Израиль. Статистика и фрагменты жизни

ОГЛАВЛЕНИЕ

<1> <2> <3> <4> <5> <6> <7> <8> <9> <10>

ОКРЕСТНОСТИ ХАЙФЫ

Район Кармельского массива, лежащий к северу от Хайфского
университета - самое живописное место на Кармеле. Его называют маленькой
Швейцарией. Продолжаем подниматься в горы. Проезжаем поворот налево к
цементным заводам Нешер, еще два километра, и мы проезжаем поворот на
киббуц Орен. Еще 4 километра, и мы попадаем в первое из друзских поселений
Галилеи - село Исфия. Это село находится на месте древнего еврейского
поселения, разрушенного крестоносцами. В трех километрах отсюда - друзское
село - Далия эль-Кармель. В этом селе множество лавок, торгующих изделиями
народного промысла. Поднимаясь еще выше в горы, мы вскоре прибываем в село
Мухрака. В этом месте, согласно преданиям, Илья-пророк победил демонов
Ваала. Здесь также находится один из многочисленных кармелитских
монастырей, основанных во славу Ильи-пророка. С крыши монастырского храма
открывается прекрасный вид на окрестности.
Возвращаемся в Хайфу по живописной дороге через ее юго-восточные
предместья, минуя цементные заводы Нешера. Из Хайфы следует совершить
радиальную экскурсию в Бейт Шаарим, находящийся в 18 километрах к
юго-востоку от Хайфы.

БЕЙТ ШААРИМ (ДОМ ВРАТ)

Во II-IV веках в этом месте существовала процветающая еврейская
община. Это был период, когда центр религиозной и общественной жизни после
разрушения Иерусалима переместился в Галилею. Одно время в Бейт Шаарим
заседал Синедрион. В этом же городе жил рабби Иегуда Ганаси, который
собрал и канонизировал устные законы иудаизма, оставив их потомству под
названием "Мишна". Ганаси умер в 220 году и похоронен в катакомбах
местного некрополя.
Надолго запоминаются вырубленные в скале катакомбы "Города мертвых".
Подземный некрополь открыт археологами во время раскопок,
производившихся в 1936 году. В некрополе хоронили членов Синедриона и
знаменитых раввинов.
Через тройные ворота мы попадаем в большой подземный зал, из которого
идут многочисленные коридоры, ведущие в бесконечный лабиринт сводчатых
помещений, вырубленных прямо в скальной породе. В них находятся сотни
каменных саркофагов. Вес некоторых достигает пяти тонн. Большинство
гробниц давно разграблено. Однако на 200 гробницах обнаружены надписи,
высеченные на древнегреческом и арамейском языках, рельефные изображения
семисвечников, шофаров и пр. Все это дало бесценный материал для изучения
жизни еврейства того периода.
В одном из помещений "Города мертвых" устроен небольшой музей
археологических находок.
На холме, где некогда стоял город, разбит парк, в котором можно
осмотреть руины синагоги, разрушенной римлянами в 352 году, и остатки
нескольких раскопанных зданий того же периода.
* * *
Из Хайфы наш путь лежит далее на север страны, к границе с Ливаном. В
24 километрах от Хайфы находится древний город Акко. По прибрежному шоссе,
проходящему в городской черте Хайфы, едем до указателя на Акко. Следуя
указателю, сворачиваем на шоссе Хайфа - Акко. Вскоре пересекаем речонку
Кишон. На ее берегах полководец пророчицы Деборы Барак разбил хананеян.

АККО

Этот приморский город с прекрасной природной гаванью с незапамятных
времен использовался как порт. Упоминание о нем находим еще в Библии.
Кто только не сражался под стенами этого города! Маккавеи с греками,
Бар-Кохба с римлянами, крестоносцы били арабов при Балдуине I, через 80
лет Саладин бил здесь крестоносцев. В 1191 году небезызвестный Ричард
Львиное Сердце отвоевал город у неверных, и Акко стал столицей королевства
крестоносцев. Ровно через сто лет город захватывают мамелюки, которые
устроили кровавую резню среди проживавших в городе с незапамятных времен
евреев и поселившихся здесь в I веке н. э. христиан.
Вплоть до Оттоманского периода Акко пребывал в запустении. Лишь в
годы правления оттоманского губернатора Ахмада эль-Джазара (1775-1804 гг.)
Акко обрел былое значение. При Джазаре вновь были возведены городские
стены и построена городская цитадель.
Во время египетской кампании в 1799 году Акко осадили войска
Наполеона, но так и не смогли взять город. Его обороной руководил Ахмад
эль-Джазар. После окончания первой мировой войны власть в городе переходит
к англичанам, и вновь льется кровь. Во времена британского мандата Акко
приобрел печальную славу, как место заключения еврейских подпольщиков,
часть из которых была повешена в цитадели Акко. Только после того, как
Акко стал израильским городом, в нем воцарился мир.
После войны за Независимость началась застройка верхней части города.
В отличие от Старого города, архитектура которого носит восточный
характер, Новый город спланирован и застроен в современном стиле.
Акко, овеянный романтическим дыханием веков, сохранивший
многочисленные памятники старины и яркую экзотику колоритного востока в
кварталах Старого города, стал в наши дни центром международного туризма.

Основные достопримечательности Акко сконцентрированы в Старом городе,
окруженном массивными стенами.
Cюда ведет улица Бен-Ами. На ней находится величественное здание
мечети, построенной по приказу турецкого губернатора Ахмада эль-Джазара в
1781 году на остатках собора времен крестоносцев. Мечеть носит имя
Джазара. В ее просторном дворе есть мраморный фонтан, у которого
правоверные совершают омовение перед молитвой. Двор окружен крытой
колоннадой, под которой построены помещения для служителей. Внутри мечеть
украшена стенной росписью, пол застлан персидскими коврами.
Около мечети находится гробница Джазара.
Осмотрев мечеть, перейдем улицу и через ворота бывшего
административного здания Оттоманского периода пройдем на территорию
интереснейшего памятника XII века. Это недавно открытый и реставрированный
"Город крестоносцев", находившийся в течение веков под землей. Спустившись
по ступеням под землю, попадаем в анфиладу сводчатых залов. В одном из них
сейчас периодически устраивают концерты.
Во времена крестоносцев здесь размещалась штаб-квартира ордена
госпитальеров.
Следуя указателям, проходим в так называемый "Рыцарский зал",
сохранившийся в первозданном виде со времени его сооружения семьсот с
лишним лет тому назад. На потолке соседнего зала видна полоса бетона. Это
след недавнего героического прошлого. Бетонная плита закрывает выход из
тоннеля, пробитого еврейскими подпольщиками в 1947 г. Таким путем
готовился побег группы заключенных еврейских патриотов, содержавшихся в
тюрьме городской цитадели. Тоннель не был использован, так как привел в
зал, сплошь заваленный камнями и землей. Позднее узникам удалось бежать
другим путем.
Спускаемся на самый нижний уровень и попадаем в знаменитую крипту,
зал, использовавшийся для торжественных приемов и церемоний. Легенда
гласит, что именно в этом зале был устроен прием в честь Марко Поло во
время его исторического путешествия. Из этого зала по узкому и низкому
65-метровому проходу выйдем из пределов "Города крестоносцев". Этот ход
использовался крестоносцами в экстренных случаях. Возле выхода можно
осмотреть небольшую экспозицию находок, обнаруженных при раскопках "Города
крестоносцев": могильную плиту, датируемую XII веком с латинской надписью,
фрагменты капителей и колонн, также относящихся к эпохе крестоносцев.
Неподалеку от выхода из тоннеля высится здание турецких бань,
выстроенных в конце XVIII века. Колонны, пол и часть сидений бывшей
парильни облицованы мрамором, привезенным Ахмадом эль-Джазаром из Кесарии
и Тира.
В здании бывших турецких бань размещена экспозиция городского музея.
Здесь находятся экспонаты, найденные при раскопках района Акко,
относящиеся ко всем историческим периодам, начиная с ханаанского.
Музей и "Город крестоносцев", представляющие собой единый музейный
комплекс, открыты с 9 до 17 в обычные дни, в пятницу с 9 до 13 часов.
Выйдя из музея, вернемся к мечети Джазара. Миновав ее, свернем
вправо, затем налево и, пройдя мимо ряда лавчонок, выйдем к городским
стенам. Здесь слева от здания городского суда по огромным каменным
ступеням можно подняться на стену, построенную в конце XVIII века. Со стен
открывается прекрасный вид на Хайфский залив и Галилею. Привлекает
внимание один из углов городской стены, где расположены помещения,
служившие арсеналом. Это место именуется Бурдж эль-Коммандор.
У здания суда можно осмотреть огромные средневековые городские
ворота. Примерно в километре отсюда - Центральная городская автобусная
станция.
Если отсюда повернуть назад, то выйдем к Хан эль-Шаварда (второй
поворот налево). Это место, где сосредоточены мастерские и лавки мелких
ремесленников. В минувшие времена здесь находился женский францисканский
монастырь. Предания рассказывают, что, когда в 1291 году мамелюки
захватили город, сестры-францисканки совершили массовое самоубийство,
предпочтя смерть бесчестью. Поодаль стоит сторожевая башня крепости
крестоносцев, единственная из башен того времени, сохранившаяся по всей
своей высоте. На первом ее этаже сейчас ночной клуб. Башня носит название
Бурдж эль-Султан.
Продолжая прогулку вдоль городских стен, выходим к рыбной гавани. Во
времена крестоносцев это место также служило гаванью.
От нее повернем по узкой улочке направо, потом налево и вскоре выйдем
к наиболее интересному зданию Старого города. Это караван-сарай,
построенный в 1785 году. Он именуется "Хан эль-Умдан" (постоялый двор с
колоннами). Двор этого здания украшен гранитными колоннами, привезенными
из Кесарии. Все сооружение, целиком сохранившее первозданный вид, решено
превратить в гостиницу для туристов.
Неподалеку высится "Часовая башня", построенная в 1906 году. Если
подняться по винтовой лестнице на вершину башни, то можно полюбоваться
великолепной панорамой Старого города.
На этой же площади находится монастырь св. Франциска, основанный в
XVII веке.
От Часовой башни продолжаем двигаться вправо вдоль городской стены,
пока не выйдем к маяку. Внизу у маяка - развалины фортификации времен
крестоносцев. В нескольких минутах ходьбы от маяка - цитадель,
господствующая над всем городом. Цитадель построена в 1785 году. В
последнее десятилетие турецкого владычества цитадель была превращена в
тюрьму. Одно время здесь содержался бахайский пророк Баха-Улла. Во времена
английского мандата в цитадели находились в заключении многие члены
еврейского подполья, в том числе и организаторы Хаганы. Здесь же были
повешены несколько еврейских борцов за независимость, обвиненных
британскими властями в вооруженном терроре. Из цитадели был совершен в
1947 году массовый дерзкий побег еврейских подпольщиков. Он получил
широкий международный резонанс.
В настоящее время большую часть цитадели занимает психиатрическая
больница, а в остальной части размещен Музей героизма, увековечивший
память содержавшихся в тюрьме еврейских борцов за свободу и независимость.
Сохранена камера смертников, в которой можно увидеть одежду красного
цвета, которую носили приговоренные к смертной казни. Рядом - виселица с
потертой веревочной петлей и открытым люком в полу.
Музей открыт с 9 до 17 часов. В пятницу и канун праздничных дней с 9
до 13 часов. Выходной - суббота.
С самой высокой точки цитадели открывается прекрасный вид на Галилею.
Выйдя из цитадели, можно совершить приятную прогулку по лабиринту
узких улочек Старого города, побывать на красочном и шумном восточном
базаре.
* * *
В двух километрах к северу от Акко находятся так называемые
"Бахайские сады". Это прекрасно распланированный и ухоженный парк, где
находится дом-музей пророка бахайской религии Баха-Уллы. Его усыпальница
расположена рядом с музеем. Он открыт в воскресенье, пятницу и субботу с 9
до 12 часов.
В нескольких километрах от Акко, по дороге на Нагарию, находится
киббуц "Лохамей а'Гетаот" (бойцы гетто). Он основан в 1949 году евреями,
пережившими гетто Польши и Литвы. В киббуце есть большой музей памяти
погибших во время Катастрофы. В нем представлены картины и скульптуры,
авторы которых замучены в концлагерях. Музей открыт в обычные дни с 9 до
16, в пятницу с 9 до 13, суббота - выходной.
Долину около киббуца пересекает виадук, сооруженный при Ахмаде
эль-Джазаре для подачи вод источника Кабри в Акко.
Продолжаем свой путь на север к приморскому городу Нагария, до
которого от Акко 10 километров.
НАГАРИЯ. Это курортный город, облюбованный офицерами и солдатами ООН,
проводящими здесь свои краткосрочные отпуска. Нагария очень живописный
город, утопающий в зелени. Он основан в 1934 году беженцами из нацистской
Германии. Город очень чистый, с аккуратными домиками. Главная улица -
шдерот Гаатон разделена надвое неширокой речушкой Гаатон, берега которой
засажены огромными эвкалиптами. "Нагар" (правильное произношение "nahar")
на иврите "река", отсюда название города "Нагария".
По улицам Нагарии разъезжают разукрашенные конные пролетки, служащие
неотъемлемой частью городского пейзажа.
Если подняться на крышу городского муниципалитета, то можно
полюбоваться прекрасным видом на Западную Галилею. В самом здании
помещается небольшой музей археологии и современного искусства.
Почти у самого городского пляжа, к северу от него, находятся руины
ханаанского храма Астарты, богини плодородия. Возраст храма исчисляется
3-5 тысячелетиями. Покидаем Нагарию и движемся дальше на север.
В трех километрах от Нагарии находится Ахзив.
АХЗИВ. Это национальный парк с прекрасными пляжами. Во времена
Второго храма здесь был город процветающей еврейской общины. В этом месте
стоял укрепленный город византийцев, а позже - крепость крестоносцев. В
районе раскопок обнаружены следы всех исторических периодов. Неподалеку
обнаружены многочисленные могилы, вырубленные в скалах. Большинство из них
относится к периоду израильских царств. В них найдено множество предметов
религиозного культа.
К югу от Ахзива так называемая "Французская деревня" (кфар Царфатит).
Это один из филиалов международного "Морского клуба".
Еще несколько километров, и мы в Рош а'Никра.
Рош а'Никра и окрестности. Это крайняя точка побережья на границе с
Ливаном. Место славится своими знаменитыми гротами. По свидетельству
очевидцев, они своей величественной красотой вполне могут соперничать с
"Голубым гротом" на Капри.
Спустившись в вагончике подвесной канатной дороги глубоко вниз, к
самой береговой кромке, попадаем в пещерный лабиринт, имеющий проходы в
открытое море. Врывающиеся в гроты волны с грохотом разбиваются о стены и
их скальные основания. Рев моря, бушующего у ваших ног под сводами пещеры,
игра света и тени - все это создает фантастическую картину. Особенно
впечатляет посещение гротов, когда море неспокойно.
Гроты открыты для посещения ежедневно с 8.30 до 17 часов.
От гротов дорога уходит влево. Проезжаем мимо банановых плантаций
киббуца Рош а'Никра. Шоссе идет в горы вдоль границы с Ливаном по
направлению к киббуцу Ханита, основанному в 1938 году. В ней есть музей,
здание которого построено на остатках церкви византийского периода. В
музее собрана неплохая коллекция местных археологических находок.
На протяжение тридцати километров дорога в Ханиту проходит по
сосновому лесу. Когда-то склоны, по которым проходит дорога, были так же
голы, как и склоны гор по ту сторону границы, в Ливане. Леса, тянущиеся по
нашу сторону границы, насажены усилиями фонда "Керен Каемет".
На развилке 28 километра от Ханита поворачиваем направо и движемся по
направлению к Нагарии. Дорога идет через киббуц Саса, затем проезжаем
друзское село Хурфиш. Это очень характерное друзское поселение, в котором
живет около 2000 человек. Высоко над этой деревней, на вершине горы Зебул
(814 метров над уровнем моря), находится могила друзского пророка Неби
Сабалана. В дни религиозных праздников сюда стекаются тысячи друзов.
Еще через 6 км дорога разветвляется. Левое ответвление ведет к Цфату.
Проехав пять километров по этой дороге, попадаем в Пекиин. Это место
чтится как религиозными, так и нерелигиозными евреями. Поселение -
единственное место в Эрец-Исраэль, где, начиная с периода Второго храма и
до наших дней, зафиксировано непрерывное еврейское присутствие.
При наличии свободного времени рекомендуется более оптимальный
вариант путешествия в Цфат. А именно, побывав в Рош а'Никра, возвращаемся
в Нагарию и, отдохнув в этом курортном городе, продолжим путешествие по
Верхней Галилее по маршруту Кабри - Ехиам (Джудин) - Пекиин - Мирон -
Цфат.
До киббуца Кабри, основанного в 1949 году, четверть часа езды от
Нагарии. В киббуце установлен памятник бойцам Хаганы, погибшим в этих
местах в войну за Независимость.
Почти сразу после Кабри дорога ответвляется вправо к киббуцу Ехиам. К
нему примыкает территория национального парка с остатками замка Джудин,
построенного в XII веке орденом тамплиеров. В 1265 году замок был захвачен
и разрушен султаном Бейбарсом. В XVIII веке Джудин частично восстановлен и
заселен.
Возвращаемся на главную дорогу и следуем далее к селению Маалот и
примыкающей к этому поселению арабской деревне Таршиха.
От села Таршиха сворачиваем влево, и через несколько минут мы в селе
Миилия. В этом селе живут арабы греко-православного вероисповедания. Здесь
находятся развалины замка крестоносцев "Кастеллум Регис" (замок короля).
Две угловые башни замка с северной стороны руин сохранились в полную
высоту. "Кастеллум Регис" был захвачен и разрушен султаном Бейбарсом в
1265 году.
В нескольких километрах к северу от Миилии находятся развалины еще
одной крепости крестоносцев - "Монфорт". Эта крепость была построена в
середине XII века. Монфорт был захвачен и разрушен мусульманами в 1271
году.
Из Миилии возвращаемся в Маалот и от него продолжаем путь к Пекиину.
ПЕКИИН. Это поселение известно не только тем, что здесь имело место
непрерывное еврейское присутствие, но и тем, что в Пекиине много лет
прожил глубоко почитаемый верующий рабби Шимон Бар-Иохаи. Узкие улочки
села ведут к источнику, из которого рабби Шимон и его сын Элиэзер брали
воду 13 лет, в течение которых они скрывались от римлян в пещере над
селом. Шимон Бар-Иохаи похоронен в поселении Мирон, находящемся в 7
километрах к северо-западу от Цфата.
До 1972 года в Пекиине жило лишь несколько еврейских семей в
окружении друзов и мусульман. В 1972 году группа иерусалимских студентов
основала в Пекиине йешиву с целью возрождения здесь еврейской общины. По
их инициативе была реконструирована древняя синагога, руины которой
датируются II веком н. э. В стены новой синагоги вделаны камни с
изображением Ковчега Завета и меноры, сохранившиеся от древней синагоги
Пекиина. Сейчас в синагоге хранится несколько свитков Торы, возраст
которых, как полагают, насчитывает более 1000 лет.
Из Пекиина дорога выводит на шоссе Акко - Цфат. Следуя по этому
шоссе, мы прибудем в Мирон.
Мирон и его окрестности. Сегодня это живописное место является
центром ежегодного паломничества десятков тысяч верующих, которые на
праздник Лаг Баомер поднимаются по склонам горы Мирон к могилам рабби
Шимона Бар-Иохаи и его сына Элиэзера.
Продолжаем подниматься к вершине горы. Здесь после археологических
раскопок вскрыты остатки одной из самых древних галилейских синагог (III
век н. э.). Тут же обнаружены "миквэ" и остатки сооружений эллинского и
римского периодов.
К югу от мошава Мирон имеются многочисленные пещерные захоронения I -
VI веков. От здания йешивы можно спуститься по тропинке к пещере, в
которой, как полагают, похоронен рабби Гилель. На невысоком холме напротив
могилы Гилеля находится массивный двойной саркофаг, в котором, как
считают, покоятся останки современника Гилеля рабби Шамая. На вершине
этого холма - руины синагоги III - V веков.
Недалеко от Мирона расположена арабская деревня Джим (Гуш Халав). В
ней живут католики-марониты, выходцы из Ливана. Отсюда родом один из
руководителей восстания против римлян Иоханан из Гисхалы (Гуш Халав).
В нескольких километрах к северу от поселения Гуш Халав находится
древнее поселение Бирам.
БАРАМ (БИРАМ) И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ. Высоко в горах, на границе с
Ливаном, находится киббуц Барам, у которого лежат развалины еврейского
селения Бирам периода Мишны и Талмуда. В этом месте находится одна из
наиболее сохранившихся синагог конца II, начала III века. До наших дней
почти полностью сохранился фасад, имеющий три каменных портала.
Центральный увенчан полукруглой аркой, украшенной барельефами виноградных
листьев и гроздей.
Можно увидеть остатки еще одной синагоги того же периода, которая
простояла до начала XIX века.
Между жилыми домами киббуца разбросаны остатки древних построек, на
камнях которых находят надписи на иврите.
В 25 километрах к северо-востоку от Барама находится возвышенность
Мецудат Иеша.
С этих высот открывается прекрасный вид на долину Хула и плато Голан.
Здесь установлен памятник солдатам, павшим в боях в этом районе.
* * *
От Мирона путь лежит на восток к святому городу Сафеду (Цфату), до
которого остается семь километров.

ЦФАТ (САФЕД)

Город находится в центре Верхней Галилеи и раскинулся на вершине горы
на высоте 800 метров над уровнем моря. С плоскогорья открывается
удивительно красивый вид на Верхнюю Галилею.
Цфат, один из четырех святых городов еврейства, приобрел свою святую
славу не в библейские времена (в Библии он не упоминается вообще), а
значительно позже, в средние века, когда он стал духовным центром кабалы.
(Кабала - это мистическое учение в иудаизме, основанное на символическом
толковании слов и чисел в Ветхом Завете).
Во времена Второго храма Цфат входил в число городов-крепостей, где
закрепились повстанцы-зелоты.
Во времена крестоносцев и мамелюков Цфат являлся окружным центром.
В средние века Цфат превратился в самый крупный из святых городов
еврейства, благодаря иммиграции евреев из Испании, которые прибыли в Цфат
через Турцию. В те времена численность еврейской общины Цфата доходила до
18 тыс. человек. Большинство общины составляли последователи кабалы.
В Цфате жил и умер духовный отец кабалы рабби Ицхак Луриа.
С закатом турецкого владычества город пришел в упадок. Очень сильно
повлияли на судьбу Цфата землетрясения, которым время от времени
подвергался этот район. Во время землетрясения 1837 года погибло около 4
тысяч жителей, и было разрушено большинство зданий. Много евреев бежало,
спасаясь от погрома, разразившегося сразу после землетрясения.
В настоящее время в Цфате живет 16 тыс. жителей. Цфат входит в число
"городов развития". В нем строятся промышленные и другие предприятия. В их
число вошел и недавно созданный научный центр Верхней Галилеи, в котором
работают ученые-репатрианты из СССР. В городе функционирует большая,
хорошо оборудованная окружная больница.
Древние синагоги и священные могилы, живописные кварталы с их
извилистыми улочками и переулками, по которым прогуливаются старики в
меховых шапках, сделанных из 12 частей лисьих хвостов, по числу колен
Израилевых, прекрасный климат, живописные окрестности - все это сделало
Цфат очень популярным местом, привлекающим массу туристов и паломников.
Особой достопримечательностью Цфата является "Квартал художников". Их
на постоянное жительство привлекли сюда, свойственные только Цфату,
атмосфера и шарм.
В июле в Цфате проводится ежегодный хасидский фестиваль, а в сентябре
- традиционный месячник изобразительного искусства.
Массы людей посещают древние синагоги Цфата. Все они находятся в
Старом городе, куда спускаемся по главной улице Цфата, вьющейся по склонам
горы, улице Иерушалаим. По ней доходим до улочек Хатам Софер и Суккок
Шалом, которые и приводят в Старый город.
Первая синагога на нашем пути - синагога Абохав, названная по имени
знаменитого кабалиста рабби Ицхака Абохава, жившего в XV веке. В синагоге
хранятся древние свитки Торы, которые используются в праздники Рош а'шана,
Йим Кипур и Шавуот. Примечательно то обстоятельство, что во время
землетрясения 1837 года в этой синагоге оказалась неповрежденной только
стена, обращенная к Иерусалиму.
Затем синагога Алшех, увенчанная куполом, построена в XVI веке, носит
имя рабби Моше Алшеха, автора комментариев к Торе.
Далее синагога Банай, в которой находится гробница рабби Баная. На
улице Алькабец находится синагога Каро, названная в честь рабби Иосефа
Каро, автора "Шулхан Арух". На улице Наджара находится ашкеназийская
синагога а'Ари. Считается, что она расположена в том месте, куда рабби
Луриа приходил славить субботу. Эта синагога была построена в XVI веке и
затем почти полностью разрушена землетрясением 1837 года. Через 15 лет она
была отстроена на том же фундаменте.
Около древнего городского кладбища находится самая знаменитая
синагога Цфата - сефардийская синагога, также носящая имя а'Ари, одного из
крупнейших средневековых комментаторов иудаизма. Впечатляет богатство
интерьера этой синагоги.
Из других достопримечательностей Цфата в первую очередь надо отметить
"Квартал художников" с его оригинальными жилыми домами и художественными
галереями, которые открыты с 9 до 17 часов летом, зимой с 9 до 16 часов. В
пятницу с 9 до 14 часов и в субботу с 10 до 13 часов.
У поворота с улицы Иерушалаим в "Квартал художников" находится музей
печатного дела.
Много в Цфате и его окрестностях пещер. Самая известная из них -
пещера Шем ве-Эвер, расположенная недалеко от моста, проходящего над
улицами Иерушалаим и Пальмах. К мосту поднимаемся по лестнице из Квартала
художников. Эта пещера связана с именем Шема и Эвера, соответственно сыном
и правнуком Ноя.
В западной части города, у подножия горы, находится древнее кладбище,
на котором похоронены знаменитые раввины, жившие в XVI веке: Кардоверо,
Алькабец, Алшех, а'Ари.
На вершине горы, на месте цитадели крестоносцев, разбит прекрасный
парк "Гиват а'Мецуда" (холм цитадели). Отсюда открывается прекрасный вид
на Цфат и его окрестности.
Если идти от городского муниципалитета, находящегося на улице
Иерушалаим, до первого поворота, то выйдем к музею Глиценштейна. В нем
экспонируются работы самого Глиценштейна, а также других еврейских
художников. Экспозиция музея размещена в здании, где находилась резиденция
турецкого губернатора Цфата.
* * *
Из Цфата наш путь лежит на север Верхней Галилеи. Первая остановка в
городе Рош Пина, до которого от Цфата 10 км.
РОШ ПИНА основана в 1882 году и является первым еврейским поселением
нашего периода. С иврита название города переводится как "краеугольный
камень", что звучит достаточно символично. Действительно, Рош Пина явилась
первой ласточкой возрождения еврейского поселенчества в Галилее.
В настоящее время Рош Пина - небольшой приятный городок,
раскинувшийся на склонах горы Ханаан, с населением в 1000 человек.
Любопытно то обстоятельство, что в городе живет небольшая группа
субботников, бежавшая в Палестину от религиозных преследований в России
еще при царском режиме.
После Рош Пина дорога раздваивается. Правое ответвление ведет на
плато Голан, дорога, уходящая прямо, приводит в самую северную точку
Израиля - поселок Метула. Метула находится в 41 километре от Рош Пина.

ХАЦОР

Первые археологические раскопки на холме, где некогда стоял Хацор,
были произведены в 1928 году. Наиболее планомерные работы велись группой
археологов, возглавляемой профессором Ядином, в 1955-1959 годах. Находки
позволили придти к выводу, что завоевание евреями Земли Обетованной
относится к XIII веку до н.э., что в основном соответствует событиям,
описанным в Библии. Библия рассказывает о том, как Иисус Навин захватил
столицу ханаанского царя Джабина, и о том, как Царь Соломон захватил в
свою очередь Хацор и превратил его в мощную крепость. При раскопках были
обнаружены руины ханаанских храмов XVII-XII веков до н.э., остатки
крепостной стены времен царя Соломона, остатки построек периода
израильских царств.
Холм, на котором стоял древний Хацор, доминирует над долиной Хула,
поэтому это место последовательно переходило от одного завоевателя к
другому. Археологи обнаружили остатки 21 города, относящиеся к различным
историческим периодам.
Наибольший интерес представляет восстановленная шахта глубиной 38
метров и идущий от нее туннель, к которому ведут вниз 123 каменные
ступени. Туннель и шахта построены в IX веке до н.э. израильским царем
Ахавом. Территория раскопок находится рядом с киббуцом "Айелет а'Шахар". В
нем работает музей с богатой коллекцией глиняных сосудов, золотых
украшений и базальтовых статуй из ханаанских храмов. Их возраст
определяется четырьмя тысячелетиями.
Музей открыт с 8 до 17 часов летом и с 8 до 16 часов зимой. Здесь же
продаются билеты для посещения раскопок.
В 30 километрах к северу от Хацора в живописном ущелье расположен
город КИРЯТ ШМОНА.
Город назван в честь восьми павших защитников легендарного поселения
Тель-Хай, находящегося рядом с Кирьят Шмона, по дороге на Метулу.
Сейчас в восстановленных помещениях поселения размещена экспозиция
музея, посвященного памяти защитников Тель-Хая. Экспонаты музея
рассказывают о жизни еврейских поселенцев того времени. Среди экспонатов
можно видеть сельскохозяйственные орудия, применявшиеся первыми
поселенцами долины Хула.
Музей работает в обычные дни с 8 до 13 и с 14 до 16, в пятницу с 8 до
13 и субботу с 9 до 12 часов.
Рядом кладбище, где похоронены защитники Тель-Хая. Оно расположено на
вершине холма. Здесь установлен памятник работы Авраама Мельникова.
Памятник представляет собой льва, водруженного на каменном постаменте, на
котором высечено - "Счастье умереть за свою родину". Ежегодно в день
гибели защитников Тель-Хая здесь собираются ветераны и молодежь общества
"а'Шомер" (страж), чтобы почтить память павших героев.
Дальше дорога ведет вверх по горному хребту Нафтали к Метуле.

МЕТУЛА И ЕЕ ОКРЕСТНОСТИ

Проехав 4 километра по шоссе, сворачиваем влево и въезжаем в
заповедник реки Иен. В нескольких сотнях метров от автомобильной стоянки
находится водопад "Танур" ("танур" в переводе на русский - печь).
Действительно, он по своей форме очень напоминает арабскую печь для
выпечки хлеба, сделанную из кирпича-сырца. Высота водопада 15 метров. Он
пересыхает летом, но с декабря по март представляет собой живописное
зрелище.
В нескольких километрах к северу от заповедника находится поселение
Метула.
МЕТУЛА. Это самая северная точка Израиля. Поселение основано в 1896
году на землях, купленных у друзов бароном Ротшильдом. Селение расположено
на высоте 525 метров над уровнем моря. Население, составляющее несколько
сот человек, занимается сельским хозяйством. Благодаря чистому горному
воздуху и наличию многочисленных прелестных уголков природы в
окрестностях, Метула привлекает многочисленных туристов и отдыхающих.
Из Метулы наш путь лежит на юго-восток к заповедным местам реки Дан.

ЗАПОВЕДНИК "ДАН", НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК "ХАРШАТ ТАЛЬ" И РЕКА ИОРДАН

"ХАРШАТ ТАЛЬ". Въезжаем в долину Хула, переправляемся через речушку
Иен и следуем по дороге мимо киббуца Мааян Барух слева, и киббуца Бейт
Гилель справа. Далее пересекаем речку Снир, проезжаем поселок а'Гошрим, и
через несколько минут оказываемся в национальном парке "Харшат Таль" (роща
росы), раскинувшемся по берегам реки Дан.
Харшат Таль - это парк с удивительно сочной зеленью и искусственным
озером в небольшой роще древних дубов. Возраст некоторых из этих деревьев
исчисляется двумя тысячами лет.
По-арабски это место называется "Саджрай аль-асра" (роща десяти). В
соответствии с арабской легендой в этом месте некогда остановилось на
ночлег десять учеников Магомета. Место было пустынным и совершенно лишено
растительности. Юноши воткнули в землю десять колышков, чтобы привязать к
ним своих коней, и заснули. Утром они увидели, что произошло чудо: за одну
ночь колышки превратились в десять могучих дубов.
ЗАПОВЕДНИК "ДАН". Отдохнув в заповедной роще и искупавшись в
искусственном водоеме, продолжаем двигаться в направлении Рамат а'Голан
(плато Голан). Дорога поднимается в гору. Проезжаем киббуц Дафна, и через
несколько минут мы в заповеднике Дан. Река Дан является одним и притом
самым значительным из трех истоков легендарного Иордана. Остальные два
истока Иордана: реки Баниас и Снир берут свое начало на горе Хермон. Реку
Дан питают подземные источники и тающие снега Хермона.
ИОРДАН. Название "Иордан" состоит из слова "йеред" (спускается,
падает) и названия реки Дан. И действительно, Иордан оправдывает свое
название. Зарождаясь на высоте более 300 метров над уровнем моря, водный
поток спускается в долину Хула и, выходя из нее, на протяжении 16
километров падает на 270 метров, после чего впадает в озеро Кинерет. Из
него Иордан вытекает довольно бурным потоком, который постепенно
успокаивается и на равнине Иерихона превращается в тихую, спокойную речку,
шириной около 15 метров. Последним этапом на пути Иордана является Мертвое
море, куда Иордан и впадает, спустившись, таким образом, с высоты 323
метра над уровнем моря до 392 метров ниже уровня мирового океана.
По его берегам бродил Иоанн Креститель. Сюда пришел Христос. Крещение
Христа состоялось на западном берегу Иордана, в пяти километрах от
Мертвого моря. На расстоянии метра от места крещения стоит греческий
монастырь св. Иоанна Предтечи. Снаружи монастырь выглядит средневековой
крепостью, как и все пустынные монастыри. Неподалеку - монастырь
преподобного Герасима. В подземной церкви этого монастыря показывают
пещеру, где, как утверждают, отдыхало Святое семейство на пути из Египта.
Здесь, согласно преданиям, произведя обряд крещения, Иоанн Креститель
отпустил грехи новообращенным и указал народу на мессию - Иисуса из
Назарета. Этот эпизод запечатлен на широко известной картине русского
живописца Александра Иванова "Явление Христа народу".
Заповедник Дан, в котором берет начало один из истоков Иордана,
находится в северной оконечности долины Хула, которая ограничивает с
запада Рамат а'Голан (плато Голан).

РАМАТ А'ГОЛАН

Это базальтовое плоскогорье, лежащее на северо-востоке Израиля.
Площадь Голан 1150 кв. км. Базальтовые породы имеют вулканическое
происхождение. И по сей день над плоскогорьем возвышается несколько
конусообразных вершин давно потухших вулканов. Так, недалеко от поселения
"Кфар а'Наси", у самой границы с Сирией, в окрестностях села Рафид,
возвышается вулкан "Парас". Высота этого вулкана 929 метров, кратер имеет
в диаметре 200 метров и глубину 35 метров. У подножья вулкана археологи
обнаружили следы поселений ханаанского периода и периода израильских
царств.
Границами плоскогорья являются: на севере - ручей Саар, протекающий у
подножья Хермона; на западе - долина Хула и озеро Кинерет; на юге - река
Ярмук и на востоке - речка Рукад.
Со времен расселения израильских племен на Голанах имелись
значительные массы еврейского населения. В Х веке до н.э. область Голан
была частью шестого округа царства Соломона, а в эпоху Второго храма здесь
поселились евреи, вернувшиеся из Вавилонского пленения. Об этом
свидетельствуют многочисленные остатки синагог времен Мишны и Талмуда,
сохранившиеся на Голанах.
В дошедших до нашего времени письменах упоминается о еврейских
поселениях, существовавших на плато и в средние века.
В конце XIX века было сделано несколько неудачных попыток по созданию
на Голанах еврейских поселений.
Сразу же после Шестидневной войны на Голанах началось интенсивное
строительство еврейских поселений. Первым был основан в 1967 году киббуц
Мером Голан. (В пяти километрах от сирийского города Кунейтра).
В 1982 году израильский парламент - кнессет - принял закон о
распространении израильской юрисдикции на Голанские высоты.
Климат Голан напоминает климат Галилеи, почва плодородна. Район
изобилует чудесными природными уголками.
Недалеко от заповедника Дан находится одно из самых красивых мест на
Голанах:
БАНИАС. В этом месте, у киббуца Снир, находится пещера, из которой
вытекает река Баниас (она же река Хермон), являющаяся одним из трех
истоков Иордана.
В скале около пещеры, из которой вытекает река Баниас, видны четыре
ниши, украшенные орнаментом. В одной из них сохранилась древнегреческая
надпись. В нишах когда-то стояли статуи богов. Это все, что сохранилось от
стоявшего некогда здесь эллинистического храма Паниас, построенного в
честь лесного бога Пана. Отсюда название "Баниас".
В свое время Баниас имел стратегическое значение, так как лежал на
дороге из Акко и Тира в Дамаск.
Крестоносцы превратили Баниас в мощный опорный пункт. Развалины
укреплений, построенных крестоносцами, видны и теперь.
В средние века здесь была процветающая еврейская община. В начале
арабского периода Баниас был крупным, богатым городом, окруженным пашнями
и лесами. В то время Баниас называли "житницей Дамаска".
Уже в наше время, в период, предшествующий Шестидневной войне, здесь
была арабская деревня Баниас; впоследствии покинута.
От автомобильной стоянки у киббуца Снир тропинка длиной примерно в
100 метров приводит к ущелью, в которое спускаемся по вырубленным в его
склонах ступеням. Проходим по дну ущелья еще около 100 метров и
оказываемся возле бассейна, в который низвергаются воды двойного водопада
Баниас. Зрелище - впечатляющее.
В трех километрах к востоку от Баниаса, на южном склоне горы Хермон,
внушительные руины крепости "Калат Нимрод". Путь к ней ведет от деревни
Эйн Киния.
КАЛАТ НИМРОД. Согласно преданиям, крепость была построена легендарным
охотником Нимродом. Отсюда и название: "Крепость Нимрода" (по-арабски
"калат" - крепость). В XII веке крепость была захвачена крестоносцами. В
1219 году была снова отвоевана арабами. После падения королевства
крестоносцев крепость потеряла свое значение.
Часть башен и крепостных стен сохранилась до наших дней.
* * *
От Баниаса наш путь лежит к большому друзскому селу Маждал Шамс
(башня Солнца), находящемуся у подножия горы Хермон. Дорога вьется вокруг
живописнейших холмов и скал. Вдоль дороги - многочисленные остатки
сирийских укреплений.
От Маждал Шамс рейсовый автобус доставит путешественников в Рамат
Шалом, где создан единственный в Восточном Средиземноморье лыжный центр.
Подвесная дорога доставит вас к заснеженным вершинам горы Хермон.
ГОРА ХЕРМОН. Хермон - самая высокая гора Израиля. Ее вершина
достигает 2224 метров. Это единственное место в Израиле, где снег держится
всю зиму, а снежный покров достигает такой толщины и прочности, что до
апреля здесь можно кататься на лыжах.
Нет вблизи других гор, которые могли бы соперничать с Хермоном по
высоте и мощи. Далеко видны его вершины. С незапамятных времен люди
считали это место божьим жилищем. Хермон был святыней для хананеян, одних
из первых исторических обитателей Эрец-Исраэль. И много позднее в
эллинский период, эта гора продолжала считаться священной. На одной из ее
вершин до сих пор сохранились развалины древнего языческого храма.
Возвращаемся в Маждал Шамс и спускаемся с плоскогорья. Дорога ведет
мимо поселений, киббуцов, друзских сел к озеру Рам (биркет Рам). Весной
вся местность благоухает цветущими деревьями и цветами.
БИРКЕТ РАМ. Это небольшое озеро, питаемое тающими снегами Хермона и
подземными источниками, находится в кратере потухшего вулкана, имеющего
эллиптическую форму. Стены кратера над уровнем воды покрыты
растительностью. Зимой берега озера покрыты снегом. Глубина снежного
покрова достигает 60 сантиметров. Озеро имеет ширину 900 метров.
МОСТ БНОТ ЯАКОВ И ОКРЕСТНОСТИ. Продолжаем путь до развилки
контрольно-пропускного пункта демилитаризованной зоны. Слева, на сирийской
стороне, город Кунейтра, направо дорога спускается к Иордану, которую
пересекаем по мосту "Бнот Яаков" (дочери Яакова). Мост находится в 15
километрах севернее Кинерета.
Во все исторические периоды это место считалось важным перевалочным
пунктом на пути из Египта в Сирию и страны Междуречья. Недалеко от ныне
существующего моста видны остатки моста римского периода.
Вблизи от моста - развалины замка Хастелит, построенного для защиты
моста крестоносцами в 1178 году и разрушенного в следующем году войсками
Саладина.
В 1799 году у моста стояли войска Наполеона. Во время первой мировой
войны здесь англичане разбили турецкие войска, положив конец турецкой
гегемонии в этом районе.
Через мост "Бнот Яаков" во время второй мировой войны английские
войска прорвались в контролируемую фашистами Сирию.
В окрестностях моста, на Рамат а'Голан, находится несколько
примечательных водопадов. К востоку от моста, у истоков речки Гильбон
(Вади Двора), - водопад Гильбон, высотой в 42 м. Его мощность удваивается
в период дождей.
В километре от него находится водопад Двора (водопад пчелы), высота
которого 15 м.
В устье речки Далиот, примерно в 6 км на северо-восток от мошава
Маалей Гамла, находится водопад Гамла (Верблюжья колючка). Высота его 53
м. Вода падает в бассейн размером 15 на 20 м. Ниже по течению реки есть
еще один водопад высотой в 20 м.
Переправившись по мосту "Бнот Яаков" на другой берег Иордана, минуем
поселение Мишмар а'Ярден и прибываем в Рош Пина, исходный пункт нашего
путешествия по Верхней Галилее и плато Голан.
От Рош Пина наш путь лежит к озеру Кинерет и Тверии, до которой от
Рош Пина 26 км.

ГОРА ТАБОР

В окрестностях Назарета, в районе, где каждый камень напоминает об
историческом и религиозном прошлом, высится громада Табор, арабское имя -
"Дебель Тор" (бычья гора), в память о древнем финикийском культе. Название
Табор неоднократно повторяется и в самой Библии: гора находилась на
древней границе между территориями, принадлежащими племенам заубулон,
иссакар и нефтали; на этой горе пророчица Дебора приказала Бараку собрать
десять тысяч воинов, чтобы пойти против войска Ябина, ханаанского царя,
притеснявшего вот уже двадцать лет детей Израиля; об этой горе говорил
пророк Осия, когда бранил израильских владык за их идолопоклонничество. И,
наконец, по христианской традиции, на этой горе произошло чудо
преображения Христа, в память о котором в 1923 году была построена
Базилика Преображения, последняя из серии религиозных зданий, разрушаемых
в предыдущие века почти каждый раз в ходе военных действий.

ТИБЕРИАДА

Озеро Тибериада, на берегах которого раскинулся одноименный город,
является небольшим внутренним морем, родившимся на исходе третичного
периода в результате катаклизма, поглотившего долину реки Иордан. Красота
этого озера, мягкий климат, наличие теплых минеральных источников с
общепризнанными лечебными свойствами, сделали из этого водного зеркала,
начиная с самых незапамятных времен, место лечения и курорт. Воды озера,
необычайно богатые рыбой, достигают глубины 49 метров и являются для этого
района ценным водным бассейном. Как правило, в теплый период года, на
озере дует легкий бриз, внезапно переходящий к вечеру в бурю. Берега
озера, зачастую, являлись местом проповедей Христа. В Евангелии можно
найти множество эпизодов, происходящих на этом озере, начиная со встречи с
Яковом, Иоанном и Симоном, чудодейственного излечения и проповедей толпе.
В 18 году нашей эры Ирод Антипа основал город Тибериаду, которому
суждено было стать одним из блистательных центров распространения
еврейской культуры после второго разрушения Храма. Здесь, в IV веке, была
написана большая часть иеросолимитанского Талмуда. Город, неоднократно
разрушаемый ужасными землетрясениями, был восстановлен в более северной
точке, в районе, где в настоящее время находится так называемый старый
город, в то время как остатки римской Тибериады можно видеть неподалеку от
Хаммата, курортной зоны, расположенной, приблизительно, в двух километрах
от городского центра. В Хаммате, имеющем более древние традиции, нежели
Тибериада, кроме развалин города Ирода Антипы, можно полюбоваться истинным
сокровищем греческо-византийского искусства, Большой Синагогой с
изумительным мозаичным полом.

КИРИАФ

Город, в котором Христос поселился, покинув Назарет, раскинулся к
северу от озера Тибериада, в непосредственной близости от больших
караванных путей, ведущих в Сирию. Во многих местах Евангелия говорится об
этом месте, где долго Иисус читал проповеди и совершал чудеса, не
дождавшись покаяния жителей этого города, на которое он так надеялся. От
древнего города осталось в настоящее время прекрасное свидетельство тех
дней: синагога, которую, однако, не следует путать ни с той, в которой
Иисус давал свои первые наставления ученикам, ни с той, которая была
воздвигнута центурионом, чей слуга был обласкан чудом. Синагога Кириафа
восходит в IV веку, к эпохе императора Юлиана и входит в группу синагог
Высокой Галилеи, построенных, вероятно, на деньги императорского
правительства, у которого еврейские общины должны были просить разрешение
на строительство своих культовых мест. Предположение о финансировании
правительства подтверждается еще и тем фактом, что до сих пор сохранились
орнаментальные мотивы необычные из-за запрета, который накладывался на
изображения в местах еврейского культа.

ТАБГА

Название этой местности представляет собой ошибочное произношение
греческого слова "Гептапегон", что означает "семь источников". Именно в
этой зоне протекают сернистые источники, известные, в свое время, как
средство для лечения болезней кожи. Один из источников, чьи воды слишком
радиоактивны, чтобы ими можно было лечить, упоминается в сказаниях как
место, где Иов был излечен от всех своих болезней.
Но наибольшей своей известностью Табга обязана одному преданию,
связанному с историей христианства: согласно одной версии, существующей и
принятой, начиная с первых веков нашей эры, это и является тем местом, где
произошло чудо приумножения хлеба и рыбы, в память о котором здесь, около
IV века, была воздвигнута базилика, от которой до наших дней сохранились
остатки великолепного мозаичного пола, находящегося теперь в уже новой
церкви Табги. На этой мозаике, с невероятным подбором цветов и изяществом,
изображены животные и растения, типичные для фауны и флоры этих мест. В
Табге Орден францисканцев основал монастырь, к которому примыкает
францисканская церковь Св. Петра, возвышающаяся на озере, где, говорят,
Христос появился в третий раз перед своими учениками после воскрешения.

САФЕД

Слава Сафеда связана, прежде всего, с его прошлым как центра, где
появилась и разошлась по всему миру еврейская религиозная культура. В
дальнейшем, после изгнания евреев из Испании, Сафед в 1492 году,
находившийся в то время под весьма лойяльным владычеством мусульман,
принял многих беглецов, среди которых фигурировали многие знаменитые
интеллектуалы того времени: Иссак Лурия, Хаим Витал, Моше Кордоверо,
Израэль Найяра, Иосиф Каро, посвятившие себя изучению святых писаний.
В настоящее время город четко поделен на кварталы, куда входят
цитадель (Мецуда), квартал древних синагог, квартал художников и
ханаанский квартал.

КИББУЦ АЙЕЛЕТ ХАШАХАР

В районе археологической зоны Тель Хазор простирается киббуц Айелет
Хашахар, основанный в 1918 году и знаменитый своими туристическими
сооружениями. Здесь есть интересный музей, где собраны экспонаты из Тель
Хазора, ханаанского города, развалины которого были обнаружены в 1928
году. В результате раскопок были найдены нижний город и акрополь,
соединенные между собой туннелем глубиной 38 метров, многочисленные
княжеские могилы, дворец, храм с множеством предметов культа и могила царя
Хазора.

 

ГОЛАН

Ограниченные на западе озером Тибериада и рекой Иордан, на севере -
горой Хермон, на востоке и юге, соответственно, реками Ракад и Ярмук, эти
высоты отмечают самую крайнюю северную границу государства Израиль. Этот
район, одно время известный благодаря своему плодородию - Голан - это
исторический Баш'ан из библии - в настоящее время возделывается жителями
свыше двадцати еврейский поселений, сложившихся там с 1967 года. Когда
сирийские войска ушли из Голана, там остались группы крестьян, друзов и
черкессов.
Над Голаном доминируют, зачастую, заснеженные очертания горы Хермон,
достигающей на израильской территории высоты в 2.224 метра, истинного рая
для любителей горнолыжного спорта, т.к. снег часто остается лежать с
ноября по март. Со склонов горы Хермон берет начало река Иордан, воды
которой пополняются от таяния снегов.

БАНЯС

Зеленея лесами, оживляемыми плеском ручьев и шумов водопадов,
раскинулось по склонам Хермона местечко Баняс, с древних времен выбранное
судьбой, как храм природы. Уже ханаанцы, издревле являющиеся первыми
хозяевами этих мест, преклонялись родниковым божествам, а греки посвятили
их культу Пана, бога природы, которому воздвигли немало статуй, помещенных
в ниши, до сих пор сохранившихся неподалеку от главного родника. Кажется,
что нынешнее название этого места происходит от искажения арабами древнего
греческого названия Панеас, в то время как в римскую эпоху место это было
известно как Кесария Филиппи, неоднократно упоминаемое в Евангелиях.
Баняс, разрушенный землетрясением, был оккупирован крестоносцами,
поселившимися около 1130 года в расположенном неподалеку форте Субейба,
сооруженном на руинах замка Немрод, построенного, по преданию, легендарным
царем Вавилонии, сыном Кама, "первым, властвующим над землей". От форта до
сих пор сохранились остатки, говорящие о таинственном и захватывающем
прошлом, поскольку город после ухода крестоносцев попал в руки секретной
секты хашишимов, чьи адепты, употребляющие наркотики, зачастую пятнали
себя убийствами, совершаемыми, прежде всего, по политическим причинам,
отчего имя их стало, само по себе, символом насилия, от которого родилось
слово "преступник".