ОГЛАВЛЕНИЕ

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

К главе первой:

1. Кто такой был Эпименид? Какие три предпосылки были заключены в его необычном жертвоприношении?
2. Сравните "выкладывание стриженой шерсти" Гедеоном (Суд. 6:36-40) с тем, как Эпименид "выставил целую отару". Действителен ли этот общий принцип распознавания воли Божьей еще и сегодня? Совершали ли вы когда-либо похожие попытки? Каковы были результаты?
5. Как реагировал Павел на идолопоклонству в Афинах? В связи с чем он иначе отнесся к одному определенному жертвеннику в этом городе? В каком смысле идолопоклонство содержит в самом себе "фактор инфляции"?
4. Что такое Септуагинта? Какова была основная трудность, с которой столкнулись работавшие над ней переводчики? Как они с ней справились? Согласились ли апостолы с тем, как переводчики разрешили эту задачу?
5. Каковы свидетельства того, что Павел был знаком с историей Эпименида и относился к нему с уважением?
6. Какое еще известное греческое понятие, кроме теоса, стало приемлемым для обозначения Бога и на каком основании? Который из апостолов сделал употребление этого термина распространенным среди христиан?
7. Кто такой был Инти и кто такой Пачакути? На каком основании последний усомнился в достоинствах первого?
8. Что за серьезная политическая проблема воспрепятствовала религиозной реформе Пачакути? Не могли бы мы отыскать лучшее решение этой проблемы?
9. Почему можно сказать, что европейские христиане предали ацтеков, майя и инков даже страшнее, чем Кортес, Писарро и другие конкистадоры?
10. Сравните духовную интуицию фараона Эхнатона и инки Пачакути. Как вы думаете, почему светские ученые по существу игнорировали проницательность одного и превозносили - другого?
11. Найдите параллели между Ветхим Заветом и версией происхождения человека в преданиях санталов.
12. Какое упомянутое ранее библейское событие подтверждает право Скрефсруда признать имя Такур Джиу в качестве полноценного имени Всемогущего для санталов?
15. Как в целом отнеслись теологи к известиям о широко распространенном в мире феномене "бога небесного"? В чем теологи непродуманно сыграли на руку эволюционистам?
14. Как местная религия племени гедео в Эфиопии приготовила путь Благовествованию?
15. Что заставило миссионера Юджина Розенау воскликнуть, что люди племени мбака ближе к истине, чем его собственные предки в северной Европе?
16. Что имеется в виду под искупительной чертой? Почему не следует называть ее искупающей?
17. В чем главное противоречие между великим поручением и человеческой гордыней?
18. Какова была основная ошибка в мышлении ранних китайских теологов, позволившая конфуцианству, таоизму и буддизму занять место изначального поклонения Шан Ти-Хананим?
19. Как христианство пыталось исправить эту древнюю ошибку?
20. Почему протестантские миссионеры быстрее добились существенного успеха в Корее, чем католики? И что, в результате, пытались предпринять последние, чтобы наверстать упущенное?

К главе второй:

1. Отыщите параллели между Библией и удивительными религиями каренов, качинов, лаху, ва, лису, нага и мизо. Какой главный акцент, существующий в Библии, отсутствовал в этих народных верованиях?
2. В какой форме видели эти народные верования будущее Божье откровение, предназначенное возместить то, что было утрачено?
3. Какими были основные препятствия, которые сумел с Божьей помощью преодолеть Ко Tax Биу, и что, им совершенное, предоставило ему честь называться "каренским апостолом"? Какой вклад внесло племя каренов в целом в жизнь окружающих его народов?
4. В чем ошибся профессор Гуго Бернацик, оценивая ситуацию, связанную с качинами и лаху?
5. Какие основания дает нам Священное Писание, чтобы признавать существование необычайно просветленных язычников, таких, как Эпименид, Пачакути, Колеан, Пу Чан, Варасса и других, как доказательство некоего света, разлитого Богом по всему миру, в качестве свидетельства, приготовляющего пути для Благовествования?

К главе третьей:

1. Какова была замечательная сторона языческих культур, которая привлекла внимание апостола Павла, и как он ее объяснял?
2. В чем наблюдения Павла помогают нам лучше понимать культуру племени даяков на Борнео, асматов и яли в Новой Гвинее и древнюю культуру Гавайских островов?
3. В чем асматы - людоеды и охотники за головами из Новой Гвинеи - превосходят еврея Никодима?
4. Приведите два примера библейских понятий, закодированных в китайских иероглифах.
5. Объясните концепцию священной четверки. Какая символика заложена в священной четверке для индейцев Северной Америки?
6. Каким образом почитается в Библии число четыре? Какие богословские параллели помогают Благовествованию легче проникать в сознание индейцев?

К главе четвертой:

1. Как Эдвард Тайлор использовал теорию Дарвина, чтобы объяснить развитие религии? Каковы были те свидетельства, прибывающие со всех концов мира, которые опровергали теорию Тайлора? Как отнеслись к этим свидетельствам представители раннего эволюционизма? Назовите двух ученых-этнологов начала двадцатого века, которые стремились опубликовать факты, противоречившие теории Тайлора.
2. Назовите два главных пути развития теории Тайлора и покажите, как каждый путь, доведенный определенными людьми до своего логического конца, кончался катастрофой.
3. Какое предостережение следовало бы усвоить идеологическим реформаторам после изучения вышеописанного случая?
4. Какие недавние события в истории помогают исправлять катастрофический эффект теории Тайлора?

К главе пятой
:
1. Объясните, как взаимно дополняют друг друга исходный и конечный ряды Авраамова Завета.
2. Кому "адресовал" Бог благословение, содержащееся в "конечном ряде"? Перечислите некоторые повествования Ветхого Завета, в которых говорится о сыновьях и дочерях Авраама, исполняющих волю, заключенную в конечном ряде Завета.
5. Какие места в Библии подтверждают, что апостолы Петр и Павел, а также автор Послания к евреям, рассматривали Завет Авраама (включая его конечный ряд), как основание эры Нового Завета?

К главе шестой:

1. Перечислите несколько случаев, когда Иисус обнаруживал полную преданность конечному ряду Авраамова Завета - по мере Своего служения а не только в последнюю минуту перед вознесением.
2. На основании Благовествования от Матфея (10:5-6 и 15-24) некоторые считают, что Иисус явился, чтобы предложить евреям реальное и буквальное царство, дающее им исключительную власть над язычниками - и близкими, и далекими, и что Он прибег к великому поручению только как к своего рода "запасному варианту" после того, как евреи отвергли план, котрый Он сам предпочитал. Попробуйте рассмотреть эту теорию, основываясь на том же Благовествовании от Матфея (10:18) и других похожих местах Писания.
5. Опишите случаи, когда Иисус использовал встречи с неевреями, чтобы учить идее всемирной перспективы.

К главе седьмой:

1. В каком отношении решающим было служение диакона Филиппа?
2. Процитируйте места из "Деяний апостолов", которые демонстрируют, как двенадцать апостолов, если не явно, то подсознательно, медлили исполнять конечный ряд великого поручения.
3. Что могло быть весьма вероятным и едва прикрытым мотивом Луки для написания "Деяний апостолов"?
4. Каковы были две новые идеи Павла? Чем церковь отличается от синагоги? Чем отличается от церкви отряд миссионеров?
5. Что было ошеломляюще несправедливым в договоре, описанном в Послании к галатам (2:9)?
6. Какой последний "аргумент" использовал Бог, чтобы убедить апостолов покинуть их гнездо в Иерусалиме?
--------------------------------------------------------------------------------

БИБЛИОГРАФИЯ

Bavink. J.H. An Introduction to the Science of Missions. Translated by David H. Freeman. Nutley, NJ: Presbyterian and Reformed Publishing Co., 1977. Направление, которое представляет Бэвинк, склонный ставить под сомнение важность библейских параллелей в языческих культурах, можно назвать "школой старого подхода" к миссионерской деятельности.
Bennett, Wendall, and Bird, Junius. Andean Culture History. Lancaster. PA: Lancaster Press, Inc., 1949 and 1960.
Bruce, F.F. The Spreading Flame: The Rise and Progress of Christianity. Grand Rapids: Wm. B. Eerd-mans Publishing Co., 1958.
Cottrell, Leonard. The Horizon Book of Lost Worlds. New York: American Heritage Publishing Co., 1962.
Frazer. Gordon. Symposium on Creation. Edited by Donald W. Patten. Grand Rapids: Baker Book House,1975.
Fuller, Harold W. Run While the Sun Is Hot. Cedar Grove: Sudan Interior Mission, 1967.
Howard, Randolph L. Baptists in Burma. Philadelphia: The Judson Press, 1931.
-"-"- It Began in Burma. Philadelphia: The Judson Press, 1942.
Jacobson, Daniel. Great Indian Tribes. Maplewood, NJ: Hammond Inc., 1970
Kang, C.H., and Nelson, Ethyl R. The discovery of Genesis. St. Louis: Concordia Publishing House, 1979.
Latourette, Kenneth Scott. A History of Christianity, Beginnings to 1500, Volume 1. New York:
Harper and Row Publishers, 1953.
-"-"- A History of Christianity, Reformation to the present. Volume 2. New York: Harper and Row Publishers, 1953.
Lutz, Larry. The Mizos - God's Hidden People. San Jose, CA: Christian Nationals Evangelism Commission, Inc., 1980.
McBurnie, William Stuart. The Search for the twelve Apostles. Weaton, IL: Tyndale House Publishers, Inc., 1973.
Mayers, Marvin K. Christianity Confronts Culture. Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1974.
Murphree, Marshall W. Christianity and the Shona. London: The Athlone Press, University of London, 1969.
Olson, Bruce E. Bruchko. Carol Stream, IL: Creation House, 1973.
Palmer, Spencer J. Korea and Christianity. Korea: Hollym Corporation, 1967.
Purser, William Charles Bertrand. Christian Missions in Burma. Westminster, England: Society of Propagation of the Gospel in Foreign Parts, 1913.
Ray, Verne F. Primitive Pragmatists: The Modoc Indians of Northern California. Seattle and London:
University of Washington Press, 1963.
Richardson, Don. Lords of the Earth. Ventura, CA: Regal Books, 1977.
-"- Peace Child. Ventura, CA: Regal Books, 1974.
Schmidt, Wilhelm. Primitive Revelation. Translated by Josef Abierl. St Louis: R. Herder. 1939.
Stickley, Caroline. Broken Snare. London: Overseas Missionary Fellowship, 1975.
Tyior, Edward Burnett. Researches into the Early History of Mankind and the Development of Civilization. 1865.
Smith. Alex G. Strategy to Multiply Rural Churches - A Central Thailand Case Study. Dang-kok: O.M.F. Publishers. 1977.
Von Hagen, Victor W. The Ancient Sun Kingdoms of the Americas. Cleveland and New York:
World Publishing Co., 1957.
Weiss, G. Christian. The Heart of Missionary Theology. Chicago: Moody Press, 1976,1977.

СПИСОК КНИГ,
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРИ ПЕРЕВОДЕ:

1. Милослав Стингл, "Государство инков. Слава и смерть "сыновей солнца", изд. "Прогресс", Москва, 1986.
2. Я.В.Чеснов, "Историческая этнография стран Индокитая", изд. "Наука", Москва, 1976.
5. Диоген Лаэртский, "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов", Б-ка "Философское наследие", том 99. изд. "Мысль", Москва, 1986.
4. Флавий Филострат, "Жизнь Аполлония Тианского", серия "Литературные памятники Академии наук СССР", изд. "Наука", Москва, 1985.
5. Инка Гарсиласо де ла Вега, "История государства инков", серия "Литературные памятники Академии наук СССР", изд. "Наука", Ленинград, 1974.
6. Библейский словарь, сост. Эрик Нюстрем, изд. "Мировая христианская миссия", Торонто, 1985.