Ивин А. Философия истории

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 4
КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКОЕ (ЗАКРЫТОЕ) ОБЩЕСТВО

Коллективистическая жесткая структура

Все коллективистические общества (и сообщества) характеризуются ясно выраженной и весьма жесткой социальной структурой, отсутствующей в индивидуалистическом обществе. Эта структура включает свои "верх" и "низ" и предполагает четкий водораздел между ними. Ее общая ориентация является подчеркнуто спекулятивной: "верх", ориентированный на умозрительный (небесный, будущий) мир, полностью определяет "низ", представляющий реальный (земной, нынешний) мир. "Верх" включает три взаимосвязанные части: разумную, чувственную и деятельностную, которыми задаются стиль мышления, формы чувства и деятельности "низа" [2].

1 См.: Mumford L. Utopia: the City and the Machine // Daedalus. Boston, 1965. № 1.
2 См.: Ивин А.А. Человек "коллективистического общества" // Философская антропология: истоки, современное состояние, перспективы. М., 1995.

В средневековом обществе земному миру мыслей, действий и чувств как "низу" противостоит "верх", разумная часть которого включает откровение, чувственная - сыновнюю любовь к богу и деятельностная - беспрекословное исполнение всего того, что предписано богом.

248

В тоталитарном обществе роль разумной части "верха" играет тоталитарная идеология; объектом особых чувств являются те, кто создал тоталитарную доктрину и воплощает ее в жизнь; деятельностная часть детально регламентирует все формы группового поведения.

В разных реализациях жесткой структуры соотношение частей "верха" является разным. В средневековом обществе и в церкви как коллективистическом обществе на первом плане стоит чувственная часть "верха". В тоталитарном обществе и в нормальной науке доминирует разумная часть.

Отношение индивидов, составляющих "низ" жесткой структуры, к трем частям ее "верха" можно самым общим образом охарактеризовать как веру в то, что утверждается в разумной части "верха", любовь к чувственной его части и безусловное повиновение предписаниям дея-тельностной части. Отношение, связывающее индивидов "низа" - это отношение их равенства между собой относительно "верха".

Таким образом, отношение "низа" к "верху" укладывается в триаду: вера - (сыновняя) любовь - (сыновнее) повиновение. Отношение "верха" к "низу" представляет собой триаду: просветление (откровение) - (отеческая) любовь - (отеческая) забота.

Связь трех частей "верха" с соответствующим ему "низом" можно схематично представить так:

Коллективистическое общество, строящееся на основе жесткой структуры, всегда является обществом, провозглашающим в качестве основной ценности равенство своих индивидов. Однако это не равенство их в обычной, земной, нынешней жизни, а равенство в отношении "верха" господствующей в этом обществе жесткой структуры, равенство в отношении того умозрительного (небесного, будущего) мира, который представляется ее "верхом". Средневековые люди не являются

249

равными ни в отношении собственности, ни в отношении власти, и они не ставят перед собою цель установить равенство в земной жизни. Но они равны уже сейчас перед богом и будут равны в предстоящей небесной жизни, и это их вполне удовлетворяет. Люди коммунистического общества также не равны в отношении власти и во многом еще не равны в отношении собственности. Однако ими не ставится задача немедленного уравнивания уже в настоящем. Их всецело устраивает их нынешнее равенство в деле построения нового, коммунистического общества и их будущее полное равенство в этом обществе.

Общество, строящееся на основе жесткой структуры, - это не только общество равных (в указанном смысле) индивидов, но и оптимистическое, жизнерадостное и уверенное в себе общество. Оно отличается устремленностью к "прекрасному будущему миру", яркостью и остротой жизни, мечтой о подвиге во имя будущего, идиллическим образом жизни. Вместе с тем это общество, перегруженное идеалами доблести и служения высшим, надындивидуальным целям, равнодушное к личности и ее правам, к материальному благополучию, настороженно относящееся к остальному миру и мечтающее навязать ему свой стиль жизни и мышления.

Таким образом, основные моменты коллективистической жесткой структуры сводятся к следующему:

- отчетливое разделение двух миров: земного и небесного, нынешнего и будущего; одновременная жизнь индивидов коллективистического общества в двух мирах, жизнь как необходимый переход от одного мира к другому;
- истолкование земного, нынешнего мира как "низа" социальной схематизации, и представление о небесном, будущем мире как о ее "верхе"; явный приоритет "верха" над "низом", посвящение жизни "внизу" прежде всего тому, чтобы получить возможность выполнить предписания "верха";
- разделение "верха" на три составные части: разумную, чувственную и деятельностную; единственность каждой из этих частей, их ясность и четкость;
- ограничение критики "верха" критикой только несущественных деталей его частей;
- использование насилия для сохранения единственности каждой из частей "верха" и его приоритета над миром практических мыслей, чувств и действий;
- равенство индивидов в отношении "верха".

Разграничение двух миров не означает резкого их противопоставления, исключающего воздействие небесного или будущего мира на мир земной и нынешний. Кроме того, это разделение, достаточно отчетливое в теории, оказывается существенно смазанным в обычной жизни и в популярной литературе. "В богословской теории, - пишет

250

А.Я. Гуревич, - Град земной и Град небесный максимально разведены - в популярной литературе о чудесах они, напротив, чрезвычайно сближены, постоянно соприкасаются между собой и всячески общаются. Возможно посещение того света, возможен и возврат из него сюда, на землю, и смерть может оказаться лишь сном. Ибо путь в мир иной бывает открыт в обоих направлениях" [1]. Святые принадлежат сразу обоим мирам, поскольку уже при жизни являются "гражданами" небесных сфер. Христос внезапно сходит с алтаря или обнаруживается в святом причастии в своем физическом облике. Он, как и его мать или апостолы, в любой момент может посетить живых, принести им утешение и обещание загробного блаженства либо сделать выговор, отчитать, а то и прибить, лишить жизни [2]. Индивиды тоталитарного общества не столь наивны и непосредственны, как средневековый человек; но они видят "ростки будущего" в своей нынешней жизни: это герои, проявляющие характерные черты будущего, "нового" человека; это вожди правящей партии, посвятившие свою жизнь исключительно служению будущему, и т.п. Полное разделение двух миров сделало бы небесный или будущий мир чрезмерно абстрактным и схематичным, лишенным всякого чувственного содержания и всякой притягательности. Как подчеркивал Гегель, идеи невозможно любить.

1 Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981. С. 318-319.
2 См.: Там же. С. 319.

Разумная часть "верха" определяет цель, стоящую как перед обществом в целом, так и перед каждым его индивидом, основные препятствия на пути к этой цели и средства, необходимые и достаточные для ее достижения. Разумная часть обычно систематизируется в Основной книге данного коллективистического общества. В современном коллективистическом обществе разумная часть его олицетворяется Вождем-теоретиком, гарантирующим правильное истолкование цели и обеспечивающим неуклонное приближение к ней.

Противостояние коллективизма и индивидуализма в наиболее ясном и обнаженном виде обнаруживает себя в современной истории, в противоборстве тоталитарных режимов и западного индивидуалистического общества.

Основные черты современного коллективизма, противостоящего индивидуалистическому, или открытому, обществу, можно подытожить следующим образом:

- коллективистическое общество возникает по заранее выработанному плану и ставит своей задачей достижение четко очерченной цели;
- основной особенностью открытого общества является признание автономии личности, абсолютного суверенитета взглядов и наклонностей человека в его жизнедеятельности; коллективистическое общество отказывается признать какие бы то ни было сферы автономии, в которых индивид и его воля являлись бы конечной ценностью;
- устремленность коллективизма к некоей единой цели предполагает введение централизованного планирования, замещающего конкуренцию в сфере экономики;

251

- в открытом обществе нет глобальной, объединяющей все общество цели, в нем нет и единой, всеобъемлющей шкалы ценностей; конкуренция целей, выдвигаемых отдельными индивидами и их группами - принцип не только экономической жизни этого общества, но и общий принцип его устройства; основной принцип коллективистического общества - монополия, она относится не только к плану экономического развития, но и к безраздельно господствующей идеологии, единственной правящей партии и т.д.;

- коллективистические проекты в условиях индустриального общества неизбежно ведут к диктатуре и тоталитаризму; суть тоталитаризма:

1) представление о том, что его идеология есть единственно верная идеология;
2) отождествление общества и государства, государственный контроль за всеми сферами жизни общества и индивида;
3) одна партия, ведомая одним человеком;
4) монополия на средства коммуникации;
5) особые органы государственной безопасности, осуществляющие террор;
6) централизованно управляемая экономика;
7) особый коллективистический стиль жизни, когда основная масса населения готова жертвовать настоящим ради "прекрасного будущего";

- жестокость и террор тоталитарного режима прямо вытекают из возвышенного и, на первый взгляд, безобидного стремления переустроить жизнь общества в соответствии с единой, наперед заданной и не подлежащей обсуждению целью; демократический социализм, т.е. социализм, руководствующийся такой целью и вместе с тем действительно, а не на словах использующий демократические процедуры, представляет собой утопию;

- фундаментом всех прав и свобод личности является экономическая свобода; с ее ликвидацией в коллективистическом обществе начинается уничтожение всех прав и свобод;

- социализм (коммунизм) и национал-социализм (нацизм) являются частными случаями современного коллективизма, или тоталитаризма; они представляют собой две формы социализма: радикальный левый социализм, выдвигающий лозунги новой демократии и интернационализма, и консервативный правый социализм, руководствующийся идеями национализма и расизма;

- эти формы социализма могут ожесточенно бороться между собой, но основным противником для них, как разновидностей коллективизма, всегда остается либерализм, т.е. современное индивидуалистическое общество;

252

- современный коллективизм ведет в конечном счете к торможению экономического развития и не выдерживает конкуренции с открытым обществом в сфере экономики.

Коммунистическое общество и современное открытое общество различаются не в каких-то отдельных аспектах социальной жизни (демократия, автономия личности, количество политических партий и т.п.), а во всех существенных ее измерениях, начиная с отношения к собственности и семье, являющихся базисом структурных социальных отношений, и кончая культивируемыми в обществе формами любви, его отношением к моде, сексу и смерти.