ОГЛАВЛЕНИЕ

12. Заключение

Определение заключения

Мы уже достаточно подробно говорили о том, что в каждой проповеди должны присутствовать внутреннее единство и цель. Вначале проповеднику следует определить именно цель. Эта цель всегда должна просматриваться очень ясно и определять все, что говорит человек за кафедрой. Все остальные элементы его выступления должны быть подчинены только одной вполне определенной цели.

Заключение является высшей точкой проповеди, где наиболее ясно и ярко выражается цель проповеди.

Заключение не должно представлять собой голую констатацию истины или серию банальностей, приведенных в конце проповеди. Оно должно стать последним логическим звеном проповеди, вытекающим из предшествующих.

Важно заметить, что в ходе заключения не следует отводить время для констатации каких-либо новых идей или аргументов. Цель заключения - лишь подчеркнуть, вновь выделить то, что уже говорилось в проповеди, запоминающимися словами повторить для слушателей истину из Библии.

Заключение, следовательно, становится наиболее важным элементом проповеди с точки зрения его влияния на слушателей. Если заключение произнесено или подготовлено слабо, это может свести на нет усилия, приложенные в ходе всех других частей выступления за кафедрой. В то же время некоторые проповедники стараются "сэкономить" именно на заключении, со всей тщательностью готовя остальные части. Вместо того чтобы сконцентрировать весь изложенный материал в виде нескольких сильных и запоминающихся слов, они следуют по течению мысли, которая ведет их к плавному затуханию огонька их проповеди.

С другой стороны, хорошее заключение может "вытянуть" и среднюю проповедь, улучшить общее впечатление от того, что было сказано слушателям раньше.

Ввиду важности заключения проповедник должен уделить его подготовке первостепенное значение, стремясь тем самым закрепить впечатление, которое он намерен произвести на своих слушателей.

Формы заключения

Существует несколько форм заключения. Когда мы будем обсуждать их, мы должны иметь в виду, что характер заключения варьируется от проповеди к проповеди и зависит, в частности, от характера проповеди, которую мы произносим, от ее содержания, а также от подготовки и состояния слушателей. Случается и так, что в одной проповеди есть смысл соединить сразу две формы заключения.

1. Резюмирование

Заключение этого вида обычно используется, когда проповедь включает в себя серию аргументов или идей, и есть нужда еще раз привлечь внимание аудитории к ходу мысли проповедника. Повторение основных идей проповеди в заключении служит тому, чтобы напомнить людям об основных пунктах, о которых шла речь.

Это повторение ни в коей мере не излишне - оно служит именно для того, чтобы еще раз подчеркнуть важность вышесказанного, еще раз в яркой форме констатировать истину, о которой уже шла речь.

Хороший проповедник при этом не станет повторять те же слова, которые он избрал для объяснения в ходе проповеди. Он найдет емкие, запоминающиеся выражения для констатации основных мыслей.

2. Иллюстрация

Идеи, содержащиеся в проповеди, или библейские истины, иногда могут наиболее эффектно подействовать на слушателей, если заключение прибегнуть к яркой иллюстрации. Это особенно хорошо, если сама иллюстрация является как бы средоточием этих истин или библейского послания в целом. Пользуясь этим средством, вы сделаете духовный урок незабываемым, и он останется в сердцах ваших слушателей.

Когда проповедник использует иллюстрацию такого рода, он может и не добавлять к заключению никаких слов. Иллюстрация, Достаточно яркая и понятная для всех, сама по себе является лучшим заключением.

Однажды проповедник читал проповедь по Числам 21:4-9 - там Речь идет о змеях, которые нещадно жалили сынов Израилевых, говоривших против Бога и Моисея. Напомнив, что люди, которые были ужалены, исцелялись, взглянув на медного змея, которого выставил на всеобщее обозрение Моисей, проповедник завершил повествование этой хорошо известной истории эпизодом из жизни Чарльза Гэддона Сперджена:

Когда Сперджен был еще молодым человеком, он был настолько исполнен чувством вины перед Господом за свои грехи, что ходил по церкви города, пытаясь узнать, как же ему добиться прощения. Однажды, в воскресенье утром, по дороге в очередную церковь его застигла метель, которая оказалась такой сильной, что Сперджену пришлось свернуть с выбранного пути.

Он свернул в переулок и через несколько минут оказался в небольшой церквушке, в которой собралось всего 15 верующих. Из-за непогоды к ним даже не смог прийти их пастор. Его место занял один из членов церковной общины. Он решил поговорить об Исаии 45:22, где сказано: "Ко Мне обратитесь и будете спасены, все концы земли; ибо Я Бог, и нет иного".

Поскольку этот человек очень мало знал о том, как надо читать проповедь, его выступление в основном состояло из того, что он на разные лады повторял эти слова из Библии. И вот, исчерпав свое красноречие, он обратился к Сперджену, который сидел на последней скамье церкви. Он сказал: "Молодой человек, у вас очень несчастный вид, и вы будете несчастны до скончания дней, да и после смерти, если не последуете тому, что сказано в этом тексте из Библии. Вам следует просто бросить взгляд в сторону Иисуса - и вы будете спасены".

И тогда человек за кафедрой вскричал: "Молодой человек, найдите же Иисуса!". С этого момента Сперджен освободился от чувства вины и неадекватности окружающему миру, он начал верить в то, что Иисус спас его. Его отчаяние уступило место радости. Теперь он точно знал, что его грехи прощены. И с его стороны это не потребовало никаких особых усилий. Просто он обрел Бога, и Бог спас его.

3. Область применения или призыв

Когда ваша проповедь близится к завершению, каждый из слушателей должен задаться вопросом: каким образом то, что он узнал от вас, связано с его собственной жизнью, с каждодневной жизнью его родственников, его церкви, с его работой? Именно по этой причине проповеднику следует завершать многие из проповедей прямым призывом позитивным образом отреагировать на истину которую он сообщил. Иногда наиболее эффективным является просто подведение итога всего сказанного. В других случаях проповедник может использовать два или три элемента своей проповеди, которые будучи изложенными в другой форме, также повлияют на аудиторию как призыв.

Поскольку библейские принципы сами по себе ясны и связаны с жизнью, при их должном раскрытии дополнительных пояснений в заключении они не потребуют. Иногда будет достаточно двух или трех кратких ремарок.

4. Мотивация

В заключении проповедник должен не только подвести мужчин и женщин к тому, чтобы они взяли на себя определенные моральные обязательства, но и вооружить их знанием, которое поможет им неукоснительно следовать этим правилам. Это можно сделать разными способами.

Иногда в сердцах слушателей можно пробудить страх перед Божиим гневом в случае, если человек не будет следовать этим принципам или просто уступит дурным мыслям. В других случаях следует призвать к таким чувствам, как любовь к Богу и людям, смелость и твердость, чистота и благородство.

Как бы то ни было, проповедник должен стремиться к тому, чтобы люди позитивно откликались на послание Господа.

Каким бы ни был предмет проповеди, проповедник должен собрать в заключении все основные мысли, чтобы у каждого из слушателей это вызвало глубоко личную реакцию. Именно по этой причине и читаются проповеди по Библии - такие проповеди призваны пробудить в людях стремление действовать определенным образом. Поэтому проповеднику следует глубоко продумывать содержание и структуру заключения, чтобы слова, которые он скажет с кафедры, были как можно более убедительными и сильными.

Ошибкой было бы, однако, считать, что проповедь следует завершать эмоционально-патетическим призывом, произнося который сам пастор возбуждается и проникается слишком сильными эмоциями. Напротив, простое, ясное, спокойное заключение всегда больше впечатляет.

Следует также сказать, что разного рода предостережения и запреты также лучше воспринимаются людьми, если произносятся они с любовью, а не с яростью и излишней патетикой.

Принципы подготовки заключения

1. Как правило, заключение должно быть кратким.

Хотя заключение является важнейшей частью проповеди и требует особенно тщательной подготовки, оно ни в коем случае не Должно быть излишне долгим. Напротив, заключение должно быть скорее кратким.

Нельзя определить точное время, необходимое для заключения, однако проповедник должен следить за тем, чтобы все части его проповеди были пропорциональны. Эта пропорция должна учитывать значение заключения, где следует подвести итоги проповеди и повторить главные ее идеи.

Некоторые проповедники имеют привычку информировать свою конгрегацию о том, что проповедь подходит к концу. Они говорят в таких случаях: "в заключение" или "в завершение". Но вместо обещанного конца они говорят еще минут 10-15, а аудитория надеется, что проповедь вот-вот закончится, и проповедник не должен обманывать ее ожидания.

Человек за кафедрой должен чувствовать, когда он уже достаточно полно изложил тему, и незамедлительно завершить свое выступление.

2. Заключение должно быть простым.

Проповеднику не следует стремиться к тому, чтобы заключение было цветистым в стилистическом отношении. Оно должно быть простым, доступным и ясным по языку, но вместе с тем проникать в сердца людей куда эффективнее, чем масса высоких слов.

Важным правилом в подготовке заключения является выбор слов, ясных для каждого слушателя.

3. Каждое слово заключения должно быть тщательно продумано.

Заключительные слова должны быть подобраны таким образом, чтобы слушателей впечатлила изложенная только что проблема, либо они должны придавать важность и остроту вашему сообщению. Для этого необходимо, чтобы заключительным словам была присуща хотя бы одна из следующих характеристик:

а) Подчеркнутое и живое повторение главной мысли проповеди.

Представьте себе, например, что проповедник вел речь об Иоанна 15:1-8. Проповедь называлась "Плодотворное христианство". И ее можно было заключить такими словами:

"Не следует ли нам спросить самих себя: а плодотворно ли мое христианство? Иисус говорит: "Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам"".

Проповедь по этой теме можно представить в виде такого плана:

Название: "Плодотворное христианство".

Текст: Иоанна 15:1-8.

Введение: 1. Библия содержит в себе много важных мыслей, касающихся жизни христианина.

2. Для того чтобы научить нас некоторым истинам, Иисус иногда использует простые иллюстрации или сравнения, в данном случае сравнение с виноградом и лозой.

Посылка: Одной из целей христианина должно стать превращение своей жизни в жизнь плодотворную.

Вопросительное предложение: Как мы можем стать "плодоносящими"?

Предложение-связка: Рассматривая основные черты сравнения в Иоанна 15:1-8, мы можем узнать, как стать "плодоносящими".

I. Виноградная лоза (ст. 1-5).

1. Этот образ говорит об Иисусе, истинной виноградной лозе (ст. 1).

2.Этот образ говорит об отношении Иисуса к нам (ст. 5).

II. Ветви (ст. 2-6).

1. Этот образ относится к нам (ст. 2,4-5).

2. Этот образ относится к тем из нас, кто принесет много плода (ст. 4-6).

3. Этот образ говорит о тех из нас, кто впоследствии будет очень плодороден (ст. 2,5,9).

III. Виноградарь (ст. 1,2,6,8).

1. Этот образ говорит о Боге, Который удаляет бесплодные ветви (ст. 1,2,6).

2. Этот образ говорит о Боге, Который ухаживает за виноградом (ст. 2).

3. Этот образ говорит о Боге, Который прославляется, когда мы становимся плодоносящими (ст. 8).

Заключение:

1. Каждый верующий может стать плодотворным христианином.

2. Заключительные заметки (смотри выше).

б) Цитата из текста.

Если проповедник избрал Иоанна 15:4, он может заключить проповедь словами Иисуса: "Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего не пожелаете, просите, и будет вам".

в) Цитата из другого места Писания также подкрепит вашу мысль.

Если снова предположить, что наша проповедь касается Иоанна 15:4, то проповедник может припомнить, например, Галатам 5:22-23: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание".

В тематическом плане, показанном ниже, мы избрали в качестве заключения всего один стих из Библии.

Название: "Что такое дом христианина?"

Вступление:

1. Определение. "Дом - это царство отца, мир матери и рай для ребенка".

2. Необходимость дня: больше счастливых семей - больше христианских семей.

3. Библия определяет идеалы для семьи.

Посылка: Христианский дом - это дом, основанный на христианских идеалах.

Вопросительное предложение: Каковы идеалы, которые мы находим в Писании и которые касаются дома христианина?

Предложение-связка: В Библии мы находим, как минимум, три черты такого дома.

I. Это дом, где царит любовь.

1. Отношения между родителями (Тит.2:11; Кол.3:19; Еф.5:25,28-33; 2Кор.13:4-7).

2. Дети и родители (Тит.2:4; Быт.22:2).

II. Это дом, где царит авторитет родителей.

1. Отец - высший авторитет (Еф.6:4; 6:1-2).

2. В нужном духе (Еф.6:4; Кол.3:21).

III. Это дом, где присутствует Иисус.

1. Как Бог (Еф.5:22 - 6:4).

2. Для того чтобы показать Свое могущество, когда Ему повинуются (Ин. 2:1-11).

Заключение: "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" (Ин. 14:21)

г) Цитирование подходящего случаю стихотворения или одной-двух строк из церковного гимна.

Как мы уже указывали в главе 9, цитаты из стихотворений или гимнов должны быть очень короткими, обычно не больше двух строф.

д) Призыв.

Если проповедник читает проповедь по теме "Трое, погибшие на Голгофе", говоря о казненных вместе с Иисусом, он может завершить свою проповедь такими запоминающимися словами:

"Каждый мужчина и каждая женщина могут в наши дни ощутить себя на месте одного из разбойников, казненных на Голгофе. Послушны мы или не послушны, прощены мы или не прощены, спасены или не спасены? Подумайте: какое место - для вас?"

Давайте еще раз рассмотрим план проповеди по Луки 15:11-24 и обратим внимание на заключение. На сей раз оно состоит из иллюстрации и призыва. А призыв в данном случае несколько напоминает тог, о котором шла речь выше.

Название: "Потерянный и обретенный".

Введение:

1. На Всемирной выставке в Чикаго с целью помочь родителям отыскать потерявшихся на территории детей власти создали "бюро находок" для детей

2. 15-я глава Евангелия от Луки - это такое же "бюро находок" в Библии. Там Иисус рассказывает о трех вещах и существах, которые сначала были потеряны, а затем обретены вновь - овце, серебряной монете и сыне.

3. Рассказ о сыне, который был потерян, а потом обретен вновь иллюстрирует историю раскаявшегося грешника, который тоже был "потерян и обретен".

Предмет: Вехи истории раскаявшегося грешника.

I. Вина грешника (ст. 11-13).

II. Мытарства грешника (ст. 14-16).

III. Раскаяние грешника (ст. 17-20).

IV. Восстановление грешника в правах (ст. 20-24).

Заключение:

Иллюстрация: "Был в этой истории и другой потерянный человек - старший сын. Он находился в поле, когда его брат возвратился домой. И когда отец призвал его принять участие в празднике по поводу возвращения брата, тот отказался. Он мотивировал это тем, что прожил жизнь правильно и заслужил не прощение, а награду Младший сын, напротив, был Потерян и вел совершенно иной образ жизни, и домой его привело чувство вины.

Эти два сына символизируют два типа людей: тех, кто по своей воле приходит к Богу, признавая свои грехи и ощущая нужду в прощении, и тех, кто в своей "правильной" жизни вовсе не ощущает потребности в прощении.

А вы, подобно заблудшему сыну, могли бы прийти к Богу и признать свою вину? Или, может быть, вы, подобно второму сыну, считаете себя безгрешным человеком?

Спаситель говорит, что кто бы ни пришел к Нему, Он никого не отвергнет. Не пора ли обратиться к Богу?

Обратите внимание на то, что в этом последнем примере, как и в предыдущем, заключительные слова, по форме являющиеся призывом, сформулированы в виде вопроса. И слушателю остается задуматься над этим вопросом и дать на него ответ.

4. В плане проповеди заключение следует отражать в виде нескольких сжатых фраз.

Подобно всем Другим частям проповеди, заключение должно быть выражено в плане короткими предложениями, причем каждая новая мысль или идея должна записываться с новой строки.

Пример, приведенный ниже, относится к заключению проповеди по псалму 22.

Итак, заключение можно записать в плане следующим образом:

Заключение:

Овцы Христа знают голос Его (Ин. 10:4,16,27).

2. Если всему, что сказано об овцах в этом псалме, предстоит исполниться в нашей жизни, мы должны постоянно слушать и слышать голос Иисуса, следовать Его Слову.

Чтобы учащийся мог понять, как заключение связано с основной частью проповеди, мы представляем весь план полностью.

Название: "Псалом довольства".

Текст: Псалом 22.

Введение:

1. Пастухи в Айдахо, имея стадо в 1200 овец, не могут уделять внимание каждой овце.

2. Противоположностью им в этом псалме является Пастырь, поскольку Он заботится о каждой овце в отдельности.

3. Каждое дитя Божие осознает себя овцой, о которой говорится в этом псалме.

Посылка: Довольство - счастливая привилегия всех детей Божиих.

Вопросительное предложение: На чем основывается их довольство?

Предложение-связка: Дитя Божие узнает из псалма, что его довольство как овцы Божией основывается на трех обстоятельствах, связанных с овцами.

I. Пастырь овец (ст. 1).

1. Божественный Пастырь (ст. 1).

2. Личный Пастырь (ст. 1).

II. Забота об овцах (ст. 2-5).

1. Покой (ст. 2).

2. Водительство (ст. 3).

3. Утешение (ст. 4).

1 Изобилие (ст. 5).

III. Надежды овец (ст. 6).

1 Светлые надежды в этой жизни (ст. 6).

2 Благословенные надежды на грядущее (ст. 6).

Заключение:

1. Овцы Христа "знают голос его" (Ин.10:4,16,27).

2. Если всему, что сказано об овцах в этом псалме, предстоит исполниться в нашей жизни, то мы должны постоянно слушать и слышать голос Христа, следовать Его Слову.

С разрешения автора мы приводим ниже план разъяснительной проповеди, подготовленный Джеймсом Морганом, изучающим гомилетику в малтномахской библейской школе.

Название: "Условия успешной деятельности церкви".

Текст: Деян.13:1-5

Введение:

1. На протяжении всей своей истории у церкви не было лучшей возможности для благовестия.

2. Большая часть мира пока еще открыта для нас, и, как мы увидим, церковь и сегодня должна исполнять миссию, возложенную на нее Богом.

Посылка: Если соблюдаются условия, указанные в Слове Божием, церковь будет успешно выполнять свою миссию.

Вопросительное предложение: Каковы эти условия?

Предложение-связка: Деян.13:1-5 открывает нам четыре условия деятельности церкви.

I. У церкви должны быть соответствующие квалифицированные служители (ст. 1).

1. Активные последователи церкви (ст. 1).

2. Люди, обладающие необходимыми духовными качествами (ст. 1).

II. Церковь должна следовать велению Святого Духа (ст. 2).

1. Святой Дух призывает определенных людей (ст. 2).

2. Святой Дух призывает их для определенного служения (ст. 2).

III Церковная община должна благовествовать (ст. 3).

1. Она должна молиться с миссионерами (ст. 3).

2. Она должна посылать их (ст. 3).

3. Она должна взять на себя ответственность, посылая их (ст. 3).

IV. Посланные должны прилежно трудиться (ст. 4-5).

1. Они должны подчиняться указаниям Духа (ст. 4).

2. Они должны проповедовать Слово Божие (ст. 5).

3. Они должны действовать совместно (ст. 5).

Заключение:

1. Эти условия не сложны, но именно они были указаны Богом.

2. Наш ответ Христу заключается в том, что мы должны найти свое место в выполнении этих условий.

3. Каждый должен спросить себя:

"Есть ли у меня необходимые качества?"

"Слушаю ли я голос Святого Духа?"

"Истинно ли я отождествляю себя с теми, кто пошел благовествовать?"

"Желаю ли я отдать себя делу, на которое укажет Дух Божий?"

4. Бог ждет нашего ответа.

Другой способ подвести приведенный выше план к правильному заключению представляет собой следующая иллюстрация, данная доктором Джоном Дж. Митчеллом, бывшим пастором центральной библейской церкви в Портленде, Орегон, одним из основателей малтномахской библейской школы:

Когда доктор Митчелл был пастором церкви в Гранд-Рапидсе, штат Мичиган, он получил телеграмму от молодого человека из своей церкви который вот-вот должен был уехать из Соединенных Штатов миссионером в Китай. Незадолго до посадки на пароход он телеграфировал доктору Митчеллу из Сан-Франциско, обращаясь к своему пастору с просьбой дать ему последний совет перед отплытием на миссионерскую службу. Доктор Митчелл немедленно послал ответную телеграмму: "Сядь у ног Иисуса, а потом скажи китайцам, что ты видишь".

Совет, данный доктором Митчеллом этому молодому человеку, подходит не только миссионерам, работающим за границей, но и каждому из слуг Иисуса Христа, которому дана несказанная привилегия и честь провозглашать "неисследимое богатство Христово".

Если мы стремимся стать достойными проповедниками Христа, то давайте, подобно этому миссионеру, сидеть у ног Иисуса, пока наши сердца и наши характеры не преобразятся и не уподобятся Господу.

"Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем" (2Кор.3:18-4:1)

Упражнения

1. Подготовьте соответствующие введение и заключение для плана тематической проповеди под названием "Можем ли мы узнать, что уготовил нам Бог?" из главы 8.

2. Изучите приведенный в главе 3 план разъяснительной проповеди "Безвыходное положение" и замечания к нему и сформулируйте для него введение посылку, вопросительное предложение, предложение-связку, связки между главными разделами и заключение.

3. Вместо заключения, представленного в главе 9 для проповеди "Покоренные любовью", придумайте пример, который был бы соответствующим завершением этой проповеди.

4. Составьте законченный план разъяснительной проповеди по Филиппийцам 4 4-9, следуя тем же указаниям, что и в упражнении 5

13. Краткий обзор всего материала

Основные этапы составления плана проповеди

Поскольку в предшествующих главах мы говорили о множестве правил, касающихся составления проповеди, в этой главе мы поэтапно приведем все основные моменты подготовки библейской проповеди.

1. Выбор отрывка.

Если бы мы изо дня в день читали проповеди по одной из книг Библии, то проблема выбора отрывка из Писания была бы решена. Мы просто брали бы по очереди главу за главой, стих за стихом. Это, несомненно, идеальный план, позволяющий проповеднику не только избежать проблемы поиска подходящего текста, но и охватить в своих проповедях целую книгу. Если цикл проповедей по одной книге не слишком длинен, то проповедник может сделать хороший обзор книги, а также затронуть ряд жизненно важных для его прихожан вопросов так, чтобы у них не возникло и мысли о том, что он намеренно привлекает внимание к этим проблемам.

Затруднения в выборе отрывка появляются, если мы не ведем планомерной работы и за нашим выбором нет никакой конкретной схемы. В этом случае мы вынуждены полагаться на различные обстоятельства, чтобы правильно выбрать отрывок для намеченной проповеди. Духовные и мирские потребности прихожан, особые торжества, трудные или напряженные времена, конкретные цели и планы церкви, а также обычные церковные праздники требуют текста, соответствующего случаю. Но каковы бы ни были обстоятельства, при которых мы несем Слово Божие Его людям, нам следует полагаться на руководство Святого Духа, Который укажет Нам, какую именно часть Писания мы должны выбрать для исполнения Его замысла. Если мы прислушаемся к Нему, Он, несомненно, найдет способ помочь нам правильно выбрать отрывок.

Однажды некий пастор, сидя в своем кабинете, размышлял над историей о блудном сыне, и вдруг его внимание привлекли слова из Луки 15:17 - "пришед же в себя". Эти слова настолько запали в душу священника, что для следующей воскресной службы он подготовил проповедь, названную им "Возвращение духовного рассудка". В это воскресное утро церковь посетила христианка, живущая в другом городе. Она отошла от Господа и была настолько отягощена своим грехом, что ей казалось, что она вот-вот сойдет с ума. Сев на скамью, она прочитала название проповеди в информационном листке, который ей дал служитель, и сразу поняла, что проповедь, которую собирается прочесть священник, как будто специально предназначена для нее. Эту проповедь Господь дал Своему верному слуге, а она послужила для оступившейся женщины средством возвращения к Господу и духовного выздоровления.

2. Тщательное экзегетическое исследование отрывка.

Бывают случаи, когда Дух Божий в мгновение ока дает нам понять, какую проповедь Он хочет услышать от нас; основные моменты и истины текста, который мы должны довести до слушателей, приходят к нам таким замечательным способом, что мы можем написать всю проповедь за несколько минут или не более чем за час. Но все же, как правило, подготовка проповеди требует от нас кропотливого исследования, исполненного постоянной молитвы.

3. Нахождение главной пружины отрывка.

В 7-й главе мы довольно долго обсуждали, как найти предмет текста и дополнение и выразить их в виде экзегетической идеи одним законченным предложением. Это предложение показывает главную мысль текста.

Из той же главы мы узнали, что экзегетическая идея подводит к формулированию посылки или гомилетической идеи, в которой основные истины отрывка выражены в форме основополагающего принципа, верного всегда и применимого ко всем людям, где бы они ни находились. Эта истина становится главной пружиной отрывка, тем, что проповедник должен пытаться донести до сердец своих слушателей на протяжении всей проповеди.

Но разъяснительный блок в зависимости от подхода, который нам указывает Дух Божий, можно рассматривать не только с одной точки зрения. Мы ссылались на это в 3-й главе, когда говорили о методе множественного подхода. Тем не менее, следует всегда помнить о том, что главная цель нашей проповеди должна быть выражена так, чтобы сидящим в церкви людям стал понятен отрывок из Писания.

4. Составление плана проповеди.

К тому времени, когда проповедник завершает экзегетическое исследование отрывка, у него нередко уже складывается полное представление о структуре и естественном делении текста. Эти естественные части текста могут стать разделами в плане проповеди, но не обязательно. Только после того как составитель проповеди сформулирует посылку, он готов к построению плана, поскольку, как мы уже говорили, тезис - это основание проповеди, и вместе с предложением-связкой он указывает направление, в котором будет развиваться проповедь. Главные разделы раскрывают, развивают или объясняют концепцию, выраженную в посылке.

Если проповедник намеревается построить проповедь, пользуясь индуктивным методом, он выразит свои мысли, придерживаясь строгой последовательности, и завершит их посылкой в конце проповеди. Или, в зависимости от цели, к которой он стремится, проповедь вообще может не иметь формального выражения тезиса.

Мы узнали также, что главные разделы должны быть ясно выражены, чтобы слушатели могли сразу понять их, и что пункты проповеди должны шаг за шагом подводить к кульминации. Одно из преимуществ ясного, логичного плана заключается в том, что он помогает проповеднику сохранять ясность мыслей в процессе чтения проповеди и, таким образом, не отвлекаться самому и не отвлекать слушателей, что порой случается, если священник часто заглядывает в свои записи. В то же время люди в церкви с большей легкостью следят за ходом проповеди, в которой есть строгая последовательность, а употребленные к месту связки помогают осознать развитие идеи при переходе от одной части проповеди к другой.

5. Заполнение плана проповеди.

Построив главные пункты и подпункты своей проповеди, проповедник далее должен заполнить свой план таким материалом, который соответственным образом донесет до слушателей идеи, представленные главными разделами его плана.

Поскольку одна из основных задач проповеди - разъяснение смысла текста, то материал, используемый священником для заполнения плана, должен строиться прежде всего на информации, собранной им во время экзегетического исследования отрывка. Помимо этого, он может включать факты, полученные из разных источников, таких, как литературные произведения другой формы, собственный опыт проповедника и его наблюдения над окружающим миром, опыт других людей. Используя свое воображение, проповедник может вызывать в сознании слушателей удивительные образы, несущие более свежее представление об истине, при условии, что он использует воображение с умом.

Разворачивая план проповеди, проповедник должен использовать не менее двух из рассмотренных нами риторических процессов: объяснение, аргументацию, цитирование, иллюстрирование и применение на практике. Как мы уже говорили, разъяснение текста - это основа толкования любого отрывка Писания. Однако порядок использования различных риторических процессов будет зависеть от обстоятельств и условий, которые появятся по мере того, как мы будем пункт за пунктом излагать проповедь.

У начинающего проповедника, собравшего значительное количество материала, может появиться желание включить в свою проповедь весь накопленный материал, но этого делать не следует. Если он попытается представить прихожанам подобную "солянку", то запутается в огромном количестве идей и фактов, а его слушатели окажутся в замешательстве от обилия полученной информации.

Чтобы избежать такой ситуации, проповедник должен стремиться к простоте. Он должен держать в голове одну важнейшую истину, которую хочет сообщить, и аккуратно, но безжалостно, отсекать весь лишний материал. Проповедь, цель которой сформулирована ясно, проповедь, которая быстро и непрерывно движется к своей кульминации, обычно бывает гораздо более действенной и эффективной, чем та проповедь, где и проповедник, и слушатель увязают в болоте множества подробностей, и смысл которой с трудом воспринимают присутствующие в церкви люди.

Во время проповеди священник должен постоянно следить за временем, отведенным на каждый пункт. Для изложения одних частей проповеди понадобится больше времени, чем для других, в зависимости от значимости каждой части и от реакции слушателей.

6. Составление заключения, введения и выбор названия.

Пока мысли, занимавшие сознание проповедника при составлении основной части проповеди, еще свежи в его сознании, он должен написать заключение. Дойдя в заключении до кульминации проповеди, он должен остановиться. Средний слушатель может оставаться внимательным в течение сравнительно небольшого отрезка времени. Поэтому священник не должен затягивать заключение проповеди.

Введение и название проповеди проповедник часто находит в последнюю очередь, но это происходит отнюдь не из-за меньшей значимости, а потому, что искусный составитель проповедей решает, как он должен представить свою тему, обычно только тогда, когда составил основную часть проповеди и понял, что будет обсуждать со слушателями.

7. Молитвенное упование на Дух Божий.

Сколько бы раз мы ни говорили об этом, будем повторять еще и еще: помимо всего времени и усилий, которые мы вкладываем в составление и прочтение проповеди, наше служение всегда должно быть основано на молитвенном уповании на Дух Божий. Только Он может вложить нужные мысли в наше сознание, нужные слова в наши уста, и исполнить нас любящим и благодатным духом, когда мы будем произносить проповедь, чтобы благословение Божие сопутствовало оглашению Его истины. Тогда мы сможем проповедовать силой Святого Духа нуждающимся и поднять уставшие души к славе нашего благословенного Господа и Спасителя Иисуса Христа.

"Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы - рабы ваши для Иисуса"

(2Кор.4:5).

"Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам"

(2Кор.4:7).