Столяров Д.Ю. Кортунов В.В. Пособие по культурологии

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

РАЗДЕЛ V
КУЛЬТУРА И ЭКОНОМИКА.
УПРАВЛЕНИЕ ИНСТИТУТАМИ КУЛЬТУРЫ


ТЕМА XVIII.
КУЛЬТУРА И ЭКОНОМИКА.
УПРАВЛЕНИЕ ИНСТИТУТАМИ КУЛЬТУРЫ

В России под термином "культура" понимают совокупность учреждений по духовному воспитанию населения, как-то: музеи, выставочные залы, театры и кинотеатры, дома и дворцы культуры и тому подобное. Решение проблем, связанных с нормальным функционированием данной сферы, в России, да и бывшем СССР сложно и неординарно. Довольно часто перевод какого-либо памятника истории и культуры под защиту государства приводит к его полному разрушению. И если в советскую эпоху некоторые меры все же принимались, то нынешняя финансовая ситуация во многом усложнила поддержание культурного достояния России на должном уровне. Приведем один факт. На поддержание институтов культуры и образования выделяется 3 % расходов государственного бюджета России, тогда как только на содержание президентских структур расходуется 5 %. Как говорится, цифры красноречивы. К финансовым проблемам институтов культуры добавляются и правовые. В Российской Федерации на сегодняшний момент нет закона о культурной сфере. Действуют старые нормативные акты, не отражающие реалии времени. Конечно, появляются новые документы, к примеру, указы президента, но они лишь призваны залатать дыры. К тому же существуют проблемы с подготовкой профессиональных кадров для управления учреждениями культуры и всей сферой культуры в государственном масштабе. То есть системного подхода к управлению институтами культуры так и не выработано.
Сфера управления институтами и объектами культуры - одна из самых противоречивых во всей системе современной российской экономики, что связано с общими кризисными явлениями, которые в сфере культуры приобретают особую остроту. Культура в России входит и в сферу услуг и одновременно является важным составным элементом социальной инфраструктуры, обеспечивающей нормальное функционирование общественного бытия человека. Сфера культуры в современной России делится на государственную - большая часть - и частную. Управление институтами и объектами культуры подразделяется на управление материально-технической базой, то есть зданиями, сооружениями, оборудованием, сырьем, технологическими процессами, обеспечивающими функционирование культурной сферы, и управление собственно духовной деятельностью. В настоящей ситуации наибольшие проблемы вызывают сложности с финансированием государственных областей культуры, так как для поддержания и развития культурной сферы необходимы немалые затраты, значительная часть которых приходится на восстановительный ремонт, модернизацию и новое строительство. Поэтому на сегодняшний день стоит только вопрос о поддержании функционирования культурных институтов. Согласно законодательству финансирование объектов культуры осуществляется четырьмя путями:
1. Средства из бюджетов: федерального (не менее 2%), республиканских (не менее 6%) и местных (не менее 6%).
2. Спонсорское участие (различные фонды содействия развитию культуры), дары и пожертвования.
3. Средства учредителей.
4. Собственные средства (доходы от культурной и коммерческой деятельности, экономия на налоговых льготах).
Однако нельзя не упомянуть и сложности, возникающие со второй составляющей сферы культуры. В частности, деятельность музеев заключается не только в экспонировании тех или иных предметов ради удовлетворения эстетических чувств населения, но и в приобретении этих самых предметов, большая часть которых реализуется через систему аукционов. Это требует серьезных затрат.
Попытки расширить область негосударственного финансирования культурной сферы в конце концов сводятся к увеличению оплаты предоставляемых институтами культуры услуг, а это вступает в противоречие с интересами низкооплачиваемых слоев населения. Но, несмотря на это, цена на услуги культуры в России развивается в соответствии с рыночными законами, то есть соотносится со спросом.
Важной частью нормального осуществления культурной деятельности и управления ею является законодательно закрепленные авторские права и права на владение интеллектуальной собственностью. Объект авторского права - это некая материальная форма, в которой выражены идеи. Объект интеллектуальной собственности - идеи, выраженные в определенной материальной форме. Авторские права подразделяются на неотчуждаемые, абсолютного характера (право авторства, право на авторское имя, право неприкосновенности произведения) и отчуждаемые, временного характера (право на опубликование, право на рассмотрение, право на воспроизведение). Несмотря на то, что в России существует закон об авторских правах, к сожалению, государство не берет на себя заботу следить за его соблюдением.
Будущая стратегия социально-экономического развития нашей страны обязательно должна предусматривать создание условий для нормальной культурной деятельности, основные из которых:
1. Бесперебойное и полноценное государственное финансирование.
2. Налоговая поддержка негосударственного финансирования.
3. Меры по сохранению культурного наследия.
4. Обеспечение прав и свобод культурной деятельности.
Если взглянуть на то, как решаются эти проблемы на Западе, можно увидеть очень четкое понимание того факта, что поддержание памятников истории и культуры в хорошем состоянии - это гарантированный ежегодный доход от туризма, и вложенные средства на реконструкцию окупятся с лихвой. Ярким примером тому является "выселение" из здания Лувра в Париже Министерства финансов, потому что было необходимо расширять и реконструировать Лувр именно как всемирный культурный центр. И финансы отступили перед культурой. Существуют страны, для которых доход от туризма является самой главной статьей бюджета, которая позволяет направлять вырученные деньги на развитие экономики, на помощь нуждающимся слоям населения. Мы видим гармоничное сочетание выгоды и пользы. Если говорить о современных культурных институтах, таких как музеи, театры, залы классической музыки и так далее, то забота о них возложена на местные бюджеты, конечно, кроме общенациональных достояний, находящихся на государственном попечении. В отличие от индустриальной России постиндустриальный Запад пришел к осознанию важности духовного развития индивидуума, хотя там под "духовным" понимается скорее интеллектуальное. Свобода выбора реализуется в том, что у человека есть возможность выбирать из множества имеющихся культурных институтов, и это множество должно быть обеспечено государством, так как всякий человек имеет право на духовное и интеллектуальное развитие. К сожалению, наше государство сначала ущемляет права человека быть человеком, а потом пожинает трагические плоды в виде преступности, алкоголизма, наркомании. Закон сохранения энергии парадоксально срабатывает и здесь: подъем экономики происходит за счет деградации духовности общества. Необходимо кардинально переломить ситуацию. И в этом первейшая задача современной российской культуры.
В эти сложные для российской культуры времена некоторую помощь оказывают международные организации, в частности ЮНЕСКО, или Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, существующая с 1946 года и имеющая более ста шестидесяти стран-участниц. Она объединяет и направляет усилия мирового сообщества по охране и использованию культурного наследия.
Основной проблемой культурного наследия является не только его сохранение в первозданном виде, но и включение накопленных культурных ценностей в иную культурную ситуацию, иной культурный хронотип. Сохранение культурного наследия внедрено в сферу интернационального взаимодействия и связано с системой международного культурного сотрудничества, но с другой стороны, - является неотъемлемой частью национальной культурной политики. Основным координатором международной и национальной деятельности по сохранению культурного наследия выступает ЮНЕСКО, под эгидой которого в 1972 году был создан Комитет всемирного культурного и природного наследия, выпустивший два программных документа - "Конвенцию по охране культурного и природного наследия" (1972) и "Рекомендацию по сохранению исторических ансамблей" (1976). Основной обязанностью Комитета является составление Списка выдающихся памятников мировой культуры и оказание государствам-участницам помощи в обеспечении сохранности соответствующих объектов. Внесение памятника культуры в Список всемирного наследия означает, что он становится объектом особой защиты и в целях его сохранения могут проводиться международные акции, оказываться финансовая и интеллектуальная поддержка. Еще одной международной организацией, сотрудничающей с ЮНЕСКО, является Международный совет по вопросам сохранения исторических мест и исторических памятников - ИКОМС, который строит свою практическую деятельность на охране культурно-исторических ценностей, их реставрации и консервации. По инициативе ИКОМС принят ряд документов - Венецианская Хартия (1964), Флорентийская международная Хартия по охране исторических садов (1981), Международная Хартия по охране исторических мест (1987), Международная Хартия по охране и использованию археологического наследия (1990). Среди негосударственных организаций, занимающихся вопросами всемирного историко-культурного наследия, необходимо выделить так называемый Римский центр - ИКРОМ, готовящий специалистов-реставраторов и координирующий научные исследования в области охраны и реставрации памятников.
В России охрана культурно-исторических памятников поручена Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры, которое осуществляет проекты "Русская усадьба", "Российский некрополь", "Храмы и монастыри", "Русское зарубежье". В связи с финансированием целого ряда культурных проектов нельзя не отметить роль Российского фонда культуры. Особая культурно-историческая ситуация современной России в качестве одной из самых актуальных ставит задачу перемещения культурных ценностей. В связи с этим в России в 1992 году образована Комиссия по реституции культурных ценностей, созданная для урегулирования взаимных претензий России и иностранных государств по возвращению культурных ценностей.

* * *

Хотелось бы отметить еще одну проблему, которая непосредственно связана с данной темой. Это проблема сложных отношений, которые складываются в ХХ веке между сферой культуры и сферой экономики, проблема, которая непосредственно сказывается на обыденной жизни человека. Само бытие человека оказалось раздвоенным. С одной стороны, постоянное стремление к реализации своей духовности, приобщению к высшим проявлениям культуры, к идеальным способам существования явилось необходимым условием сохранения собственно человеческого существа. С другой стороны, естественная необходимость удовлетворять свои утилитарные потребности, обустраивать свою биологическую ипостась составляют предметно-эмпирическое измерение бытия, вне которого невозможна достойная организация человеческой жизни.
С рождением капитализма эта проблема приобрела особенную остроту. Постепенно, с развитием науки и техники, расширением рынка услуг, капитал становится основным фундаментом всей социально-политической системы общества. Товарно-денежные отношения, изначально призванные быть лишь "строительным материалом", рычагом создания новой цивилизации, начинают приобретать концептуальный смысл. Капитал становится не только базой для построения нового общества, но и идеологией этого общества (если, конечно, понимать под идеологией систему идей, принятую в качестве официального аксиологического стандарта в рамках государства). В результате, построенная на этой основе цивилизация приобрела чисто экономический окрас. Более того, как это ни парадоксально, но цивилизация превратилась в источник импорта философско-идеологических принципов духовно-культурного сектора.
Факт вытеснения духовно-культурных ценностей экономико-технократическими основами современной цивилизации был замечен многими культурологами и философами XIX и XX века, начиная от Ницше, Шопенгауэра и Шпенглера и заканчивая Хайдеггером и Фроммом. По-иному, но с не меньшей болью эта мысль была выражена и представителями русского религиозно-философского ренессанса, увидевшими всю трагичность человеческого бытия, находящегося на пересечении мира "сего" и "иного", "дольнего" и "горнего", "феноменального" и "ноуменального".
В конце XX столетия проблема культуры и цивилизации, духовного и материально-экономического бытия человека обострилась как никогда. Все надежды на коммунистический рай полностью рассеялись. Идеология марксизма, постулирующая материально-экономический приоритет над духовным, не только не смогла обеспечить достойную жизнь человеку, но и послужила источником общей деградации духовности. Концепция "постиндустриального общества", во многом альтернативная марксизму, также не смогла вырваться из рамок прежних догм. Сегодня стало совершенно очевидным, что общество относительного экономического благополучия, призванное сделать предметно-эмпирическое бытие человека более комфортным, не только не справляется с глобальным духовным кризисом, но и служит источником все новых и новых катаклизмов.
Безусловно, свою роль в процессе капитализации и экономизации общества сыграли пресловутые ценности Нового времени, а если быть более точным - их упрощенная интерпретация в духе современного либерализма. Однако, констатируя процесс вытеснения духовно-культурных ценностей из жизни общества, нам необходимо более четко осмыслить саму причину этого процесса. И если обратно пропорциональные тенденции в развитии цивилизации и культуры налицо, то причины этих тенденций требуют дальнейшего анализа.
При этом, особое значение, сегодня приобретает еще один аспект названной проблемы. А именно - проникновение экономического фактора на все уровни человеческого бытия, начиная от обыденного мышления и заканчивая официальной идеологией. Соотношение культуры и цивилизации на сегодняшний момент уже нельзя рассматривать в традиционных формах, поскольку сама цивилизация (понятая в качестве утилитарно-прагматической структуры) претендует на создание своей собственной "культуры", со своей собственной иерархией ценностей. Нельзя не обратить внимание и на то, что процесс вытеснения духовности и сама культурная эсхатология теснейшим образом сопряжены с новым статусом экономических отношений. Меняется общественная психология человека; интенциональность (направленность) сознания приобретает сугубо "денежный" характер. Иными словами, сегодня мы становимся свидетелями рождения новой, монетаристской ментальности.
В этом плане, главную проблему в соотношении сферы культуры и экономики мы усматриваем в осмыслении факта трансформации самой сущности денег. Почему изначально созданные для совершенствования процесса товарообмена и жизнеобеспечения деньги переходят сегодня в иное измерение - измерение внеэкономических интересов? Как случилось, что "презренный металл" из всеобщего экономического эквивалента перерождается во всеобщий эквивалент свободы? Наконец, какими факторами обусловлено вторжение денежно-товарных ценностей в социокультурный слой человеческого бытия?
Проникновение экономического сознания в сферу культуры приводит к восприятию мира через сведение всего и вся к количеству и абстракции. Класс предпринимателей, занимающий центральное положение в капиталистическом обществе, исходя из особенностей своей профессии, вынужден оценивать сферу своей деятельности по количественному признаку. Для него нет реального товара, реальных людей, реальных покупателей или реальных конкурентов. Есть лишь цифры, которые иллюстрируют рентабельность производства, характеризуют положение рынка сбыта. Весь мир, в рамках предпринимательской деятельности, имеет выражение в цифрах и количественных характеристиках. В данном случае, бизнесмен имеет дело не с конкретным товаром и не с конкретными людьми, а с абстракциями, удобными для просчета эффективности производства или иных коммерческих сделок. Констатируя, что "современное массовое производство было бы немыслимо без количественного и абстрактного выражения", Эрих Фромм видит основной порок капиталистического уклада в том, что общество, "где экономическая деятельность стала главным занятием человека, процесс сведения всего к количеству и абстракциям перерос сферу экономического производства и распространился на отношения человека к вещам, людям и к самому себе".
По мнению Фромма, нынешний век характеризуется становлением нового типа рынка - рынка личностей. Не только мир в сознании человека стал товаром, но в товар превратился и сам человек, сама личность. Она теряет индивидуальные качества, ее кредо становится формула "Я таков, каким вы хотите меня видеть". Рыночно ориентированная личность становится объектом меновой стоимости. "Предпосылкой рыночной ориентации является пустота, отсутствие каких-либо определенных качеств, которые не могли бы подвергаться изменениям, поскольку любая постоянная, устойчивая черта характера в один прекрасный день может вступить в конфликт с требованиями рынка". Рыночная ориентация означает перерождение человека в товар, следовательно, означает смерть личности.
В завершении, в качестве информации к размышлению, хотелось бы напомнить слова замечательного русского философа Ивана Ильина: "Человек, уважающий себя лишь постольку, поскольку его уважают другие, - в сущности говоря, не уважает себя: его духовное самочувствие зависит от вторичных впечатлений, т.е. от чужой неосведомленности и некомпетентности; на самом же деле его снедает чувство собственной малоценности, тщеславие и жажда внешнего успеха; и если этот успех и популярность изменяют ему, то он перестает чувствовать свое духовное достоинство и личность его утрачивает свою форму. Подобно этому, человек, уважающий себя лишь за мнимые, или часто внешние, или же эмпирически-случайные свойства, - за то, что не составляет его духовного существа (за силу, за красоту, за богатство), - в сущности говоря, уважает не себя: его духовное самочувствие зависит от того, что, может быть, и принадлежит ему, но не есть он сам...".

СВОДНАЯ ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА
ПО ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ



Первобытная культура

5-4 тыс. лет до н.э.
сер. 4-го тыс. до н.э.

Древние цивилизации

1-ое тыс. до н.э.
X век до н.э.

Античность

V век н.э.
V век н.э.

Средние века

XIV - XV века н.э.
XIII - XIV - XV вв. н.э.
Возрождение

конец XVI века н.э.
XVII век н.э.
Новое время

ХХ век


СВОДНАЯ ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА
ПО ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ РОССИИ


Языческая Русь

988 год
IX век
Киевская Русь

1237 год
1237 год
Монголо-татарское нашествие

1480 год
XV век
Московская Русь

XVII век
XVIII век
Императорская Россия

1917 год
1917 год
Советская Россия

1991 год
1991 год

Постсоветская Россия


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ТЕМА I. Культурология и её проблематика. Культура как предмет анализа.

1. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. - М., 1969.
2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989.
3. Волков Г. Три лика культуры. - М., 1986.
4. Каган М.С. К вопросу о понимании культуры. // Философские науки, 1989, № 5.
5. Кассирер Э. Философия символических форм: Введение и постановка проблемы. / Культурология. ХХ век. Антология. - М., 1985.
6. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. - М., 1993.
7. Культурология. - М., "Знание", 1993.
8. Культурология. ХХ век. Антология. - М., 1995.
9. Семёнов Е.О. Дисциплинарный статус культурологии. / Наука и ее место в культуре. - Новосибирск, 1990.
10. Соловьёв В.С. Философия искусства и литературная критика. - М., 1991.
11. Фрейд З. Недовольство в культуре. / Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. - М., 1992, или в журн.: Философские науки, 1989, № 1.
12. Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1986.
13. Швейцер А. Культура и этика. / Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. - М., 1993.
14. Эпштейн М. Говорить на языке всех культур. // Наука и жизнь, 1990, №1.



ТЕМА II. Структура и морфология культуры. Типология культуры. Функции культуры.

1. Агости Э.П. Нация и культура. - М., 1963.
2. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. - Л., 1967.
3. Баткин Л.М. Тип культуры как историческая целостность. // Вопросы философии, 1969, № 9.
4. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977.
5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.
6. Зинченко В.П. Наука - неотъемлемая часть культуры? // Вопросы философии, 1990, № 1.
7. Культурология. - М., "Знание", 1993.
8. Маркарян Э.С. Культура как система. //Вопросы философии, 1969, №9.
9. Маркарян Э.С. О концепции локальных цивилизаций. - Ереван, 1962.
10. Мельвиль А.Ю., Разлогов К.Э. Контркультура и новый консерватизм. - М., 1981.
11. Розанов В.В. Религия и культура. - М., 1990.
12. Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. - М., 1991.
13. Семенов Ю.Н. Социальная философия А. Тойнби. - М., 1980.
14. Сноу Ч. Две культуры. - М., 1973.
15. Социология контркультуры. - М., 1980.
16. Субкультурные объединения молодежи. - М., 1987.
17. Типология основных элементов традиционной культуры. - М., 1984.




ТЕМА III. Культура и человек.

1. Баллер Э.А. О культуре и культурности. - М., 1966.
2. Диденко В.Д. Искусство, человек, противоречия культуры. // Философские науки, 1989, № 5.
3. Казначеев В.П., Спиркин Е.А. Феномен человека: комплекс социоприродных свойств. // Вопросы философии, 1988, № 7.
4. Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990.
5. Лакс Дж. О множественности человеческой природы. // Вопросы философии, 1992, № 10.
6. Лейбин В.М. "Модели мира" и образ человека. - М., 1982.
7. Личность в ХХ столетии. - М., 1978.
8. Петров М.К. Человек и культура в НТР. // Вопросы философии, 1990, №5.
9. Савицкая Э. Закономерности формирования "модели культурного человека". // Вопросы философии, 1990, № 5.
10. Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека. // Философские науки, 1990, № 12.
11. Соколов Э.В. Культура и личность. - Л., 1972.
12. Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1989.
13. Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1986.
14. Человек в мире художественной культуры. - М., 1982.
15. Человек. - М., 1991.

ТЕМА IV. Генезис культуры.

1. Алексеев В.П. Становление человечества. - М., 1984.
2. Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. - М.-Л., 1966.
3. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство древнего мира. - М., 1986.
4. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры. - М., 1993.
5. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. - М., 1983.
6. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. - Ереван, 1973.
7. Морган Л.Г. Древнее общество. - Л., 1935.
8. Пивоев В.М. Миф в системе культуры. - М., 1989.
9. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. - М., 1985.
10. Тайлор Э. Первобытная культура. - М., 1989.
11. Токарев С.А. Ранние формы религии. - М., 1990.
12. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. - М., 1989.
13. Хейзинга Й. Хомо луденс. - М., 1992.
14. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного. / Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991, или в журн.: Вопросы философии, 1988, №1.

ТЕМА V. Культура древних цивилизаций.

1. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. - М., 1986.
2. Древние цивилизации. - М., 1989.
3. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. - М., 1990.
4. Иллюстрированная история религий. В 2-х тт. - М., 1992.
5. Керам К. Боги. Гробницы. Ученые. - СПб, 1994.
6. Культура Древнего Египта. - М., 1976.
7. Лазарев М. Египет и Русь: солнечная связь. // Наука и религия, 1989, № 6.
8. Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. - М., 1980.
9. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. - М.-Л., 1956.
10. Мень А. История религии. В 7-ми тт. - Т. 2, 3, 6.
11. Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. - М., 1995.
12. Мифы народов мира. - М., 1992.
13. Рак И.В. Мифы Древнего Египта. - СПб, 1993.
14. Юнг К.-Г. О психологии восточных религий и философий. - М., 1994.
15. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994.

ТЕМА VI. Античная культура.

1. Античная Греция. В 2-х тт. - М., 1983.
2. Античность как тип культуры. - М., 1988.
3. Асмус В.Ф. Платон: эйдология, эстетика, учение об искусстве. / Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. - М., 1984.
4. Боннар А. Греческая цивилизация. - М., 1993.
5. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. - М., 1991.
6. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. - М., 1972.
7. Древняя Греция. - М., 1956.
8. Запад и Восток: традиции и современность. - М., "Знание", 1993.
9. История Европы. В 8-ми тт. - Т.1, М., 1988.
10. Культура и искусство античного мира. - М., 1980.
11. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Древнего Рима. - М., 1990.
12. Лосев А.Ф. Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии. - М., 1953.
13. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. - М., 1971.
14. Ницше Ф. Рождение трагедии. / Полное собрание сочинений в 9-ти тт. - Т.1, М., 1912.
15. Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. - М., 1975.




ТЕМА VII. Культура западноевропейского Средневековья.

1. Античность в культуре и искусстве последующих веков. - М., 1984.
2. Бицилли А. Элементы средневековой культуры. - М., 1995.
3. Гофф Ж. Ле. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992.
4. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1987.
5. Гуревич А.Я. Средневековый мир. - М., 1990.
6. Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья. - М., 1987.
7. Донини А. У истоков христианства. - М., 1979.
8. Европа в средние века: экономика, политика, культура. - М., 1972.
9. Из истории культуры средних веков и Возрождения. - М., 1976.
10. История Европы. В 8-ми тт. - Т.2, М., 1992.
11. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. - М., 1987.
12. Культура и искусство западноевропейского средневековья. - М., 1981.
13. Лобковиц Н. Христианство и культура. // Вопросы философии, 1993, N3.
14. Нессельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в средние века. - Л.-М., 1964.
15. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья. - М., 1989.
16. Уотт У.М. Влияние ислама на средневековую Европу. - М., 1976.
17. Хейзинга Й. Осень Средневековья. - М., 1988.

ТЕМА VIII. Культура Византии.

1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М., 1977.
2. Античность и Византия. - М., 1975.
3. Брунов Н.И. Архитектура Византии. / Всеобщая история архитектуры. - Л.-М., 1966, т.3.
4. Бычков В.В. Византийская эстетика. - М., 1977.
5. Византийская литература. - М., 1974.
6. История Византии. В 2-х тт. - 1967.
7. Культура Византии. - М., 1984 - 1991.
8. Культура Византии. / История Европы. В 8-ми тт. - Т. 2, М., 1992.
9. Лазарев В.И. Византийское и древнерусское искусство. - М., 1978.
10. Лившиц Е.Э. Очерки истории византийского общества и культуры. - М.-Л., 1961.
11. Лихачева В.Д. Искусство Византии IV - XV веков. - М.-Л., 1986.
12. Любарский Я.Н. Михаил Пселл. Личность и творчество: к истории византийского предгуманизма. - М., 1978.
13. Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV - XV вв. - Л., 1976.
14. Удальцова З.В. Византийская культура. - М., 1988.
15. Хвостова К.В. Византийская цивилизация. // Вопросы истории, 1995, № 9.

ТЕМА IX. Культура Возрождения. Реформация.

1. Античное наследие в культуре Возрождения. - М., 1987.
2. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. - М., 1987.
3. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1989.
4. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. - М., 1990.
5. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. - М., 1973.
6. Гарен Э. Проблемы итальянского Возрождения. - М., 1986.
7. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. - М., 1977.
8. Данилова И.Е. От средних веков к Возрождению. - М., 1975.
9. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М., 1989 (вып.1), 1990 (вып.2).
10. История западноевропейской литературы эпохи Возрождения (любое издание).
11. Корелин М.С. Очерки итальянского Возрождения. - М., 1986.
12. Кузнецов В.П. Идеи и образы Возрождения. - М., 1979.
13. Культура эпохи Возрождения. - Л., 1986.
14. Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. - М., 1972.
15. Немилов А.Н. Немецкие гуманисты XV в. - Л., 1979.
16. Проблемы культуры итальянского Возрождения. - Л., 1979.
17. Ревякина Н.В. Проблема человека в итальянском гуманизме второй половины XIV - первой половины XV веков. - М., 1977.
18. Ренессанс: образ и место Возрождения в истории культуры. - М., 1987.
19. Типология и периодизация культуры Возрождения. - М., 1978.
20. Эразм Роттердамский и его время. - М., 1989.

ТЕМА X. Культура Нового времени.

1. Аверинцев С. Два рождения европейского рационализма. // Вопросы философии, 1989, № 3.
2. Бернал Дж. Наука в истории общества. - М., 1956.
3. Бродель Ф. Время мира. (Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV - XVIII вв.). - М., 1992.
4. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.
5. Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. - СПб, 1913.
6. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). - М., 1985.
7. Городская культура: средневековье и начало нового времени. - Л., 1986.
8. Гуревич А.Я. Человек и культура: индивидуализм в истории культуры. - М., 1990.
9. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2. - М., 1990.
10. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. - М., 1993.
11. История философии и вопросы культуры. - М., 1975.
12. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. - М., 1985.
13. Лилли С. Люди, машины, история. - М.,1970.
14. Стрельцова Г.Я. Барокко и классицизм XVII века //Человек, 1991, № 2.
15. Туманов С.В. Общественный идеал: диалектика развития. - М., 1986.
16. Бесс Г. "Полезность" как основное понятие Просвещения. // Вопросы философии, 1972, № 4.
17. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции XVIII века. - М., 1977.
18. Дворцов А.Т. Жан Жак Руссо. - М., 1980.
19. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.2. - М., 1990.
20. Европейское Просвещение и Французская революция XVIII века. - М., 1988.
21. Западноевропейская художественная культура XVIII века. - М., 1980.
22. История зарубежного театра. Ч.1. Театр западной Европы от античности до просвещения. - М., 1981.
23. История зарубежной литературы XVIII века. - М., 1991.
24. История искусства зарубежных стран XVII-XVIII веков. - М., 1978.
25. История эстетической мысли. Т.2. Средневековый Восток. Европа XV - XVIII веков. - М., 1985.
26. Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? / Кант И. Сочинения. - Т.6. - М, 1966.
27. Кузнецов В.Н. Вольтер и философия французского Просвещения XVIII века. - М., 1965.
28. Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой Французской революции. - М., 1978.
29. Морлей Дж. Дидро и энциклопедисты. - М., 1982.
30. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. - М., 1973.
31. Огурцов А.П. Великая Французская революция и наука. // Вопросы философии, 1983, N3.
32. Проблемы Просвещения в мировой литературе. - М., 1980.
33. Художественная культура XVIII века. - М., 1974г.
34. Эйдельман Н. Твой восемнадцатый век. - М., 1986.
35. Андреев Л. Импрессионизм. - М., 1980.
36. Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. / Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. - М., 1995.
37. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М., 1986.
38. Гуревич П.С. Наука и человек в позитивизме. / Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. - М., 1995.
39. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 3. - М., 1993.
40. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. - Л., 1987.
41. История зарубежной литературы XIX века (любое издание).
42. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. - М., 1987.
43. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. - М., 1980.
44. Патрушев А.И. Макс Вебер: дух и этос капитализма. // Философские науки, 1990, № 6.
45. Риккерт Г. Философия жизни. - Пг., 1922.
46. Трубецкой Е.Н. Философия Ницше. - М., 1904.
47. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. - М., 1995.
48. Эйдельман Н. Твой девятнадцатый век. - М., 1988.
49. Яворская Н.В. Западноевропейское искусство XIX века. - М., 1962.
ТЕМА XI. Актуальные проблемы культуры ХХ века.

1. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. - М., 1986.
2. Вельш В. Постмодерн. Генеалогия и значение одного спорного понятия. // Путь, 1992, № 1.
3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. - М., 1991.
4. Гаджиев И.С. О природе конфликтов и войн в современном мире // Вопросы философии, 1997, № 6.
5. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен ХХ века. // Вопросы философии, 1992, № 2.
6. Гвардини Р. Конец Нового времени. // Вопросы философии, 1990, № 4.
7. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990.
8. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.3. - М., 1993.
9. Западные молодежные субкультуры 80-х годов. - М., 1990.
10. Зыбайлов Л.К., Шапинский В.А. Постмодернизм. - М., 1993.
11. Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990.
12. Краус В. На пороге нового тысячелетия. // Вопросы философии,1997, № 5.
13. Кризис цивилизации: выбор пути. - М., 1992.
14. Культурология. ХХ век. Антология. - М., 1995.
15. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М., 1990.
16. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991.
17. Полевой В.М. Искусство ХХ века. - М., 1991.
18. Постмодернизм и культура. // Вопросы философии, 1993, № 3.
19. Римский клуб. Декларация. Миссия. // Вопросы философии,1995, № 3.
20. Самосознание европейской культуры ХХ века. - М., 1988.
21. Современное западное искусство. - М., 1988.
22. Сумерки богов. - М., 1990.
23. Тавризян Г.М. О. Шпенглер, Й. Хейзинга: две концепции кризиса культуры. - М., 1989.
24. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. - М., 1993.
25. Эко У. Средние века уже начались. // Иностранная литература, 1994, № 4.
26. Яновец Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы // Вопросы философии, 1997, № 1.
27. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994.

ТЕМА XII. Идея российского культурного самосознания.

1. Архангельский А. "Гей, славяне!" Черты исторического самосознания на сломе эпох. // Новый мир, 1995, № 7.
2. Барабанов Е.В. "Русская идея" в эсхатологической перспективе. // Вопросы философии, 1990, № 6.
3. Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности. // Вопросы философии, 1992, № 1.
4. Евразийство: за и против, вчера и сегодня (материалы круглого стола). // Вопросы философии, 1995, № 6.
5. Игнатов А. "Евразийство" и поиск русской культурной идентичности. // Вопросы философии, 1995, № 6.
6. Познанский В.В. Очерк формирования русской национальной культуры. - М., 1975.
7. Русская идея. - М., 1993.
8. Русское православие. Вехи истории. - М., 1989.
9. Соловьев Вл. Когда был оставлен русский путь и как на него вернуться? // Наше наследие, 1988, № 2.
10. Степун Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры // Вопросы философии, 1997, № 1.
11. Цимбаев Н.И. До горизонта - земля! (к пониманию истории России) // Вопросы философии, 1997, № 1.
12. Щукин Г. Христианский Восток и топика русской культуры. // Вопросы философии, 1995, № 4.
ТЕМА XIII. Культура древних славян и языческой Руси. Киевская Русь.
ТЕМА XIV. Культура Московской Руси.
ТЕМА XV. Культура императорской России.

1. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. - М., 1993.
2. Акопян К. Соль земли? (интеллигенция как феномен русской культуры) // Человек, 1995, № 6 и 1996, № 1.
3. Борисов С.Б. Феномен интеллигента в контексте русской культуры. // Философские науки, 1991, № 3.
4. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. - М., 1989.
5. История культуры России. - М., "Знание", 1993.
6. Кривцун О. Художник в истории русской культуры: эволюция статуса. // Человек, 1995, №№ 1, 3.
7. Милюков П. История русской культуры. В 3-х тт. - М., 1993-1994.
8. Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. - М., 1984.
9. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. - М., 1990.
10. Успенский Н.Н. Избранные труды. В 2-х тт. - М., 1994.
11. Федотов Г. Святые Древней Руси. - М., 1990.
12. Фурман Д.Е. Выбор князя Владимира. // Вопросы философии, 1988, № 6.

ТЕМА XVI. Социокультурная ситуация в России ХХ века.

1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990.
2. Вейдле В.В. Россия и Запад. // Вопросы философии, 1992, № 1.
3. Возрождение культуры России. - СПб, 1993.
4. Гулыга А. Стать зеркалом души народа. // Вопросы философии, 1988, №9.
5. Диденко В.Д. Духовный космос искусства. - М., 1993.
6. Зак Л.М. История изучения советской культуры. - М., 1981.
7. Зиновьев А. Гомо советикус. - М., 1991.
8. Иванов Вяч. Воскрешаемая культура. / Иного не дано. - М., 1988.
9. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство.- М.,1994.
10. Кантор В.К. Западничество как проблема "русского пути". // Вопросы философии, 1993, № 4.
11. Капустин М. Конец утопии? - М., 1990.
12. Кортунов В.В. Софийность современного мира. // Социум, 1991, №5.
13. Лихачев Д.С. Русская культура в современном мире. // Новый мир. 1991, №1.
14. Неформальная Россия. - М., 1990.
15. Нифонтов О.Н. Проблемы развития культуры и искусства России на современном этапе. - М., 1990.
16. Очерки истории советского искусства 1917-1977 гг. - М., 1980.
17. Тоталитаризм и культура. // Вопросы литературы, 1992, № 1.
18. Фурман Д. Наш путь к нормальной культуре. / Иного не дано. - М., 1988.
19. Через тернии. - М., 1990.
20. Щукин В.Г. Культурный мир русского западника. // Вопросы философии, 1993, № 5.

ТЕМА XVII. Запад и Восток.

1. "Восток-Запад" в мировом историко-философском процессе. // Философские науки, 1988, № 7.
2. Взаимодействие культур Запада и Востока. - М., 1987.
3. Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. - М., 1977.
4. Запад и Восток: традиции и современность. - М., "Знание", 1993.
5. Конрад Н.И. Запад и Восток. - М., 1972.
6. Люкс Л. Евразийство. // Вопросы философии, 1993, № 3.
7. Петякшева Н.И. Диалог цивилизаций: Восток-Запад. // Вопросы философии, 1993, № 6.
8. Юнг К.Г. Различие восточного и западного мышления. // Философские науки, 1988, № 10.

ТЕМА XVIII. Культура и экономика. Управление институтами культуры.

1. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. - М., 1991.
2. Апресян Р. Ценностные контроверзы предпринимательства. // Общественные науки и современность, 1993, № 2.
3. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. - М., 1986-1992.
4. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1991.
5. Гельвановский М., Крюкова А. Рынок: формула счастья или трудный путь к согласию. // Общественные науки и современность,1992, № 2.
6. Глинчикова А.Г. Может ли быть товаром интеллектуал и продукт его труда? // Вопросы философии, 1997, № 3.
7. Давыдов Ю.Н. Гомоэкономикус. // Диалог, 1990, № 14.
8. Деловая культура российского общества. // Общественные науки и современность, 1993, №№ 3, 4.
9. Зарубина Н.Н. Социокультурные основы хозяйственной деятельности. // Социологические исследования, 1994, №№ 8, 9.
10. Кара-Мурза С. Что происходит с Россией? Куда нас ведут? Куда нас приведут? - М., 1993.
11. Кортунов В.В. Философия денег. - М., 1997.
12. Ксарджян С. Этика бизнеса. - М., 1992.
13. Кузьмин А.Д., Шапкин И.Н. Отечественное предпринимательство. - М., 1995.
14. Макашова Л. Этика и экономическая теория. // Общественные науки и современность, 1992, № 3.
15. Мальцев В.А. Человек и его отношение к труду. - М., 1988г.
16. Новый предприниматель - каков он? // Мировая экономика и международные отношения, 1992, № 5.
17. Отчуждение труда: история и современность. - М., 1989.
18. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. - М., 1992.




СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ.

Столяров Дмитрий Юрьевич - кандидат философских наук ("Феномен сверхсознания и трагедия гениальности в художественно-эстетическом творчестве"), магистр филологии ("Жерар де Нерваль: личность и мировосприятие"). Окончил филологический факультет Московского педагогического государственного университета имени В.И. Ленина. Преподаватель культурологии в высшей школе. Имеет ряд работ по культурологии, в том числе учебно-методических.

Кортунов Вадим Вадимович - окончил философский факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Кандидат философских наук ("Феномен эстетического в системе иррационального знания"), автор монографий ("Русский мистицизм в системе мировоззрений Востока и Запада", "Иллюзии обладания", "Философия денег") и публикаций по вопросам социальной философии, политологии и культурологии. Преподаватель культурологии в высшей школе.