Новикова Л., Сиземская И. Русская философия истории

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вместо эпилога

Кончается ли философскими построениями Н.А. Бердяева и С.Л. Франка русская философия истории? И да и нет. С одной стороны, в отечественной общественной мысли философско-историческая проблематика - смысл истории, основание и направленность исторического процесса, критерии прогресса, роль личности и масс в истории, историческая эпистемология - поступила "в ведение" исторического материализма. Мировоззренческие основания последнего, во-первых, исключили ряд вопросов из философско-исторического анализа, во-вторых, однозначно задали философии истории социально-экономическую детерминацию, придав ей при этом соответствующее идеологическое направление, заменив религиозный эсхатологизм классовым. Вытеснивший русскую религиозную философию исторический материализм строился в иной парадигме.
Однако, с другой стороны, идеи, как и рукописи, "не горят". И сегодня, обращаясь к осмыслению современного, полного драматизма опыта истории, или, как бы сказал Бердяев, мистерии свободы, ход и исход которой не предопределены заранее, общественная мысль в поисках смысловых опор в его понимании вновь обращается к русской историософии, обозначившей, как мы отмечали, целый веер альтернативных смыслов истории. (Одним из векторов этого веера должен стать и исторический материализм.) Конечно, для того чтобы эти старые историософские конструкты помогли понять смысл происходящего, они должны быть вписаны в сегодняшний мыслительный и социальный контекст, в столкновении с которым выявляются новые точки роста, расширяется сфера поиска. В этом смысле старая русская философия истории, преодолев свою временную ограниченность, сегодня обретает новый теоретический потенциал и новую актуальность.

Приложение 1.

КТО ЕСТЬ КТО.

Аввакум Петров (1620 - 1682) - протопоп, один из идейных вождей староверия, оппонент патриарха Никона. Принял мученическую смерть на костре.
Августин Блаженный Аврелий (354 - 430) - римский христианский писатель, богослов, почитаемый на Руси.
Аксаков Иван Сергеевич (1823 - 1886) - сын писателя С.Т.Аксакова и младший брат К.С.Аксакова, развивал религиозно-философские идеи ранних славянофилов в пореформенную эпоху, защищал идею бессословного общества.
*Аксаков Константин Сергеевич (1817 - 1860).
Аксельрод Любовь Исааковна (псевд. Ортодокс) (1868 - 1946) - рус. философ-марксист, представитель плехановской школы, участник револ. движения в России.
Александр I (1777 - 1825) - российский император с 1801 г., в начале правления покровительствовавший реформаторским ожиданиям общества.
Александр II (1818 - 1881) - российский император с 1855 г, осуществивший серию либеральных реформ, убит народовольцами 1 марта 1881 г.
Алексей Михайлович Романов (1629 - 1679) - рус. царь с 1645 г., при нем произошло укрепление центральной власти, возвращены Смоленск и Северская земля, произошло добровольное воссоединение Украины с Русью; несмотря на церковный раскол и восстание С.Разина, он вошел в историю под прозвищем “Тишайший”.
Анненков Павел Васильевич (1812 - 1887) - лит. критик, публицист, историк литературы, сторонник западничества.
Баадер Франц Ксавер, фон (1765 - 1841) - нем. рел. философ, естествоиспытатель, представитель филос. романтизма, пользовался популярностью у славянофилов.
*Бакунин Михаил Александрович (1814 - 1876).
Бальмонт Константин Дмитриевич (1867 - 1942) - русский поэт, один из ведущих представителей символизма начала века.
Батый (Бату) (1208 - 1255) - хан Золотой Орды. С его именем связано начало татаро-монгольского ига на Руси.
Белинский Виссарион Григорьевич (1811 - 1848) - первый лит. критик национального масштаба, блестящий публицист, один из ведущих теоретиков западничества, сотрудник журналов "Отечественные записки" и "Современник".
Белый Андрей (наст. имя и фам. - Борис Николаевич Бугаев) (1880 - 1934) - рус. писатель, теоретик символизма, один из "отцов" русского религиозно-философского ренессанса.
Бергсон Анри (1895 - 1941) - франц. философ-нтуитивист.
Бёме Якоб (1575-1624) - нем. философ-мистик, оказавший заметное влияние на русскую философию всеединства и метафизику Бердяева.
Берви-Флеровский Василий Васильевич (Вильгельм Вильгельмович), (1829 - 1918) - рус. социолог, революционер, автор капитального труда "Положение рабочего класса в России", побудившего Маркса к изучению русского языка.
*Бердяев Николай Александрович (1874 - 1948).
Бехтерев Владимир Михайлович (1857 - 1927) - рус. психиатр и психолог, основатель первой в России экспериментальной психолог. Лаборатории (1885), а затем в Петербурге - Психоневрологического института, первого в мире центра по комплексному изучению человека.
Бицилли Петр Михайлович (1879 - 1953) - рус. историк и философ культуры, литературовед, первоначально примыкавший к евразийству, затем - один из наиболее серьезных его критиков.
Блан Луи (1811 - 1882) - франц. историк, социалист-утопист, деятель Революции 1848 г.
Блок Александр Александрович (1880 - 1921) - рус. поэт-символист, представитель русского религиозно-философского ренессанса.
Болотов Андрей Тимофеевич (1738 - 1833) - рус. философ, ученый-естествоиспытатель, экономист, деятель русского просвещения, член Лейпцигского эконом. общества.
Боткин Василий Петрович (1811 - 1869) - рус. писатель, литературный критик, искусствовед, близкий к западничеству, участник кружка Станкевича; в философско-исторических воззрениях отстаивал идеи в духе "экономического материализма".
Бокль Генри Томас (1821 - 1862) - англ. историк и социолог.
*Булгаков Сергей Николаевич (1871 - 1944).
Буташевич-Петрашевский Михаил Васильевич (1821 - 1866) - рус. обществ. деятель, социалист-утопист, организатор кружка революционно настроенных разночинцев, за что в 1849 году был сослан на бессрочную каторгу в Восточную Сибирь.
Василий III (1479 - 1533) - великий князь московский с 1505 г.,при нем получила права гражданства идеология Москвы как третьего Рима.
Вебер Макс (1864 - 1920) - нем. социолог, историк, экономист либерального толка.
Вернадский Георгий Владимирович (1887 - 1973) - рус. историк, близкий к евразийству, сын известного русского ученого-естествоиспытателя В.И. Вернадского, представитель русской эмиграции.
Вико Джамбатиста (1668 - 1744) - итал. философ истории, основоположник теории циклического развития.
Виппер Роберт Юрьевич (1859 - 1954) - рус. историк социологической ориентации.
Витте Сергей Юльевич (1849-1925) - государств. деятель пореформенной России, министр финансов, главный идеолог и проводник индустриализации страны, активный член кадетской партии.
Владимир I Святой (ум.1015) - князь новгородский, великий князь киевский, ввел на Руси христианство.
Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) - 4 вел. князь Киевский с 1113 г., законодатель, мыслитель.
Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694 - 1778) - франц. писатель и философ-просветитель, состоявший в переписке с Екатериной II. Идеи Вольтера были широко известны в России, дав начало явлению, получившему название "вольтерианство", которое далеко не адекватно и не по сути интерпретировало учение франц. мыслителя.
Вяземский Петр Андреевич (1795 - 1878) - рус. поэт и лит. критик.
Галич (Никифоров, Говоров) Александр Иванович (1773 - 1848) - рус. философ, эстетик, психолог.
Гартман Эдуард, фон (1842 - 1906) - нем. философ, последователь философии Шопенгауэра, его учение о бессознательном оказало существенное влияние на русскую философскую и общественную мысль начала века.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770 - 1831) - представитель немецкой классической философии, создатель системного учения о диалектике, оказавший серьезное влияние на формирование русской философской мысли западнической ориентации.
Гельвеций Клод Адриан (1715 - 1771) - франц. философ - материалист, идеи которого были достаточно известны в России в век просвещения.
Гердер Иоганн Готфрид (1744 - 1803) - нем. философ, эстетик.
Герье Владимир Иванович (1837 - 1919) - рус. историк, профессор Московского университета.
*Герцен Александр Иванович (1812 - 1870).
Гершензон Михаил Осипович (1869 - 1925) - рус. философ, историк литературы, один из авторов и инициаторов издания сборника "Вехи".
Гессен Сергей Иосифович (1887 - 1950) - рус. философ, публицист, ученый-педагог, один из ведущих представителей русского либерализма.
Гизо Франсуа (1787 - 1874) - франц. историк и полит. деятель.
Годвин Уильям (1756 - 1836) - англ. публицист, писатель, историк.
Гоголь Николай Васильевич (1809-1852) - рус. писатель и религиозный мыслитель, его роман "Мертвые души" дал начало спору западников и славянофилов.
Гольбах Поль Анри (1723 - 1789) - франц. философ-материалист, представитель "энциклопедистов".
*Грановский Тимофей Николаевич (1813 - 1855).
Григорий Нисский (ок. 335 - ок. 394) - христ. писатель, философ, богослов.
Даламбер Жан Леон (1717 - 1783) - франц. философ-энциклопедист, ученый математик, механик.
Даниельсон Николай Францевич (1844 - 1918) - рус. экономист и публицист, активный пропагандист марксистских идей.
*Данилевский Николай Яковлевич (1822 - 1885).
Дарвин Чарльз Роберт (1809 - 1882) - англ. естествоиспытатель, основатель эволюционного учения, идеи которого были широко распространены в 70 - 80-х годах в России.
Деборин (Иоффе) Абрам Моисеевич (1881 - 1963) - рус. философ, представитель плехановской школы.
Декарт Рене (1596 - 1650) - франц. философ и математик, один из основоположников классического рационализма.
Державин Гаврила Романович (1743 - 1816) - рус. поэт, представитель рус. классицизма. Десницкий Семен Ефимович (ок. 1740 - 1789) - рус. ученый, “отец” русской юриспруденции.
Де-Роберти (Де-Роберти де Кастро де ла Середа) Евгений Валентинович (1843-1915) - рус. философ, социолог, активный пропагандист социологического знания, оказавший значительное влияние на мировоззренческое формирование П.А.Сорокина.
Дидро Дени (1713 - 1784) - франц. философ-материалист, писатель.
Дильтей Вильгельм (1833 - 1911) - нем. историк культуры, философ, представитель неокантианства.
Дмитрий Донской (1350 - 1389).- великий князь Московский с 1359 г. и Владимирский с 1362 г.
Достоевский Федор Михайлович (1821 - 1881) - рус. писатель, мыслитель, "почвенник", вместе с Вл. Соловьевым стоявший у истоков русского религиозно-философского ренессанса.
Екатерина II (1729 - 1796), российская императрица с 1762 г, в первую половину царствования покровительствовавшая рус. просвещению.
Жуковский Василий Андреевич (1783 - 1852) - поэт, один из основоположников романтизма в рус. литературе.
Заичневский Петр Григорьевич (1842-1896) - рус. революционер-народоволец, организатор молодежных революц. кружков якобинского направления, автор манифеста "Молодая Россия", неоднократно ссылался в Сибирь и заточался в тюрьму.
Засулич Вера Ивановна (1849 - 1919) - рус. революционерка, активный деятель народнического и социал-демократического движения, представитель плехановской школы марксизма.
Зеньковский Василий Васильевич (1881 - 1962), рус. религ. философ и историк русской философии, один из самых ярких представителей русского философского зарубежья, автор ставшего классическим исследования по истории рус. философии.
Зиммель Георг (1858 - 1918) - нем. философ и социолог.
Иван III (1440 - 1505) - великий князь московский с 1462 г., при нем Московская Русь вышла на международный уровень политической жизни.
Иван IV Васильевич (Грозный) (1530-1584) - с 1533 г. великий князь "Всея Руси", с 1547 г. первый русский царь, идеолог самодержавия, обосновывавший необходимость сильного единовластия.
Иванов Вячеслав Иванович (1866 - 1949) - рус. поэт и философ, представитель символизма и русского религиозно-философского ренессанса начала XX века.
Иванов-Разумник (наст. фам и имя - Иванов Разумник Васильевич) (1878-1945) - рус. обществовед, , активный участник всех собраний Вольной академии духовной культуры.
Изгоев Александр (Арон) Соломонович (настоящая фамилия - Ланде) (1872 - 1935) - рус. публицист и обществ. деятель, один из авторов сб. "Вехи" и "Из глубины".
Иларион (? - ок.1054) - киевский митрополит, идеолог древнерусского христианства, автор “Слова о законе и благодати”.
Ильин Иван Александрович (1883 - 1954) - религиозный философ, политический мыслитель, правовед, блестящий публицист, получил известность как оппонент Л. Толстого, выступивший с программной работой “О сопротивлении злу силой”.
*Иосиф Волоцкий (Иван Санин)(1439/40 - 1515).
*Кавелин Константин Дмитриевич (1818 - 1885).
Кампанелла Томмазо (1568 - 1639) - итал. философ, автор утопии "Город Солнца".
Кант Иммануил (1724 - 1804) - нем. философ, родоначальник нем. классич. философии. Кантемир Антиох Дмитриевич (1708-1744) - рус. философ, писатель, гос. деятель.
Каракозов Дмитрий Владимирович (1840-1866) - рус. революционер-народник, открывший серию терактов , казнен за покушение, неудавшееся, на Александра II.
Карамзин Николай Михайлович (1766 - 1826) - рус. историк и писатель, представитель русского просвещения.
*Кареев Николай Иванович (1850 - 1931).
*Карсавин Лев Платонович (1882 - 1952).
Катков Михаил Никифорович (1818 - 1887) - рус. публицист, издатель, общественный деятель, редактор "Московских ведомостей", защищал идеи либерализма охранительного толка, позже перешел на откровенно шовинистические позиции. в полит. вопросах занимал откровенно шовинистическую позицию.
Карташов Антон Всеволодович (1875 - 1960) - рус. богослов, церковный историк, представитель русского философского зарубежья.
Каченовский Михаил Трофимович (1775 - 1842) - рус. историк, представитель скептической школы.
Керенский Александр Федорович (1881 - 1979) - политический деятель, эсер, глава Временного Правительства России, с 1918 г. в эмиграции.
Кизеветтер Александр Александрович (1866 - 1970) - рус. историк, публицист, активный член партии кадетов. В 1922 году выслан из страны, критик евразийства.
*Киреевский Иван Васильевич (1800 - 1856).
Киреевский Петр Васильевич (1808 - 1856) - исследователь древнерусской культуры и народного творчества, брат И.В.Киреевского.
Кистяковский Богдан Александрович (1868 - 1920) - рус. философ, юрист, социолог, представитель русского либерализма.
*Ключевский Василий Осипович (1841 - 1911).
Ковалевский Максим Максимович (1851 - 1916) - рус. историк, социолог, организатор первой кафедры социологии в России, духовный наставник молодого П.А.Сорокина.
Кондорсе Жан Антуан Никола (1743 - 1794) - франц. философ-просветитель, автор теории прогресса.
Конт Огюст (1798 - 1867) - франц. философ и социолог, его позитивистские воззрения оказали заметное влияние на развитие социологического направления философско-исторической мысли в России.
Крижанич Юрий (ок.1618 - 1683) - хорватский философ, ученый-энциклопедист, богослов, писатель, основоположник идеи славянского единства.
Кропоткин Петр Алексеевич (1842 - 1921) - рус. историк, теоретик анархизма, ученый-географ, имевший большое влияние на общественную мысль и революционное движение России.
*Курбский Андрей Михайлович (1528 - 1583).
*Лавров Петр Лаврович (1823-1900).
Левицкий Сергей Александрович (1908 - 1983) - представитель русского философского зарубежья, ученик Н.О.Лосского, автор двухтомного исследования "Очерки по истории русской философской и общественной мысли".
Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646 - 1716) - нем. философ, математик, лингвист, автор философской системы “монадологии”. По просьбе Петра I разработал проекты образования и государственного управления в России.
Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870 - 1924) - профессиональный революционер, организатор октябрьского восстания 1917 г., основатель советского государства.
*Леонтьев Константин Николаевич (1831-1891).
Локк Джон (1632 - 1704) - англ. философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины либерализма.
Ломоносов Михаил Васильевич (1711 - 1765) - рус. ученый энциклопедист, представитель русского просвещения.
Лопатин Лев Михайлович (1855 - 1920) - рус. философ-идеалист, его миросозерцание - "система конкретного спиритуализма" представляет собой опыт синтеза монадологии Лейбница и христианского неоплатонизма. Редактор жур. “Вопросы философии и психологии”, сыгравшего большую роль в консолидации русской философской мысли
Лопухин Иван Владимирович (1756 - 1816) - рус. писатель, гос. деятель представитель русского просвещения.
Лосев Алексей Федорович (1893 - 1988) - рус. философ и историк философии с широким кругом научных интересов, один из “последних могикан” русского религиозно-духовного ренессанса.
Лосский Николай Онуфриевич (1870 - 1956) - рус. философ, представитель интуитивизма, характеризовавший свое учение как "органическое идеал-реалистическое мировоззрение. В 1922 г. был выслан из страны, в эмиграции им опубликовано исследование "История русской философии".
Луначарский Анатолий Васильевич (1875 - 1933) - рус. лит. критик, публицист, практик социалистического культурного строительства.
Мабли Габриель Бонно де (1709 - 1785) - франц. социалист-утопист, его идеи повлияли на развитие русской утопической мысли.
Майков Валериан Николаевич (1823 - 1847) - рус. .публицист, лит. критик, социолог.
Максим Грек (Михаил Триволис) (ок. 1475 - 1556) - рус. публицист, писатель, переводчик, церковный и обществ. деятель.
Маркс Карл (1818 - 1883) - нем. мыслитель, основоположник марксизма.
Мережковский Дмитрий Сергеевич (1866 - 1941) - рус. писатель, публицист, философ, один из активных представителей русского религиозно-философского ренессанса.
Мечников Лев Ильич (1838 - 1888) - рус. географ и социолог.
Миллер Герард Фридрих (1705 - 1783) - историк, на службе в России с 1725 г., чл. Петерб. АН., провел большую работу по сбору источников, на основе которых им написан труд “История Сибири”; сторонник норманской теории происхождения русского государства.
Милль Джон Стюарт (1806 - 1873) - англ. философ-позитивист, его экономические идеи были широко известны в России и оказали существенное влияние на систему взглядов Н.Г.Чернышевского
Милюков Павел Николаевич (1895 - 1943) - рус. историк, социолог, публицист, активный политический деятель, член партии кадетов.
*Милютин Владимир Алексеевич (1826 - 1855)
*Михайловский Николай Константинович (1842 - 1904).
Мишле Жюль (1798 - 1840) - фран. историк.
Молешотт Якоб (1822 - 1893) - нем. физиолог, представитель естественнонаучного материализма. Его учением увлекалась студенческая молодежь России в 60 - 70-х гг.
Монтескье Шарль Луи (1689 - 1755) - представитель франц. просвещения, философ, историк. Его работа “Дух законов” оказала большое влияние на развитие идей русского просвещения.
Мор Томас (1478 - 1535) - англ. гуманист, гос. деятель, автор "Утопии".
Ноторп Пауль (1854-1924) - нем. философ, один из основоположников неокантианства.
Нестор (сер.XI - нач.XII вв.) - монах Киево-Печерского монастыря. Ему приписывают создание первого русского летописного свода “Повесть временных лет”, а также авторство древнейших рус. житий. Некоторые исследователи склонны различать под этим именем два лица.
Нечаев Сергей Геннадиевич (1847 - 1882) - рус. революционер-заговорщик и террорист, автор "Катехизиса революционера".
Николай I (1796 - 1855) - российский император с 1825 г, начало правления ознаменовал разгромом восстания декабристов и жестокой расправой над его участниками.
Николай II (1868 - 1918), последний российский император (с 1881 г.), в 1918 г. расстрелян вместе с семьей большевиками.
Николай Кузанский (Николай из Кузы) (1401 - 1464), церк. деятель, философ-просветитель. Его учение оказало большое влияние на развитие русской религиозной философии.
Никон (1605 - 1668) - патриарх русской церкви с 1652 по 1667г., инициатор церковной реформы, приведшей к расколу.
*Нил Сорский (Николай Майков)(1433 - 1508).
Ницше Фридрих (1844 - 1900) - нем. философ, идеи которого имели существенное влияние на часть русской интеллигенции в начале века.
Новгородцев Павел Иванович (1866 - 1924) - рус. философ, правовед, социолог, теоретик социального либерализма, один из авторов сборников "Проблемы идеализма" и "Из глубины". В 1922 году выслан из страны.
Новиков Николай Иванович (1744 - 1818) - активный деятель русского просвещения, книгоиздатель, журналист, писатель-сатирик, жертва неправедного суда Екатерины II.
*Огарев Николай Платонович (1813 - 1877).
Овсянико-Куликовский Дмитрий Николаевич (1853 - 1920) - рус. литературовед и языковед, историк общественной мысли.
*Одоевский Владимир Федорович (1803 - 1869).
Павел I (1754 - 1801) - рус. император с 1796 г, убит заговорщиками.
*Пересветов Иван Семенович (жил во время царствование Ивана Грозного)
Пестель Павел Иванович (1793 - 1826) - рус. мыслитель, руководитель и идеолог декабристов, в своих воззрениях основывался на теории "естественного права", вытекающей из концепции "общественного договора"; автор конституции "Русская Правда". Казнен.
Петр I (1672 - 1725) - рус. царь с 1682 г;, император с 1721 г. Первый русский реформатор.
Петражицкий Лев Иосифович (1867 - 1931) - польско-рус. социолог и философ права, один из теоретиков социального либерализма.
Печерин Владимир Сергеевич (1807 - 1885) - рус. философ, поэт. В истории русской культуры фигура символическая. В 1836 году навсегда покинул Россию, а в 1843 году принял сан католического священника. Получил известность как блестящий проповедник и оратор.
Писарев Дмитрий Иванович (1840 - 1868) - рус. публицист, лит. критик, родоначальник "русского нигилизма". В сфере философии - сторонник опытного знания, подкреплявший свои идеи естественнонаучным материализмом Фохта, Бюхнера и Молешотта.
*Плеханов Георгий Валентинович (1856 - 1918).
Победоносцев Константин Петрович (1827 - 1907) - рус. религиозный мыслитель, правовед и политический деятель консервативного толка, в 1880-1905 г. обер-прокурор св.Синода.
Погодин Михаил Петрович (1800 - 1875) - рус. историк, автор 7-томных "Лекций о русской истории", писатель, издатель, коллекционер-библиофил Идеолог официальной народности. Сын вольноотпущенного дворового поднялся до уровня действ. члена Академии наук.
Полевой Николай Алексеевич (1796 - 1846) - рус. писатель, историк, журналист, издатель "Московского телеграфа" (1825 1834).
Посошков Иван Тихонович (1652 - 1726) - рус. экономист, публицист, просветитель.
*Радищев Николай Александрович (1749 - 1802).
Радлов Эрнст Леопольдович (1854 - 1928) - рус. историк философии, издатель и переводчик, Автор исследования "Очерк истории русской философии"(1912).
Рейналь Гийом Томас Франсуа (1713 - 1796) - франц. историк, социолог, представитель просвещения, оказавший значительное влияние на социально-политические воззрения Н.А.Радищева.
Риккерт Генри (1863 - 1936) - нем. философ, один из основателей неокантианства.
Робеспьер Максимиллиан (1758-1794) - деятель Франц. революции, вождь якобинцев.
Розанов Василий Васильевич (1856-1919) - рус. рел. философ. деятель религиозно-философского ренессанса. Как религ. мыслитель раскрылся в разработке проблемы пола.
Руссо Жан Жак (1712 - 1778) - франц. философ-просветитель, сторонник естественного права, писатель-сентименталист.
Рылеев Кондратий Федорович (1795 - 1826) - рус. поэт-декабрист. Казнен.
Рюрик (ум.879) - в летописных преданиях предводитель варяжских дружин, призванный княжить в Новгороде, основатель династии Рюриковичей.
Савицкий Петр Николаевич (1895 - 1968) - рус. философ, экономист, географ, один из организ. и руковод. движения евразийцев.
Самарин Юрий Федорович (1819 - 1876) - рус. рел. философ. историк, представитель раннего славянофильства, в молодости испытал сильное влияние гегелевской философии, госуд. деятель, игравший значительную роль в подготовке программы отмены крепостного права; защитник крестьянской общины.
Сен-Симон Клод Анри де Рувруа (1760 - 1825) - франц. философ, теоретик и идеолог утопич. социализма, идеи которого имели широкое распространение в России и были одним из теоретических источников русского утопического социализма.
Сергий Радонежский (ок. 1321-1391) - основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, самый почитаемый Святой на Руси.
Святополк-Мирский Дмитрий Петрович (1890 - 1939) - рус. лит. критик, журналист, активный участник евразийского движения, в конце 30-х годов вернулся в Россию и погиб в одном из лагерей.
Симеон Полоцкий (1629 - 1680) - рус. просветитель, философ, поэт в царствование Алексея Михайловича.
Смит Адам (1723 - 1790) - шотл. экономист и философ, один из классиков бурж. Политэкономии.
*Соловьев Владимир Сергеевич (1853 - 1900).
*Соловьев Сергей Михайлович (1820 - 1879).
*Сорокин Питирим Александрович (1889 - 1968).
Софья Палеолог (Зоя Палеолог) (ум. 1503) - племянница последнего визант. императора, жена Ивана III, оказала большое влияние на развитие придворного этикета и культуры.
Сперанский Михаил Михайлович (1772 - 1839) - рус. госуд. деятель, инициатор создания Государственного Совета и других либерально-управленческих реформ в ранний период царствования Александра I, оставшихся нереализованными.
Спиноза Бенедикт (Барух) (1632 - 1677) - нидерл. философ материалист.
Станкевич Николай Владимирович (1813 - 1840) - организатор философского кружка, который стал своеобразным философским университет ом для прогрессивной молодежи 40-х гг. В него входили будущие западники и славянофилы.
Степун Федор Августович (1884 - 1965) - рус, философ, историк культуры, литератор. В 1922 г. выслан из страны.
Страхов Николай Николаевич (1828 - 1896) - рус. философ, лит. критик, представитель позднего славянофильства, публикатор книги Н.Я.Данилевского "Россия и Европа", страстный пропагандист ее идей.
*Струве Петр Бернгардович (1870 - 1944).
Сувчинский Петр Петрович (1892 - 1985) - рус. публицист, музыковед, один из руководителей движения евразийцев.
Сумароков Александр Петрович (1717 - 1777) - рус. писатель, представитель классицизма и русского просвещения XVIII века.
*Татищев Василий Никитич (1686 - 1750).
Ткачев Петр Никитич (1844 - 1886) - рус. социолог, публицист, активный участник революц. подполья 60-х годов, сторонник якобинских методов борьбы. Бежал за границу, в 1875 году стал издавать журнал "Набат" орган якобинского направления в революционном народничестве.
*Трубецкой Евгений Николаевич (1863 - 1920).
*Трубецкой Сергей Николаевич (1862 - 1905).
*Туган-Барановский Михаил Иванович (1865 - 1919).
Тургенев Иван Сергеевич (1818 - 1883) - рус. писатель. В споре славянофилов и западников придерживался западнической ориентации.
Уваров Сергей Семенович (1786 - 1855) - министр просвещения. Автор формулы - "самодержавие, православие, народность".
Федоров Николай Федорович (1828 - 1903) - рус. философ-самоучка, мыслитель-утопист, выдвинувший проект Общего дела человечества по воскрешению умерших, бессмертия живущих и преображению вселенной в Царство Божие. Его учением были увлечены Соловьев, Достоевский, Бердяев.
Федотов Георгий Петрович (1886 - 1944) - рус. религ. философ и историк, яркий представитель русской общественной мысли. В эмиграции выступил с концепцией "пореволюционного сознания" отказавшись от идеи политической реставрации.
Фейербах Людвиг (1804 - 872) - нем. философ-мат., оказавший значительное влияние на развитие мат. традиции русской философии во второй половине XIX века.
Феофан Прокопович (1681 - 1736) - укр. и рус. полит. и церковный деятель, писатель, сподвижник Петра I.
Филофей (ок.1465 - 1542) - монах и игумен Елизарова монастыря в Пскове, автор посланий к вел. кн. Василию III и Ивану Грозному, в которых обосновывал идею "Москвы - третьего Рима".
Флоренский Павел Александрович (1882 - 1937) - рус. рел. философ, ученый-энциклопедист. Никогда не состоял ни в какой политической партии и тем не менее в 1933 г. был осужден, в 1937 г. расстрелян, вероятно, на Соловках.
Флоровский Георгий Васильевич (1893 - 1979) - рус. философ, богослов, религ. деятель, историк культуры. В эмиграции стал одним из основателей евразийского движения, затем его критиком. После войны активный участник экуменическом движения.
Фонвизин Михаил Александрович (1788 - 1854) - рус. мыслитель, представитель утопического социализма.
Фонвизин Денис Иванович (1744/45 - 1792) - рус. писатель, представитель просвещения XVIII в..
*Франк Семен Людвигович (1877 - 1950).
Фрейд Зигмунд (1772 - 1837) - австр. психиатр, основоположник психоанализа, его идеи имели широкое распространение в российской интеллектуальной среде в начале века и в первые годы после революции.
Фурье Шарль (1772 - 1837) - франц. социалист-утопист, оказавший существенное влияние на развитие рус. утопической мысли.
*Хомяков Алексей Степанович (1804-1860).
*Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856).
Чернышевский Николай Гаврилович (1828 - 1889) - рус. мыслитель, писатель, публицист, литературный критик, рев.-демократ, автор концепции "крестьянского социализма", в рамках которой разрабатывал экономическое обоснование социалистических идей.
Чингисхан (Тамуджин, Темучин) (1156-1227) - основатель Монгольской империи. Завоеватель обширных территорий Азии.
*Чичерин Борис Николаевич (1828 - 1904).
Шевырев Степан Петрович (1806 - 1864) - рус. литер. критик и публицист, один из ведущих теоретиков “официальной народности”.
Шелгунов Николай Васильевич (1824 - 1891) - рус. публицист, лит. критик, революционный деятель; автор (вместе с Михайловским) прокламации "К молодому поколению", призывавшей к восстанию против царя. Его можно считать пионером рабочего вопроса в рус. печати, на страницах "Современника" изложил работу Энгельса "Положение рабочего класса в Англии".
Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф (1775 - 1854) - нем. философ, его философия свободы и откровения была более популярна в России, чем на родине; под влиянием его идей на протяжении целого столетия формировалось не одно поколение рус. шеллингианцев.
Шестов Лев (наст. имя и фам. - Лев Исаакович Шварцман) (1866 - 1938) - филос., предвосхитивший позднейшие идеи экзистенциализма.
Шиллер Иоган Фридрих (1795 - 1805) - нем. поэт, драматург, теоретик искусства.
Шлёцер Август Л.двиг (1735 - 1809) - немецкий историк, ему принадлежит исследование рус. летописей - “Нестор”. С 1761 по 1776 г. находился на русской службе.
Шопенгауэр Артур (1788 - 1860) - нем. философ-идеалист, его идеи были широко известны в России и были восприняты как реакция на философскийо оптимизм, способствовали распространение нигилистических настроений.
Шпенглер Освальд (1880 - 1936) - нем. философ, историк, выступил с учением о множественности замкнутых культурно-исторических типов. Аналогичные идеи на много раньше были выдвинуты в России Н.Я.Данилевским и К.Н.Леонтьевым. Его книга “Закат Европы” (рус. перевод 1923 г.) вызвала большой ажиотаж в общественной мысли.
Шпет Густав Густавович (1879 - 1937) - рус. философ, представитель феноменологического направления, внесший весомый вклад в развитие идей герменевтики, эстетики и психологии, историк русской философии, переводчик. В 1937 г. был арестован и расстрелян в Томске.
Щапов Афанасий Прокофьевич (1830 - 1870) - рус. историк, общественный деятель.
Щербатов Михаил Михайлович (1733 - 1790) - рус. историк, публицист, деятель русского просвещения.
Энгельс Фридрих (1820 - 1895) - нем. философ материалист и политический деятель, соратник К.Маркса .
Эрн Владимир Францевич (1881 - 1917) - рус. религ. философ, публицист, деятель рус. религиозно-философского ренессанса, отстаивал идею церковного обновления.

СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
Авторитаризм - внеправовая, антидемократическая форма властвования, и воспитания – авторитарное воспитание - опирающаяся на авторитет личной власти.
Альтернатива – возможность и необходимость выбора одного из двух или нескольких решений.
Анархизм - безвластие, социально-политическое учение, отрицающее позитивную роль государства и проповедующее освобождение личности от всех форм власти.
Антиномия - сочетание обоюдопротиворечащих высказываний о предмете.
Апперцепция – зависимость восприятия от общей направленности и всего предшествующего опыта человека.
Антропология, антропологизм - наука о человеке; философская дисциплина, рассматривающая комплекс проблем относительно сущности и условий бытия человека; человекоцентристский подход в философии.
Антропософия - мистическое учение о человеке как носителе тайных духовных сил. Оказала влияние на русский символизм.
Апокалипсис - Откровение Иоанна Богослова - завершающая часть Нового Завета: пророчество, предвещающее гибель человечества и конец истории.
Апокрифы - потайные религиозные сочинения, не признанные церковью священными.
Архетип - первообраз, в соответствии с учением К.Юнга, изначальные врожденные психические структуры, схемы образов.
Бессознательное – совокупность психических состояний и процессов не представленных в сознании человека, но воздействующих на него.
Благо – все то, что заключает в себе ценность для бытия человека; в ряде философских и этических систем выделяется высшее благо, что позволяет производить определенную субординацию других ценностей.
Богоискательство - религиозно-философское течение в среде либеральной русской интеллигенции, ориентированное на обновление религии на основе соединения ее с новейшей философией.
Богостроительство - направление русской философско-этической мысли начала XX века, рассматривавшее всеобщую созидательную деятельность человека как религию; опыт соединения марксизма с религией.
Вина (виновность) – сознание нарушения нравственного долга.
Воля – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние и внешние препятствия.
Воспитание - управление процессом развития личности ребенка через создание благоприятных для этого условий.
Гедонизм – этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и мотив человеческого поведения.
Героизм – совершение выдающегося по своему общественному значению действия, превышающее нормальные возможности человеческих сил.
Гетерономность - чужеродность.
Глоссарий - словарь старинных или малоупотребительных терминов.
Гносеология - теория познания.
Гражданственность – сознание принадлежности к своему государству
Гуманизм – признание ценности человека как личности, его прав на свободу, достойное существование, всестороннее развитие и реализацию своих способностей.
Демагогия – преднамеренное извращение фактов и дача ложных заведомо невыполнимых обещаний с корыстной целью воздействия на сознание масс.
Демократия - форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника и субъекта власти.
Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру с целью его целесообразного преобразования.
Деизм - религиозно-философская доктрина, признающая Бога как первопричину разумного устройства мира и отрицающая его последующее вмешательство в мировой процесс.
Декадентство - (от лат. - упадок) общее наименование постклассического искусства начала XX века, отмеченного пессимистическими настроениями.
Деонтология - раздел философии, рассматривающий проблемы должного и долга.
Дискурс - логическое суждение.
Идентичность - тождественность, сознание тождественности своего Я, в последнее время используется для обозначения устойчивой сущности нации, народа.
Идеократия - власть, в основу которой положена идеология “правящего слоя”.
Идеологема - современный термин, используемый для выражения основного принципа той или иной идеологии.
Имманентное - основание, свойство, внутренне присущее какому-либо предмету.
Имплицитный - неявно содержащийся в чем-либо.
Интеллигенция – образованная, критически мыслящая часть общества, считающая своим нравственным долгом защиту интересов народа, что вызывает определенное дистанцирование ее от государственно-властных структур
Интенциональность - направленность сознания на какой-то определенный предмет.
Интуиция - непосредственное постижение истины, не связанное с ее логическим обоснованием.
Ипостась - (от греч.- сущность, основание) в христианстве - обозначение каждого из трех лиц единого Бога
Исихазм - (от греч. - покой, безмолвие) - религиозно-мистического учение о достижении единства человека с Богом путем глубокой аскзы молчания, направленной на очищение сердца слезами и “умной мролитвой”. Возникло в Византии в 4-7 вв. В России получило распространение в 14 - 15 вв.
Историзм - принцип подхода к действительности как развивающейся во времени; историцизм - догматизация принципа историзма, превращающая развитие в дурную бесконечность.
Историософия - философия история, акцентирующая софийность, одухотворенность исторического процесса.
Каузальность - причинность.
Квиетиз - мистически-созерцательное отношение к миру, пассивность, полная покорность чужой воле.
Клир - в христианской церкви - совокупность священнослужителей всех рангов.
Коммюнотарность - межчеловеческое общение, опосредованное Богом. Категория историософии Н.А.Бердяева.
Конститутивный - входящий в природу предмета, определяющий его сущность.
Конструкт - логическая модель объекта или ситуации.
Ксенофобия - страх, неприятие «чужих».
Легитимность - законность.
Максима - высший принцип.
Менталитет (производное - ментальность) - современный термин, обозначающий тип мышления.
Меон, укон - оба термина означают небытие, но в первый - относительное небытие, способное превратиться в бытие, второй - абсолютное небытие.
Мессианизм - религиозное и религиозно-философское учение о богоизбранности народа для выполнения особой, предопределнной роли; миссионизм - обоснование культурно-исторической роли народа.
Метафизика - то, что находится за пределами чувственного, доступного научным методам познания, раздел философии, исследующий сверхчувственные начала бытия.
Метаистория - понятие, аналогичное метафизике, но более позднего происхождения, означает скрытый от эмпирического познания смысл истории в вечности.
Мистерия - тайный религиозный обряд, в котором принимают участие лишь «посвященные».
Мифологема - современный термин, используемый для обозначения идейно-образной конструкции мифа.
Моделирование – метод исследования объектов, в том числе сложных социальных систем, на подобных объекту моделях, специально для того конструируемых по заданным параметрам
Модернизм - современное, постклассическое искусство.
Монизм - способ рассмотрения многообразия мира, исходя из единой основы, субстанции.
Нигилизм - направление русской общественной мысли 60-х годов XIX века, отрицающее общепринятые идеалы и ценности, как “мещанские”. Его идеологом считается Д.И. Писарев.
Номология - раздел философии, изучающий законы науки.
Ноумен (нумен) - умопостигаеая сущность предмета, или объект интеллектуальной интуиции, в отличие от феномена как предмета чувственного созерцания.
Обскурантизм - (лат. - затемнять) принципиально враждебное отношение к просвещению.
Оккультизм - мистическое учение, признающее существование в космосе таинственных сил, воздействующих на судьбу человека и человечества.
Онтология - учение о бытии как таковом, раздел философии, изучающий фундаментальные основы бытия. Онтологизм - философское направление, преувеличивающее значение объективных основ бытия.
Охлократия - власть толпы, употребляется для обозначения вырождения демократии.
Палладиум - мистический храм, покрывающий и освящающий собою некое культурное пространство.
Парадигма - круг идей, очерчивающий определенный тип знания или объяснения мира, имеющий общее основание.
Парадокс - высказывание, расходящееся с общепринятым мнением.
Позитивизм - направление в философии, основанное на утверждении, что истинное знание может быть получено на основе опытных наук и их синтеза. Его основоположником считается О. Конт.
Почвенность – сознание обусловленности характера нации данной ему природной средой. В ряде случаев это сознание перерастает в соответствующую идеологию.
Провиденциализм - религиозное и религиозно-философское понимание истории как предопределенной замыслом Бога.
Профетический - пророческий.
Репрезентативный - представительный; часть или элемент, достаточный для суждения о целом.
Рефлексия - форма умственной деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий, их теоретических предпосылок и результатов.
Сакральный - священный, заветный.
Секуляризация - освобождение культуры от господства церковной идеологии; в истории - секуляризация церковной земельной собственности, т.е. изъятие ее у церкви.
Соборность - одно из основных понятий русской философии, означающее свободное объединение верующих на основе их общей веры; противопоставляется коллективизму, основанному на принудительном подчинении меньшинства большинству.
София, или Премудрость Божья - одно из центральных понятий философии всеединства с весьма широким диапазоном значений. Основные из них: - София выступает как посредница между Богом и миром; представляет собою идеальное человечество.
Стяженный - понятие философии всеединства, заимствованное Карсавиным у Николая Кузанского, означающее присутствие целого, хотя и умаленного, в любой его части.
Субстанция - неизменная основа сущего, сохраняющаяся при всех его превращениях и изменениях.
Сциентизм - ориентация на научные методы познания в объяснении исторического процесса и культуры, ведет к осознанной или неосознанной недооценка роли философского знания.
Теизм - религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной, находящейся над миром личности и предопределяющей его развитие.
Телеология. - философское учение о цели (целесообразности) как конечной причине естественной и исторической закономерности.
Теодиция - оправдание Бога: догматическое или религиозно-философское учение, направленное на согласование идеи Бога как всеблагого и всесильного существа с наличием зла в мире.
Теократия - власть, поставленная и освященная Богом.
Теология - богословское, религиозно-философское учение о сущности и действиях Бога.
Теофония - явление Бога в сотворенном им мире и через тварный мир.
Теургия - богочеловеческий процесс воплощения замысла Божьего в эмпирической, действительности, в истории.
Тоталитаризм - политическое направление, основанное на абсолютизации роли государства и власти, основанной на силе.
Трансцендентное - все то, что находится за пределами чувственного опыта, по ту его сторону.
Трансцендентальное - планы бытия, выходящий за пределы эмпирического и умопосгигаемого мира, образующие особую сферу метафизики.
Троица - один из основных догматов христианского вероучения о едином в своей сущности Боге, предстающем в трех лицах (ипостасях) - Бога-Отца, Бога - Сына (Христос) и Бога - Духа Святого; тринитаризм - учение о единосущем в трех своих ипостасях Боге.
Утопия - в философии и общественной мысли имеется в виду проект идеального общества без определения необходимых и достаточных для того условий.
Феномен - философское понятие, означающее явление, данное нам в чувственном опыте.
Феноменология - философское направление, ориентированное на выявление изначального опыта сознания, исключающее применение к нему каких бы то ни было оценок.
Хилиазм - тысячелетнее царство на земле с торжеством добра.
Эвдемонизм - принцип морали, согласно которому высшей целью человеческой жизни является счастье, блаженство, основанное на внутренней свободе.
Эгалитаризм - равенство как принцип организации общества.
Эзотерический - тайный, сокровенный, понятный лишь посвященным.
Экзотерический - открытый, предназначенный и для непосвященных.
Экзистенциальные вопросы - основные вопросы человеческого существования: вопросы жизни, смерти, совести, страха, одиночества и т.п.
Эклектика - механическое соединение различных, часто несовместимых принципов.
Экстаз - высшая степень восторга.
Экстериоризация – переход внутренних потребностей во внешнее состояние.
Эманация - истечение чего-либо из общего, абсолютного центра.
Эмансипация - освобождение от зависимости (социальной, идеологической, церковной)
Эмпиризм - философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником знаний.
Эон - (греч.) - жизненный цикл в вечности.
Эпигонство - нетворческое, механическое следование традиции, внешняя подражательность.
Эпистемология - термин, используемый для обозначения теории познания.
Эсхатология - религиозно-философское учение о конечных судьбах мира и человека.