Поварнин С. Как читать книги

ОГЛАВЛЕНИЕ

I
Безыскусственное чтение
Вредное чтение
Чтение есть искусство
Основные правила чтения
Цели чтения
Цели чтения и книга
Способы чтения
Идеал чтения

II
Главные задачи образования
Две основные цели
Какая из этих целей важнее?
Чем больше всего отличается образованный от необразованного
В чем основная задача самообразования
В чем же состоит работа над книгой, особенно над научной?
О навыках при чтении и о проработке книг

III
Необходимые условия для правильного чтения
Мышление и воображение
Внутренние помехи хорошему чтению. Нетерпеливость
Лень мышления и воображения
Дурные привычки
Привычка бросать книгу, не дочитав до конца

IV
Общие указания о том, что читать для самообразования
О чтении основных книг (с проработкой)
Вдохновляющие книги
Чтение произведений искусства
Роль воображения
Перечитывание
Чтение критики

V
Предварительное ознакомление с книгою
Обзор содержания книги
Предисловие и введение
Oглавление
Заключение книги
Просмотр книги

VI
Главные задачи проработки книги
Понимание книги
"Отработка" содержания книги
Продумывание книги
Оценка и критика книги

VII
Процесс чтения
Усвоение параграфа
"Схватывание" книги
Основное содержание книги
Чтение с проработкой
Чтение книг противоположного содержания
Коллективное чтение
Перечитывание важнейших книг

VIII
Вспомогательные средства чтения
Подчеркивание и отчеркивание
Выписки и выдержки
Увлечение карточками
Конспект
Свободный конспект
Журнал чтения
Указатель но вопросу

Заповеди читателя

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
ИЗДАТЕЛЬСТВО "КНИГА" 1978

Брошюра Сергея Иннокентьевича Поварнина (1870—1952) — крупного специалиста в области логики — знакомит читателя с приемами и навыками рационального, наиболее производительного чтения, с психологическими основами восприятия и усвоения текста.

Брошюра впервые была издана в 1924 году. Это одно из первых руководств по методике чтения. Как писал C.И. Пoварнин в предисловии к изданию 1924 года, — это "краткое введение в искусство чтения". Брошюра не потеряла своей ценности и в наши дни. Она с интересом будет прочитана современным читателем, особенно молодежью.

В основу настоящего издания положен текст, опубликованный в 1962 году Издательством Ленинградского государственного университета.