь стоит на
холме, господствующем над местностью и хорошо виден издали.
Через Абу Гош на пути в Иерусалим проходили и крестоносцы. Они
ошибочно считали, что здесь находился легендарный Эммаус - первое место, в
котором явился Христос после своего воскрешения. В честь этого события
крестоносцы воздвигли около 1142 года одну из самых красивых церквей в
стране. Церковь находится слева у въезда в Абу Гош. В 1187 г. мусульмане
превратили церковь в мечеть. В конце XIX века церковь использовалась как
конюшня. В 1899 году при помощи французских властей здание церкви было
передано ордену бенедиктинцев. В 1907 г. церковь восстановлена и освящена.

Она стоит над водным резервуаром, построенным солдатами Х римского
легиона у местного источника. Остатки этого резервуара можно увидеть в
крипте церкви.
Неширокая асфальтированная дорога ведет от Абу Гош вправо вверх к
киббуцу Маалей а'Хамиша, основанному в 1938 году. Киббуц назван в память
пятерых евреев, убитых арабами при посадке леса.
В киббуце прекрасный бассейн, очень популярный у жителей Иерусалима.
Благодаря обширным тенистым лужайкам вокруг него и особому микроклимату
здесь никогда не бывает жарко. Недалеко от бассейна находится дом отдыха,
принадлежащий киббуцу. У дороги, ведущей к дому отдыха, памятник жертвам
Катастрофы.
От Маалей а'Хамиша отходит дорога направо вниз к киббуцу Кирьят
Анавим (городок винограда). Это процветающий киббуц, основанный в 1920
году. В нем есть комфортабельный отель с бассейном. В отеле часто
проводятся различные международные симпозиумы и другие мероприятия.
Нередко здесь организуются различными общественными организациями
одно-двухдневные семинары с полным бесплатным пансионом для репатриантов.
В Кирьят Анавим сооружен мемориал в память бойцов, погибших в этих
местах во время войны за Независимость.
Этот район с покрытыми лесом холмами является одним из самых
живописных в пригородной зоне Иерусалима.
Из Кирьят Анавим узкая петляющая дорога выводит нас на главное шоссе
Иерусалим - Тель-Авив.
Проезжаем мошав Шорем (слева от шоссе). В мошаве есть бассейн,
пользующийся большой популярностью у иерусалимцев и у жителей Тель-Авива.
По ходу движения на холме по правую сторону виден памятник отдавшим
жизнь в попытке прорвать осаду Иерусалима во время войны за Независимость.
Через пять километров мы сворачиваем влево к городу Бейт Шемеш.
БЕЙТ ШЕМЕШ - СТАЛАКТИТОВАЯ ПЕЩЕРА - БЕЙТ ГУВРИН - ТЕЛЬ-МАРЕША -
ЛАХИШ - КИРЬЯТ ГАТ

БЕЙТ ШЕМЕШ. Это "город развития", основанный в 1950 году и названный
по имени библейского города Бейт Шемеш (дом солнца), где некогда пребывал
Ковчег Завета.
Первые археологические раскопки на холме недалеко от современного
Бейт Шемеша (в нем находится крупнейший механический завод) проводились в
1911-1912 гг., а затем в 1928 -1933 гг. Проводятся раскопки и в наши дни.
С холма видны постройки монастыря Бейт Джимал, основанного в 1873 г.
Монастырь известен своими винами. Под изящной церковью монастыря находится
гробница, датируемая I веком н. э., наружные стены которой украшены
мозаикой. Полагают, что это место упокоения еврейского мудреца рабби
Гамлиеля. Впрочем, в городе Явне также имеется гробница того же рабби.
Справа от шоссе остается долина Сорек. В долине Сорек жил легендарный
Самсон. Библия повествует:"... Самсон возлюбил женщину в долине Сорек, чье
имя было Далила".
СТАЛАКТИТОВАЯ ПЕЩЕРА. Недалеко от города Бейт Шемеш, в долине Сорек,
в 28 километрах к юго-западу от Иерусалима находится одна из самых
посещаемых достопримечательностей Израиля - "Сталактитовая пещера". Пещера
открыта для посещения сравнительно недавно, в 1977 году, и сразу приобрела
необычайную популярность. Кто бывал в Ново-Афонской пещере, вряд ли будет
разочарован, побывав в израильской. Уступая первой в грандиозности,
израильская превосходит ее по красоте.
Площадь Сталактитовой пещеры 5 тыс. кв. метров. Пещера имеет
специальное освещение, подчеркивающее красоту и своеобразие сталактитов и
сталагмитов, образующих причудливые по форме сооружения.
Пещера открыта для посещения с воскресенья по пятницу с 8 до 16
часов, в субботу и в праздники с 8.30 до 13 часов.
Дальше наш путь лежит к библейскому поселению Лахиш и крупнейшему
центру римского периода - поселению Бейт и Гуврин.
Выезжаем на шоссе, ведущее влево на Ашкелон и Кирьят Гат. Проезжаем
ответвление вправо на поселок Агур. От Агура начинается библейская долина
Эла, где Давид вышел с пращой против Голиафа.
Впереди Бейт Гуврин, до которого от Иерусалима 52 км.
БЕЙТ ГУВРИН. Это был один из крупнейших административных центров
страны в римский период. Город был расположен на довольно высоком холме.
Раскопки древнего Бейт Гуврина находятся рядом с одноименным киббуцом.
О значительной численности этого населенного пункта свидетельствует
множество богато украшенных гробниц городского некрополя. Во время
раскопок обнаружены остатки домов этого периода. Во многих домах на стенах
были мозаичные панно, изображающие сцены охоты. Сейчас они хранятся в
Национальном музее Иерусалима.
Часть руин на территории Бейт Гуврин относится к периоду
крестоносцев. Это остатки поселения и замка одного из опорных пунктов
королевства крестоносцев в Палестине. Замок разрушен Саладином в 1191
году.
Сворачиваем от руин вправо, затем по первому ответвлению влево и
попадаем на автомобильную стоянку у гряды холмов, по склонам которых
множество огромных известняковых пещер. Высота некоторых из них достигает
20 метров. Происхождение этих пещер неизвестно.
В этом районе сотни пещер. Некоторые из них использовались в свое
время как церкви, о чем свидетельствуют византийские и католические кресты
на стенах, а также надписи на древнегреческом и древнееврейском языках.
Осмотрев пещеры, сворачиваем от автостоянки влево к остаткам церкви
св. Анны (XII век н. э.), построенной на руинах византийского храма.
Слева - ограда с железной калиткой. Сразу за калиткой каменные
ступени ведут вниз к трем сообщающимся полостям, стены которых покрыты
мхом и папоротником. Мы - на дне древней цистерны для хранения воды.
Здесь же неподалеку вход в известные Сидонские гробницы. Это пещерные
захоронения III века до н. э. В этом месте несколько десятков ниш, в
которых захоронены члены большой семьи из Сидона.
Неподалеку так называемая "Гробница полковника", аналогичная
Сидонским. Названа так в честь неизвестного британского офицера,
расчистившего подход к пещере после ее обнаружения.
В двух километрах от Бейт Гуврина, по дороге, уходящей влево,
направляемся к холму Тель-Мареша.
ТЕЛЬ МАРЕША. Этот холм имел стратегическое значение, поэтому на нем
издавна существовали укрепленные поселения. Владели этим местом и цари из
династии Хасмонеев. Поселения Мареша упоминаются в Библии.
Раскопки на холме производились экспедицией "Палестинского фонда" в
1900 году. В ходе раскопок были вскрыты остатки города, датируемые вторым
веком до н. э.
Возвращаемся на главное шоссе и продолжаем путь к поселению Лахиш, до
которого 8 км.
ЛАХИШ. Остатки сооружений библейского поселения Лахиш находятся на
холме, около пяти тысяч лет.

Сын царя Соломона, Рехобоам, укрепил город, включив его в
оборонительную систему укрепленных пунктов, призванных защищать границы
Иудеи.
В 701 году до н. э. Лахиш был захвачен ассирийским царем Санхерибом.
Во время археологических работ в Лахише были найдены знаменитые
"Лахишские письма", пролившие свет на историческую судьбу этого города.
Лахиш был снова восстановлен в V веке до н. э., в период персидского
владычества. В 332 году до н. э. Лахиш был захвачен Александром
Македонским.
В 1932-1938 годах, были обнаружены также руины многочисленных древних
сооружений. Среди них выделяются остатки двойной стены и ворот периода
хананеян, руины резиденции персидского губернатора и храма Солнца.
В 20 километрах от раскопок Лахиша находится город Кирьят Гат.
КИРЬЯТ ГАТ. Это "город развития", основанный в 1955 году. Он является
административным центром долины Лахиш, где был проведен очень успешный
эксперимент по освоению земель общей площадью в 1000 кв. км. Только
половину этой площади составляли земли, пригодные для земледелия.
Поселенцы Лахиша - выходцы почти из сорока стран - вписали одну из самых
славных страниц в историю освоения Эрец-Исраэль. Сегодня в долине Лахиш
более шестидесяти поселений с населением свыше 10 тысяч человек. В центре
этого района - городе Кирьят Гате - проживает около 23 тыс. человек.
Недалеко от окраин Кирьят Гат находится холм, на котором видны
развалины библейского поселения Гат, давшего название городу. Поселение
было основано филистимлянами. Выделяются остатки древних стен на западном
склоне холма.
Из Карьят Гата есть дорога на Тель-Авив, до которого отсюда 60
километров.
* * *
Ниже мы познакомимся с окрестностями Иерусалима, находящимися в
северо-восточном и юго-восточном направлениях, и затем с центральным
районом страны - районом Тель-Авива. После этого познакомимся с районами
Галилеи и плато Голан, находящимися на севере и северо - востоке страны.
Закончив знакомство с этими районами, вернемся снова в Иерусалим, откуда
наш путь будет лежать на юг - в пустыню Негев и далее к берегу Красного
моря. Попутно мы ознакомимся с южными окрестностями Иерусалима.

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ И ЮГО-ВОСТОЧНОЕ
НАПРАВЛЕНИЯ

У подножия Маслиничной горы от Стен Старого города, в районе Сионских
ворот, начинается дорога на Иерихон (Иерихо), до которого от Иерусалима 28
км. Дорога пересекает долину Кедрона и ведет между отрогами Иудейских гор
на северо-восток от Иерусалима. После поселения Маалей Адумим,
торжественное открытие которого состоялось в сентябре 1982 года, проедем
еще два километра и свернем влево на старую дорогу к Иерихо, чтобы
побывать в Вади Кельт.
ВАДИ КЕЛЬТ. Здесь в пересохшем речном русле находится греческий
ортодоксальный монастырь св. Георгия, основанный в VI веке н. э.
От дороги идем к монастырю пешком. По сторонам высятся отвесные
скалы. В скалах то тут, то там видны маленькие дверцы с крестами над ними.
Это кельи отшельников. Кое-какие из них обитаемые и по сей день.
В церкви, построенной вблизи места, где, по преданиям, вороны
приносили пищу Илье-пророку, имеются фрески VI века.
Монастырь был разрушен при нашествии персидских полчищ. Следы их
злодеяний видны в пещере, находящейся в ста метрах от монастыря. Монастырь
был восстановлен в конце ХIX века.
Внутри монастыря монахи показывают могилу св. Георгия
Можно еще осмотреть пещеру, в которой оборудована часовня. Здесь,
согласно преданиям, жил некогда пророк Илия.
Вади Кельт стоит посетить и из-за живописности этого места. Особенно
красиво здесь весной, когда склоны покрываются цветочным ковром.
Слово"кельт" арабского происхождения, смысловое значение которого до
сих пор неизвестно.
Возвращаемся на шоссе и продолжаем свой путь в Иерихон. Через
несколько километров видим справа камень с надписью, свидетельствующей о
том, что мы спустились ниже уровня моря.
Гравийная дорога, уходящая вправо, ведет к интересной
достопримечательности.
МЕЧЕТЬ "НЕБИ МУСА". Она построена в 1269 г. на месте, где, согласно
мусульманским верованиям, погребен пророк Моисей (Неби Муса - по-арабски).
Библия повествует о том, что Моисей умер в земле Моавитянской, но
точное место его погребения неизвестно.
Мы вновь на шоссе и продолжаем свой путь. Вскоре дорога
раздваивается. Шоссе, ответвляющееся вправо, ведет к Мертвому морю, дорога
влево приводит нас в Иерихон.
ИЕРИХОН (ИЕРИХО). Недалеко от рыночной площади современного Иерихо
есть холм высотой в 20 метров. Здесь в начале нашего века археологи
открыли то, что осталось от древнего Иерихона, одного из старейших городов
мира.
С помощью радиоуглеродного анализа было установлено время создания
обнаруженных остатков каменных сооружений: десять тысячелетий тому назад.
По библейским сказаниям, евреи именно с Иерихона начали завоевывание
земли ханаанской. После смерти Моисея евреи, руководимые Иисусом Навином,
перешли Иордан и встали под стенами Иерихона.
Глядя на эти древние остатки каменных стен, можно представить себе то
далекое утро, когда Иисус Навин вышел из своего шатра и приказал трубить в
трубы, как можно громче. Для чего? Возможно для того, чтобы осажденные не
слышали шума, производимого евреями, рывшими подкоп под стену в наиболее
уязвимой точке, подсказанной еврейским разведчикам некой иерихонской
блудницей, в обмен на обещание сохранить ей жизнь.
Согласно библейской версии, евреи, осадившие Иерихон, применили
необычный военный маневр. Построившись в колонну, они молча шесть раз
обошли городские стены, а в седьмой дружно крикнули и затрубили в рожки,
да так громко, что грозные стены рухнули. С той поры и вошло в обиход
выражение "труба иерихонская" по отношению к слишком громко говорящему
человеку.
На территории раскопок привлекают к себе внимание остатки мощной,
вросшей глубоко в землю башни.
К северу от раскопок древнего Иерихона (примерно в трех километрах)
находятся руины дворца халифа Дамаска Хишама ибн Абдаль-Малика, жившего в
первой половине VIII века нашей эры. Здесь можно осмотреть остатки
мечетей, бань и прочих дворцовых помещений. Основной
достопримечательностью дворца Хишама являются сохранившиеся картины из
мозаики. Особенно примечательна одна из них, изображающая "древо жизни".
На картине изображено дерево, усыпанное золотистыми плодами. У подножия
дерева - три газели и лев.
На западной границе Иерихо возвышается "Сорокадневная гора" или, как
ее еще называют, "Гора искушения". Высота горы - 380 метров.
По преданиям, на этой горе Христос, искушаемый дьяволом, постился
сорок дней и ночей после своего крещения. На самой вершине горы -
развалины церкви византийского периода.
По пути к горе проходим источник, именуемый фонтаном Елисея
(находится у Рыночной площади). По библейской легенде, жители Иерихона
как-то посетовали пророку Елисею на то, что вода в колодце плохая. Тогда
пророк сотворил чудо, превратив соленую воду в сладкую.
Светлой полосой в середине горы выделяется греческий монастырь
"Каранталь" (монастырь Искушения), внутренние помещения которого вырублены
в скале. Монастырь основан в IV веке н. э. В пещере, где, по преданию,
укрывался Христос во время своего поста, устроена небольшая скромная
часовня.
В 10 километрах от Иерихо через реку Иордан перекинут мост Алленби,
по которому граждане Израиля арабской национальности могут навестить своих
родных в Иордании.
Сейчас наш путь лежит к берегам Мертвого моря, оно же Соленое море
(ям а'Мелах на иврите).

МЕРТВОЕ МОРЕ (ЯМ А'МЕЛАХ)

Мертвое море является одним из редчайших феноменов природы. Это самая
глубокая впадина на земном шаре. В библейские времена Мертвое море
называли "Море соли" и "Содомским морем" (по названию одного из самых
знаменитых городов древности, стоявшем на его берегах).

У арабов бытует название "Бахр Лот" - море Лота. В селе Бени-Наим,
расположенном в Иудейских горах, около Хеврона, до сих пор показывают
могилу, в которой согласно преданиям, похоронен Лот. Эта могила была
известна уже в IV веке н. э. Южнее этой могилы на горной вершине находятся
развалины древнего храма. Бытует легенда, что именно отсюда наблюдал
праотец за гибелью Содома и Гоморры и за бегством семьи Лота из проклятого
Богом места. В пол этого храма вделана плита с отпечатками, как
утверждают, ступней и коленей Авраама.
По дороге в Эйлат, проходящей вдоль берега Мертвого моря, в южной
оконечности побережья, справа от шоссе находится пещера, вход в которую
контрастно обозначен. Выше пещеры, над самым обрывом возвышается соляной
столб, напоминающий очертаниями человеческую фигуру. Этот столб носит
название "Жена Лота". Библия повествует о том, что Бог покарал жену Лота,
превратив ее в соляной столб, за излишнее любопытство. (Во время бегства
из Содома она оглянулась, нарушив этим запрет Бога).
Мертвое море расположено на 400 метров ниже уровня Средиземного моря.
Эта впадина образовалась под воздействием могучих тектонических сил, из-за
которых опустилась часть суши, составляющая в настоящее время долину
Иордана. Море, площадь которого 1020 кв. м, имеет воды с таким высоким
содержанием солей брома, хлора и магния, что существование живых существ в
нем практически невозможно.
О концентрации солей в Мертвом море могут дать представление
следующие сравнительные данные. Если в литре воды, взятой из океана,
содержится 35 г соли, то в литре воды, взятой из Мертвого моря - 275 г.
Именно поэтому раскинувшееся на 76 км в длину и 17 км в ширину (в
самом широком месте), при средней глубине 161 метр море с легкой руки
римлян стало называться "Мертвым".
Выдающийся израильский микробиолог Вулкани (его именем назван
крупнейший агротехнический центр в городе Реховот) в ходе научных
изысканий, продолжавшихся четыре года, обнаружил в водах Мертвого моря
большой и своеобразный мир микроорганизмов.
В то время как в водах других морей поваренная соль составляет 77ех
солей, в водах Мертвого моря ее доля составляет лишь 30олее половины солей
Мертвого моря приходится на хлористый калий, который имеет огромное
промышленное значение для Израиля, т. к. является основой производства
ряда химических удобрений.
Второй по значимости продукт Мертвого моря - бром, который так же как
и калий является сырьем для многих видов промышленного производства.
Для эксплуатации огромных природных ресурсов Мертвого моря создан
концерн "Предприятий Мертвого моря". Предприятия концерна оснащены по
последнему слову техники и работают весьма успешно. Львиная доля
производимой ими продукции идет на экспорт.
Но Мертвое море имеет не только промышленное значение. Все большую и
большую роль приобретает его лечебный потенциал. Можно купаться в его
водах, что само по себе, как установлено специалистами, очень полезно, но
можно и принимать ванны в насыщенном солевом растворе, использовать
грязелечение, принимать гормональные препараты, выделяемые из солей
Мертвого моря, использовать в лечебных целях сернистые источники,
имеющиеся на его берегах. Кроме того, научно установлено, что
климатические условия зоны Мертвого моря благоприятствуют излечению ряда
тяжелых болезней и, прежде всего, бронхиальной астмы.
Особенно хорошо на побережье Мертвого моря в период с ноября по
апрель, когда нет мучительной жары.
Совокупность всех этих факторов позволяет превратить значительную
часть побережья в лечебно-курортную зону мирового значения. Этому
способствует и наличие по всему побережью ценных и весьма интересных
исторических и памятных мест.
Первым из таких мест на маршруте по побережью Мертвого моря являются
знаменитые Кумранские пещеры.
КУМРАН. Как известно, в пещерах Кумрана найдены рукописи, известные
всему миру под названием "Свитки Мертвого моря".
От развилки, где шоссе, ведущее из Иерусалима, разделяется на две
дороги (на Иерихон - влево и на Эйлат - вправо, вдоль побережья Мертвого
моря), до Кумрана 20 километров. Путь к пещерам Кумрана лежит по
обесцвеченной, безжизненной местности. Море появляется только за
поворотом, откуда начинается территория Кумрана.
Следы пребывания человека в Кумране относятся к VIII веку до н. э.
Шесть веков спустя, здесь основала свой центр община ессеев, которой и
принадлежали "Свитки Мертвого моря". Во время царствования Ирода ессеи
покинули Кумран, а их постройки были разрушены землетрясением. Примерно
тридцать лет спустя, они возвратились и стали готовиться к "концу света".
Это событие, т. е. "конец света" и было описано ессеями в одном из
свитков, известном под названием "Война сынов света против сынов тьмы".
Конец ессеям пришел в 68 году нашей эры, когда римляне сожгли их
поселение.
Во время восстания Бар-Кохбы в Кумране стоял римский гарнизон. Затем
Кумран был заброшен и пребывал в безвестности 18 столетий, пока в 1947
году не были найдены случайно первые рукописи. После этого в Кумране
начались систематические археологические раскопки.
Среди раскопанных руин привлекает внимание скрипториум (в нем были
найдены глиняные чернильницы), гончарная мастерская, комната собраний. К
раскопкам примыкает кладбище ессеев, где обнаружили 1200 могил.
Спустившись по шоссе, проезжаем еще три километра на юг. Здесь у
самого берега Мертвого моря раскинулся оазис Эйн Фешха.
ОАЗИС ЭЙН ФЕШХА. В этом месте выбивается из сухой земли источник
пресной воды, который наполняет два искусственных больших бассейна для
купания.
Оазис, зеленое пятно которого резко контрастирует с окружающим
суровым пейзажем, очень популярен у израильтян, охотно проводящих здесь
свой уик-энд.
Дальше шоссе идет вдоль берега моря, правда, не всегда параллельно.
Чаще оно петляет в горах.
В районе киббуца Мицпе Шилоах на самом берегу моря устроена смотровая
площадка, на которой стоит несколько каменных изваяний, поставленных в
честь открытия нового участка шоссе от Эйн Фешха до Эйн Геди.
ЗАПОВЕДНИК ЭЙН ГЕДИ. Заповедник находится в 80 километрах от
Иерусалима. Следуя указателю, сворачиваем с шоссе направо, и через
несколько минут мы на автостоянке заповедника.
Этот оазис богат водой и осадочной горной породой, что обеспечивает
произрастание пышной растительности.
Заповедник рассекается каньоном, по дну которого, между скал и
бамбуковых зарослей, проложена пешеходная тропа, идущая к так называемому
колодцу Давида. Он представляет собой красивый грот, куда низвергается
довольно внушительный водопад.
К истокам водопада также проложен маршрут вверх по склону каньона.
Путь довольно утомителен, но это компенсируется прекрасным видом, который
открывается с гребня каньона.
Склоны каньона изрыты пещерами. В одной из них скрывался Давид от
гнева царя Саула.
На территории Эйн Геди обнаружены следы трех крепостей, относящихся к
временам иудейских царей.
В пещерах Эйн Геди и в пещерах прилегающего к оазису горного района
Нахаль Хевер (на пути к Масаде) скрывались повстанцы Бар-Кохбы.
В заповеднике много птиц, можно увидеть грациозных козлов с изящно
изогнутыми рогами и других животных.
С заповедником соседствует процветающий киббуц того же названия, в
котором имеется молодежный пансионат.
В 20 километрах от Эйн Геди находится крепость Масада.
МАСАДА. С этим именем связана одна из самых героических страниц
истории еврейского народа.
Масадой называется мощная крепость, расположенная на вершине огромной
скалы, которая высится недалеко от береговой черты.
Стены скалы очень крутые. С восточной стороны их высота достигает 300
метров, с западной стороны - менее ста метров. Именно отсюда овладели
римляне крепостью, поднявшись на эту высоту с помощью возведенного ими
вала.
Географическое положение Масады в зоне безводной пустыни, вдали от
населенных пунктов, ее природная неприступность, сделали Масаду безопасным
убежищем. Именно поэтому повелел царь Ирод воздвигнуть на вершине скалы
мощную крепость. По словам Иосифа Флавия: "... Он воздвиг стену вокруг
вершины горы и построил поверх стены тридцать семь башен. И царский дворец
воздвиг он для себя в крепости, на западном склоне горы, под стеной,
замыкающейся на вершине горы. И повсюду в скале были высечены им бассейны
для водоемов, благодаря чему ему удалось обеспечить водой жителей
крепости... Таким образом, крепость была воздвигнута Богом и людьми для
защиты от врага, который поднимется на нее войной..." И далее: "... Это
очень сильная крепость, и вот ее характерные особенности: со всех сторон
очень высокой и широкой скалы идут отвесные склоны, которые спускаются в
такие бездны, что их не измерить. Тут не ступала нога живого существа.
Лишь в двух местах есть в скале небольшая покатость и там тропинки, идущие
кверху, но они очень узки".
Одна из таких тропинок, называемая "змеиной тропой", и сейчас
используется некоторыми туристами, желающими совершить пешее восхождение.
Подавляющее большинство туристов пользуется фуникулером, установленном у
восточной стены древней крепости.
Предвидя возможность длительной осады, Ирод приказал построить в
северной части скалы целый комплекс продуктовых складов и рядом с ними
выстроить большую общественную баню. Были высечены 12 колоссальных
бассейнов для хранения воды.
После смерти Ирода (4 г. до н. э.) Масада была завоевана римлянами и
находилась в их руках в течение почти семидесяти лет. В 66 г. н. э., в год
начала антиримского восстания, Масада была отбита.
После четырехлетней кровопролитной войны, завершившейся разрушением
Иерусалима, малочисленный гарнизон Масады еще два года сопротивлялся
римским легионерам. В конце концов римлянам удалось ворваться в объятую
огнем крепость. К своему удивлению легионеры обнаружили, что все защитники
крепости, включая женщин и детей, мертвы. Случайно спасшиеся две женщины
(из девятисот с лишним человек), рассказали, что защитники Масады по
предложению своего предводителя Элиэзара бен-Яира предпочли заколоть своих
жен и детей и покончить с собой, но не сдаться врагу.
Для еврейского народа Масада (Мецада) стала символом героизма,
символом смелости и самоотверженности, символом преданности свободе.
Недаром сегодня в ее древних стенах приносят воинскую присягу солдаты
лучших подразделений Армии Обороны Израиля.
Периодические археологические раскопки и исследования на территории
Масады начались с конца XIX века. Но только в 1963-1965 годы трудами
многочисленных археологов, руководимых Игалом Ядином, были произведены
систематизированные массированные работы. В результате их была вскрыта вся
площадь крепости и реставрированы все ее наиболее важные участки. Так,
сейчас можно осмотреть в северной части крепости трехъярусный "Висячий
дворец", построенный на самом краю пропасти. На верхней террасе дворца
сохранилось несколько комнат, отделанных черной и белой мозаикой и
украшенных стенной росписью. На центральной террасе, служившей, видимо,
местом отдыха и развлечений, имеется колоннада и круглый павильон. Хорошо
сохранилась и нижняя терраса. Уцелела (частично) многоцветная роспись,
украшавшая двойную колоннаду, которая окаймляла просторный внутренний
двор.
Южнее "Висячего дворца" расположен большой комплекс зданий с длинными
узкими помещениями. В них помещались продовольственные запасы, сожженные
защитниками крепости. В кладовых были найдены сотни кувшинов с остатками
продуктов. Вблизи складов находится баня в римском стиле с тремя
комнатами, в полах которых частично сохранились изразцы искусной
художественной работы, а на стенах - остатки фресок. У западной крепостной
стены можно осмотреть остатки другого царского дворца, площадью в четыре
тысячи квадратных метров. В нем были тронный зал и залы для приемов. На
территории этого дворца можно увидеть два сохранившихся мозаичных панно.
В восточной стене крепости сохранились жилые помещения. В них были
найдены домашняя утварь, циновки, остатки обуви и одежды.
У южной стены находится бассейн для ритуальных омовений "миквэ" с
тремя купелями.
Любителям природы можно предложить уникальное по своей природе
зрелище. Для этого надо приехать в Масаду с ночевкой. С рассветом со стен
крепости можно полюбоваться восходом солнца. Зрелище весьма необычное и
красивое: из-за бромистых паров, насыщающих воздух над Мертвым морем,
восход особенно богат красными оттенками.
От шоссе, ведущего мимо Масады в Эйлат, ответвляется на запад дорога
к городу Араду, до которого отсюда 13 километров.
АРАД. Город стоит на высоком пустынном плато, где воздух необычайно
прозрачен и чист. В четырех километрах от него находится Тель Арад -
остатки древнего ханаанского города, упоминаемого в Библии. При раскопках
в древнем Араде обнаружены не только следы ханаанского периода, но и руины
израильской крепости с синагогой внутри. Крепость построена во времена
царя Соломона.
Новый город основан в 1961 году и входит в число "городов развития".
Благодаря исключительно благоприятным климатическим условиям, город
стал курортным центром. Особенно благоприятны здесь условия для лечения
астмы.
Развивается город и в промышленном отношении. Здесь действуют
несколько предприятий по переработке местных полезных ископаемых. В
настоящее время в городе около 30 тыс. жителей.
Арад связан и со столицей Негева Беер-Шевой, до которой 50
километров.
ИЕРУСАЛИМ И ТЕЛЬ-АВИВ
Если поездка в Иерусалим - это всегда событие, то поездка в Тель-Авив
- скорее мероприятие. Иерусалиму подходит глагол "посетить", Тель-Авиву -
"прогуляться". Иерусалим требует сосредоточенности и четкого плана
действий, Тель-Авив ничего такого не требует - иди себе, глазей на
витрины, хрумкай орешками, и будет тебе хорошо.
Мысли на улице Алленби приходят куда более веселые: тут человек
рождается, видимо, для того, чтобы отпраздновать веселую свадьбу, купить
молодой жене ювелирное изделие и пойти с ней по этой улице. И тогда,
конечно же, счастливая пара добредет и до места, где начинается нечто
особенное - не то аттракцион, не то карнавал, но что-то безусловно
экзотичное, имя чему "Шук ха-Кармель". В точном переводе с иврита слово
"шук" означает всего лишь "рынок". Но Шук ха-Кармель - это нечто большее -
тель-авивский аналог прославленного "чрева Парижа".
Шук ха-Кармель не расползается, как другие рынки, квадратами и
кругами, не растекается озером или морем, не извивается спиралями и не
заползает в огромные крытые ангары. Прямой стрелой пролегает он от улицы
Алленби что в самом центре Тель-Авива. Стрела эта показывает в сторону
моря. Справа и слева от этой "авеню" стоят столы. Вначале идут
"промтовары", хотя этим скучным словом просто невозможно объять все
разнообразие, красующееся на столах. Тут губные помады и тени для век
тысяч оттенков, белоснежные кроссовки, спортивные костюмы, дутые куртки и
пр., и пр., и пр.
И какая радость - выискать в этой куче эффектную вещь, надеть ее в
сочетании с дорогими вещами и поразить знакомых сообщением о том, что
стоит она 3 шекеля...
Иногда на куче, как на батуте, прыгает продавец и, выделывая
всевозможные клоуновские трюки, громогласно сообщает покупателям, что
"хозяин сошел с ума", а потому распродает все за "эти самые три шекеля".
Публика особенно не реагирует - привыкла.
Еще несколько шагов - и внезапно запах острых пряностей заставляет
внимательнее оглядеться: меж платьев и домашних тапочек все чаще и чаще
вклиниваются столы со снедью. Сначала это сладости и так называемая
выпечка - главный враг наших талий, потом появляются колбасы и соленья, а
там и пирамиды апельсинов, алых перцев и зеленых авокадо, букеты укропа и
петрушки, тугие булавы синих баклажанов и светлые ядра капустных голов.
Все! - промтовары побеждены, подавлены, повержены в прах: еда, обильная и
яркая, как на картинах фламандских мастеров, властно заполняет всю
"перспективу". Карпы размером с небольшую акулу, огромные паламиды с
хвостами на манер распустившихся вееров, мелкие узкие рыбки с обведенными
красными чешуйками - "барбунии"... В некошерной лавке есть свинина,
скромно именуемая здесь "мясо белое", чтобы не произносить ненавистное
слово, в кошерной - разделанная на сто вариаций говядина; бараньи шашлыки
- уже промаринованные и нанизанные на палочки. И, конечно же, отрада
здешних мест - маслины. Черные и розовые, зеленые - с косточками и без,
мелкие и крупные, гладкие и сморщенные... Там же продают и соленые огурцы,
маринованные, величиной в сливу, "синенькие"...
Блестит, смеется и шумит шук ха-Кармель, уйти отсюда, ничего не купив
невозможно.

ТЕЛЬ-АВИВ - ЯФФО

От иерусалимской Центральной автобусной станции (на иврите - "тахана
мерказит") прекрасная скоростная многополосная магистраль ведет к
крупнейшему городу Израиля - Тель-Авиву-Яффо.
Все путешествие от столицы до Тель-Авива можно проделать на машине
менее чем за час. Это всего 63 км.
Иерусалим связан с Тель-Авивом, как впрочем и со всеми основными
населенными пунктами страны, регулярным автобусным движением. Причем в
рабочие часы автобусы на Тель-Авив отправляются каждые несколько минут.
Автобус является основным видом общественного транспорта в Израиле. В
стране имеется широко разветвленная сеть автомагистралей с прекрасным
покрытием.
Железнодорожное сообщение развито очень слабо и в основном занято
грузовыми перевозками.
Из Иерусалима до Тель-Авива можно добраться и поездом, но поезд ходит
только два раза в сутки, да и поездка в поезде занимает больше времени.
Так что израильтянин предпочитает автобус или собственный автомобиль.
Итак, мы держим путь в израильский мегаполис. Первый участок шоссе,
пробитый в Иудейских горах, изобилует крутыми поворотами. Именно здесь по
обочинам шоссе лежат остовы нескольких грузовиков и броневиков. Это не
следы обычной автокатастрофы. Это память о героях, которые в 1948 году
доставляли продовольствие и военное снаряжение в осажденный Иерусалим. Не
все машины достигали цели. Некоторые из них остались здесь навечно.
У поворота к промышленному городу Бейт-Шемеш шоссе вырывается на
равнину. Еще полчаса езды, и мы в городе Тель-Авив-Яффо (официальное
название города).
Город расположен в центральной части береговой полосы страны, на
естественном перекрестке основных шоссейных дорог Израиля. Таким образом,
Тель-Авив органически стал связующим центром трех самых густонаселенных
районов страны - Иерусалима, Хайфы и урбанистического массива на берегу
Средиземного моря.
Тель-Авив был основан в 1909 г. в качестве пригорода древнего города
Яффо. За 70 с небольшим лет бывший пригород превратился в промышленный и
культурный центр страны с населением в 350000 человек. Тель-Авив окружен
городами-спутниками, такими как Гиватаим, Рамат Ган, Бней Брак, Бат Ям,
Холон. Эти города постепенно сливаются с Тель-Авивом, образуя конгломерат
Большого Тель-Авива с населением около 1 000000 человек, что составляет
более четверти всего населения страны.
Название города взято из "Книги пророка Иезекииля". Пророк говорит о
себе: "И пришел я к переселенцам в Тель-Авив, и остался там, где они жили,
и провел среди них семь дней в изумлении".
В дословном переводе Тель-Авив означает "холм весны".
История Тель-Авива начинается с летнего дня 1909 года, когда на
песчаном пляже за Яффой собралось человек 60 евреев во главе с Меиром
Дизенгофом, будущим мэром города. Собравшиеся образовали акционерное
общество, которое занялось покупкой земли и строительством.
Первые дома Тель-Авива были построены на песчаных пляжах у шоссе,
ведущего из Яффы в еврейскую земледельческую колонию Петах Тиква. Сейчас в
этом районе пролегают улицы Яффо и Ахад Гаам. Дешевизна песчаной земли в
то время дала возможность развернуть широкое жилищное строительство.
В результате возник европейского вида поселок с хорошей планировкой и
улицами, названными именами знаменитых еврейских общественных деятелей и
писателей: Герцля, Иегуды Галеви, Ахад Гаама и др.
В административном отношении это был вполне автономный уголок
еврейской жизни. Управлялся поселок выборным комитетом.
К 1912 году Тель-Авив населяло около 800 человек. Согласно данным
переписи 1912 года, 11 общего числа жителей говорило на русском языке.
Одним из первых в Тель-Авиве было выстроено здание гимназии им.
Герцля ("Герцлия"), которое находилось на пересечении улиц Герцля и Ахад
Гаама.
Когда-то города строились вокруг крепостей и монастырей. Первый
еврейский город начал разрастаться вокруг школьного здания.
В 1959 г. обветшавшее здание, как и многие другие, было снесено.
Сейчас гимназия Герцля располагается в новых корпусах в северной части
Тель-Авива. При открытии гимназии в ней было 17 учащихся и 13 учителей.
Сегодня в Герцлии учится свыше 1000 учеников. Выпускники Герцлии прошлых
лет составили элиту страны.
В 1917 году, когда население Тель-Авива составляло 3000 человек,
турецкие власти, в связи с войной, выселили еврейских поселенцев вглубь
страны.
Новая эра для Тель-Авива началась с установлением британского
мандата. Город начинает усиленно развиваться. К 1931 году в Тель-Авиве
проживало 46 тыс. человек. Решающую роль в развитии Тель-Авива сыграли
события, связанные со второй мировой войной. В страну хлынул поток евреев,
спасавшихся из охваченной огнем Европы. Город стал центром алии. В его
порту в то время высаживались с кораблей тысячи евреев. Эти события нашли
свое символическое отражение и в гербе Тель-Авива. На гербе изображены
морские волны, втекающие в каменные ворота, увенчанные маяком.
В 1936 г. население города увеличилось до 140 тыс. человек. В том же
году был построен порт. (В 1966 г. порт был закрыт в связи с окончанием
строительства нового, более современного порта в Ашдоде). В годы второй
мировой войны союзники строят в Тель-Авиве военные заводы. В большом
количестве возникают культурные и увеселительные заведения.
Город становится крупнейшим промышленным и культурным центром страны.
После провозглашения Независимости Тель-Авив стал столицей еврейского
государства. В Тель-Авиве заседал и израильский парламент - кнессет.
Впрочем, столицей Тель-Авив был меньше двух месяцев, но и по сей день в
городе находится ряд правительственных учреждений.
В 1950 году к Тель-Авиву была присоединена Яффа (Яффо); с тех пор
город официально именуется Тель-Авив-Яффо.
Тель-Авив - молодой, динамично развивающийся город. Со времен
основания города почти ничего не сохранилось. На месте былых одноэтажных
домов выросли новые кварталы. Прибрежная часть города застроена
фешенебельными отелями, непосредственно примыкающими к прекрасным песчаным
пляжам.
В то же время, в 5-7 минутах езды отсюда на автобусе можно увидеть
нелепое здание тель-авивской Центральной автобусной станции и лабиринт
узких улиц, застроенных запущенными домами.
Торговая, культурная и деловая жизнь города в основном сосредоточена
в районе трех главных улиц Тель -Авива: Дизенгоф, Алленби и Бен-Иегуда.
Знакомство с городом лучше всего начинать с посещения "Мигдал Меир
Шалом" - самого высокого здания в Израиле. Оно находится на пересечении
улиц Герцля и Ахад Гаам.
Здание в 36 этажей, возвышающееся над Тель-Авивом на 140 метров,
имеет смотровую площадку, с которой открывается вид на панораму Тель-Авива
и его окрестностей. В здании находится музей восковых фигур, искусственный
каток, павильоны развлечений, комплекс магазинов и различные учреждения.
Здание строилось в 1962-1964 гг. Построено на том месте, где стояла
гимназия Герцля.
Недалеко от здания "Мигдал Меир Шалом", на улице Алленби (угол Ахад
Гаам) находится здание Большой синагоги.
Улица Алленби, являющаяся, наряду с улицами Дизенгоф и Бен-Иегуда,
улицей магазинов и кафе, выводит нас к морю. Она названа в честь
английского генерала Алленби, войска которого изгнали турок из Палестины в
годы первой мировой войны.
Пройдем к площади Маген Давид (Щит Давида). Площади, как таковой,
нет. Это скорее широкий перекресток шести улиц, отходящих в этом месте от
улицы Алленби. Впрочем, в Израиле чаще всего под площадью понимают
небольшой сквер или широкий перекресток нескольких улиц. Спустимся в
подземный переход, ведущий влево на улицу Кармель. Здесь под открытым
небом располагается самый большой и живописный рынок Тель-Авива - "Шук
Кармель", где можно купить все: от свежих фруктов и овощей до японского
транзистора последней марки.
Если от рынка Кармель свернуть к улице Алленби, мы попадем в Керем
а'Тейманим (дословно "йеменский виноградник"). Здесь, среди старых
построек, царит совсем другая атмосфера уюта и спокойствия. В этом районе
множество уютных ресторанчиков, знаменитых превосходной йеменской кухней.
Возвращаемся обратно на ул. Алленби, пересекаем ее и идем по улице
Бялика. На этой улице в доме ј 22 находится мемориальный музей
национального поэта Хаима Нахмана Бялика. В музее экспонируются личные
вещи поэта, его библиотека; воссоздана обстановка его рабочего кабинета.
Среди личных вещей поэта можно увидеть карманную Библию, с которой Бялик
не расставался, и его часы, которые были остановлены в момент смерти
поэта. Бялик умер в 1934 г.
В доме ј 27 по улице Бялика помещается Музей истории Тель-Авива. В
здании, где сейчас размещена экспозиция музея, находился когда-то
муниципалитет. Экспозиция музея включает кабинет, в котором много лет
работал первый мэр Тель-Авива Меир Дизенгоф. Открытие музея состоялось в
1959 г. в рамках празднования 50-летия Тель-Авива.
Вернемся опять на улицу Алленби и пойдем к морю. Проходим перекресток
улиц Алленби и Бен-Иегуда. Это площадь "Второго ноября". Второго ноября
1917 г. была опубликована декларация Бальфура о необходимости создания
еврейского национального очага в Палестине. Неофициально эту площадь
называют "Муграби" по названию большого кинотеатра, находящегося на
площади.
В последнем, очень скромном здании по правой стороне улицы Алленби
помещался единственный в Израиле оперный театр, прекративший свою работу в
конце 1982 года. В 1948 году в этом здании проходила сессия кнессета.
Приятным завершением этой прогулки может стать купание в Средиземном
море.
Если свернуть от здания "Мигдал Меир Шалом" по улице Алленби вправо,
то через несколько минут мы попадаем на бульвар Ротшильда, пересекающий
улицу Алленби. Недалеко от угла, в доме ј 23 по бульвару Ротшильда
находится Музей Армии Обороны Израиля (Бейт Элиягу). Элиягу Голомб был
основателем "Хаганы", подпольной вооруженной организации, заложившей
основы Армии Обороны Израиля.
Двухкомнатная конспиративная квартира Голомба так и не была раскрыта
английской контрразведкой. Квартира сохраняется в первоначальном виде.
Само здание надстроено на четыре этажа, на которых размещена экспозиция
музея.
Напротив музея - фонтан и памятник основателям Тель-Авива.
Дом ј 16 по бульвару Ротшильда - "Дом Танаха". Это музей, в котором
собраны книги, рисунки и рукописи, связанные с Танахом.
В этом здании Давид Бен-Гурион 14 мая 1948 года провозгласил создание
государства Израиль.
Первоначально этот дом принадлежал Меиру Дизенгофу. Впоследствии он
подарил городу здание с собранной в нем великолепной художественной
коллекцией.
В честь первого мэра Тель-Авива названа наиболее знаменитая улица
города да, пожалуй, и всего Израиля, - улица Дизенгоф.
Эта широкая улица, наполненная по вечерам толпами гуляющих, знаменита
своими прекрасными кафе и фешенебельными магазинами.
Прогулку по этой улице лучше всего начать от площади Дизенгоф,
названной так в честь жены первого мэра.
Несколько лет тому назад площадь была реконструирована с тем, чтобы
коренным образом решить транспортную проблему в этом наиболее оживленном
месте города. Сейчас это сквер, имеющий два уровня. Более 30 000 машин в
день пропускается внизу. В центре верхнего уровня установлен оригинальный
фонтан. Этот сквер стал излюбленным местом отдыха жителей Тель-Авива.
Поднявшись вверх от этой площади по улице Дизенгоф, попадаем в центр
сосредоточения культурной жизни города, находящийся в месте пересечения
улицы Дизенгоф и бульвара Тарсат.
На углу слева - двухэтажное здание павильона Елены Рубинштейн, филиал
Тель-Авивского музея. Павильон служит выставочным залом произведений как
иностранных, так и местных деятелей искусства.
Позади павильона - небольшой сквер - Ган Яаков. В нем собирались
первые жители Тель-Авива, чтобы провести субботний отдых.
Справа от павильона находится современное здание Национального театра
"Габима" с несколькими прекрасно оборудованными залами. Здание построено в
1935 году. В шестидесятые годы после перестройки здание приобрело
современный облик.
Театр на иврите "Габима" родился в Москве в 1918 году. Первым его
художественным руководителем был выдающийся режиссер Евгений Вахтангов. В
1926 г. театр выехал в заграничную гастрольную поездку. В Москву "Габима"
больше не вернулся. За границей труппа распалась: часть актеров осела в
Америке, а часть в 1928 году прибыла в Палестину. С тех пор, более
полувека "Габима" - первый театр Израиля.
Позади сквера Яакова - здание израильской филармонии "Манн
Аудиториум", построенное специально для израильского филармонического
оркестра, основанного в 1936 г. Брониславом Губерманом. Этот оркестр
заслуженно имеет репутацию одного из лучших симфонических оркестров в
мире. С ним постоянно выступают солисты и дирижеры с мировым именем.
Особенно часто выступают с оркестром скрипач Исаак Стерн и дирижер Леонард
Бернстайн. Многие годы художественным руководителем и главным дирижером
оркестра работает Зубин Мета. Оркестр каждый концертный сезон дает
абонементные концерты в Тель-Авиве, Иерусалиме и Хайфе. Кроме того, он
исполняет внеабонементные концерты по всей стране и регулярно выезжает на
гастроли за границу.
Возвращаемся на улицу Дизенгоф, сворачиваем по ней вправо и почти
сразу выходим на улицу Ибн-Гвироль. В месте пересечения этой улицы с
улицей Каплан справа стоит Дом журналистов ("Бейт Соколов"), а слева -
большое модернистское здание Сохнута (Еврейского агентства). За ними
расположен комплекс правительственных зданий ("Кирия").
Продолжаем путь по улице Ибн-Гвироль до пересечения с бульваром Царя
Саула (шдерот а'Мелех Шаул). На бульваре Царя Саула в д. ј 27-29 находится
Тель-Авивский музей.
Перед входом в музей установлена скульптура Генри Мура. В музее
довольно богатая постоянная экспозиция работ художников-импрессионистов и
постимпрессионистов.
Тель-Авивский музей, как и Иерусалимский, является также и
культурно-просветительным центром. В нем устраиваются концерты, проводится
показ фильмов, читаются лекции по искусству.
Вернувшись на улицу Ибн-Гвироль, продолжаем по ней свой путь, пока не
выйдем к большому скверу с фонтанами - площади Малкей Исраэль (Царей
Израилевых), излюбленному месту гуляний тель-авивцев во время народных
праздников.
На площади Царей Израилевых возвышается здание муниципалитета - "Сити
Холл". С крыши этого 12-этажного здания открывается прекрасный вид на
город.
Продолжаем следовать по улице Ибн-Гвироль до улицы Арлозорова. На
помещается штаб-квартира объединения израильских профсоюзов
("Гистадрута"). Интерьер этого солидного современного здания украшен
картинами лучших израильских художников.
"Гистадрут" основан в Хайфе, где в декабре 1920 г. собрались 100
делегатов, представлявших 4-5 тысячи рабочих Палестины. Сейчас "Гистадрут"
объединяет около двух третей израильских трудящихся.
В 1923 году на 2-й конференции "Гистадрута" было решено принять
участие в предпринимательской деятельности. С этой целью было основао
"Товарищество трудящихся" (Хеврат а'овдим), которое начало создавать одно
предприятие за другим. Был основан банк Гапоалим (Рабочий банк), входящий
сейчас в тройку крупнейших банков Израиля. В больничной кассе "Гистадрута"
- системе поликлиник и больниц, принадлежащих ему, - состоит более
половины населения Израиля.
В настоящее время "Гистадрут" занимает ключевые позиции в израильской
экономике.
Возвращаемся снова на площадь Царей Израилевых. От площади к берегу
моря ведет бульвар Бен-Гуриона. Здесь, в доме ј17, находится
музей-квартира первого премьер-министра государства - Бен-Гуриона.
Почти у самого берега, на пересечении бульвара Бен-Гуриона и улицы
а'Яркон находится площадь Атарим, или "Намир". Эта площадь магазинов и
кафе господствует над морским побережьем. На площади находится
плавательный бассейн. Возле нее расположена стоянка катамаранов,
курсирующих между Тель-Авивом и Яффой. Судно, скользящее по волнам на двух
поплавках, за час доставит вас в экзотическую Яффу.
От площади Атарим по набережной, носящей имя Герберта Самюэля -
первого британского Верховного комиссара в Палестине, проследуем в
Дельфинарий, начавший функционировать в апреле 1981 г. Дельфинарий
находится на набережной рядом с парком Чарльза Клаур, напротив отеля
"Ларом". Дельфинарий - центр исследования морской жизни. Он включает
прекрасный океанологический музей, где можно наблюдать обитателей морских
глубин в естественных условиях через специальные смотровые окна или в
отлично оборудованных аквариумах. Можно полюбоваться даже довольно
внушительными акулами. Кроме того, в специальном бассейне ежедневно
демонстрируется уникальный аттракцион с участием дельфинов и морских
львов.
Недалеко от Дельфинария находится мечеть "Хасан Бек", построенная в
1916 г. Эта мечеть - центр арабского квартала, разрушенного во время войны
за Независимость в 1948 г.
РАМАТ АВИВ И ЕГО ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. В конце пятидесятых годов
начинает усиленно застраиваться северная окраина Тель-Авива. Сейчас это
районы современных домов, утопающих в зелени. Особенно выделяется район
Рамат Авив, отделенный от остального города рекой Яркон. Здесь раскинулась
территория университетского городка. Торжественное открытие Тель-Авивского
университета состоялось в 1956 году. На десяти факультетах университета
обучается свыше 15 тыс. человек.
На территории университетского городка находится "Бейт а'Тфуцот"
(Музей диаспоры). Это единственный музей в мире, экспонаты которого с
исчерпывающей полнотой рассказывают о многовековой истории диаспоры. Музей
открыт в воскресенье, понедельник и четверг с 10 до 17, вторник и среда с
15 до 22 часов, суббота с 10 до 14 часов. Выходной - пятница.
По университетскому городку ежедневно, кроме субботы, устраиваются
экскурсии.
К университетскому городку примыкает комплекс музея "а'Арец" (Музей
страны). Музейный комплекс включает 8 музеев:
1. Музей стекла. В нем представлены изделия из стекла различных
исторических периодов.
2. Музей нумизматики. Его экспонаты рассказывают о денежной системе с
древнейших времен до наших дней.
3. Музей керамики.
4. Музей истории письменности.
5. Музей науки и технологии.
6. Музей этнографии и фольклора.
7. Музей "Человек и среда".
8. Павильон "Нехустан". В этом музее экспонируются археологические
находки, обнаруженные в национальном парке "Тимна".
На территории музейного комплекса находится холм, известный под
названием "Тель-Касила". На этом холме можно осмотреть археологические
раскопки, дающие представление о поселениях различных исторических
периодов, начиная с периода неолита и кончая периодом Второго храма.
Музейный комплекс включает и Планетарий.
Музей "а'Арец" работает с воскресенья по четверг с 9 до 16, в пятницу
с 9 до 13 часов, в субботу с 10 до 14 часов.
Познакомившись с Тель-Авивом, совершим прогулку по экзотической Яффе.