ОГЛАВЛЕНИЕ

Лекция 10. Книги пророческие
Пророки и пророчества

В ветхозаветном Израиле пророки назывались "наби", т.е. говорящие, произносящие вдохновенные речи. Пророки избирались Богом для возвещения людям Его святой воли. Пророк (наби) - это вестник божественного откровения, и его речи должны были заслуживать исключительное внимание всех. Кроме того, евреи называли пророков видящими, провидцами. Эти названия означали духовно опытного и умудренного человека, который постиг тайны Божии. Они указывают на то, что возвещаемое пророком было получено им в состоянии видения, в особых образных откровениях (Числ.24,3 и 15-17). Пророки иногда назывались стражами (Иер.6,17; Ис.56,10; Иез.33,1-7), потому что они должны были бодрствовать и предупреждать свой народ об угрожающей ему опасности. Назывались также пророки пастырями (Зах.10,2; Иер.23; Иез.34), ибо должны были заботиться о порученных им овцах - израильтянах; мужами Божьими (2 Петр. 1,21) и т.д.
Таким образом, пророк - это человек, который по божественному избранию и полномочию передает Божии слова людям, для чего он имеет особые откровения и дары.
В широком смысле слова пророками могут быть названы все патриархи, получавшие Божии откровения, как, например, называется Авраам (Быт.20,7; 18,17; Иак.2,23). Многие богословы, как Ориген, Климент Александрийский и другие, называют пророками Адама, Авеля и всех патриархов, получавших откровения свыше (Лук. 11,47-51; Иуд.14; Пс.104,14-15).
Со времени Синайского законодательства, когда богоизбранный еврейский народ вступил в особые отношения со своим Богом, значение понятия пророка (наби) несколько видоизменилось. Теперь уже не всякий, получающий божественное откровение, называется пророком. Бог Свою волю открывал первосвященникам, дух Господень нисходил на судей, но никто из них, кроме Самуила, не назвался пророком.
У пророков подзаконного времени проявляются особые черты, на основании которых можно сделать определение пророка в настоящем смысле слова: пророк - это вестник и посланник Божий, это особый учитель ветхозаветного народа, избранный и посвященный на это важнейшее служение действием Духа Божия, а не правом преемства и закона как священники, левиты и цари, и которому Бог чудесным способом открывал Свою волю для передачи ее людям. Ветхозаветные пророки были богодухновенными мужами, призванными возвещать волю Божию о спасении избранного народа и всего рода человеческого. Они избирались Богом, чтобы охранять и изъяснять Моисеев закон, особенно его внутренний, нравственно-догматический, духовный смысл; поддерживать и охранять жизнь своего народа в определяемом законом направлении; предвозвещать будущее спасение человеческого рода через Спасителя к достойному Его принятию. Пророк - это человек, через которого говорил Бог. При этом пророк или говорил на понятном слушателям языке, т.е. проповедуя, во всеуслышание возвещал полученные им откровения; или же письменно излагал свои пророчества. Нередко пророк действиями своими показывал то, что именно Бог хотел сказать Своему народу (Иер.1,7-9; Амос 7,15-16; Ис.20 и др.).
В Моисеевом законе дана норма тех отношений, которые должны были быть между Богом и избранным народом, с которым Он вступил в завет. Но еврейский народ не был еще способен созерцать и усваивать высочайшие духовные истины в их духовной святости и чистоте. Поэтому закон был развит в обрядах, через которые чистая возвышенная истина могла быть доступна народу.
Хранителем и блюстителем религиозного закона (обрядов, ритуала) определено было священство. Священству была поручена более внешняя, обрядовая сторона закона (Лев.10,10-11; Втор.31,9-13). Но цель закона состояла не только во внешнем исполнении законных предписаний. Обряды должны были вести человека к высшей цели закона. А высшая цель закона состояла в познании Бога, обрезании сердца, обновлении духа, как не раз об этом упоминает сам Законодатель: "Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего, и не будьте впредь жестоковыйны" (Втор.10,16). "Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш" (Лев.19,2; 11,44) - вот основная мысль закона. Этого можно достигнуть не обрядами, а проникновением и принятием духа закона. Подзаконные должны были не успокаиваться на букве и внешнем исполнении закона, а проникать в его духовную сущность; во внешнем видеть внутреннее; в форме - святую истину. Моисеевым законом только начиналось воспитание избранного народа, но не заканчивалось.
В возвышенной цели закона полагались основные пророчества; в нем основная идея пророческого служения. Задачей пророков было то, чтобы свободно, на основании закона развивать духовное сознание народа словом и учением, раскрывая чистую высокую сущность истинного отношения Бога к человеку, смысл которого в искуплении через Агнца Божия.
Отличительные черты истинного пророка Ветхого Завета
Истинный пророк должен был быть из среды еврейского народа. Всякое нееврейское пророчество исключалось законом. Это преимущество только богоизбранного народа, за исключением загадочной личности Валаама. Истинный пророк поставлялся Богом как посредник между Ним и народом, подобно пророку Моисею. Все пророки основывались на законе. Поэтому во всех их речах и действиях, неисчислимо разнообразных и произносимых при различных обстоятельствах, наблюдается единство духа и направления.
Никто не мог быть избранным или посвященным в пророки по человеческой воле. Сам Бог, по Своей воле призывал пророка к этому служению, не считаясь со званием, состоянием, происхождением человека. Среди пророков были и из священнического колена Левиина: Иеремия, Еман, Асаф и др., и из простых людей, как Елисей-земледелец или Амос-пастух.
Призвав пророка, Бог непосредственно открывал ему Свою волю относительно личностей, Своего народа и человечества. Бог влагал Свое слово в уста его (Иезек.3,10-27; Авв.2,1-2; Иер.15,19 и др.).
В силу такого избрания, призвания и дарования откровений, при верном служении, пророки как бы занимали для народа положение вестников Бога на земле. "Так говорит Господь, Бог Израилев" - вот обычно начальные слова пророческих речей (Иер.37,7).
Пророчество не было выше закона. Оно было сосредоточением закона, полное глубокого прозрения в духовное богатство его величайших истин и постановлений. Пророчество являлось живым творческим раскрытием закона, применительно к определенному времени и обстоятельствам, потребностям народа и планам Всевышнего. Изменялась форма буквы, но единый, вечный, живой дух был один и тот же. К нарушению закона в любой форме пророки всегда относились крайне отрицательно.
История пророчества
Патриархи до потопа были в общем смысле пророками (Иуд. 14; Лук.11,47-51). Авраам назван пророком (Быт.20,7), Иаков пророчески благословил своих детей (Быт.49 гл.) и т.д., но несомненно выше всех пророков до и после дарования закона стоит пророк Моисей. Бог говорил с ним непосредственно и являлся ему в Своем образе (Числ.12,8). Служение Моисея, как законодателя, судьи, вождя и пророка, было необыкновенно высоко (Втор.34,10). Он неоднократно получал откровения от Бога. Господь говорил с ним как с другом, прямо высказывая Свои повеления.
В период судей "Слово Господне было редко, видения были не часты" (1 Цар.3,1; Суд.2,1; 6,12 и др.).
Новая эпоха пророческой деятельности началась с Самуила. Самуил явился великим продолжателем дела Моисея, как пророка. Величайшее бедствие - пленение ковчега завета язычниками - побудили народ объединиться под правлением царя. Самуил, считая это требование преждевременным, все же пошел на уступки народу и поставил над ними царя. Главное различие новой формы правления от прежней в том, что она становится наследственной. Царь мог оказаться в неповиновении Богу и Его законам, и поэтому народ, не твердый в законе, подвергался большой опасности. Нужны были представители Бога перед царями и народом, и ими стали пророки.
Пророк Самуил явился в духе и силе, как представитель откровения Господа. Своей деятельностью он охватывает священническую, судейскую, административно-политическую и пророческую области жизни народа. Самуил объяснял народу волю Божию, выраженную в законе, соответственно обстоятельствам и потребностям народа того времени. Он присутствовал, как главный, при жертвоприношениях; он собирал народ в Вефиле, Галгале, Раме и судил его. Самуил поставил царя, но в то же время показывал отношение к нему пророчества, что как представитель Божий, он властвует над царем. Царь Саул его волей и силой был свергнут, когда он стал противиться ему. Вместе с Самуилом явились целые сонмы пророков, известные под именем "сынов пророческих".
В Давиде мы видим царя по сердцу Божию в сочетании с высоким пророческим духом. Бог открывал ему свою волю непосредственно. Кроме того, у трона Давида мы видим великих пророков Гада и Нафана, которые бодрствовали над ним, предохраняли от отступления и вразумляли его в необходимых случаях.
С утверждением царства пророчество развивало в ветхозаветном народе идею царства Мессии, в возможной полноте и в доступном образе царства земного. Это выразилось в речах Нафана, в обетованиях Соломону, боговдохновенных писаниях Давида, Соломона и др.
Разделение одного теократического ветхозаветного царства на два явилось важнейшим событием в деятельности пророков и в жизни еврейского народа.
Пророк Ахия вначале содействовал Иеровоаму, но затем изменил свои отношения к этому царю отделившегося Израильского царства так же, как и Самуил переменил свое отношение к Саулу. Пророки стали единственными посредниками для воссоединения избранного народа. Не случайно царица Иезавель со страшной жестокостью обратилась против истинных пророков, изгоняя и умерщвляя их, и заменяя жрецами Ваала (3 Цар.18,4.19; 19,10). Нашлись и такие, которые, презрев божественное призвание, из лести предрекали угодное царю и становились придворными пророками лжи (3 Цар.22,6).
Бог в это время зажигает пламенную ревность в сердце великого пророка Илии. Снова появляются пророческие сонмы, руководимые Илией, а затем Елисеем. Их деятельность велика, но сила зла в отпавшем царстве была так значительна, что деятельность этих великих пророков осталась почти бесплодной.
Во время вавилонского плена пророки Иеремия, Иезекииль и Даниил в должной мере раскрывали дух и смысл закона и идею царства благодати. После плена непродолжительное время трудились пророки Аггей, Захария и Малахия. Прошло много лет, когда во исполнение пророчеств, явился последний великий ветхозаветный пророк Иоанн Креститель, в духе и силе древних пророков, чтобы сказать последнее слово Израилю и указать на пришедшего Мессию, нашего Господа Иисуса Христа.
Нравственная чистота, воздержание, искреннее благочестие, ревность по вере, бескорыстное попечение о благе общества, чистая и чуткая восприимчивость к слову Божьему - все это отличало пророческое служение (Самуил - 1 Цар.2,26; Даниил - Дан.1,8 и др.). Избранные на служение пророки получали особые благодатные силы и дары. Но пророки должны были сохранять себя в чистоте и достоинстве своего служения. В противном случае отвергались Богом и нередко становились ложными пророками. Пророки должны были быть бодрствующими стражами (Иез.3,17), верными до смерти в своем служении. Пророкам надлежало ревностно и бестрепетно проповедовать божественное слово перед теми, к кому они были посылаемы, как бы ни казалось оно горьким и тяжким для слушающих (Иез.3,18). Слушатели часто отвергали их слова, угрожали, преследовали и всячески гнали их. Но ничто не могло заградить уста пророков: они готовы были на смерть ради Слова Божия.
В связи с этим пророки в своем большинстве вели бедную, скитальческую жизнь, оставляя все житейские заботы. Елисей оставил свою ниву, Амос - свое стадо, Иеремия - преимущество священнического служения и т.п. Господь давал пророкам Свои откровения, которые служили предметом их речей (1 Цар.16,6-7; Дан.3,27; 3 Цар.19,9-19; Ион.1,3; 3,3 и др.).
Пророки получали откровения свыше через сны (Дан.7,1); через видения (Ис.1,1) и через слышание Слова Божия (Числ.11,6-8). Все многоразличные способы пророческих откровений можно свести к этим трем формам откровения (Иезек.11,24; Иоиль 3,1).
Пророки, видевшие видение, говорили и записывали свои речи после пророческого видения. Они говорили с полным и светлым сознанием, анализируя и размышляя о том, что они видели, что им было открыто (Иез.8,1-5; 11,24-25; Дан.8,2.27; 10,4-19; Иер.20,7-9; Числ.24,3-7.17; Ис.6 гл.; 3 Цар.22,19). Новозаветное определение состояния человека, получавшего откровения от Бога, записанное в 1 Кор.2,13, вполне подходит и к ветхозаветным пророкам.
Истинные пророки во время видения сохраняли ясное сознание и память о видении. Они вспоминают и передают свои видения с самыми точными подробностями, что было бы невозможно, если бы не сохранялось сознание.
В откровении истинных пророков мы видим взаимодействие просветленного, возвышенного духа человеческого с Духом Божиим. При этом вся внутренняя жизнь сосредоточивалась в едином духовном созерцании, в видении невидимого мира.
Апостол Петр назвал свое состояние во время видения исступлением (Деян.Ап.10,10.17; 11,15). Ап.Павел, как и другие пророки, свое состояние выразил словами: " он был восхищен" (2 Кор. 12,1-4).
Особенности пророческих речей
В своих речах и писаниях пророки изображали только то, что им открывалось в видении. В пророческом видении были объединены в одну картину отдельные события и образы, не связанные между собой по времени. Этот характер имеют особенно пророчества, свидетельствующие о Мессии. Это надо иметь в виду при исследовании мессианских пророчеств, чтобы иметь о них правильное представление и не впасть во множество ошибок. Учение о Мессии и Его царстве пророки никогда не изображали во всей полноте и подробностях, связях и последовательности. Они то изображают образ Мессии, то изображают лишь характер Его царства в каких-либо частных чертах, иногда проходя молчанием важное; то свидетельствуют о торжественном будущем; то видят только печаль и скорбь; иногда соединяют сходные по характеру события, но разные по времени и т.п. Так, например, пророки Иеремия (23,5-8) и Иезекииль (37,21-28) соединяют в одно изображение первое пришествие Христа в мир и будущее обращение к Богу евреев, обходя молчанием имеющее произойти между этими событиями ожесточение народа, опустошение земли и городов.
Эту особенность пророческих речей имел в виду ап.Павел, когда говорил: "отчасти знаем и отчасти пророчествуем" (1 Кор. 13,9). Важное следствие этой особенности пророческих речей то, что на все частные (отдельные) пророчества нужно смотреть только как на части одной общей великой картины, и что только тогда можно составить эту общую картину, когда все отдельные части её собрать и соединить, дав каждой подобающее ей место.
Поскольку пророки божественное откровение получали посредством созерцания, то им свойственно было будущее представлять в одной картине с настоящим. Все им представлялось в одной перспективной картине и они созерцали события не во времени. Пророки говорили о событиях и лицах отдаленного будущего, как о совершающихся при них (Ис.9*5-6); и употребляли глагольные формы то в прошедшем, то в настоящем, то в будущем времени, говоря об одном и том же событии. Пророки не определяют времени исполнения открываемых ими событий, если об этом нет особого божественного откровения (Иосифу, Даниилу).
Пророческие речи имели особую образность и символику. Пророки получали видения сообразно с их особенностями, познаниями и представлениями. Мессия представлялся в пророчествах:
а) как Царь (Ис.И гл.; Иер.23; Мих.5),
б) как Пророк (Ис.42; 49; Втор. 18,15) и
в) как Первосвященник (Зах.6; Ис.53). Иерусалим и Сион символизируют совершеннейшее будущее Царства Христа (Иоиль 3,16).
Мессианским пророчеством считается пророчество по следующим признакам:
- если отдельные его черты осуществлялись в жизни Иисуса Хриса, а в жизни другого лица они не имели места (Пс.21);
- если мессианское значение пророчества подтверждается соответствующими параллельными местами других пророческих видений (Иезек.21,27; Быт.49,10; Зах.6,12-13; Пс.109);
- если о мессианском значении пророчества свидетельствует Новый Завет.
Пророческие книги. Пророческие речи, вошедшие в канон Ветхого Завета, относятся, по времени своего происхождения, ко времени усиленной пророческой деятельности от 9-го до 5-го века до Р.Х. Откровения и речи пророков только этого периода были записаны, собраны и являются частью Ветхого Завета, как пророческие книги. Пророки многократно свидетельствуют, что Сам Бог повелел им записать свои пророческие речи (Ис.8,1-16; Иер.30,2; Дан.12,4 и др.). Пророки исполнили это повеление Господа. Всех пророков, оставивших свои книги, было шестнадцать. Первые четыре называются большими, а прочие 12 - малыми, конечно, по сравнительно малому объему их книг. В русской Библии пророческие книги расположены не по порядку времени их написания, а, вероятно, по объему. Из оставивших книг самым древним был Авдий (ок.885 г. до Р.Х.), за ним следуют Иоиль, Амос, Иона, Осия, Исайя, Михей, Наум, Аввакум и Софония. Это, так называемые, допленные пророки. Затем трудились пророки периода плена - Иеремия, Иезекииль и Даниил; и, наконец послепленного периода: Аггей, Захария и Малахия (V в. до Р.Х.).
Писания пророков важны уже по обилию содержащегося в них учительного материала. В них мы находим величественные описания личности и свойства Бога. Они дают нам возможность проникать в невидимый мир и в таинственные глубины человеческого сердца. Изображая свой народ, пророки показывают нам как бы зеркало, в котором мы видим и отражение нашей жизни. Особенно важны книги пророков для нас, христиан, потому что в них мы находим исполнившиеся с совершенной точностью пророчества об Иисусе Христе, нашем Спасителе, а также об иудеях и других народах. Наш Господь Сам указывал на пророчества, как на вернейшее свидетельство о Нем и Его деятельности (Деян.5,39). Пророчества важны для нас и потому, что часто в них образно раскрывается то, что в Новом Завете упоминается кратко, намеками (Ис.53; Иоан.1,29).
Язык пророков. Так как пророки не были безвольными и бессознательными орудиями Духа Божия, но сохраняли свои характерные индивидуальные свойства при изложении откровений, то понятно, что и язык пророков носит различные степени совершенства. Амос говорит как простой труженник села, Даниил - как государственный муж и т.д.
Как изучать пророческие книги
Прежде всего следует всесторонне изучать жизнь автора пророческой книги, отыскав исторические и другие сведения о нем в его записях и других частях Священного Писания. Следует представлять его избрание, семейное и общественное положение, место деятельности, эпоху и обстановку, в которой он жил; какие цари управляли в его время его народом и соседними языческими государствами и их взаимоотношения. Очень важно представлять духовное состояние народа во время его деятельности, а также труд предшествующих пророков.
Что же касается самих речей пророка, то важно руководствоваться, при исследовании их, следующим правилом: прежде всего, ищите прямого, буквального смысла изучаемых вами слов, по отношению к лицу или народу, для которого они непосредственно произнесены и написаны. Это поможет затем произвести духовное толкование и раскрыть прообразное значение слов пророков.
Необходимо помнить, что весь Ветхий Завет глубоко связан с историей и судьбой Израиля, избранного на земле народа Божьего; что пророчества (как о наказаниях и благословениях, так и о грядуших событиях), в основном, относятся к нему. Богоизбранный народ - часто падавший, но любимый; наказуемый, но хранимый - является национальным центром всех пророчеств. Земля его, опустошенная и попираемая всеми, но предназначенная сделаться славою всех земель, является географическим их центром. Мессия (Христос) является наивысшим истинным божественным центром всех пророчеств. Помните, что многие пророчества уже давно исполнились и укрепляют нашу веру в исполнение оставшихся пророчеств.
Хронологическая таблица
(по материалам А.П. Лопухина "Библейская история" и др.)

Израильский народ Пророки Египет Азия Европа XV в. (1496 г. до Р.Х.) Исход из Египта Моисей XVIII династия Тутмес IV Основание Тира Кекропс, основатель Афин 1456 Вступление в ханаанскую землю Иисус Навин XIX династия 1100 Помазание Саула на царство Самуил XXI династия Рамзес III Навуходоносор I Вавилонский (1150) Взятие Трои (1180) 1060 Воцарение Давида Самуил, Нафан, Давид, Гад Храм Тирский 1020 Воцарение Соломона Фараоны: Пинотен, Писевхан 980 Разделение Царства Ахия XXII династия Сусаким I Основание Дамасского царства Деряне в Пелопонессе 923 Ахав - царь израильский Илия Узарикон I Ефваал, царь Тирский и Сидонский "Илиада" Гомера 885 Воцарение Ииуя и истребление дома Ахава. Цари иудейские: Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия, Манассия Елисей, Авдий (990), Иона (862), Иоиль (800), Амос (787), Исаия (760), Михей (750) Узарикон II Салманассар II ассирийский Ликуррг в Спарте (776), основание Рима (750) 772 Взятие Самарии и гибель царства Израильского. Царь Осия Осия (745), Исаия, Михей, Наум (713) XXIV династия Салманассар IV ассирийский (4Цар. 17,3), Саргон ассирийский Конец 1-й месенской войны (723), Наума-Помпимит (715-672) 700 Осада Иерусалима ассириянами при Езекии Исаия, Михей, Наум XXV династия, Тригак Сарданапал (Сарак) и падение Ниневии (625) Основание Македонского царства 640 Осия и его преобразования XXVI династия Набополассар - основатель вавилонской монархии 2-я месенская война. Драконово законодательство в Афинах (624) 609 Иоахаз Софония (630), Иеремия (629-588), Аввакум (626, Даниил (607-524) Нехо (4Цар. 23,29-35) 588 Разрушение Иерусалима и падение царства Иудейского Даниил (607-534), Иезекииль (595-574) XXVI династия Навуходоносор II в Вавилоне Солон в Афинах (594) 539 Падение Вавилона Амозис Валтасар в Вавилоне и взятие его Киром Пизистрат в Афинах; Крез в Лидии 536 Указ Кира об освобождении иудеев из плена Аггей (520) Камбиз в Египте (525) Дарий Ксеркс (485-465) Поликарпатиран Самоскин (532-522) 477 Есфирь и Мардохей Захария (520-487) XXVII династия персидская Артаксеркс I Конец персидских войн в Греции 457 Деятельность Ездры, Неемии Ездра, Неемия, Малахия (397) Афиняне в Египте Геродот (484-407) Перикл (444), Законы XII табл. В Риме 332 Иудеи под греческим владычеством Покорение Египта македонянами. Основание Александрии (332) Покорение Азии македонянами Александр Македонский (336-323) 312 Иудеи под властью Египетских царей Птоломей в Египте Селевкиды в Азии Кассандр в Македонии 203 Иудеи под сирийским владычеством Определение книг пророческого канона Птоломей V Епифан (206-181) Антиох Великий (223-187) Вторая Пуническая война римлян с Карфагеном (218-201) 167 Независимость иудеев при Асмонеях (Маккавеях) Птоломей Евергат II (146-117) Антиох Епифан (175-164), Митрилат Великий (120-63) Завоевание римлянами Македонии (168) 63 Иудеи под римским владычеством Птоломей XI (80-51) Триумвират Цезаря, Красса и Помпея (60) 37 до Р.Х. - 4 по Р.Х. Ирод Великий Иоанн Креститель, рождение Спасителя Христа Клеопатра. Превращение Египта в римскую провинцию Фрат IV парфянский Октавиан Август, основывает Римскую империю (27 г. дор Р.Х.)

Введение в книгу пророка Исайи

Автор. Имя пророка "Исайя" в переводе с еврейского означает "спасение Иеговы". Отец Исайи - Амос, по еврейскому преданию, был братом Амасии, царя Иудейского (4 Цар. 14,1). Исайя жил в Иерусалиме, имел свой дом, был женат и имел детей. Свою жену он называл пророчицей (8,3). Имена его сыновей символически предуказывали на суд Божий, которому должны были подвергнуться Иудейское и Израильское царства (7,3-8; 8,3.18), а имя самого пророка - отца было символом спасения через благодать.
Исайя жил очень долго и его пророческая деятельность была весьма продолжительной. По ясному указанию самого Исайи, он пророчествовал в царствование Озии, Иофама, Ахаза и Езекии, царей Иудейских (Ис.1,1). Нам не известно, были ли откровения у Исайи до видения Господа Саваофа в год смерти царя Озии. Библия не сообщает нам также о смерти пророка. Талмуд свидетельствует, что Исайя был перепилен деревянной пилой в царствование нечестивого царя Манассии (Иер.2,30; 4 Цар.21,16; Евр.11,37).
Что касается духовного облика пророка, то этот облик поражает нас своим величием. Исайя призван на высокое служение Самим Господом (6 гл.), и пророк везде проявляет самое глубокое послушание воле Божией. С великим мужеством открыто он осуждает политику Ахава (7 гл.), обличает царедворца Севну (22 гл.), а также других иудейских правителей, священников и т.д. Во времена Езекии молитвами Исайи сотворены два чуда:
1) в одну ночь истреблено ассирийское войско под стенами Иерусалима (37,4-36);
2) возвращена тень от солнца на десять ступеней (38,8).
Прежде пророка Исайи Иона уже пророчествовал в северном Израильском, а Иоиль - в южном Иудейском царствах. Современниками Исайи в Израильском царстве были пророки Осия и Одед (2 Пар.28,9), а на юге - Захария, имевший дар истолкования видений Божиих и бывший руководителем царя Озии в его молодые годы (1 Пар.26,11).
В то же время выполняли свое служение пророки Амос и Михей, а позже Наум.
Эпоха Исайи. Окончательное призвание Исайи было в год смерти царя Озии, но пророк, по-видимому, уже до этого совершал пророческое служение (1-6 гл.) и описал дела Озии прокаженного в книге, которая не сохранилась (2 Пар.26,22). Озия (Азария) - 2 Пар.26 гл., - был благочестивым царем и успешно правил Иудеей. В последние годы жизни он был поражен проказой и его сын Иофам правил Иудеей (4 Цар. 15,5; 2 Пар.26,21-27 гл.). Иофам был также благочестивым человеком, но народ своими отступлениями от закона Божия стал навлекать на себя гнев Божий, пророк возвещал своим согражданам об ожидающих их наказаниях.
После Иофама на престол вступил царь Ахаз (4 Цар. 16; 2 Пар.28), который царствовал шестнадцать лет. Он уклонялся в идолопоклонство и его царство страдало от сирийцев и израильтян, иудеев и филистимлян. В своих речах Исайя порицал политику Ахаза, обратившегося за помощью к ассирийскому царю Феглаффелласару (Ис.гл.7-10; 14 и 17; 4 Цар.16,7).
Езекия, сын Ахаза (4 Цар. 18,22; 2 Пар.29-32), был царем 29 лет. Этот богобоязненный правитель заботился о восстановлении истинного богослужения по Моисееву закону (4 Цар. 18,4.22). Сначала его окружали люди, мало понимавшие о сущности владычества Бога над избранным народом и склонявшие царя к заключению союзов с языческими царями, но потом, под влиянием пророка Исайи, Езекия утвердился в том, что единая крепкая опора для его государства есть Сам Иегова. К этому периоду относятся остальные главы книги пророка Исайи.
Во дни Исайи на жизнь Иудеи и Израиля наиболее сильно влияла Ассирия (Ассур). Во дни Озии ассирийский царь Фул опустошил Израильское царство (4 Цар. 15 гл.), Феглаффелласар повторил нашествие на Израиль при Ахазе, а при правлении в Иудее Езекии Израильское царство было уничтожено ассирийским царем Салманассаром (722 г.). Его преемник Сеннахирим пытался подчинить и Иудейское царство, но Иудея была покорена позже при Манассии, который был уведен в плен. Вскоре Ассирия пала под ударами мидийцев и вавилонян.
Иудея при жизни Исайи, в основном, состояла в союзе с Египтом. Но эта великая держава была обессилена внутренними распрями.
Северный сосед Палестины - Сирия, с главным городом Дамаском, постоянно боролась с ассирийским владычеством.
В эпоху Исайи Иудейское и Израильское царства почти всегда находились между собой во враждебных отношениях, и это, конечно, не могло не отразиться на печальной судьбе, которая постигла Израильское и Иудейское царства.
Книга Исайи состоит из его речей. Они размещены не строго хронологически. По содержанию книгу пр.Исайи можно разделить на две части: первая часть (1-39 гл.) содержит обличения, а вторая - (40-66 гл.) - утешение народу в виду предстоящего вавилонского плена.
В первой части (1-39 га.) пророк упрекает еврейский народ за его упорство, с каким он отвращался от исполнения воли Божией, главным образом, во дни Ахаза. Пророк резкими чертами рисует:
1) неблагодарность их по отношению к своему благодетелю - Иегове;
2) подражание их язычникам в нечестии и даже идолослужении (2,20; 17,8; 30,22; 31,7);
3) неверие в божественное откровение (29,9-15);
4) поверхностное, внешнее исполнение требований Моисеева закона, соединявшееся с полной безнравственностью (1,10-15);
5) недостаток честности и справедливости по отношению к ближнему, отсутствие взаимной любви и милосердия к бедным (1,16-17 и др.).
Особенно строго пророк относился к великим мира, которые открыто позволяли себе нарушать требования правды Божией (1,18-31; 5,23; 10,1; 32,5-7; 33,1-5). Политика иудейских правителей, видевших спасение Иудеи в союзах с сильными языческими соседями, здесь находит себе также резкое осуждение (8,6 и сл.; 30,1 и сл.; 39,1-7).
Ввиду развращения народа пророк угрожает ему судом Божиим, исполнителями которого должны выступить языческие народы; предрекает опустошение обетованной земли и изгнание из нее евреев (6,11-13; 5,13; 17,9), причем довольно ясно говорит и о взятии Иерусалима врагами (2,15; 3,8.16; 22,5; 30,13-25), о скором падении Самарии (гл.28) и о вавилонском пленении иудеев (39,5-7). Но, с другой стороны, и в этой части книги Исайи сказано немало пророчеств, открывающих светлые перспективы будущего. Пророк изображает, как страна восстанет из глубокого унижения после ассирийского нашествия. Вот рисуется новый Властелин избранного народа - Мессия. Он будет потомком Давида по плоти, но духовно - это Бог. Он распространит Свою власть над всею вселенной... Но и в ближайшем будущем Израиль, по словам пророка, может удостоиться милостей Божиих. Помощь от Господа Исайя предлагал сначала Ахазу, а потом Езекии - тому и другому по причине нашествия врагов (7,3-25; Ис.36 и 37; 4 Цар.гл.19). Господь будет охранять Сион - эту Свою святую гору, если только Израиль сохранит преданность Иегове (14,32 и др.).
Первая часть книги Исайи содержит в себе следующие отделы: общее вступление (1-6 гл.); речи об отношении Израиля к Ассуру (7-12 гл.); пророчества об иноземных народах - Вавилоне (13-14,23), Ассуре и др. (14,28-20,6) и о последнем суде над миром (24-27 гл.); отношение Израиля к Ассирии в дни Езекии (28-33 гл.) и т.д.
Вторая часть книги Исайи (40-66 гл.) образует собой одно стройное и законченное целое. Она делится на три отдела по девять глав. Эти 27 глав описывают эпоху искупления Израиля и затем всего человечества, от времени освобождения из вавилонского плена до последнего Суда над миром. В первом отделе (40-48 гл.) пророк изображает, главным образом, избавление ветхозаветного народа от вавилонского плена, касаясь местами нравственного освобождения Израиля от господства греха благодаря Мессии. Во втором отделе (49-57 гл.) внимание пророка сосредоточено на личности кроткого раба Иеговы - Мессии (52,13), страдания Которого за грехи людей изображены здесь с поразительной силой и ясностью.
В третьем отделе (58-66 гл.) пророк изображает прославление этого великого Страдальца. Мессия здесь является как первосвященник, царь и пророк в одно и то же время. Он творит суд над миром и созидает новую лучшую жизнь.
Таким образом, мы видим, что соединение настоящего и будущего, без разграничения времени, очень свойственно Исайи. Но иногда он в своих пророчествах делал точные определения относительно времени (7,8.14-16; 8,1-4; 16,14; 37,30; 38,5). Речь его везде дышит силой и отличается ясностью и разнообразием ораторских выражений. Его пророчества о Мессии поражают величественностью образов, его обличения - потрясающи, его увещания в высшей степени убедительны, угрозы - сильны и т.д. Поэтому-то Исайя занимает первое место среди писателей-пророков. За яркие пророчества о Мессии его называют ветхозаветным Евангелистом (7,14; 9,1-2; 40,3-5; 42,1-2; 49,6; 53; 61,1-2 и др.). Важное значение книги пророка Исайи видно из того факта, что на нее ссылаются пророки Иеремия, Софония и Захария, и из того, что в Новом Завете имя Исайи упоминается 21 раз, а его пророчества приводят около 80 раз. В дни жизни Господа Иисуса Христа и Его апостолов авторство пророка Исайи было авторитетно подтверждено (Лук.4,17-22; Матф.15,7-9; Лук.22,37; Деян.Ап.8,28; Римл.9,27-29; 10,20 и т.п.)
Контрольные вопросы
1 Пророки и их служения (названия, определение; пророки, закон и священство).
2. Основные черты истинного пророка и его служения.
3. История пророчества.
4. Формы пророческих откровений.
5. Особенности пророческих видений.
6. Особенности пророческих речей.
7. Мессианские пророчества.
8. Как изучать пророческие книги?