Миллер Я. Шеренга великих композиторов

СКАЧАТЬ
_____________________________________________________

Титул оригинала „POCZET WIELKICH MUZYKOW”
Перевод с польского В. ФРИШМАН-ОФИНОЙ
Иллюстрировал РОМУАЛЬД КЛАЙБОР
Обложку проектировал МАТЕУШ ГАВРЫСЬ
„НАША КСЕНГАРНЯ”, Варшава, 1975
OCR и редакция Dauphin, 2003 dauphin@ukr.net
_____________________________________________________

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПОЗИТОРОВ

Аренский Антон Степанович
Бах Иоганн Себастьян
Бах Вильгельм Фридеман
Бах Карл Филипп Эмануэль
Бах Иоганн Христиан
Беллини Винченцо
Берлиоз Гектор
Бетховен Людвиг ван
Бизе Жорж
Боккерини Луиджи
Бородин Александр Порфирьевич
Брамс Иоганнес
Брукнер Антон
Брух Макс
Вагнер Рихард
Вебер Карл-Мариа
Венявский Генрик
Верди Джузеппе
Вивальди Антонио
Гайдн Франц Иосиф
Гендель Георг Фридрих
Глазунов Александр Константинович
Глинка Михаил Иванович
Глиэр Рейнгольд
Глюк Кристоф Виллибальд
Гомулка Миколай
Григ Эдвард
Гуно Шарль
Даргомыжский Александр Сергеевич
Дворжак Антонин
Дебюсси Клод
Делиб Лео
Доницетти Гаэтано
Желеньский Владислав
Карлович Мечислав
Керубини Луиджи
Корелли Арканджело
Курпиньский Кароль
Лассо Орландо
Липиньский Кароль
Лист Ференц
Лортцинг Густав Альберт
Люлли Жан Батист
Масснэ Жюль
Мейербер Джакомо
Мендельсон-Бартольди Феликс
Монтеверди Клаудио
Монюшко Станислав
Моцарт Вольфганг Амадей
Мусоргский Модест Петрович
Носковский Зыгмунт
Обер Даниель Франсуа Эспри
Паганини Никколо
Падеревский Игнаци Ян
Палестрина Джованни Пьерлуиджи да
Прокофьев Сергей Сергеевич
Пуленк Франсис
Пуччини Джакомо
Равель Морис
Рамо Жан Филипп
Рахманинов Сергей Васильевич
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Россини Джоаккино
Ружицкий Людомир
Сен-Санс Камиль
Серов Александр Николаевич
Сибелиус Ян
Скарлатти Доменико
Скрябин Александр Николаевич
Сметана Бедржих
Танеев Сергей Иванович
Тома Амбруаз
Флотов Фридрих
Франк Цезарь
Чайковский Петр Ильич
Шимановский Кароль
Шопен Фридерик
Штраус Рихард
Шуберт Франц
Шуман Роберт
Эльснер Юзеф
_____________________________________________________
OCR dauphin@ukr.net

СКАЧАТЬ

ВВЕДЕНИЕ

Имена выдающихся художников, скульпторов, поэтов известны нам с самых древних времен. В истории музыки дело обстоит иначе. Лишь в XII веке мы впервые встречаемся с именами композиторов. А ведь музыка такое же древнее искусство, как и все остальные его виды — возникла она в самом начале появления цивилизации. В этом нетрудно убедиться, исследуя жизнь немногочисленных, сохранившихся до наших дней, первобытных племен, у каждого из которых есть своя, хотя бы самая примитивная музыка.
Музыка развивается параллельно с двумя явлениями: с социально-экономическим развитием общества и с развитием других видов искусства. Эту связь нетрудно заметить, хотя музыка действует на человека более сложным образом, чем, например, литература или живопись.
Первые музыкальные инструменты, такие как лира, арфа, китара, авлос — появились в древности. Они сопровождали пение, повторяя, по существу, мелодию, исполняемую певцами. Это была одноголосая музыка.
В начале средневековья музыка продолжает оставаться одноголосой, но ее все больше подчиняет себе церковь. Многое из этой церковной музыки сохранилось и по сей день в литургии, в виде так называемого грегорианского пения. Однако грегорианское пение не оставалось неизменным. Постепенно стали добавляться голоса, их число для смешанного хора установилось на четырех, но нередко композиторы писали свои произведения для шести и даже восьми голосов, или — для двух или трех хоров.
До XII века музыка оставалась анонимной. Первыми известными композиторами были Леоний и Перотий. Их метод ведения голосов получил название „школы Нотр-Дам”.
С течением времени голоса приобретают все большую самостоятельность, и в музыке появляется новое направление — полифония. Различные стили этого направления представляли три нидерландские школы. Первая (1425—1475) создала понятие контрапункта (ее главным представителем был Дюфаи); вторая (1475—1525) выражала расцвет контрапунктических форм (Жоскен Депре) и, наконец, третья (1525—1600), главным представителем которой являлся Орландо Лассо, была как бы переходом к следующему периоду, к Римской школе Палестрины. Римская школа делает упор на свободу, естественность звучания, уже несколько утраченную в контрапунктических ухищрениях. Наряду с чисто вокальной музыкой, так называемой „а капелла”, к хору добавлялся аккомпанемент органа или других инструментов, количество которых непрерывно увеличивалось. Вместе с тем создавались не только музыкальные произведения религиозного характера, но и светские, исполняемые, главным образом, трубадурами. Однако влияние церковной музыки оставалось еще настолько сильным, что песни трубадуров мало чем отличались от церковных.
В XVI—XVII вв., под влиянием Реформации и в результате Тридцатилетней войны, светская власть церкви оказалась сломленной. Центром музыкальной жизни становятся дворцы королей и магнатов. В этот период особенно усиливается интерес к античному искусству, возрождение (или — ренессанс) которое дало название всей эпохе. Само собой разумеется, что это вызвало необходимость в изменении и самого музыкального стиля. Стремление вернуться к древнегреческой трагедии дало в результате совершенно новую форму — оперу (первая в мире опера „Дафна” Я.Пери, 1594). В новых произведениях главную роль играют сольные партии. Инструментальная фактура подвергается упрощению, место полифонии занимает гомофония или одноголосие, сопровождаемое аккордами. Создаются новые формы инструментальной музыки. Светская музыка начинает занимать доминирующее положение.
Музыкальный стиль, совпадающий с эпохой Возрождения и барокко в изобразительном искусстве и архитектуре, называют доклассическим. В эту эпоху выступают композиторы-виртуозы, демонстрирующие одновременно с высоким композиторским мастерством широкие возможности использования своих музыкальных инструментов. Это клавесинисты — Куперен, Рамо, Доменико Скарлатти, скрипачи — Вивальди и Корелли, органисты — Гендель, Иоганн Себастьян Бах, ставшие во главе этой музыкальной эпохи как крупнейшие мастера полифонии. Характерно, что в период их деятельности большинство композиторов уже отошло от полифонии. В эту эпоху определяются основные типы инструментов, дожившие до наших дней. В области теории и гармонии установилась тональная система, господствующая и в наши дни.
Следующим периодом в музыке был классицизм, который длился, правда, довольно недолго (вторая половина XVII века), но сыграл огромную роль в развитии музыкального искусства. В этот период выкристаллизовываются основные музыкальные формы, определяется состав оркестра, устанавливается идеальная — классическая — пропорция между содержанием и формой, между „материей” музыкального произведения и его построением. Эти процессы сопровождаются развитием и расцветом оперных театров, филармоний, камерных ансамблей. Группу композиторов этого времени возглавляют Моцарт, Гайдн и Бетховен (впрочем, Бетховен в более поздний период творчества относится к эпохе романтизма).
Переломный момент в мировой истории, каким явилась Великая французская революция, стал переломным моментом и в истории музыки. С распадом феодальной системы центр музыкальной жизни переносится из дворцов магнатов в салоны буржуазии. Рояль, занявший теперь центральное место в салоне, становится главным инструментом. Начинается период романтизма. Конструкция рояля решающим образом повлияла на мелодику музыкальных произведений. Кроме того, реформация некоторых закостенелых форм классицизма вызвала и большую свободу в области формы.
Рост национального самосознания во всем мире также нашел свое отражение в музыке. Возникают национальные музыкальные школы: в Польше — Шопен и Монюшко, в Германии — Вебер, в Чехословакии — Сметана, в России — Глинка, в Норвегии — Григ, в Бельгии — Бенуа, в Венгрии — Лист.
Одновременно с „абсолютной” музыкой развивается и так называемая „программная” музыка. Появляется новая форма — симфоническая поэма (Берлиоз). Многие композиторы зачастую становятся исполнителями-виртуозами. Это пианисты — Лист, Шопен, Мендельсон, скрипачи — Паганини, Липиньский, Венявский.
Романтический стиль подвергался видоизменениям: от первоначального наивного героизма он доходит до сентиментализма. Развитие техники во всех областях жизни не могло не отразиться и на способах изготовления и совершенствования музыкальных инструментов. Разумеется, это повлияло и на состав оркестра, а в связи с этим — и на инструментовку произведений, которая становится все насыщеннее и сложнее.
Во второй половине XIX века романтизм видоизменяется в стиль, который принято называть „неоромантизмом”. Он развивается в двух направлениях: одно из них имеет тенденцию возвращения к классическим формам, при сохранении романтического содержания (Чайковский, Брамс, Дворжак); представители второго — создают программную музыку, порывая с установившимися нормами и провозглашая объединение различных видов искусств — музыки, поэзии и драмы (Вагнер). Иные композиторы (Верди, в своих более поздних операх, Масканьи, Пучини) стараются показать жизнь „как она есть”. Это направление так называемого веризма, „направление правды” (от итал. vero — правдивый).
В результате начатого Вагнером раздробления существовавших форм появляется импрессионизм (Дебюсси, Равель), получивший свое название по примеру импрессионизма в изобразительном искусстве. Импрессионизм в музыке ставил своей целью передачу впечатлений, выходящих за пределы музыки. Характерна для него легкая инструментовка; гармония перестает быть связанной с тональностью.
Начало XX века становится периодом многочисленных композиторских экспериментов, в основе которых лежало отрицание всей музыки прошлого и стремление к использованию разнообразных технических и формальных средств и приемов. В это время сформировались различные направления, такие как экспрессионизм (Скрябин, Шёнберг, модернизм (Стравинский, Хиндемитт), а после Второй мировой войны — додекафония. Эти эксперименты сыграли свою положительную роль, ибо позволили композиторам на практике проверить различные технические возможности и определить их пригодность.
В настоящее время музыка не ограничивается какими-то определенными формами. Одновременно с продолжающимися далее экспериментами в области формы, существует и чисто тональная музыка, а наряду с эпигонами модернизма и экспрессионизма имеют место попытки вернуться к прежним стилям. По всей вероятности, в этом разнообразии сформируется стиль, которому будущие поколения придумают название и начнут считать его характерным для XX века.
Наша книга „Шеренга великих композиторов” приводит краткие характеристики отдельных композиторов различных эпох. При этом мы вынуждены были отказаться от широчайшей области легкой музыки, развивающейся, начиная от Оффенбаха и Иоганна Штрауса, все более бурно.
В книгу не вошли также живущие в настоящее время композиторы, даже наиболее выдающиеся из них, так как творчество их продолжается и сегодня.

СКАЧАТЬ